СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение по теме "Причастие"

Просмотр содержимого документа
«Конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Причастие"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 Тракторозаводского района Волгограда»









Тема

« Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»

(7 класс).




Учебник: «Русский язык.7 класс»

Авторы учебника: М. Т. Баранов , Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова.


Тип урока: повторительно - обобщающий.




























Подготовила

Невзорова Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы.




Ноябрь, 2022 год


Повторительно - обобщающий урок.


Тема: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс) .


Цели:

  1. Диагностика усвоения темы «Причастие».

  2. Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:


1.Воспитательные: воспитание интереса к языку и родной стране; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

2.Обучающие: обобщить изученный материал по причастию: закрепить знание теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать умение правильно употреблять причастия в речи;

3. Развивающие: развивать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;

развивать творческие способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий; обогащать словарный запас учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • формулирование познава­тельной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

  • формирование умения анализировать текст с целью выявления общих законов ,с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; умение доказывать.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением парт­нера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);

  • умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

  • самоопределение (мотивация учения);

  • умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»

  • понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.





Регулятивные УУД:

  • формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии;

  • оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня ус­воения).

Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, музыка.

Цель межпредметных связей: быстро и глубоко приобщить обучающихся к знаниям материала урока.

Используемое оборудование и средства обучения:

-мультимедийный проектор;

-презентация;

- карточки индивидуального опроса;

-учебник: «Русский язык.7 класс» (авторы учебника: М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова);

-рабочие тетради;

-репродукции картин русских художников, посвящённых осени , для создания эмоционального настроения (И.И.Левитан, В.Д.Поленов, И.С.Остроухов «Золотая осень»).

-запись музыки П. И. Чайковского «Времена года». «Октябрь».

Доска: число, тема.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.

Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.















Ход урока.


I.Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональный настрой.) (Сдайд 1)


-Ребята, здравствуйте! Посмотрите на меня, улыбнитесь.

Гляньте друг на друга и подарите улыбку.

Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой.

Садитесь.

Так уж получилось, что изучение темы «Причастие» приходится на осенние дни. Осень в России – особенная пора. Она радует многоцветьем красок :от лимонно-желтого до темно-коричневого. Дарит нам теплоту последних летних дней. Удивляет криками журавлей, улетающих на юг. Она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Да, обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.


- А с каким настроением вы, ребята, пришли на сегодняшнее занятие? (Слайд 2)

У вас на рабочем столе два осенних листочка: желтый и зеленый .Покажите листок в соответствии со своим настроением . Зеленый - радостное, желтый - грустное.

Покажите осенний лист, соответствующий вашему настроению.


- Ребята, а мое настроение и отношение к осени описал А.С. Пушкин: (Слайд 3)

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Ключевые слова «мила» и блистающей. Осень я люблю, и настроение у меня замечательное.

Ребята, и пусть осень за окном не печалит вас, а радует! А я желаю вам сегодня на уроке быть организованными и активными! Как всегда!


II. Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал. (Слайд 4)

Запишите в тетрадях число, тему урока:

«Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Сформулируйте задачи нашего урока по опорным словам: (Слайд 5-6)

Мы должны:

1.Обобщить знания о причастии.

2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.

3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.

4.Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.

Эти задачи мы будем решать в течение 2 заключительных уроков по причастию







III. Актуализация знаний.

Задание №1.


-Итак, в путь! Начнем урок с составления рассказа на лингвистическую тему «Причастие». Перед вами листы с незаконченной работой. Внесите, пожалуйста, свои дополнения. Вспомните нашу работу с чек-листами. Это вам поможет. Ребята, кому очень, я подчеркиваю, ОЧЕНЬ сложно, обратитесь к учебнику. Но… Это снижает на балл оценку. (Слайд 7-8)

ПРИЧАСТИЕ.

Причастие – это ________________часть речи, которая совмещает в себе признаки ______________________ и признаки ___________________ .

Причастия образуются от _____________________с помощью специальных суффиксов:________________________________________

_______________________________________________________________

Причастия в предложении обычно бывают_________________, реже - _______________.  

При них часто находятся зависимые слова и образуют ____________________________________________, который может находиться как перед определяемым____________, так и после него.

Если причастный оборот стоит перед ___________________________, то он ________________________ запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда ________________ запятыми.

Причастия могут быть страдательными и _________________________.

Страдательные причастия имеют полную и ________________ формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ______________и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.

-Проверьте, пожалуйста, работы друг у друга. (Слайд 7)

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и признаки прилагательного.

Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ащ- (-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-, -ом- (-ем-), -им-, -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Причастия в предложении обычно бывают определениями, реже -сказуемыми.

При них часто находятся зависимые слова и образуют причастный оборот, который может находиться как перед определяемым словом, так и после него.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он НЕ выделяется запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и действительными.

Страдательные причастия имеют полную и краткую формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли сказуемого и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.

-Кто сегодня чувствует себя готовым на «5», на «4», «на «3» ?

(Проверка работы одного из учеников учителем).

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Ребята, молодцы, первое задание выполнено, результаты вашего труда оценены товарищами, оценка получена.

А дальше поработаем устно. На сегодняшний урок вам, ребята, на дом были предложены разные задания по теме «Причастие». Получилось очень интересное морфологическое ассорти.

Значение слова?

Ассорти (франц)- это специально подобранная смесь, набор.

Домашние задания у нас представлены и кластерами (смотрите на доску), и загадками (мне одна показалась очень забавной), и презентациями, и игра даже есть…

Я тоже изобразила кластер (это схема, показывающая совокупность признаков причастия)

Прокомментируйте, пожалуйста, изображение

Задание № 1. Устная работа со схемами (Слайд 9).

­- Посмотрите на следующие слайды и давайте вспомним (Слайд 10-11).

- Вот именно с этой орфограммой связано наше следующее задание.

- Дома вы искали стихи об осени, где встречаются причастия. Поработаем самостоятельно в тетрадях:

- Читаем по очереди отрывки из лирических произведений, автора не забывайте.

И в 2 столбика выписываем причастия

Действительные страдательные

- Последней читает Зарина (идет к доске, делает синтаксический разбор).

-Зарина комментирует (Слайд 12). Знаки препинания при причастном обороте.

Вопросы, комментарии к работе Зарины.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Действительное – руки вверх, хлопок.

Страдательное - приседание.

Пожелтевшая трава, летящие журавли, разбросанные листья, подгоняемые ветром, опустевшие поля, падающие на землю, поваленные деревья, одетый в багрец и золото.

Спасибо, молодцы, садитесь.





-Ребята, осень вдохновляла не только поэтов, но и писателей- прозаиков.

Давайте обратимся к тексту И.А. Бунина

(Слайд 13).

Задание №2.

Ребята, прежде, чем мы приступим к следующему заданию, давайте послушаем прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского «Октябрь».

Звучит музыка.

Почитайте и озаглавьте текст.

К какому типу речи он относится?

Определите границы причастного оборота во 2-м предложении, запишите его, расставив знаки препинания, объясните расстановку пропущенных знаков препинания.

ХВС – Тимур (эпитеты, олицетворение)


1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день.

2. Часто за окном шумит грустный дождь подкрадывающийся безлунной и темной ночью.

3. По лужам и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.

4.Березы, растрепанные сильным ветром, и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими.

5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.

Проверьте себя.

(Слайд 14).

Со всем согласны?

Подчеркивание причастного оборота.

-Возвращаемся к тексту:

Перед вами 4 выделенных слова, задание «Четвертый лишний».

Объясняем


1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день.

2. Часто за окном льет грустный дождь, подкрадывающийся безлунной и темной ночью.

3. По лужам, замутненным дождями, и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.

4.Березы, растрепанные сильным ветром, и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими.

5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.


-Возвращаемся к тексту: (Слайд 13).


Перед вами 4 выделенных слова, задание «Четвертый лишний».

Объясняем






А теперь, ребята, давайте вспомним правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. и отглагольных прилагательных.

(Презентация Тимура).

Запись в тетрадь с самопроверкой (нормы оценки те же см слайд)

Эта орфограмма вызывает затруднения, поэтому еще одно задание на написание Н и НН в причастиях.


Задание №3. Выборочно-распределительное письмо (Слайд 15-16)

В СТОЛБИК (правильно +, неправильно -)

1 вариант 2 вариант

-НН- -Н-

Проанализируйте слова. Спишите, обозначьте условия выбора Н и НН.

Обеспокое(н,нн)ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, затумане(н,нн)ые дали, золоче(н,нн)ый лес, хоже(н,нн)ые тропинки, нежда(н,нн)ый морозец, развея(н,нн)ы по дорогам, увеша(н,нн)ые цветными листиками-фонариками, сорва(н,нн)ый лист, растрепа(н.нн)ая осина, невида(н,нн)ый багрянец, коше(н,нн)ая трава, обнаже(н,нн)ые степи, иллюстрированная книга.

1 вариант 2 вариант

-НН- -Н-

Обеспокоенные птицы золоченый лес

Вспаханное поле хоженые тропинки

Затуманенные дали развеяны по дорогам

Нежданный морозец кошеная трава

Сорванная ветка увешана цветными листиками



( 2 человека читают свои работы, остальные ставят +- )

Какие правила не прозвучали на НН и Н?

А у меня вопрос по правописанию подчеркнутых причастий. Ведь есть

зависимое слово, почему одна Н?

Ребята, у кого нет ошибок?

У кого 1-2?

2-3?

..4-5?

















Я вам ВЕРЮ.

А вот Ваня у нас всегда сомневается!

Давайте попробуем ему доказать, что мы умеем обосновать свою точку зрения

ВАНЯ: Игра «Верите»

Теперь предлагаю поиграть в игру « Веришь или не веришь?»

Верю- зеленый лист.

Не верю – желтый. (Слайд 17)

Вы должны определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе и доказать свою точку зрения.


– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?


– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?


– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?


– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?


– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?


– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?


– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?


– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?



– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно? ВАНЕ

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его использовать в тексте?


Я: Позволь, Ваня, мне ответить на твой вопрос. Что такое причастие, мы в своем лингвистическом рассказе показали и оценили друг друга. А вот насчет второй части твоего вопроса можно поговорить… О том, как можно использовать причастия, с какой целью. Уверена, это нам поможет в подготовке к домашнему сочинению.











V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Послушайте, как пишет о тишине осени А.К.Толстой: (Слайд 18)


Начинается осень с особенной тишины. Такой, словно уставшая за лето природа задумалась глубоко-глубоко. Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине. Даже поздняя осень с хаосом льющихся дождей и шумящих ветров вдруг дарит дни, наполненные тихой и ясной задумчивостью, что кажется: наступающая зима не придет ещё долго.

(Шелест, шорох, шуршание - шипящие, свистящие – аллитерация.Это звуки осенней тишины.)


- Удивительную тишину осени можно передать не только словами, но и изобразить красками.

Я приглашаю вас в картинную галерею. (Слайды 19-23)

Рассмотрим цветные репродукции картин

И . И.Левитана, В.Д.Поленова, И.С.Остроухова «Золотая осень».


От «Золотой осени» Поленова веет тишиной, но есть в этой тишине что-то настораживающее, тревожное. Но почему же? Ведь стройные березки, украшенные багрянцем и позолотой, будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени, скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг…Эта неравномерность движения, так ясно чувствующаяся в застывшей тишине, и рождает тревогу.

У Остроухова осень все еще золотая, но скрытая, тайная напряженность картины Поленова у Остроухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая золотая листва, побуревшая трава – и ясное голубое небо, так смело глядящее сквозь поредевшую листву.

Но праздник листьев недолог: медленно слетающие с деревьев, становятся они ласковым, шуршащим покрывалом земли.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Ребята, побудьте и вы теперь в роли художников. (Слайд 24)

Составьте, пожалуйста, предложение с причастиями на тему «Золотая осень».

Для тех, кто затрудняется, есть подсказки. Выберите подходящее предложение для описания репродукции. А мы попробуем отгадать, какую картину вы имели в виду.

Пусть наше творчество сопровождается музыкой Чайковского


(Дети составляют и зачитывают свои предложения).

Начало положено, продолжим в домашнем задании (Слайд 25 )

VII. Домашнее задание.


Используя материалы урока, напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем:

1.«Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной!» (А. Пушкин)

2. «И в осени своя есть прелесть…» (П. Вяземский).


VIII. Рефлексия. (Слайд 26 )


Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Вернемся к нашим осенним листьям… Покажите листок в соответствии со своим настроением Напоминаю: зеленый - радостное, желтый-грустное.

Хочется закончить урок, ребята, словами чешского педагога Яна Амоса Коменского: «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.»

Надеюсь, сегодняшний урок для вас оказался счастливым и вам удалось пополнить свой багаж знаний. А насколько успешно, покажут ваши работы в тетрадях.

Выставление оценок.


Спасибо за урок, ребята!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!