СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку обществознания в 9 классе по теме "Роль права в жизни человека, общества, государства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить основное предназначение права в жизни человека, общества и государства.Показать, что право наиболее ценное приобретение сделанное человечеством

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку обществознания в 9 классе по теме "Роль права в жизни человека, общества, государства".»

Конспект  к уроку обществознания в 9 классе  по теме "Роль права в жизни человека, общества, государства". При подготовке к уроку использовались материалы справочника для подготовки к ОГЭ П.А. Баранова.

9 класс.

Предмет: обществознание.

Учебник: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И.



Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

«Право - искусство справедливости и добра» (древнеримское изречение).



Цель: создание условий для формирования представления о значении права в жизни человека, общества, государства

Задачи:

1. определить основное назначение права в обществе;

2. объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»;
3. давать сравнительную характеристику естественного и позитивного права.

4. анализировать, делать выводы;

5. Воспитывать юридически грамотных, дисциплинированных граждан с активной жизненной позицией.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока:

- учебник Боголюбова Л.Н, Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.

Методы и формы обучения: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия: Естественное право, нормы права, закон, институты права



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат этапа

I. Орг. момент.

(4 -5 мин.)

Приветствие ребят, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Ход урока.

Приветствие ребят, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Здравствуйте!

Вступление. Сегодня нам предстоит обсудить важную тему, которая является одной из основополагающих в формировании гражданской позиции каждого гражданина государства, независимо от его нравственных и политических убеждений. Это наиболее ценное приобретение, сделанное человечеством . Оно обеспечивает государство необходимой системой правил, Исторический опыт показывает, что именно те страны, которые в полной мере использовали эти возможности, всегда достигали наилучших результатов в общественном развитии.

-Предлагает обучающимся разделиться на три группы.

Приветствуют учителя.









Класс делится на 3 группы.

Слушают выступление учителя.



Вхождение в проблему

II. Актуализация знаний (работа с текстом с 133) (5-6 мин.)


-Мы неоднократно на уроках истории и обществознания так, или иначе затрагивали данную тему. Для начала предлагаю послушать наших учащихся.







Учитель ставит вопросы, формулирует задание:









Откройте учебник на с 133., выполните задание

- В чём состоит основное значение нормы?

-Правил много. И в каждом случае свои.
- Затем, часть этих норм, превратились в законы, в которых прописаны права и обязанности. Эти законы охраняют права всех граждан.

-Для чего создаются нормы?









-Какие нормативно –правовые документы существовавшие с древности Вам известны ? Когда появились?; Что регулировали?

- Мудрость и здравый смысл, присущее человеку, привели к открытию права. 



-Задание: Какая тема сегодня на уроке будет рассмотрена?

(Сформулируйте тему урока)

-Предположите о чём мы с вами сегодня узнаем?


-(Сформулируйте цель урока)







-Обратим внимание на эпиграф:

«Право - искусство справедливости и добра» (древнеримское изречение).

- (работа с высказыванием -раскрыть смысл)


(У доски стоят два ученика) (опережающее задание– выучить слова своей роли)

-Диалог двух учащихся, заранее подготовленный к уроку:
Звучит запись первого крика ребенка.

и ведут диалог.
- Человек родился?
- Человек родился.
- Человек!
- Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.
- Человек растет. Общается с окружающим его обществом.
- А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.
- А для чего люди придумывают социальные нормы?

-Учащиеся работают с  учебным материалом (работа с текстом учебника стр. 133)












-(чтобы предотвратить конфликты и столкновения, преодолевать их мирно (цивилизованно.);

-Людям всегда был необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты..

-Предварительные задания:

(индивидуальные сообщения): «Русская Правда», «Салическое Право» (древнеримское право); (2-3 мин.)







- обсуждают, формулируют тему урока;

-(предполагаемая тема…..)





- обсуждают, формулируют цель урока);

-Получить представление о значении права в жизни человека, общества, государства.

- обсуждают, смысл высказывания;








Актуализируют свои знания полученные в предыдущих классах по данной тематике на уроках истории и обществознания.























































-Учащиеся вспоминают роль и значение первых письменных нормативно-правовых актов в обществе и в государстве.

-Умение анализировать, делать выводы, умозаключение







Умение самостоятельно формулировать тему, ставить цели.


III. Изучение новой темы

1) Смысл понятия «право» (2-3 мин)







Что такое право.

( 8 мин)






-Так что же такое «право»?

(Составим кластер.) Назовите слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО

-Мы говорим о праве всякий раз, когда возникает вопрос: «по праву» - «не по праву» поступает или может поступать человек?



-Найти в учебнике (с 133-134)

3 смысловых значения понятия право:








-Многие государства закрепляют естественное право как образец т.е., идеал, в своём законодательстве, как это сделала Россия в 1993 году(Конституция РФ),



-В каком международном документе наиболее полно представлены данные права


-Раскрыть сущность Позитивного права (Выражено в законах).















-Предлагаю группам озвучить результаты своей работы:

-Выполнить задание на сходство и различие естественного и позитивного права(в формате ОГЭ), (1-2 мин)

-Группы предлагаю озвучить, что у Вас получилось.



-Найдите в предложенной литературе (раздаточный материал) определение понятия «Право» (Задания группам сообщения)






















Обратите внимание на доску в каких 2 значениях ещё может быть понятие право:(схема на доску)

1. Субъективное, то есть право субъекта (имею право владеть, распо­ряжаться, право на образование и т. п.).

-Право - это личная возможность человека, которая гарантируется за­коном (право на труд, свобода слова).

2) Объективное, право в объективном смысле - это система норм, выра­женная в законах (гражданское право, налоговое право, право Франции и т. п.).


-Итак что же такое Право?



Составляют кластер:

Предполагаемые слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО: (Закон, возможность, правда, норма, справедливость, правило, управление и т.д..)




-Работа с учебником (с 133-134)

1.Право как единый установленный государством прядок.

2.Право как мера справедливости.

3.Естественное право (не выражено в нормах, а существует в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, данное человеку от природы).


-Работа с раздаточным материалом(документами):

-(1группа)

(текст Конституции)




-(2группа) (Всеобщая Декларация прав человека),





-(3группа) (Характеристика позитивного права)

-Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не

Не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. В основе позитивного права лежит естественное право.

-Группы озвучивают результаты работы



-Выполнение задания весь класс



-Озвучивание результатов сравнения.



-Работа с дополнительной литературой:

Словарь Ожегова: (1 группа)

1.Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

2.Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.

3.Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.

Школьный словарь:»(2 группа)

1.Мера свободы, справедливости и ответственности.

2.Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Текст учебника: (с.135, 3 абз)(3 группа)

-Право это – особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства,т.е. создаётся законодательными или другими компетентными органами) и закрепляется в законе или другом законодательном акте.

















-Делают вывод: Право - это совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушения которых взыскивает государство.(с.135, 3 абз.)


-Умение работать с текстовыми документами, находить нужную информацию.










































-Закрепление полученных знаний в ходе изучения материала.

2.Мера свободы, справедливости и ответственности

(5 мин)

-Право базируется на Мере свободы, справедливости и ответственности Вопросы:

- Что такое мера?

- Что такое свобода?

-Что такое ответственность?

- Выяснить, в чём состоит суть категорического императива И.Канта

с. 136.

(притча)

Выполнение задания (работа .с т. учебника с. 135-136)

-Мера (количество, размер свободы);

-Свобода (умение пользоваться своими правами)

-Ответственность (умение правильно оценивать свои поступки)

Умение находить нужную информацию, формулировать ответы.

3.Норма права. Закон.

Конституция – законы - подзаконные акты.


-Все законы имеют особую систему соподчинения- т.е. иерархию, в зависимости от того, в каком документе они закреплены, такие документы называют нормативно-правовыми актами;

-Выполните Задание на стр. 137

-Найдите иерархическую лестницу нормативно – правовых актов.

-Какой из них является самым главным?

-Таким образом нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены:



-Что такое иерархия?







-Найдите смысл значения нормативно-правовой акт. Что такое закон?

-Впишите в конспект с определением понятие



-Заполните в конспекте Схему «Иерархическая лестница» нормативно-правовых актов.









- В чём заключается главный принцип иерархической лестницы нормативно – правовых актов?



-

Какой орган в РФ принимает законы ?


- (задания группам)

-В основе российского права лежат основополагающие принципы – какие?


























-Как вы поняли, что обозначает словосочетание «норма права»? В чём главное её предназначение?



-В чем отличие правовых норм от иных социальных норм?

-Попробуйте сравнить норму права с другими известными вам социальными нормами – обычаем, моралью. Что у них общего, какие есть отличия ?





-





-Слушаем выступления групп.




-Работают с текстом учебника

-Конституционные нормы;

-Нормы закона;

-Нормы подзаконного акта






















Дают ответ:

-Иерархия – это система соподчинения законов.




Выполняют задание в конспекте:

-Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой(c. 137, 3 абз.).



-Вписывают в подготовленную схему нормативно-правовые акты:

-Законы подразделяются на основной ( Конституция) и обыкновенные(федеральные или субъектов РФ.)

Подзаконные акты:

указы (принимает президент);

постановления (правительство);

приказы и инструкции (министерства)



Дают ответ:

-Все нормативно – правовые акты должны подчиняться Конституции, они не могут ей противоречить!



-Законы принимает: законодательная власть, парламент (в России – Федеральное собрание), или народ (путём референдума).

1 группа: (работает с текстом Конституции)

-Сообщение по Конституции Р.Ф, обучающиеся озвучивают принципы:

1) Принцип справедливости.

Этот принцип имеет моральное правовое содержание. Он обеспечива­ет соответствие между правами и обязанностями, между трудом и возна­граждением, преступлением и наказанием и т. п.

2) Принцип гуманизма.

Он выражается в том, что закон гарантирует неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному со­держанию под стражей иначе как на основании судебного решения или санкции прокурора; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуман­ное обращение и уважение их достоинства.

3) Принцип правосудия.

Каждый человек имеет право в судебном порядке защищать свои права.

Принцип равноправия. Зачитать ст. 19 Конституции РФ.

(2 группа)

-Задание: учебник с. 138, 1-2 абз.







Задание: 3 группа.

(Задание в формате ОГЭ, раздаточный материал)

Социальные нормы (мораль, обычай,):

1. Регулируют разные отношения.

2. Адресованы разным людям.

3. По разному создаются и доводятся до сведения.

4. Заставить исполнять эти нормы можно по-разному.

Правовые нормы (формальные):

1. Правовую норму устанавливает го­сударство.

2. Адресована всем членам общества.

3. Должна иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно-правовые акты.

4. Охраняется и защищается государ­ством.



-Группы представляют результаты своей работы:

Умение работать с информацией, выделять главную мысль.

Выполнять самостоятельно задания. Давать обоснованные ответы.

4) Система законодательства

(3-4 мин)


-Выполните задание по составлению плана текста на тему «Система права»

- Озвучим план.

-Задание : Составление плана текста

(4 пункт, с.138-139)


IV. Закрепление


-Предлагаю выполнить задание на закрепление изучение материала.

1. Право в отличие от других видов социальных норм: 

1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения;

3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства.

2.Что свойственно любому государству:

      1) рыночная экономическая   система 2) стремление расширить свою территорию; 3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм.

3.Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из этого ряда:

1.Указ Президента, 2. постановление правительства,

3.Конституция государства, 4. распоряжение министра.

4. Заполните таблицу.

Отрасли права

Регулируемая сфера

Конституционное


Гражданское


Административное


Трудовое


Семейное









Выполнять задания на закрепление изученного материала.

V. Д/З



§16 читать, вопросы на стр. 133-140 (устно), вопросы 2-5 задание 1, (письменно), записи в тетради.










Скачать

© 2020, 729 14

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!