Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 Тракторозаводского района Волгограда»
Тема
« Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
(7 класс).
Учебник: «Русский язык.7 класс»
Авторы учебника: М. Т. Баранов , Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова.
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Подготовила
Невзорова Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы.
Ноябрь, 2022 год
Повторительно - обобщающий урок.
Тема: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс) .
Цели:
Диагностика усвоения темы «Причастие».
Орфографический и синтаксический повтор.
Задачи:
1.Воспитательные: воспитание интереса к языку и родной стране; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
2.Обучающие: обобщить изученный материал по причастию: закрепить знание теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать умение правильно употреблять причастия в речи;
3. Развивающие: развивать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
развивать творческие способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий; обогащать словарный запас учащихся.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
формирование умения анализировать текст с целью выявления общих законов ,с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; умение доказывать.
Коммуникативные УУД:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);
умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
самоопределение (мотивация учения);
умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»
понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные УУД:
формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии;
оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения).
Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, музыка.
Цель межпредметных связей: быстро и глубоко приобщить обучающихся к знаниям материала урока.
Используемое оборудование и средства обучения:
-мультимедийный проектор;
-презентация;
- карточки индивидуального опроса;
-учебник: «Русский язык.7 класс» (авторы учебника: М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова);
-рабочие тетради;
-репродукции картин русских художников, посвящённых осени , для создания эмоционального настроения (И.И.Левитан, В.Д.Поленов, И.С.Остроухов «Золотая осень»).
-запись музыки П. И. Чайковского «Времена года». «Октябрь».
Доска: число, тема.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.
Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.
Ход урока.
I.Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональный настрой.) (Сдайд 1)
-Ребята, здравствуйте! Посмотрите на меня, улыбнитесь.
Гляньте друг на друга и подарите улыбку.
Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой.
Садитесь.
Так уж получилось, что изучение темы «Причастие» приходится на осенние дни. Осень в России – особенная пора. Она радует многоцветьем красок :от лимонно-желтого до темно-коричневого. Дарит нам теплоту последних летних дней. Удивляет криками журавлей, улетающих на юг. Она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Да, обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
- А с каким настроением вы, ребята, пришли на сегодняшнее занятие? (Слайд 2)
У вас на рабочем столе два осенних листочка: желтый и зеленый .Покажите листок в соответствии со своим настроением . Зеленый - радостное, желтый - грустное.
Покажите осенний лист, соответствующий вашему настроению.
- Ребята, а мое настроение и отношение к осени описал А.С. Пушкин: (Слайд 3)
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Ключевые слова «мила» и блистающей. Осень я люблю, и настроение у меня замечательное.
Ребята, и пусть осень за окном не печалит вас, а радует! А я желаю вам сегодня на уроке быть организованными и активными! Как всегда!
II. Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал. (Слайд 4)
Запишите в тетрадях число, тему урока:
«Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Сформулируйте задачи нашего урока по опорным словам: (Слайд 5-6)
Мы должны:
1.Обобщить знания о причастии.
2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.
3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.
4.Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.
Эти задачи мы будем решать в течение 2 заключительных уроков по причастию
III. Актуализация знаний.
Задание №1.
-Итак, в путь! Начнем урок с составления рассказа на лингвистическую тему «Причастие». Перед вами листы с незаконченной работой. Внесите, пожалуйста, свои дополнения. Вспомните нашу работу с чек-листами. Это вам поможет. Ребята, кому очень, я подчеркиваю, ОЧЕНЬ сложно, обратитесь к учебнику. Но… Это снижает на балл оценку. (Слайд 7-8)
ПРИЧАСТИЕ.
Причастие – это ________________часть речи, которая совмещает в себе признаки ______________________ и признаки ___________________ .
Причастия образуются от _____________________с помощью специальных суффиксов:________________________________________
_______________________________________________________________
Причастия в предложении обычно бывают_________________, реже - _______________.
При них часто находятся зависимые слова и образуют ____________________________________________, который может находиться как перед определяемым____________, так и после него.
Если причастный оборот стоит перед ___________________________, то он ________________________ запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда ________________ запятыми.
Причастия могут быть страдательными и _________________________.
Страдательные причастия имеют полную и ________________ формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ______________и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.
-Проверьте, пожалуйста, работы друг у друга. (Слайд 7)
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и признаки прилагательного.
Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ащ- (-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-, -ом- (-ем-), -им-, -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.
Причастия в предложении обычно бывают определениями, реже -сказуемыми.
При них часто находятся зависимые слова и образуют причастный оборот, который может находиться как перед определяемым словом, так и после него.
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он НЕ выделяется запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.
Причастия могут быть страдательными и действительными.
Страдательные причастия имеют полную и краткую формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли сказуемого и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.
-Кто сегодня чувствует себя готовым на «5», на «4», «на «3» ?
(Проверка работы одного из учеников учителем).
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Ребята, молодцы, первое задание выполнено, результаты вашего труда оценены товарищами, оценка получена.
А дальше поработаем устно. На сегодняшний урок вам, ребята, на дом были предложены разные задания по теме «Причастие». Получилось очень интересное морфологическое ассорти.
Значение слова?
Ассорти (франц)- это специально подобранная смесь, набор.
Домашние задания у нас представлены и кластерами (смотрите на доску), и загадками (мне одна показалась очень забавной), и презентациями, и игра даже есть…
Я тоже изобразила кластер (это схема, показывающая совокупность признаков причастия)
Прокомментируйте, пожалуйста, изображение
Задание № 1. Устная работа со схемами (Слайд 9).
- Посмотрите на следующие слайды и давайте вспомним (Слайд 10-11).
- Вот именно с этой орфограммой связано наше следующее задание.
- Дома вы искали стихи об осени, где встречаются причастия. Поработаем самостоятельно в тетрадях:
- Читаем по очереди отрывки из лирических произведений, автора не забывайте.
И в 2 столбика выписываем причастия
Действительные страдательные
- Последней читает Зарина (идет к доске, делает синтаксический разбор).
-Зарина комментирует (Слайд 12). Знаки препинания при причастном обороте.
Вопросы, комментарии к работе Зарины.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Действительное – руки вверх, хлопок.
Страдательное - приседание.
Пожелтевшая трава, летящие журавли, разбросанные листья, подгоняемые ветром, опустевшие поля, падающие на землю, поваленные деревья, одетый в багрец и золото.
Спасибо, молодцы, садитесь.
-Ребята, осень вдохновляла не только поэтов, но и писателей- прозаиков.
Давайте обратимся к тексту И.А. Бунина
(Слайд 13).
Задание №2.
Ребята, прежде, чем мы приступим к следующему заданию, давайте послушаем прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского «Октябрь».
Звучит музыка.
Почитайте и озаглавьте текст.
К какому типу речи он относится?
Определите границы причастного оборота во 2-м предложении, запишите его, расставив знаки препинания, объясните расстановку пропущенных знаков препинания.
ХВС – Тимур (эпитеты, олицетворение)
1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день.
2. Часто за окном шумит грустный дождь подкрадывающийся безлунной и темной ночью.
3. По лужам и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.
4.Березы, растрепанные сильным ветром, и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими.
5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.
Проверьте себя.
(Слайд 14).
Со всем согласны?
Подчеркивание причастного оборота.
-Возвращаемся к тексту:
Перед вами 4 выделенных слова, задание «Четвертый лишний».
Объясняем
1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день.
2. Часто за окном льет грустный дождь, подкрадывающийся безлунной и темной ночью.
3. По лужам, замутненным дождями, и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.
4.Березы, растрепанные сильным ветром, и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими.
5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.
-Возвращаемся к тексту: (Слайд 13).
Перед вами 4 выделенных слова, задание «Четвертый лишний».
Объясняем
А теперь, ребята, давайте вспомним правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. и отглагольных прилагательных.
(Презентация Тимура).
Запись в тетрадь с самопроверкой (нормы оценки те же см слайд)
Эта орфограмма вызывает затруднения, поэтому еще одно задание на написание Н и НН в причастиях.
Задание №3. Выборочно-распределительное письмо (Слайд 15-16)
В СТОЛБИК (правильно +, неправильно -)
1 вариант 2 вариант
-НН- -Н-
Проанализируйте слова. Спишите, обозначьте условия выбора Н и НН.
Обеспокое(н,нн)ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, затумане(н,нн)ые дали, золоче(н,нн)ый лес, хоже(н,нн)ые тропинки, нежда(н,нн)ый морозец, развея(н,нн)ы по дорогам, увеша(н,нн)ые цветными листиками-фонариками, сорва(н,нн)ый лист, растрепа(н.нн)ая осина, невида(н,нн)ый багрянец, коше(н,нн)ая трава, обнаже(н,нн)ые степи, иллюстрированная книга.
1 вариант 2 вариант
-НН- -Н-
Обеспокоенные птицы золоченый лес
Вспаханное поле хоженые тропинки
Затуманенные дали развеяны по дорогам
Нежданный морозец кошеная трава
Сорванная ветка увешана цветными листиками
( 2 человека читают свои работы, остальные ставят +- )
Какие правила не прозвучали на НН и Н?
А у меня вопрос по правописанию подчеркнутых причастий. Ведь есть
зависимое слово, почему одна Н?
Ребята, у кого нет ошибок?
У кого 1-2?
… 2-3?
…..4-5?
Я вам ВЕРЮ.
А вот Ваня у нас всегда сомневается!
Давайте попробуем ему доказать, что мы умеем обосновать свою точку зрения
ВАНЯ: Игра «Верите»
Теперь предлагаю поиграть в игру « Веришь или не веришь?»
Верю- зеленый лист.
Не верю – желтый. (Слайд 17)
Вы должны определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе и доказать свою точку зрения.
– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?
– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?
– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?
– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?
– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?
– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно? ВАНЕ
– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его использовать в тексте?
Я: Позволь, Ваня, мне ответить на твой вопрос. Что такое причастие, мы в своем лингвистическом рассказе показали и оценили друг друга. А вот насчет второй части твоего вопроса можно поговорить… О том, как можно использовать причастия, с какой целью. Уверена, это нам поможет в подготовке к домашнему сочинению.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Послушайте, как пишет о тишине осени А.К.Толстой: (Слайд 18)
Начинается осень с особенной тишины. Такой, словно уставшая за лето природа задумалась глубоко-глубоко. Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине. Даже поздняя осень с хаосом льющихся дождей и шумящих ветров вдруг дарит дни, наполненные тихой и ясной задумчивостью, что кажется: наступающая зима не придет ещё долго.
(Шелест, шорох, шуршание - шипящие, свистящие – аллитерация.Это звуки осенней тишины.)
- Удивительную тишину осени можно передать не только словами, но и изобразить красками.
Я приглашаю вас в картинную галерею. (Слайды 19-23)
Рассмотрим цветные репродукции картин
И . И.Левитана, В.Д.Поленова, И.С.Остроухова «Золотая осень».
От «Золотой осени» Поленова веет тишиной, но есть в этой тишине что-то настораживающее, тревожное. Но почему же? Ведь стройные березки, украшенные багрянцем и позолотой, будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени, скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг…Эта неравномерность движения, так ясно чувствующаяся в застывшей тишине, и рождает тревогу.
У Остроухова осень все еще золотая, но скрытая, тайная напряженность картины Поленова у Остроухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая золотая листва, побуревшая трава – и ясное голубое небо, так смело глядящее сквозь поредевшую листву.
Но праздник листьев недолог: медленно слетающие с деревьев, становятся они ласковым, шуршащим покрывалом земли.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
-Ребята, побудьте и вы теперь в роли художников. (Слайд 24)
Составьте, пожалуйста, предложение с причастиями на тему «Золотая осень».
Для тех, кто затрудняется, есть подсказки. Выберите подходящее предложение для описания репродукции. А мы попробуем отгадать, какую картину вы имели в виду.
Пусть наше творчество сопровождается музыкой Чайковского
(Дети составляют и зачитывают свои предложения).
Начало положено, продолжим в домашнем задании (Слайд 25 )
VII. Домашнее задание.
Используя материалы урока, напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем:
1.«Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной!» (А. Пушкин)
2. «И в осени своя есть прелесть…» (П. Вяземский).
VIII. Рефлексия. (Слайд 26 )
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научился…
Вернемся к нашим осенним листьям… Покажите листок в соответствии со своим настроением Напоминаю: зеленый - радостное, желтый-грустное.
Хочется закончить урок, ребята, словами чешского педагога Яна Амоса Коменского: «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.»
Надеюсь, сегодняшний урок для вас оказался счастливым и вам удалось пополнить свой багаж знаний. А насколько успешно, покажут ваши работы в тетрадях.
Выставление оценок.
Спасибо за урок, ребята!