СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автоматизировать в речь звук Ш.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"»

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях


Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

  Задачи:

  Коррекционно-образовательные:                                                                         

- закреплять правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях;                                     

- формировать навыки согласования числительного с существительным.

  Коррекционно- развивающие:                                                                              

- развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание,   фонематический слух;           

- обогащать  и расширять словарный запас;                                                              - закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

Воспитательные:                                                                                                        - воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, разрезная картинка змеи, массажная щётка, мячик су-джока, зажимки, вертушки, машина со шнуровкой, мяч, предметные картинки со [ш].

                                                                         Ход занятия:

 

  1. Орг. момент:

   -  Давай с тобою поздороваемся. 

   - С добрым утром глазки! Вы проснулись? (поглаживают веки глаз)

   - С добрым утром ушки! Вы проснулись? (поглаживают уши)

   - С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки)

    - С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)

    - С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

    - Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Ш и попадём в страну "Шипелкино".

  1. Дыхательная гимнастика.

Выполним дыхательное  упражнение «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(вдох носом - живот наполняется воздухом, выдох ртом - воздух медленно выходит)

       3. Артикуляционная гимнастика.

Прежде чем отправиться в путешествие, давай разомнём наши органы артикуляции.

Работа с настенным зеркалом.

Упражнения для звука "Ш": «Окошко», «Лопаточка», «Кошка лакает молоко», «Часики», «Качели».

      4. Акустическая и артикуляционная характеристика звука.

 -  Посмотри, кто нам встретился в пути? (ребёнок собирает разрезную картинку Змеи)

- Она хочет помешать нашему путешествию. Мы должны вспомнить песенку змеи, как она шипит, чтобы её успокоить.

- Но сначала предлагаю вспомнить все о звуке [ш].

- Где находится язычок, когда мы произносим звук ш, вверху или внизу? (вверху)
- Какой он формы? (форма «чашечки»)
- Какой формы губы? Они улыбаются или сердятся? (сердятся).
- Когда мы произносим звук [ш], какой выходит воздух: теплый или холодный? (теплый)
- Молодец!

- Ну, а теперь давай пошипим:

  •    шипение по длине змеи с пальцем;

  •    шипение с зажимками;

  •    шипение с остановками;

  •    шипение с гласными;

  •    шипение с выдохом на вертушку;

 Дует Коля на вертушку
 Очень славная игрушка!
 Крутится, вращается,
 Коле очень нравится!            

  •   шипение от громкого к тихому и наоборот.

 

- Змее так понравилось твоё шипение, что она успокоилась и заснула. А мы будем продолжать наше путешествие.

 

  1.   Игра "Разведчик".

Логопед:  Звук [ш] хочет поиграть с тобой в прятки. Он будет прятаться, а ты будешь разведчиком и должен его поймать. Разведчики - самые внимательные люди. Как только услышишь звук [ш], лови его в кулачок.

Выделение звука [ш] из:

  •  ряда звуков;

  •  ряда слогов;

  •  ряда слов. 

.

  1. Автоматизация звука [ш] в слогах и слоговых сочетаниях:

  • Дорожка  «Следы» (массажная щётка). 

Ребенок наступает на «следы» и произносит слоги:

ша-шу-ши           аш-уш-иш        шта-шту-шты

ши-ша-шу           иш-аш-уш        шка-шко-шку

шу-ши-ша           уш-иш-аш        шма-шмо-шма

                                                     

  • Затем ребенок берет мячик су-джока, делает круговые движения и произносит сочетания со звуком Ш:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

 

  1. Автоматизация звука Ш в словах:

 - Посмотри, какая грузовая машина приехала и привезла полный кузов картинок. Кто управляет машиной? (Шофёр). Но посмотри, у машины авария, лопнула шина. Помоги шофёру заменить лопнувшую шину (ребёнок шнурует машину и колесо к ней).

- Что ты взял в руки? (Шнурок).

- Какого он цвета? (Жёлтого).

- Значит, чем ты шнуруешь? (Жёлтым Шнурком).

А теперь надо помочь шофёру разгрузить машину и отобрать только картинки со звуком [ш], потому что мы в стране этого звука.

  •  ребёнок отбирает 9 картинок со звуком [ш] и определяет место звука в слове: начало, конец или середина;

  •  картинки раскладываются в 3 ряда по 3 картинки и логопед задаёт вопросы по картинкам;

             

           

                

             

               

            

           

                 

            

  •  ориентация в пространстве (логопед просит называть картинку в правом верхнем углу, под, над, слева, справа, в середине; ребёнок называет. Логопед переворачивает картинки изображением вниз; затем ребёнок вспоминает, где какая картинка, открывает её и опять называет).

  •  Игра «Закончи предложение»

- Я буду проговаривать начало предложения, а ты заканчивать его, выбирая картинку-подсказку. 

А теперь повтори всё предложение сам.

Папа едет на....(машине)

У Миши новая...(шапка)

Девочка нашла под ёлкой....(шишку)

Маша помогает ....(бабушке)

  1. ФЗМ

Все задания выполнили, машину починили. Можем и прокатиться на ней.

Ребенку предлагается руль  (быстрая ходьба по ковру, с проговариванием текста).

Завели машину : ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Накачали шину: ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Улыбнулись веселей.

И поехали скорей! (Игра проводится 2 раза).

  1. Игра с мячом.

   Остановка. Давай немножко поиграем.

 Логопед кидает мяч и называет существительные в ед. числе, ребёнок образует мн. число и возвращает мяч логопеду:

 малыш – малыши                                      камыш -

 ландыш -                                                  голыш -

 ёрш -                                                        шалаш –

 мышь -                                                      ковш –

 брошь -                                                     крыша -    

 

  1. Игра « Собери предложение»

Ребёнок собирает разрезные картинки и исправляет не правильно произнесённые логопедом предложения по этим картинкам.

 

Машина ведёт шофёра.

Каша ест мишку.

Речка выросла в камышах.

Шарик купил Машу.

  

Машине подарили Пашу.

 

  1. Чтение стихотворения.

 Коля, какой ты молодец. Справился и с этим заданием. А теперь расскажи стихотворение, которое мы с тобой учили на прошлом занятии:

Вот детишки Маша, Миша.          

Маша меньше, Миша выше.      

Миша Маше что-то пишет.        

Отгадай, что пишет Миша.

- Коля, ответь на мои вопросы:

  • Как звали детей?

  • Как их назвать ласково?

  • Кто был ниже?

  • Кто был меньше?

  • Что делает Миша?

  1. Итог.

- Какой звук мы сегодня повторяли?

- Тебе понравилось в стране этого звука?

- Придумай слова с этим звуком.

- Ты очень старался и вот тебе подарок - Шоколадка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!