СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока на конкурсе Учитель года 2024

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на конкурсе Учитель года 2024»

Технологическая карта урока географии по теме: «Ориентирование на местности». 5 класс к параграфу 9 , учебника линии А.И. Алексеева

Учитель Мамонова Е.Д.


Ориентирование. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Сколько нового и интересного предстоит узнать пятиклассника на уроке географии. Часто возникает вопрос, в каком формате, с помощью каких учебных инструментов учащихся познакомить с этим понятийным аппаратом.

В моей практике данная тема вызывает интерес у учеников, но различные технические проблемы не позволяют выполнить задания без ошибок (например, незнание сторон горизонта, умение ориентироваться по компасу и т.д). Для решения данных проблем мною был разработан урок в интересной и познавательной форме «Ориентирование на местности». В основу которого легла мной разработанная технологическая карта и практические задания.


Предмет

География 5 класс

Тема урока

Ориентирование на местности. Стороны горизонта.

Цель урока

Сформировать у учащихся умение ориентироваться по плану и на местности.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные

понятия

Ориентирование. Стороны горизонта. Компас. Азимут.

Межпредме

тные связи

Математика, природоведение, история.

Оборудован ие

Топографический план местности, компасы, учебники, ноутбук,презентация.

Планируем ые

результаты

Предметные:

  • определять стороны горизонта;

  • ориентироваться по компасу на плане и местности;

  • понимать роль ориентирования для человека.

Метапредметные:

  • высказывать предположения на основе учебного материала;

  • устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;

  • слушать и понимать речь других;

  • находить и анализировать

информацию;

  • работать по плану; осуществлять

самоконтроль.

Личностные:

- овладение

географическими

знаниями и умениями их применять в различных жизненных ситуациях.

Этапы урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие

.

Мотивацион ный этап.






Постановка учебной задачи.

Целеполага ние.


Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л).


Формулирование темы и цели урока (П).


Осознание цели урока (М)

Урок начинается с приветствия учащихся:

  • Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Скажите мне, с хорошим настроением вы пришли на урок. Если да, то покажите класс, если нет то класс перевернут, а если не знаете , то рукой в разные стороны)


  • Представляю Вашему вниманию фрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья»
    - Отрывок из данного мультика поможет нам определить тему нашего урока.

- Есть ещё одна подсказка для любителей ребусов, обратите внимание.

  • Как Вы думаете , как будет называться наша тема?


Ориентирование на местности


  • Какова цель урока?

Уметь определять своё местоположение на местности в пространстве.

  • Какие задачи?

  1. С помощью чего ориентироваться?

  2. В какое время суток ориентироваться?


Ученики приветствуют учителя, показывают

«смайлики» настроения.










Учащиеся предполагают, что умению найти нужное направление.

Самостоятельно

формулируют т

ему (записывают в тетрадь) Формулируют цель, задачи урока.










Если возникут затруднения, то сказать «давайте сформулируем более научно»


Этап актуализаци и знаний











Высказывание суждений,

подтверждая и фактами (М)

  • Какие способы ориентирования вы знаете?

(на доске создает схему, со слов детей)





  • С помощью чего мы можем ориентироваться ночью и днём ?

  • Ребята, какие , Вы молодцы!

Дают ответ, используя  личный опыт и знания из природоведения (ориентироваться по Солнцу, по звездам, по мху, по муравейнику …).

(Сразу вешаю ,как схему днём и ночью)

По    Полярной звезде, Луне.

Выявление затруднения

.











Разработка проекта выхода из ситуации.

Формирование уважительного

отношения к иному мнению (Л)


Смысловое чтение и извлечение необходимой

информации (М)



Формирование устойчивого познавательного интереса (Л) Понимание необходимости умения правильно определять стороны горизонта (П)

  • Так что же такое

«ориентирование»?

  • Сравните свой ответ с определением в учебнике на с. 44



- Так же для ориентирования на местности нужно знать, что такое Азимут

- Азимут позволяет определить направление на объект по отношению к северу. Его отсчитывают по направлению часовой стрелки от направления на север.

(рис.)


- Я вам предлагаю сделать задания на листочках.

1. На рисунке изобразить стороны горизонта.

2. Определите по компасу азимуты на предметы.








Высказывают суждения.



Называют стороны горизонта.



Основной этап.

Открытие нового знания.






















Применение новых знаний.

Работать по плану, инструкции;

  • осуществлять самоконтроль (М)


Формирование устойчивого познавательного интереса,

  • самоопределение, самосознание (Л)










Анализ объекта с целью выделения признаков,

-определение основной

информации (М)


Формирование уважительного

отношения к иному мнению (Л)


Смысловое чтение и извлечение необходимой

информации (М)

- Какие Вы молодцы.


  • Вы хорошо потрудились, давайте отдохнем.

Физминутка.



- Молодцы, все внимательные. А теперь глубоко вздохните и выдохните. Можно приступать к работе.


  • А, Вы знаете , что есть такой волшебный прибор, с помощью которого можно ориентироваться. если Вы отгадаете загадку, то Вы его узнаете.


Мне везде найти дорогу,

Помогает верный друг.

Точно он всегда покажет:

Это-север, это-юг.

(Компас)


РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Компас-это прибор, с виду очень похожий на часы. Но в отличие от часов его стрелка всегда показывает направление в одно сторону. Наиболее сильная линия магнитного поля пролегает недалеко от Северного Полюса. Поэтому магнитная стрелка всегда указывает на север.


Компасы бываю разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным капитаном Петром Адриановым.


- Где используется компас, как Вы думаете?


Компасы используют военные, геодезисты, моряки, также в новигации.


- Мы Знаем что такое ориентир, азимут, компас.

- А как это всё отразить на бумаге? Как это называется?

Подсказка есть в нашем учебнике на с. 45. Давайте найдём.

- Ребята , скажите, а для чего человеку план местности?


  • Для решения более сложных задач используют топографические карты, аэрофотоснимки и космические снимки.



Дают определения.



Самостоятельная работа по группам с компасом и инструкцией по его применению.






Дети поворачиваются в названную сторону.



Учащиеся определяют по компасу, в какой стороне находятся указанные объекты.

Выполняя задание, выявляют противоречие – ответы не совпадают.

Обсуждают и

высказывают предположения.

Работают с текстом, выписывают определение, делают рисунок в тетрадь. Отвечают.


Первичное закрепление

.


Работа с планом местности.

  • Давайте выполним задание в учебнике на

с. 46 № 8.


  • Давайте проверим ответы.

Работают с заданиями на определение направлений, азимута на плане.

Проверяют правильность своих ответов.


Самостояте льная

Контроль и оценка процесса и

Индивидуальная работа (с взаимопроверкой).

Выполняют задания, применяя полученные


Заключител ьный этап (рефлексия, подведение итогов, оценивание)

Ценностное отношение к изучаемой теме (Л) Умение систематизировать знания по теме (П)


Умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной

деятельности (Л).

  • Нужны ли в жизни человеку умения ориентироваться?

  • Для чего нужно уметь ориентироваться?

  • Какими способами можно ориентироваться на местности?


В завершении, я Вам предлагаю ответить на 5 коротких вопросов.

  1. Самый надёжный способ ориентирования

А. компас Б. Солнце

2. Полярная звезда показывает путнику, где

А. юг б. север.

3. Азимут считают

А. По часовой стрелки Б.Против часовой стрелки.


4. В какое время года лучше ориентироваться по солнцу

А. зимой б. летом

5. Какая сторона горизонта противоположна к западу.

А. Восток Б. юг

Покажите если понравился урок класс, если нет – переверный класс, если и да и нет , то рукой в разные стороны.




Вспоминают понятия урока, демонстрируют знания и умения.

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.


Демонстрируют свое настроение.


Домашнее задание.


д/з §12, Придумать задание на определение сторон горизонта, азимута.

Записывают домашнее задание в тетрадь. Учитель в школьный портал


    1. Ориентирование по местным признакам

Ребята, как можно определить стороны горизонта по местным признакам? (По мху, солнцу, звездам)

Ориентирование по солнцу (наших широтах): в 7 часов утра солнце на востоке; В 10 часов утра солнце стоит на юго- востоке;

В 13 часов на юге;

В 16 часов на юго-западе; В 19 часов на западе.


    1. Ориентирование по полярной звезде

Найти ковш «Большая медведица из 7 ярких звезд. Рядом созвездие поменьше. Там найти самую крупную звезду. Это Полярная звезда, которая всегда смотрит строго на север


    1. Лесные ориентиры

Обучающиеся отвечают по картинкам презентации

      • С северной стороны деревья, камни обильнее покрыты лишайниками, грибками

      • У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны

      • Муравейники располагаются с южной стороны деревьев; южный скат муравейника пологий, а северный –крутой

      • Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.

      • Снег быстрее подтаивает на южных склонах























Маршрутный лист


Имя


Цель: Уметь определять своё местоположение на местности в пространстве.




Задачи:

  1. С помощью чего ориентироваться?

  2. В какое время суток ориентироваться?

  3. Что значит ориентирование в нашей жизни?




  1. Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!