I. Орг. момент. (4 -5 мин.) | Приветствие ребят, создание доброжелательной атмосферы на уроке. Ход урока. Приветствие ребят, создание доброжелательной атмосферы на уроке. Здравствуйте! Вступление. Сегодня нам предстоит обсудить важную тему, которая является одной из основополагающих в формировании гражданской позиции каждого гражданина государства, независимо от его нравственных и политических убеждений. Это наиболее ценное приобретение, сделанное человечеством . Оно обеспечивает государство необходимой системой правил, Исторический опыт показывает, что именно те страны, которые в полной мере использовали эти возможности, всегда достигали наилучших результатов в общественном развитии. -Предлагает обучающимся разделиться на три группы. | Приветствуют учителя. Класс делится на 3 группы. Слушают выступление учителя. | Вхождение в проблему |
II. Актуализация знаний (работа с текстом с 133) (5-6 мин.) | -Мы неоднократно на уроках истории и обществознания так, или иначе затрагивали данную тему. Для начала предлагаю послушать наших учащихся. Учитель ставит вопросы, формулирует задание: Откройте учебник на с 133., выполните задание - В чём состоит основное значение нормы? -Правил много. И в каждом случае свои. - Затем, часть этих норм, превратились в законы, в которых прописаны права и обязанности. Эти законы охраняют права всех граждан. -Для чего создаются нормы? -Какие нормативно –правовые документы существовавшие с древности Вам известны ? Когда появились?; Что регулировали? - Мудрость и здравый смысл, присущее человеку, привели к открытию права. -Задание: Какая тема сегодня на уроке будет рассмотрена? (Сформулируйте тему урока) -Предположите о чём мы с вами сегодня узнаем? -(Сформулируйте цель урока) -Обратим внимание на эпиграф: «Право - искусство справедливости и добра» (древнеримское изречение). - (работа с высказыванием -раскрыть смысл) | (У доски стоят два ученика) (опережающее задание– выучить слова своей роли) -Диалог двух учащихся, заранее подготовленный к уроку: Звучит запись первого крика ребенка. и ведут диалог. - Человек родился? - Человек родился. - Человек! - Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны. - Человек растет. Общается с окружающим его обществом. - А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами. - А для чего люди придумывают социальные нормы? -Учащиеся работают с учебным материалом (работа с текстом учебника стр. 133) -(чтобы предотвратить конфликты и столкновения, преодолевать их мирно (цивилизованно.); -Людям всегда был необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты.. -Предварительные задания: (индивидуальные сообщения): «Русская Правда», «Салическое Право» (древнеримское право); (2-3 мин.) - обсуждают, формулируют тему урока; -(предполагаемая тема…..) - обсуждают, формулируют цель урока); -Получить представление о значении права в жизни человека, общества, государства. - обсуждают, смысл высказывания; | Актуализируют свои знания полученные в предыдущих классах по данной тематике на уроках истории и обществознания. -Учащиеся вспоминают роль и значение первых письменных нормативно-правовых актов в обществе и в государстве. -Умение анализировать, делать выводы, умозаключение Умение самостоятельно формулировать тему, ставить цели. |
III. Изучение новой темы 1) Смысл понятия «право» (2-3 мин) Что такое право. ( 8 мин) | -Так что же такое «право»? (Составим кластер.) Назовите слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО -Мы говорим о праве всякий раз, когда возникает вопрос: «по праву» - «не по праву» поступает или может поступать человек? -Найти в учебнике (с 133-134) 3 смысловых значения понятия право: -Многие государства закрепляют естественное право как образец т.е., идеал, в своём законодательстве, как это сделала Россия в 1993 году(Конституция РФ), -В каком международном документе наиболее полно представлены данные права -Раскрыть сущность Позитивного права (Выражено в законах). -Предлагаю группам озвучить результаты своей работы: -Выполнить задание на сходство и различие естественного и позитивного права(в формате ОГЭ), (1-2 мин) -Группы предлагаю озвучить, что у Вас получилось. -Найдите в предложенной литературе (раздаточный материал) определение понятия «Право» (Задания группам сообщения) Обратите внимание на доску в каких 2 значениях ещё может быть понятие право:(схема на доску) 1. Субъективное, то есть право субъекта (имею право владеть, распоряжаться, право на образование и т. п.). -Право - это личная возможность человека, которая гарантируется законом (право на труд, свобода слова). 2) Объективное, право в объективном смысле - это система норм, выраженная в законах (гражданское право, налоговое право, право Франции и т. п.). -Итак что же такое Право? | Составляют кластер: Предполагаемые слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО: (Закон, возможность, правда, норма, справедливость, правило, управление и т.д..) -Работа с учебником (с 133-134) 1.Право как единый установленный государством прядок. 2.Право как мера справедливости. 3.Естественное право (не выражено в нормах, а существует в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, данное человеку от природы). -Работа с раздаточным материалом(документами): -(1группа) (текст Конституции) -(2группа) (Всеобщая Декларация прав человека), -(3группа) (Характеристика позитивного права) -Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не Не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. В основе позитивного права лежит естественное право. -Группы озвучивают результаты работы -Выполнение задания весь класс -Озвучивание результатов сравнения. -Работа с дополнительной литературой: Словарь Ожегова: (1 группа) 1.Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. 2.Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять. 3.Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом. Школьный словарь:»(2 группа) 1.Мера свободы, справедливости и ответственности. 2.Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Текст учебника: (с.135, 3 абз)(3 группа) -Право это – особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства,т.е. создаётся законодательными или другими компетентными органами) и закрепляется в законе или другом законодательном акте. -Делают вывод: Право - это совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушения которых взыскивает государство.(с.135, 3 абз.) | -Умение работать с текстовыми документами, находить нужную информацию. -Закрепление полученных знаний в ходе изучения материала. |
2.Мера свободы, справедливости и ответственности (5 мин) | -Право базируется на Мере свободы, справедливости и ответственности Вопросы: - Что такое мера? - Что такое свобода? -Что такое ответственность? - Выяснить, в чём состоит суть категорического императива И.Канта с. 136. (притча) | Выполнение задания (работа .с т. учебника с. 135-136) -Мера (количество, размер свободы); -Свобода (умение пользоваться своими правами) -Ответственность (умение правильно оценивать свои поступки) | Умение находить нужную информацию, формулировать ответы. |
3.Норма права. Закон. Конституция – законы - подзаконные акты. | -Все законы имеют особую систему соподчинения- т.е. иерархию, в зависимости от того, в каком документе они закреплены, такие документы называют нормативно-правовыми актами; -Выполните Задание на стр. 137 -Найдите иерархическую лестницу нормативно – правовых актов. -Какой из них является самым главным? -Таким образом нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены: -Что такое иерархия? -Найдите смысл значения нормативно-правовой акт. Что такое закон? -Впишите в конспект с определением понятие -Заполните в конспекте Схему «Иерархическая лестница» нормативно-правовых актов. - В чём заключается главный принцип иерархической лестницы нормативно – правовых актов? - Какой орган в РФ принимает законы ? - (задания группам) -В основе российского права лежат основополагающие принципы – какие? -Как вы поняли, что обозначает словосочетание «норма права»? В чём главное её предназначение? -В чем отличие правовых норм от иных социальных норм? -Попробуйте сравнить норму права с другими известными вам социальными нормами – обычаем, моралью. Что у них общего, какие есть отличия ? - -Слушаем выступления групп. | -Работают с текстом учебника -Конституционные нормы; -Нормы закона; -Нормы подзаконного акта Дают ответ: -Иерархия – это система соподчинения законов. Выполняют задание в конспекте: -Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой(c. 137, 3 абз.). -Вписывают в подготовленную схему нормативно-правовые акты: -Законы подразделяются на основной ( Конституция) и обыкновенные(федеральные или субъектов РФ.) Подзаконные акты: указы (принимает президент); постановления (правительство); приказы и инструкции (министерства) Дают ответ: -Все нормативно – правовые акты должны подчиняться Конституции, они не могут ей противоречить! -Законы принимает: законодательная власть, парламент (в России – Федеральное собрание), или народ (путём референдума). 1 группа: (работает с текстом Конституции) -Сообщение по Конституции Р.Ф, обучающиеся озвучивают принципы: 1) Принцип справедливости. Этот принцип имеет моральное правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. 2) Принцип гуманизма. Он выражается в том, что закон гарантирует неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или санкции прокурора; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства. 3) Принцип правосудия. Каждый человек имеет право в судебном порядке защищать свои права. Принцип равноправия. Зачитать ст. 19 Конституции РФ. (2 группа) -Задание: учебник с. 138, 1-2 абз. Задание: 3 группа. (Задание в формате ОГЭ, раздаточный материал) Социальные нормы (мораль, обычай,): 1. Регулируют разные отношения. 2. Адресованы разным людям. 3. По разному создаются и доводятся до сведения. 4. Заставить исполнять эти нормы можно по-разному. Правовые нормы (формальные): 1. Правовую норму устанавливает государство. 2. Адресована всем членам общества. 3. Должна иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно-правовые акты. 4. Охраняется и защищается государством. -Группы представляют результаты своей работы: | Умение работать с информацией, выделять главную мысль. Выполнять самостоятельно задания. Давать обоснованные ответы. |
IV. Закрепление | -Предлагаю выполнить задание на закрепление изучение материала. | 1. Право в отличие от других видов социальных норм: 1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения; 3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства. 2.Что свойственно любому государству: 1) рыночная экономическая система 2) стремление расширить свою территорию; 3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм. 3.Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из этого ряда: 1.Указ Президента, 2. постановление правительства, 3.Конституция государства, 4. распоряжение министра. 4. Заполните таблицу. Отрасли права | Регулируемая сфера | Конституционное | | Гражданское | | Административное | | Трудовое | | Семейное | | | | | | | | | Выполнять задания на закрепление изученного материала. |