СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Обобщение по теме "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Обобщение по теме "Причастие"»

Открытый урок с применением функциональной грамотности по теме «Обобщение по теме причастие» 7 класс с использованием ИКТ


Тема:«Обобщение по теме «Причастие»

Цель:Диагностика усвоения темы «Причастие».

Оборудование: экран, компьютер, проектор, учебник

Задачи: (слайд 1)

- Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.

- Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.

- Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Ход урока.

1.Установление контакта с учащимися: «Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули».  Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо (слайд 2)

2. Отгадайте загадку(слайд 3)

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

О чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о причастии. А эта тема новая для вас? А что мы будем делать сегодня?

Запишите тему урока: «Обобщение по теме «Причастие».

Подумайте, что мы должны сегодня сделать на уроке? (учащиеся формулируют цель).

3.Предлагаю вам игру «Верно ли, что…» (слайд 4)

-причастие изменяемая часть речи?

- причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

-причастия не связаны с глаголом?

-у причастия нет будущего времени?

-у причастий не может быть краткой формы?

-у причастия нет зависимых слов?

-правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

-причастие в предложении выполняет роль определения?

-причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

-знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

4.Угадай причастие(слайд 5)

  1. Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.

  2. Приставка – как у слова улетевший.

  3. Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.

  4. Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. падежа, женского рода.5

5.Распределительный диктант(слайд 6)

1) повторение алгоритма написания н и нн в причастиях.

2) написание распределительного диктанта по вариантам.

Жареный картофель, поджаренная рыба, черченный мной график, квашеная капуста, моченые яблоки, вяленая рыба, выточенная игрушка, сушенная на чердаке черемуха, топленое молок,  решенная задача.

3) взаимопроверка.Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание у своих одноклассников.

6. Творческое задание: работа в парах (слайд 7)

  1. Повторение алгоритма «Не слитно и раздельно с причастиями».

  2. Преобразуйте слитное написание причастий в раздельное.

  3. Контроль выполнения.

7. Цифровой диктант (слайд 8)

  1. Выписать номера предложений, в которых верно расставлены знаки препинания.

  1. Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой (Ф.И.Тютчев).

  2. Всё небо усыпано, весело мигающими, звездами (А.П.Чехов).

  3. Мертвая тишина стояла над землёй мягко черневшей в звёздном свете (И.А.Бунин).

  4. Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб (А.П.Чехов).

  5. И сизый дым с ветвей его бежал по зелени, грозою освеженной (Ф.И.Тютчев).

  6. Над спокойно вздыхающим морем низко висело до половины погруженное в горизонт солнце (Л.С.Соболев).

  7. На поседевшей от росы траве остаются следы (З.И.Воскресенская).

  8. Солнце всходит и блещет, на виднеющемся из-за камыша, Тереке (М.Ю.Лермонтов).

  1. Самопроверка: 1,4,5,6,7.

8. Работа в группах (слайд 9)

Учащиеся вытягивают конверт в заданием, выполняют в группе, озвучивают.

  1. Какие  из выделенных слов являются прилагательными, а какие причастиями? Поясните свой ответ:Обычные текущие дела – текущие в ущельяхреки; открытое окно – открытый урок; блестящая идея – блестящая поверхность.

2.Составьте словосочетания так, чтобы соответствовало написанию:Жареный, жаренный.

3. Игра «Четвертый лишний»

А) жаре..ый, реше..ый, купле..ый, броше..ый

Б) негодующий ненавидевший, недоумевающий, нерешенный

В) сделана, увидена, красна, принесена

4. Устраните ошибки, связанные с употреблением причастий

Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

9. Рефлексия (слайд 10)

Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Какая форма работы понравилась?

– Итак, какие задачи решали на уроке? (Учились определять правильное написание причастий; правильно выделять на письме причастные обороты).

– Какие решили? (Научились правильно писать причастия; находить причастные обороты и расставлять знаки препинания).

– Можете вы сказать, что научились?(Нет).

– Значит, есть необходимость взять эту задачу на следующий урок и продолжить над ней работать? (Да).

10.Для домашнего задания я предлагаю вам разноуровневые задания. Красная карточка – «5». Синяя карточка – «4». Желтая карточка – «3». Выберите для себя задание того уровня сложности, с которым, как вы считаете, справитесь хорошо. Покажите, задание, какого уровня выбрал для себя каждый из вас.

Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить (слайд 11)

1 уровень (Сложный). Спишите, вставив одну или две буквы Н.

Волосы гладко причёса(н, нн)ы; увлечё(н,нн)ый идеей; провере(н,-нн)ая работа; отреза(н,нн)ый ломоть; стал изреза(н,нн); хорошо выпече(н,нн)ый хлеб; писа(н,нн)ая масляными красками картина;прессова(н,нн)ый картон; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову техники. Составьте с любым из словосочетаний предложение, запишите его, выделите грамматическую основу.

2 уровень (средний). Внимательно прочитайте текст.

Дождливое лето

Ни тучки нет на небосклоне,

Но крик петуший — бури весть,

И в дальнем колокольном звоне

Как будто слезы неба есть.

Покрыты слёгшими травами

Не зыблют колоса поля,

И, пресыщенная дождями

Не верим солнышку земля.

Под кровлей влажной и раскрытой

Печально праздное житьё.

Серпа с косой, давно отбитой,

В углу тускнеет лезвие.

Выделенные слова разберите по составу. Графически обозначьте причастные обороты. Выполните морфологический разбор одного причастия.

3 уровень(легкий).

Вдоль берега Бездны, у самой воды, в щеточных зарослях розового кипрея играют в догонялки две белые бабочки. Наконец — то они вспомнили о недоеденном капустном листе и покувыркались в ближайший огород. Теперь я стал разглядывать сам кипрей. Зачем он вылез из крапивной гущи всем напоказ? Придут купальщики сорвут цветы для украшения песочного городка или, не донеся до дому, выбросят их повянувшими на дорогу. Вижу, как на торчащем среди воды пне оставшемся после весеннего половодья тоже растёт высокий, огненный куст кипрея. Каким образам оказались здесь те заросли, что вышли на берег? Уж не родственники они друг другу? Тут вспомнились мне слова: «Если бы дети так любили своих родителей, как родители детей, то не было бы расставания между ними».

Выполните письменно задания: Спишите текст, расставляя знаки препинания. Разберите выделенное слово по составу. Выпишите из текста причастия, напишите постоянные и непостоянные признаки.

Всем спасибо за урок.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!