Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».
9 класс.
Предмет: обществознание.
Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
Цель: Содействовать осознанию меры свободы и равенства в обществе через принятия правовых норм, сохранение миропорядка;
Развивать представление о происхождении миропорядка, формах его сохранения и правах человека;
Воспитывать юридически грамотных, дисциплинированных граждан с активной жизненной позицией
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока:
- учебник Боголюбова Л.Н, Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
- презентация
Ход урока.
I. Орг. м.
- Сегодня нам предстоит обсудить важную тему, которая является одной из основополагающих в формировании гражданской позиции каждого гражданина государства, независимо от его нравственных и политических убеждений.
II. Актуализация знаний.Мы знаем, что общество живет по особым правилам. Как они называются? ( социальные нормы) Для чего люди придумывают социальные нормы? Людям всегда был необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. Мудрость и здравый смысл, присущее человеку, привели к открытию права. О нем и пойдет речь на уроке.
Объявление темы, целей и плана урока - сл.1-2
III. Изучение новой темы
1) Смысл понятия «право» сл.3
Задание: стр. 65-68 - найди в тексте смысловые значения понятия и выписать.
Итог: сл.4
Зачем нужно право? Основные функции - сл.6
Функции права: - регулятивная: регулирует общественные отношения,
устанавливая модель поведения их участников.
- охранительная: защищает, охраняет интересы людей,
устанавливает юридическую ответственность.
-развивает в людях чувства справедливости, правды, добра гумманости
-устанавливает жесткие критерии оценки поведения людей с точки зрения его правомерности или противоправности.
2)Мера свободы. В чем подлинная свобода человека? Существует ли мера свободы? Как государство ограничивает естественные права человека?
3)Нома права. Закон. сл.8-12
Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном (государственном) письменном документе – нормативно правовом акте.
Задание: записать определение понятия нормативно правовой акт.
Задание: Стр. 69 – найдите иерархическую лестницу нормативно – правовых актов.
Какой из них является самым главным?
Таким образом нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены:
Конституционные нормы;
Нормы закона;
Нормы подзаконного акта
Что такое закон? (словарь)
Законы принимает: законодательная власть, парламент (в России – Федеральное собрание) или народ (путём референдума). Подразделяются на основной ( Конституция) и обыкновенные.
Подзаконные акты:
указы (принимает президент);
постановления (правительство);
приказы и инструкции (министерства)
Все нормативно – правовые акты должны подчиняться Конституции, они не могут ей противоречить!
Задание: Как вы поняли, что обозначает словосочетание
«норма права»? Попробуйте сравнить норму права с другими известными вам социальными нормами – обычаем, моралью. Что у них общего, какие есть отличия?
4)Система законодательства
Законодательство, т.е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав –
отрасли права - совокупность правовых норм, которые регулируют сферу близких по своему характеру общественных отношений.
Задание: Стр. 71 – назовите отрасли права; Сколько их насчитывается в РФ? Какая из них является самой важной?
Внутри отраслей права принято выделять небольшие группы взаимосвязанных норм – институты права.
Таким образом можно говорить о существовании целой системы права (объективно существующем внутреннем строении права, его подразделении на отрасли, подотрасли, институты и нормы).
IV. Закрепление
1. Право в отличие от других видов социальных норм:
1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения;
3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства.
2.Что свойственно любому государству:
1) рыночная экономическая система 2) стремление расширить свою территорию;
3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм.
3.Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из этого ряда:
1.Указ Президента, 2. постановление правительства,
3.Конституция государства, 4. распоряжение министра
4. Заполните таблицу.
Отрасли права | Регулируемая сфера |
Конституционное | |
Гражданское | |
Административное | |
Трудовое | |
Семейное | |
5.Право - совокупность устанавливаемых и не охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Право необходимо для создания единой системы норм, навязываемых членам общества, обеспечения законами исполнения правовых норм и защиты прав граждан. Нормы права устанавливаются уполномоченными лицами, они отражены в официальных бумагах.
V. Д/з §8 читать, вопросы на стр.72 (устно), задания 1, 4 (письменно), учить записи в тетради. сл.17