СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Однородные члены предложения" для учителей на районном МО

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Тема урока: Предложения с однородными членами

Цель урока – повторение изученного о предложениях с однородными членами.

Задачи урока:
1. Повторить теоретические сведения об однородных членах, закрепить умения определения однородных членов предложения.

2. Правильно произносить предложения с однородными членами, определять их роль в предложении , правильно составлять схемы предложений с однородными членами.
3. Быть внимательными к родному языку.

Тип урока – обобщение и систематизирование изученного материала.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.

2. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.

3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

4. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.

5. Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку.

Метапредметные:

умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;

умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;

умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.


Личностные:

- Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.


- Развитие критического мышления, орфографической и пунктуационной зоркости.


Оборудование урока:

Раздаточный материал, учебники.

Формы организации деятельности:

- фронтальная работа;

работа в парах;

Работа в группе

- индивидуальная самостоятельная работа



Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация обучающихся.

1.Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко. (записать на доске)

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы - как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

- Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

2. Запишем число, классная работа

3. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Александра Ивановича Куприна. Прочитаем их (Репина Софья)

Русский язык в умелых руках и

в опытных устах красив,

певуч, выразителен, гибок,

послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

- Произведём синтаксический разбор предложения. Чем осложнено предложение? (Однородными членами предложения)

2.-Определите тему урока (Предложения с однородными членами). Запишем тему урока

Приём «Фантазёр»

– Назовите случаи применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Написание сочинений, написание изложений, при сдачи экзаменов и т.д)…………

 – Вот видите, как важно изучение этой темы!

Сегодня наш урок будет последним в изучении этой темы. – Какую цель мы перед собой поставим сегодня? Ответы учащихся. Повторение , обобщение и систематизация изученного об однородных членах предложения»)

Каким образом мы будем достигать нашу цель? (т.е. задачи)

Задачи урока:
1. Повторить изученное по теме, отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами.

2. Совершенствовать устную и письменную речь учащихся, умение правильно излагать мысли, составлять схемы предложений с однородными членами; находить однородные члены предложения в тексте, определять их роль.

3.Способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения русского языка

1.Обобщение учителя

- Сегодня мы с вами повторим, обобщим и закрепим все, что касается темы «Однородные члены предложения». Каждый из вас работает за себя, и за каждый правильный ответ вы будете выставлять себе баллы в оценочный лист. В конце нашего учебного занятия вы сами поставите себе отметки.

Актуализация знаний

1)Блиц-опрос.

- Чтобы успешно работать над темой, необходимо знать теоретические сведения. 1)Давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными?

Члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом в предложении; отвечают на один и тот же вопрос от него, соединяются интонацией и сочинительными союзами, образуют сочинительное сочетание слов

2)-Сколько рядов однородных членов содержится в высказывании? ( 2 ряда)

-Какие однородные члены имеются в эпиграфе? (Однородные сказуемые, однородные дополнения со значением обстоятельства.)

3)- Как связаны однородные члены предложения в высказывании А.И. Куприна? ( Однородные члены предложения соединяются интонационно и с помощью одиночного союза и)

4) –Ребята, как вы думаете, а почему А.И. Куприн употребил такие виды связи между однородными членами? (Бессоюзное соединение говорит о незаконченности, о неисчерпанности перечисляемого ряда в умелых руках, а союз и, соединяющий два последних однородных члена, придаёт перечислению законченность)

5)-В роли каких художественных средств выразительности используются однородные члены предложения? (В роли эпитетов)

6)Как вы понимаете смысл высказывания? В высказывании говорится о качествах русского языка, которые могут проявиться только у людей, образованных и любящих свой родной язык

певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.(Красив – правильным произношением, певуч –благодаря чередованию согласных и гласных звуков создаётся ритм, выразительность, гибок- многое можно высказать с помощью слов и выражений



6– максимальное количество баллов, сколько правильных ответов, столько и баллов

3.Применение знаний и умений в новой ситуации

-А теперь, ребята, теоретические знания подтвердите на практике

Работа в парах.

Задание 1.Прочитайте текст, выполните задания

(1)Земля родная. (2)Во все времена года привлекает она неповторимой красотой своей. (3)Всегда на ней легко и спокойно.
(4)И весной, когда шумят по оврагам полые воды, летят над головой косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на по­лях всходы, чудесна родная земля.
(5)И в пору жаркого лета прекрасна она, когда можно пройтись босиком по мягкой душистой траве, подышать ароматами подсыхающего сена и душистого донника.
(6)А в июльские дни случается удивительное: начинают ходить по полям беззвучные зарницы, вспыхивает и гаснет над поспевающими хлебами розоватое яркое пламя. (7)Недели через две после зарниц вовсю разворачивается на русском по­ле жатва, и пекут каравай из зерна нового урожая, и торже­ственно преподносят его отличившимся комбайнерам…
(8)Тут вскоре сады поспевают, и уж другими красками, другими запахами манит нас родная земля. (9)Леса задумчиво вспыхивают золотом, изумрудно играют озими на лёгких осенних морозцах.
(10)И вот уж легла на поля первая пороша, петли заячь­их следов повели к стогам, из полыньи на речке, где берут во­ду для бани, целый день идёт пар…
(11)Всегда хороша она, земля родная. (12)Она ведь не только плодородная нива. (13)Она — Родина наша, Отчизна.

Донник – ценные кормовые растения, хорошие медоносы.

Летние зарницы – красивое и необычное зрелище, которое нередко можно наблюдать на вечернем или ночном небосклоне.

Нива — большое поле, возделанное и засеянное, целенаправленно обработанное человеком

1. Среди предложений 3-5 найдите предложения, в кото­рых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.(3,5)

2. Среди предложений 11-13 найдите простое предложение с однородными сказуемыми, связанными интонацией пе­речисления. Напишите номер этого предложения.(13)

Дополнительный вопрос: В 6 предложении назовите определения к слову пламя.(Розоватое яркое) Будут ли они являться однородными определениями? (Нет –эти определения неоднородные, потому что характеризую предмет с разных сторон-по цвету и внешнему виду, поэтому между ними запятая не ставится)

Оценивание: 1 балл

Задание 2. Обратите внимание на предложения, записанные на доске. Подумайте, что нужно сделать с ними? Придумайте задание(Чертят схемы к предложениям в паре по 3 предложения)(Один ученик у доски – любые 3)

1


Радостью, счастьем, надеждой – всем поделись со своим другом.


2

Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.


3

Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.


4.

Музыка может быть тихой и громкой, медленной и быстрой.


5.

Надо и знать, и любить, и беречь свою землю.


6.

В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие.


7.

Везде: на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.


8.

Ягодка красна, да на вкус горька.


9.

На следующее утро мне пришлось встать ни свет ни заря.


Вывод:

Дополнительные вопросы:

1)-В каких случаях между однородными членами ставятся знаки препинания?


При повторяющихся соединительных союзах: и, да (= и),тоже, также

и – и; ни – ни и разделительных союзах: или, либо

то – то; не то – не то; либо – либо, то ли – то ли

Перед одиночным противительным союзом. А, но, да (= но), однако, же, зато

При попарном соединении.

Перед второй частью двойного союза: как…так и; не так…как; не только…но и; не столько…сколько; настолько…насколько; хотя и…но; если не…то … не только – но и;  как так – и

При бессоюзном соединении.

2)-Когда между однородными членами не ставятся знаки препинания?

При одиночном соединительном или разделительном союзе.

Во фразеологическом обороте.

Неоднородные определения.

3)- Какое слово мы можем встретить при однородных членах предложения?


(Обобщающее слово)


4 –Какие слова мы называем обобщающими?


(Обобщающие слова обозначают какое – либо широкое понятие, отвечают на один и тот же вопрос, являются теми же членами предложения, что и однородные члены).

За каждый правильный ответ – 1 б. (максимальное количество – 3 балла)+1 балл за каждый правильный ответ( всего – 7 баллов)

- Молодцы! С заданием справились успешно. Пришло время отдохнуть. Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Встаньте, пожалуйста.

А) закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;

б) откройте глаза, посмотрите вперёд, влево, затем – вправо;

в) опустите голову, резко посмотрите вниз;

г) поднимите голову, резко посмотрите вверх;

д) делайте вращательные движения глаз;

- Садитесь. Продолжаем работу.


5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Задание 3.

Самостоятельная индивидуальная работа (дифференцированная)

Оцените свои возможности и выберите, задание, которое будете выполнять: А или Б. Прочитайте текст. Знаки препинания не расставлены.

Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

А.С. Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.

Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы , романсы.

А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

За каждый правильный ответ – 1 б.

Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

За каждый правильный ответ – 2 б.

Задание 4.Работа в группе

1.Сжатый пересказ. Задание: передать содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которым должно быть обобщающее слово.

В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили и собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.(И.Соколов-Микитов)

В начале лета появилось много цветов: лиловые колокольчики, иван – чай, душистые ночные фиалки.

Задание 5

Работа над ошибками

1) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

2) Газета обратилась с призывом к молодежи и к девушкам города Астрахани.

Прочитайте П.

Соединяет ли союз И однородные члены предложения?

Что в этих предложениях неверно?

1) Чего требовали жильцы? (Требовали и ликвидации неполадок, и проведения ремонта, а не ликвидации ремонта)

2) В этом предложении говорится, что молодежь – это не девушки, и наоборот: девушки не входят в состав молодежи

 ВЫВОД: чтобы избежать путаницы при употреблении однородных членов предложения необходимо определить логическую связь между отдельными однородными членами.

За каждый правильный ответ – 1 б. ( Максимальное количество 2 балла)

Задание 6.Вам необходимо найти грамматическую ошибку и сделать вывод.

1)Император был смелым, решительным, но иногда жестокий.

(однородные прилагательные, являющиеся именной частью составного сказуемого, должны иметь одинаковую форму)

2)Слова судьи завораживали силой, пугают строгостью.

(однородные сказуемые должны стоять в одном времени)

3)Мы были в кино, парке и стадионе.

(Нельзя опускать разные предлоги при перечислении однородных членов предложения.)

4) Меня не только интересуют повести, но и стихи.

(Нарушение порядка слов при использовании составного союза не только – но и.)

- О чём нас заставляет помнить это задание?

За правильный ответ по 1 баллу, максимальное количество -4 балла

Задание 7 .Творческая работа. ( Индивидуальное задание)

Задание: изменить 2-е предложение так, чтобы богатство осенних красок чувствовалось в нем сильнее. Как это сделать? (т.е. соединить однородные члены предложения повторяющимся союзом И).

Необыкновенным богатством осенних красок славится осина. Листья этого скромного деревца могут быть багряными, алыми, лимонными, черными, серыми, даже белыми.

(По Н.Надеждиной.)

За правильный ответ – 1 б

Выразительно прочитайте высказывание А.Н. Толстого



1.Всякую национальную культуру фашизм стремился разгромить, уничтожить, стереть саму память о ней. (А.Н.Толстой).



Выполните задания:

-Определите однородные члены в высказывании. Как располагаются однородные сказуемые в зависимости от значения? Согласны ли вы с тем, что каждое последующее значение сказуемого усиливает предыдущее.
- Какой стилистический приём использован? (Градация)
- С какой целью автор использует данный прием? (Чтобы воссоздать действие в развитии  Благодаря Г. Происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи
 
Кто правильно определил градацию – 2 балла

Определите правильный ответ в тестах

Задание 4. Тест (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):

а) С улицы раздались крики и гул машин.

Б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.

В) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

Г) Погода была пасмурная и дождливая.

2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):

а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.

Б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.

В) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

Г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.


3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):

а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.

Б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

В) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.

Г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

А) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

Б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

В) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.

Взаимопроверка (проверяем друг у друга и ставим оценку)

1-в,2-г,3-б,4 –в

1 балл за каждый правильный ответ

Обобщим то, что повторили, в виде игры

Игра «Согласен – не согласен».

Перед вами – таблица с надписью: «Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или «нет».

Согласен – не согласен

Утверждения

«Да» или «нет»

1.

Однородные члены предложения связаны подчинительной связью

нет

2.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

да

3.

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

нет

4.

Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая

нет

5.

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены

да

6.

Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.

– Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую

нет

Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ. Итого: 6 баллов.

_- Какую роль играют однородные члены в предложении?


Вывод: однородные члены предложения, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее точной, ясной, выразительной. И роль их в устной и письменной речи исключительно разнообразна .


Оцените свои знания знаком «+» или «-»

Итог моей работы

Тема

«+» или «-»

Хорошо знаю признаки однородных членов предложения


Могу начертить схему предложения с однородными членами


Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом


Могу отличить однородные и неоднородные определения.


Проверяем.



1.Посчитайте баллы.


2.Поставьте себе оценки по следующим критериям (указаны в оценочном листе):


19 - 23 баллов - «3»

24 – 31 баллов – «4»

32-37 баллов – «5»



- Поднимите руки те, кто получил «5». Кто получил «4»? Молодцы, ребята. А «3» - это сигнал о том, что где-то вы не доработали.

Итог урока: Достигли мы цели урока? Справились с задачами урока?

Дифференцированное домашнее задание.

Упр. 294

На»3» - расставить знаки препинания

На «4»- расставить знаки препинания, определить тип речи и стиль текста, озаглавить текст

На «5»- расставить знаки препинания, определить тип речи и стиль текста, начертить схемы предложений с однородными членами.

Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»

Этап урока 6. Рефлексия.


Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Уверен в своих знаниях.

2. Скучно

2. Устал


2. Нужно повторить некоторые правила.

3. Безразлично

3. Помогал другим.

3. Понял, что плохо усвоил тему.

Спасибо за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!