СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по экономике. 11 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по экономике. 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по экономике. 11 класс»

Конспект открытого урока по экономике. 11 класс


Тема урока: Основные типы фирм по российскому законодательству

Цель урока: рассмотреть основные типы организации частных фирм в рыночной экономике, находить организационные различия между существующими формами организации бизнеса.

Задачи урока:

Образовательные:

- создать условия для формирования у обучающихся предметных компетенций через формирование осознанного восприятия основных понятий темы;

- закрепить пройденный материал по теме «Что такое фирма и для чего она создается?», расширить знания учащихся об основных организационных формах бизнеса в России, систематизировать полученные на уроке знания;

- научить разбираться в том, какие бывают фирмы, давать основные характеристики таких форм организации бизнеса, как индивидуальное предпринимательство, ООО, АО; выделять преимущества и недостатки существующих форм организации бизнеса;

Развивающие:

- формировать культуру экономического мышления, современный взгляд на проблемы создания фирмы, развивать у учащихся предпринимательскую инициативу;

- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к урокам экономики, самостоятельно работать с источниками, расширять кругозор;

- развивать эмоциональную сферу учащихся, умение слушать товарища, навыки выступления перед аудиторией;

Воспитательные:

- создать условия для формирования у обучающихся социальных компетенций через формирование умений анализировать поведение индивидуальных предприятий и фирм в условиях рынка, личностных качеств через участие в обсуждении докладов и блиц-опросе;

- воспитывать исследовательскую культуру, интерес к самостоятельному изучению нового;

- воспитывать экономически грамотную личность, осуществлять профессиональную ориентацию выпускников;

- воспитывать ответственность, гражданственность.


Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.


Основные понятия: предприниматель, предпринимательство; фирма; виды фирм (индивидуальная, товарищество, акционерное общество); юридический адрес; уставный капитал; акции; привилегированные и обыкновенные акции; акционеры; дивиденды; прибыль; устав; учредительный договор.

Оборудование и методическое обеспечение урока: урок проводится в кабинете информатики, все компьютеры включены в локальную сеть; мультимедийный проектор, презентации, схемы, таблицы, учебник (Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. учрежд. - М.: Вита-Пресс, 2011. Рекомендован Министерством образования и науки РФ в качестве учебника)

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

Словесный (рассказ, беседа, чтение докладов, введение основных понятий урока, блиц-опрос);

Наглядный (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий);

Практический (выполнение упражнений, работа в тетрадях по оформлению конспекта, таблиц и схем).

2. По дидактическим целям:

Метод приобретения знаний.

3. По характеру учебной деятельности:

Частично-поисковый.

Приемы обучения: наблюдения, сравнения, аналогии, синтеза и анализа.


Ход занятия

1 этап. Организационный момент.

1.1. Приветствие; молитва перед учением; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка подготовленности кабинета к уроку; организация внимания.

1.2. Сообщение темы урока, целеполагание и мотивация.

Формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, обеспечение желания учащихся работать на учебном занятии.

2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап.

2.1. Актуализация прежних знаний.

Учитель:

Наша страна живет в условиях рыночной экономики, и все мы являемся участниками экономических отношений. Предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики. Изучая основы предпринимательства, вы должны разобраться в том, как устроен мир предпринимательства, какие основные субъекты функционируют в современной рыночной экономике.

Сегодня на уроке мы изучим тему «Основные типы фирм по российскому законодательству».

Учащиеся записывают название темы в тетрадь.

2.2. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:

1. Каковы условия создания успешного бизнеса?

2. Что такое фирма и каковы её основные характеристики? Зачем создаются фирмы?

3. Каковы основные характеристики индивидуального предпринимательства, общества с ограниченной ответственностью (ООО), открытого и закрытого акционерного общества (ОАО и ЗАО)?

4. Что необходимо для создания и закрытия фирмы?

5. В чем заключаются преимущества и недостатки различных организационных форм бизнеса в России?

6. Что такое уставный капитал и как он формируется?

Это лишь часть вопросов, на которые мы попытаемся сегодня дать ответ. В ходе рассмотрения темы будут представлены основные определения, которые мы изучим и запишем в ходе урока. Записи делать нужно обязательно, так как они вам пригодятся в дальнейшем.

3 этап: Операционно-познавательный этап.

3.1. Восприятие нового материала.

Учитель: Можно выделить 4 основных вида фирм:

1) индивидуальные фирмы;

2) товарищества;

3) общества;

4) акционерные общества.

Главное отличие между ними заключается в том, кто владеет фирмой, т.е. кому принадлежит право распоряжаться ею, получать от неё доход (прибыль), передавать её другим лицам (продавать, дарить, завещать). Фирмы почти однотипны во всех странах, но их названия, права и обязанности участников определяются законодательством каждой страны. В России они записаны в Гражданском кодексе РФ (в российском законодательстве фирмы называются «коммерческими организациями»).

Итак, рассмотрим что же такое фирма, зачем создаются фирмы и первый вид фирм –«Индивидуальные фирмы».

Двое учащихся представляют свой доклад «Понятие фирмы. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица» с демонстрацией презентации.

Учащиеся записывают определения, схемы, таблицы,

представленные в презентации (прилагается)

(Краткое содержание записей в тетради см. Приложение №1 к настоящему конспекту)

Учитель: Следующий доклад с презентацией, подготовленный вашими одноклассниками, - «Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Как открыть ООО». Они выступают, а вы продолжаете вести ваш конспект.

Учащиеся записывают определения, схемы, таблицы,

представленные в презентации (прилагается)

(Краткое содержание записей в тетради см. Приложение №2 к настоящему конспекту)


Учитель: А теперь с докладом «Акционерное общество» выступят и продемонстрируют свою презентацию еще двое учащихся.

Учащиеся записывают определения, схемы, таблицы,

представленные в презентации (прилагается)

(Краткое содержание записей в тетради см. Приложение №3 к настоящему конспекту)

3.2. Осмысление нового материала.

Учитель: Мы с вами прослушали все подготовленные ребятами доклады. Вы делали необходимые записи, а теперь в целях систематизации всего материала нужно внести соответствующую информацию в таблицу.

Достоинства и недостатки фирм

Вид фирмы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальная фирма

1. Легко создать.

2. Легко контролировать.

3. Обладает свободой действий.

4. Отличается меньшим регулированием со стороны государства

1. Трудно найти средства для расширения фирмы.

2. Фирма обладает меньшей стабильностью.

3. Владелец должен вести всю работу по управлению фирмой.

4. Владелец несет ответственность всем своим имуществом.

Общество

с ограниченной ответственностью

1. Можно создать одному учредителю.

2. Можно разделить работу по управлению. Управление обществом может осуществлять и не участник общества.

3. Легче собирать более крупные суммы денег для развития фирмы, чем в индивидуальной фирме.

4. Регулирование со стороны государства не особенно жесткое.

5. Учредители вносят вклады в уставный капитал общества и несут риск утраты в сумме своих вкладов.

1. Возможны конфликты между партнерами.

2. Смерть или выход из дела одного из партнеров требуют переоформления документов фирмы.

3. Для очень крупных проектов средства собрать достаточно трудно.



Акционерное общество (корпорация, компания)

1. Можно собирать огромный капитал путем продажи акций.

2. Ответственность акционеров минимальна.

3.Стабильность фирмы при смене ее совладельцев максимальна.

4. Есть возможность найма профессиональных менеджеров

1. Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций.

2. Работа с акционерами требует больших усилий (надо вести реестр акционеров, организовывать выплату дивидендов и т. д.).

3. Владельцы фирмы подлежат двойному обложению налогом (на прибыль фирмы и на личные доходы, сформированные из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль)


4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов).

4.1. Беседа по теме урока в форме блиц-опроса.

Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили материал, и проведем блиц-опрос. Ответивший на большее количество вопросов получит дополнительный балл к своей отметке.

1. Что такое предпринимательство?

2. Цель деятельности фирмы (получение максимальной прибыли; получение удовлетворительной прибыли; достижение роста продаж; выживание).

3. Для регистрации фирмы основные документы представляются в налоговую инспекцию №12 (ул. К.Маркса, 46) или в районную налоговую инспекцию?

4. В чем заключаются преимущества и недостатки различных организационных форм бизнеса в России?

5. Что такое уставный капитал и как он формируется?

6. Если в акционерном обществе участники могут продавать акции без согласия других акционеров, то такое акционерное общество называется. . .?

7. Чем отличаются привилегированные акции от обыкновенных?

8. Где можно купить акции? А где продать?

9. В чем основные преимущества акционерного общества?

10. Что необходимо для создания и закрытия фирмы?

11. Каких фирм в России больше: ИП, ООО или акционерные общества?

12. Какие российские акционерные общества вы знаете?

13. Что такое контрольный пакет акций? От чего он зависит?

14. Вы хотели бы стать предпринимателем?

15. Каким видом деятельности вы хотели бы заняться?

4.2. Подведение итогов работы класса в целом, выступивших докладчиков и активно работавших на уроке учащихся с комментариями.

5 этап: Формулирование домашнего задания.

Учитель:

Представьте, что вы хотите заняться предпринимательской деятельностью. Какой вид фирмы вы хотели бы основать?

Напишите дома сочинение-эссе на тему «Я хочу создать…».

Используйте для написания составленные на уроке конспекты и параграф «Зачем создаются фирмы» (см. Приложение №4 к настоящему конспекту) из учебника (Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. учрежд. - М.: Вита-Пресс, 2013).

ПРИЛОЖЕНИЯ

к конспекту открытого урока по экономике. 11 класс


Приложение № 1

Индивидуальный предприниматель (ИП)

(Краткое содержание записи в тетрадях учащихся)

1. Фирма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства.

2. Зачем создаются фирмы?

• С точки зрения покупателя...

• С точки зрения предпринимателя...

• С точки зрения экономиста...

3. Индивидуальный предприниматель (ИП) - физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

4. Документы, необходимые для ИП:

• Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

• Печать фирмы;

• Оплата государственной пошлины.

5. Преимущества ИП:

- упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса;

- свободное использование собственной выручки;

- не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

- упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности;

- упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.);

- заработанные деньги возможно свободно тратить без дополнительного налогообложения.

6. Недостатки ИП:

- отвечает по обязательствам своим имуществом;

- не может получать некоторые лицензии (например, на розничную торговлю алкоголем, некоторыми лекарствами или сильнодействующими ядами);

- согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с ИП;

- не подходит для совместного ведения бизнеса;

- требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора»;

- отчисления на социальное страхование идут только исходя из МРОТ, взятого на начало соответствующего года.

7. Что необходимо для закрытия ИП:

- погасить все задолженности, пени, штрафы, налоги и прочее;

- закрыть счет для расчетов в банке, который был заведен для ИП, и взять уведомление об этом для ФНС;

- сдать в налоговую инспекцию отчетные декларации;

- провести увольнение наемных работников и снять их с учета в ПФР (Пенсионном фонде России). Оплатить взносы и погасить задолженности в ПФР;

- заполнить заявление на прекращение деятельности по особой форме и нотариально ее заверить;

- оформить и оплатить квитанцию для внесения государственной пошлины на прекращение деятельности ИП в установленной сумме.



Приложение № 2

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Как открыть ООО

(Краткое содержание записи в тетрадях учащихся)

1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими юридическими или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли.

2. Необходимая информация для подготовки пакета документов:

Название;

Юридический адрес;

Количество учредителей и их паспортные данные;

Размер уставного капитала (минимум 10 000 руб.);

Распределение долей уставного капитала между учредителями;

Виды экономической деятельности ОКВЭД (чем будет заниматься фирма);

Генеральный директор (это может быть и не учредитель);

Система налогообложения.

3. Как открыть ООО:

Шаг 1. Подготовительный этап.

На этом этапе необходимо определиться с основными характеристиками, решить:

- зачем Вам нужно ООО,

- какую деятельность Вы будете вести,

- возможно, что Вам нужно не ООО, а выгоднее работать через ИП.

1. Выбор фирменного наименования.

Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает, что у юридического лица при регистрации должны быть указаны полное фирменное наименование с организационно-правовой формой, также могут быть указаны: сокращенное наименование, фирменное, наименование на языке народов РФ и наименование на иностранном языке

2. Выбор юридического адреса.

 Юридический адрес и фактический должны совпадать и соответствовать Уставу Общества.

Вам необходимо будет предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, по которому будет вестись деятельность. Если вы одновременно являетесь учредителем и руководителем (лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО), то можете зарегистрировать фирму на адрес постоянной регистрации (домашний адрес), это во многом зависит от налоговой и региона, где вы регистрируетесь.

3. Выбор основных кодов видов экономической деятельности (ОКВЭД).

В заявлении на регистрацию ООО Вам необходимо будет указать коды тех видов деятельности, которыми Вы намерены заниматься. Первый код, который Вы укажете в списке, будет основным.

4. Выбор формы налогообложения

На этапе создания фирмы надо ответственно подойти к выбору режима налогообложения. Это может быть общая система налогообложение (ОСН) с уплатой всех налогов или упрощенная система налогообложения (УСН), налог на вмененный доход. Существует также налогообложение в виде единого налога отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Шаг 2. Подготовка учредительных документов

1. При создании юридического лица для государственной регистрации в Межрайонную ИФНС представляются следующие документы:

• Устав ООО – оформляется в двух экземплярах.

• Квитанция из банка об уплате госпошлины.

• Решение единственного учредителя о создании ООО или Протокол собрания участников.

• Договор об учреждении (создании) ООО (если участников больше одного).

• Заявление о регистрации ООО по форме Р11001.

• Пакет документов, подтверждающих юридический адрес (гарантийное письмо, договор аренды, документы собственника).

2. Что указывают в решении и протоколе?

Фирменное наименование, адрес, решение об утверждении устава, размер уставного капитала, название единоличного исполнительного органа, лицо, которое назначается на должность руководителя, лицо, которое уполномочено представлять общество по вопросам регистрации.

3. Когда нужен договор?

Когда количество учредителей больше одного, договор составляется в письменной форме.

4. Устав общества.

Устав является учредительным документом общества. Он должен содержать права и обязанности общества, порядок и последствия выхода из состава участников, порядок перехода долей и иную информацию. Участники общества, а также их доли в тексте устава не указываются. Участники ставят свои подписи и их расшифровку лишь в конце устава, на последней странице.

Шаг 3. Заверка документов у нотариуса.

У нотариуса необходимо заверить подлинность подписи заявителя на Заявлении в налоговую инспекцию. Заявителем выступает Генеральный директор.

Шаг 4. Оплата государственной пошлины.

Оплата производится в любом из отделений Сбербанка по данным паспорта будущего генерального директора. Госпошлина не возвращается в случае отказа в регистрации, будьте внимательны, в документах не допускаются ошибки и опечатки!

Шаг 5. Регистрация в налоговой инспекции (ИФНС).

1. Документы в ИФНС подаются по предъявлению паспорта руководителя или доверенности от него. Срок рассмотрения заявления на регистрацию ООО - 6 дней, после чего можно получить готовый пакет документов в Едином центре регистрации. Документы должен получать Генеральный директор или доверенное лицо.

2. Какие документы вам должны выдать в инспекции?

• Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

• Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

• Выписку из ЕГРЮЛ.

Шаг 6. Изготовление печати

Печать предприятия должна содержать в себе:

• Полное фирменное название, обязательно на русском языке;

• Форма бизнеса (ООО, ЗАО, ОАО или государственная);

• Адрес местонахождения.

Шаг 7. Открытие расчетного счета в банке

1. ООО является юридическим лицом и может вести расчеты только по безналичному расчёту. Открыть расчетный счет можно в любом банке.

2. Необходимые документы для регистрации ООО:

  • Заявление о регистрации ООО по форме Р11001;

  • Договор о создании ООО (между физ. лицами);

  • Приказ о вступлении генерального директора в должность;

  • Протокол собрания учредителей о создании ООО;

  • Решение о создании ООО с одним учредителем;

• Устав ООО.

3. После представления всех необходимых документов банк открывает расчетный счет.


Приложение № 3

Открытое акционерное общество (ОАО)

(Краткое содержание записи в тетрадях учащихся)

1. Открытое акционерное общество — форма организации публичной компании; акционерное общество.

Основным отличием от закрытого акционерного общества является право акционеров отчуждать свои акции физическим или юридическим лицам без решения общего собрания акционеров.

Число акционеров открытого акционерного общества — не ограниченно.

Филиал ОАО «РЖД» — Юго-Восточная железная дорога (фото)

Филиал ОАО "Газпром газораспределение Воронеж"(фото)

2. Уставный капитал ОАО.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Минимальный уставный капитал 100 000 рублей. Уставный капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку.

Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества.

Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества. При внесении не денежного вклада для определения рыночной стоимости требуется оценка, производимая независимым оценщиком, и учредители, по соглашению между которыми оценивается имущество, вносимое в оплату акций, не могут оценить выше, чем оценил независимый оценщик

3. Цели создания ОАО.

Открытое акционерное общество создается с целью получения прибыли и может заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. При этом, для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии).

Срок деятельности — не ограничен, если иное не установлено Уставом общества.

4. Органы управления ОАО.

Высшим органом управления в ОАО является Общее собрание акционеров общества. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом (статья 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом.

5. Ответственность ОАО.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

6. Порядок распределения прибыли в ОАО.

Общество вправе раз в год принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям. Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, — иным имуществом. Решение о выплате годовых дивидендов, размере годового дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) принимается общим собранием акционеров.

7. Учредительный документ ОАО.

В Уставе общества должно быть указано:

• полное и сокращенное фирменное наименование общества;

• сведения о месте нахождения общества;

• тип общества (открытое или закрытое);

• количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

• права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

• сведения о структуре и компетенции органов управления общества и порядок принятия ими решений;

• порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления обществом квалифицированным большинством голосов или единогласно;

• сведения о филиалах и представительствах общества;

• сведения о размере дивиденда и (или) стоимость выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа;

• сведения о порядке конвертации привилегированных ценных бумаг.

8. Права и обязанности акционеров ОАО

Права акционеров - владельцев привилегированных акций (номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала акционерного общества):

право на получение дивидендов;

• если предусмотрено уставом общества - право на получение части имущества общества в случае его ликвидации;

• если предусмотрено уставом общества право требовать конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов;

право участия в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.

Права акционеров - владельцев обыкновенных акций:

участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции в порядке, установленном Законом;

право на получение дивидендов;

• в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества.

Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру её владельцу одинаковый объем прав.

Акционеры имеют право на доступ к документам общества, к таким, как договор о создании, устав, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, внутренние документы общества, годовые отчеты и другие в соответствии с п. 1 ст. 89 ФЗ "Об акционерных обществах". К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Акционеры вправе продать свои акции, однако другие акционеры пользуются преимущественным правом приобретения этих акций. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право приобретения акций самим обществом.

9. Что необходимо иметь для регистрации ОАО:

• Паспортные данные и ИНН (при его наличии) для физических лиц;

• Ксерокопии учредительных документов и сведения из ЕГРЮЛ для юридических лиц;

• Наименование создаваемого ОАО;

• Виды экономической деятельности;

• Адрес создаваемого ОАО;

• Систему налогообложения общества;

• Размер уставного капитала, порядок оплаты и его структуру;

• Паспортные данные руководителя ОАО и членов совета директоров ОАО.

10. Достоинства и недостатки ОАО:

Достоинства

Недостатки

1.Можно собирать огромный капитал путём продажи акций.

1. Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций.

2. Ответственность акционеров минимальна.

2. Работа с акционерами требует больших усилий (надо вести реестр акционеров, организовывать выплату дивидендов и т.д.).

3. Стабильность фирмы при смене её совладельцев максимальна.

3. Владельцы фирмы подлежат двойному обложению налогом (на прибыль фирмы и на личные доходы, сформированные из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль).

4. Есть возможность найма профессиональных менеджеров.



11. 10 крупнейших ОАО России

(РФ)

(мир)

ОАО

Город

Деятельность

Прибыль (млрд. $)

1.

15

Газпром

Москва

Нефть и газ

31,7

2.

65

Лукойл

Москва

Нефть и газ

10,4

3.

71

Роснефть

Москва

Нефть и газ

11,3

4.

90

Сбербанк

Москва

Банковское дело

6

5.

149

ТНК-ВР

Москва

Нефть и газ

9

6.

200

Сургутнефтегаз

Сургут

Нефть и газ

4,3

7.

255

Банк ВТБ

Москва

Банковское дело

1,9

8.

339

Норильский никель

Москва

Металлургия

3,3

9.

429

АФК Система

Москва

Телекоммуникации

0,9

10.

482

Русал

Москва

Металлургия

2,9


11. Что станет драйверами для российского рынка акций в 2014 году?

С точки зрения темпов роста бизнеса фаворитами среди российских акций являются "Магнит" (локальные акции), Mail.ru, EDC и LSR.

С точки зрения же дивидендной доходности аналитики выделяют "Газпром", "Норильский никель", "Сургунефтегаз", МТС (локальные акции) и "Мегафон".


Стоимость 1 акции крупнейших компаний России

по состоянию на 12.02.2014 г.

Название эмитента

Стоимость 1 акции, руб.

ВТБ, акция об.

0,0466

Сургутнефтегаз, акция привилег.

25,51

Сургутнефтегаз, акция обыкн.

27,62

Ростелеком, акция привилег.

73,79

Сбербанк России ОАО, акция привилег.

80,25

Сбербанк России ОАО, акция обыкн.

96,84

Ростелеком, акция обыкновенная

112,8

Газпром нефть, акция обыкновенная

147,47

Газпром, акция обыкновенная

148,47

Роснефть, акция обыкновенная

248,35

МТС акция обыкновенная

303,1

Лукойл, акция обыкновенная

2 028,20

ГМК Норильский никель, акция об.

5 593,00



Приложение № 4

Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс:

Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. учрежд. - М.: Вита-Пресс, 2011.


Зачем создаются фирмы

Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем.

Мы уже выяснили, что фирма — это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма — организация, обладающая следующими признаками:

  1. создана для производства товаров или услуг;

  2. покупает или арендует факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ;

  3. свои товары или услуги продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;

  4. ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

Если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась — производством самолетов, строительством садовых домиков или продажей цветов, — это фирма.

Фирма — коммерческая организация, приобретающая (и арендующая) факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.


Рис. 10-1. Виды фирм по российскому законодательству

Ответ на вопрос: «Зачем создаются фирмы?» — зависит от того, кто его задает: покупатель, предприниматель или экономист.

С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставлять на рынок пользующиеся спросом блага. Следовательно, фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды, в том числе просто удовольствие от успешного решения новой творческой задачи по созданию хорошо работающего бизнеса. Вот что говорит об этом известный российский предприниматель Владимир Мельников, владелец и управляющий компании «Глория Джине» с годовым объемом продаж 75 млн. долл.: «Предприниматель, в отличие от собственника, не строит бизнес с тем расчетом, чтобы увидеть результаты своего труда, — это невозможно в принципе. Он строит, и когда заканчивает очередной этап, его горизонты все время раздвигаются.

Предприниматель все время нацелен на развитие, это состояние. Вот смотрите: собственник потому так и называется, что оперирует своей собственностью, боясь ее растерять. А предприниматель не только не терять, но и развиваться умеет. У него нет собственности, он знает, что ему не принадлежит ничего — все временно. Вот менеджер, третье звено, знает «как». А предприниматель знает «куда» и собирает вокруг себя людей, знающих, «как» идти».

Предприниматель — человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесет ему прибыль.

Решить эту задачу успешно удается далеко не каждому предпринимателю. Большинство предпринимательских начинаний (порядка 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только не становятся богаче, но теряют все или почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

  1. какие товары или услуги производить;

  2. в каком объеме их производить;

  3. какую технологию использовать для производства;

  4. какие факторы производства (ресурсы) приобретать для производства и в каком объеме;

  5. как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;

  6. как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;

  7. как продвигать свои товары на рынок;

  8. по какой цене предлагать товары к продаже и т.д.

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие (менеджеры) решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточную не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцами прибыли.

Такова логика деятельности фирм в рыночной экономике (независимо от того, являются ли они частными или государственными). В командной системе нет фирм, принадлежащих частным лицам: здесь существуют только государственные предприятия, все аспекты деятельности которых предопределяются заданиями Госплана или министерств. Выполнение этих заданий становится главной целью предприятия (именно за это поощряются и руководство предприятия, и его персонал), а прибыль превращается в нечто сугубо второстепенное.

Но именно прибыль — наиболее естественный источник средств для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Если предприятия работают без прибыли, значит, хозяйство страны лишается средств для своего развития, и эти средства приходится заменять эмиссией ничем не обеспеченных, «пустых» денег, что неизбежно оборачивается инфляцией.

С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, комбинируя (соединяя) факторы производства, решают задачи производства более эффективно, чем отдельный человек. Это связано с тем, что только в рамках фирмы можно задействовать весь набор факторов повышения производительности труда, а именно:

  1. повышение технического уровня производства;

  2. совершенствование управления, организации производства и труда;

  3. изменение объема и структуры производства товаров в пользу тех, увеличение выпуска которых дает наибольший прирост производительности;

  4. обучение персонала более совершенным методам осуществления трудовой деятельности.

Кроме того, производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм — только на основе индивидуального производства и рыночной торговли — невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.

Итак, фирмы создаются, чтобы:

  1. рационально соединять факторы производства при создании нужных людям благ;

  2. зарабатывать своим владельцам прибыль.

Закон допускает создание в России самых различных форм коммерческих организаций. Основные из них, а также круг их возможных участников или вкладчиков, представлены на рис. 10-1. Кроме показанных на этом рисунке форм, в Российской Федерации возможно также создание производственных кооперативов и государственных либо муниципальных унитарных предприятий. Наконец, в некоторых сферах деятельности возможно создание некоммерческих организаций (например, потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций). Остановимся на краткой характеристике отдельных форм коммерческих организаций.

Самая простая, древняя и распространенная форма хозяйственной организации — индивидуальная (частная) фирма. В российском законодательстве она теперь именуется предпринимателем без образования юридического лица.

Создатель такой фирмы — ее единоличный и полновластный хозяин. Ему никто не может указывать, что он должен делать, и он ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью.

Чистая прибыль — часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Индивидуальные фирмы обычно малы по размерам, так как им не по силам собрать те денежные средства, без которых невозможно создание крупного бизнеса. Действуют такие фирмы чаще всего в сфере торговли и обслуживания, там, где капитал фирмы может быть относительно невелик.

Индивидуальные фирмы и самые недолговечные. Ведь такой фирме особенно трудно выкраивать прибыль на развитие. Как правило, это приходится делать за счет прибыли, которая должна была служить доходом ее владельца и обеспечивать его семье хотя бы прожиточный минимум. А если доход невелик, то для содержания своей семьи хозяин вынужден забирать деньги из дела, что быстро приводит к банкротству. Вот почему индивидуальные фирмы, создаваемые обычно в огромном количестве, по большей части существуют лишь год-два.

Чтобы разрешить проблему нехватки денег для создания крупных коммерческих предприятий, а также улучшить управляемость фирмой за счет разделения связанных с этим обязанностей, предприниматели освоили еще один вид хозяйственной организации — хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитное).

В полном товариществе его участники:

  • занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества;

  • несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;

  • управляют деятельностью товарищества по общему согласию;

  • распределяют между собой прибыль и убытки пропорционально доле каждого в общем (складочном) капитале товарищества.

В товариществе на вере некоторые участники-вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков в пределах сумм внесенных вкладов и не участвуют в предпринимательской деятельности или управлении ею.

Хозяйственные товарищества и индивидуальные фирмы долго были основной формой коммерческих организаций. Но со временем развитие производства потребовало создания таких крупных фирм, что собрать средства для них в рамках прежних форм стало крайне трудно. Тогда предприниматели сделали следующий шаг: организовали хозяйственные общества в форме акционерных (открытых и закрытых) с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Такая форма хозяйственной организации представляет собой объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума. Участники передают имущество в собственность юридического лица и несут риск утраты в сумме своих вкладов.

Рождение акционерных компаний сыграло огромную роль в экономическом прогрессе человечества, резко расширив его возможности. Без огромных АО не удалось бы создать многие современные отрасли, изменившие в XIX-XX вв. образ жизни людей (машиностроение, химическую промышленность, авиационный транспорт и т. д.).

Таким образом, у каждого типа фирм есть свои достоинства и недостатки. Их сводный обзор содержит табл. 10-1.

Таблица 10-1

Вид фирмы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальная фирма

  1. Легко создать.

  2. Легко контролировать.

  3. Обладает свободой действий.

  4. Отличается меньшим регулированием со стороны государства

  1. Трудно найти средства для расширения фирмы.

  2. Фирма обладает меньшей стабильностью.

  3. Владелец должен вести всю работу по управлению фирмой

Товарищество

  1. Легко создать.

  2. Можно разделить работу по управлению.

  3. Легче собирать более крупные суммы денег для развития фирмы, чем в индивидуальной фирме.

  4. Регулирование со стороны государства не особенно жесткое.

  1. Возможны конфликты между партнерами.

  2. Смерть или выход из дела одного из партнеров требуют переоформления документов фирмы.

  3. Полные товарищи несут ответственность имуществом.

  4. Для крупных проектов средства собрать крайне трудно

Акционерное общество (корпорация, компания)

  1. Можно собирать огромный капитал путем продажи акций.

  2. Ответственность акционеров минимальна.

  3. Стабильность фирмы при смене ее совладельцев максимальна.

  4. Есть возможность найма профессиональных менеджеров

  1. Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций.

  2. Работа с акционерами требует больших усилий (надо вести реестр акционеров, организовывать выплату дивидендов и т. д.).

  3. Владельцы фирмы подлежат двойному обложению налогом (на прибыль фирмы и на личные доходы, сформированные из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль)

Причины возникновения и сосуществования различных типов фирм обобщенно показывает рис. 10-2. На нем все типы хозяйственных (коммерческих) организаций размещены относительно двух осей. По одной — уровень возможностей для отдельного человека влиять на деятельность фирмы. По другой — возможности привлечения денежных средств для развития фирмы.

 
Рис. 10-2. Экономические различия между типами фирм

Как легко заметить, наибольшую свободу действий индивидуальному предпринимателю (владельцу) дает общество с ограниченной ответственностью. Но у такой фирмы и минимальные возможности для привлечения денег.

В какой бы форме ни создавалась хозяйственная организация, это всегда рисковое предприятие. Оно может обогатить своих зачинателей, но может и лишить их не только всех сбережений, но и здоровья, подорванного колоссальной нервной нагрузкой, необходимой для ведения дел. И хотя любая фирма — частное дело ее владельцев, успех этого дела вовсе не безразличен для общества в целом. От устойчивости и процветания фирм в любой стране зависит слишком многое: и насыщенность рынка, и уровень цен на товары, и возможности занятости, и многое другое.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!