Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях;
- формировать навыки согласования числительного с существительным.
Коррекционно- развивающие:
- развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
- обогащать и расширять словарный запас; - закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, разрезная картинка змеи, массажная щётка, мячик су-джока, зажимки, вертушки, машина со шнуровкой, мяч, предметные картинки со [ш].
Ход занятия:
Орг. момент:
- Давай с тобою поздороваемся.
- С добрым утром глазки! Вы проснулись? (поглаживают веки глаз)
- С добрым утром ушки! Вы проснулись? (поглаживают уши)
- С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки)
- С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)
- С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Ш и попадём в страну "Шипелкино".
Дыхательная гимнастика.
Выполним дыхательное упражнение «Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг он лопнул, воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
(вдох носом - живот наполняется воздухом, выдох ртом - воздух медленно выходит)
3. Артикуляционная гимнастика.
Прежде чем отправиться в путешествие, давай разомнём наши органы артикуляции.
Работа с настенным зеркалом.
Упражнения для звука "Ш": «Окошко», «Лопаточка», «Кошка лакает молоко», «Часики», «Качели».
4. Акустическая и артикуляционная характеристика звука.
- Посмотри, кто нам встретился в пути? (ребёнок собирает разрезную картинку Змеи)
- Она хочет помешать нашему путешествию. Мы должны вспомнить песенку змеи, как она шипит, чтобы её успокоить.
- Но сначала предлагаю вспомнить все о звуке [ш].
- Где находится язычок, когда мы произносим звук ш, вверху или внизу? (вверху)
- Какой он формы? (форма «чашечки»)
- Какой формы губы? Они улыбаются или сердятся? (сердятся).
- Когда мы произносим звук [ш], какой выходит воздух: теплый или холодный? (теплый)
- Молодец!
- Ну, а теперь давай пошипим:
шипение по длине змеи с пальцем;
шипение с зажимками;
шипение с остановками;
шипение с гласными;
шипение с выдохом на вертушку;
Дует Коля на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Коле очень нравится!
- Змее так понравилось твоё шипение, что она успокоилась и заснула. А мы будем продолжать наше путешествие.
Игра "Разведчик".
Логопед: Звук [ш] хочет поиграть с тобой в прятки. Он будет прятаться, а ты будешь разведчиком и должен его поймать. Разведчики - самые внимательные люди. Как только услышишь звук [ш], лови его в кулачок.
Выделение звука [ш] из:
ряда звуков;
ряда слогов;
ряда слов.
.
Автоматизация звука [ш] в слогах и слоговых сочетаниях:
Ребенок наступает на «следы» и произносит слоги:
ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты
ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку
шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма
Затем ребенок берет мячик су-джока, делает круговые движения и произносит сочетания со звуком Ш:
аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.
Автоматизация звука Ш в словах:
- Посмотри, какая грузовая машина приехала и привезла полный кузов картинок. Кто управляет машиной? (Шофёр). Но посмотри, у машины авария, лопнула шина. Помоги шофёру заменить лопнувшую шину (ребёнок шнурует машину и колесо к ней).
- Что ты взял в руки? (Шнурок).
- Какого он цвета? (Жёлтого).
- Значит, чем ты шнуруешь? (Жёлтым Шнурком).
А теперь надо помочь шофёру разгрузить машину и отобрать только картинки со звуком [ш], потому что мы в стране этого звука.
ребёнок отбирает 9 картинок со звуком [ш] и определяет место звука в слове: начало, конец или середина;
картинки раскладываются в 3 ряда по 3 картинки и логопед задаёт вопросы по картинкам;
ориентация в пространстве (логопед просит называть картинку в правом верхнем углу, под, над, слева, справа, в середине; ребёнок называет. Логопед переворачивает картинки изображением вниз; затем ребёнок вспоминает, где какая картинка, открывает её и опять называет).
Игра «Закончи предложение»
- Я буду проговаривать начало предложения, а ты заканчивать его, выбирая картинку-подсказку.
А теперь повтори всё предложение сам.
Папа едет на....(машине)
У Миши новая...(шапка)
Девочка нашла под ёлкой....(шишку)
Маша помогает ....(бабушке)
ФЗМ
Все задания выполнили, машину починили. Можем и прокатиться на ней.
Ребенку предлагается руль (быстрая ходьба по ковру, с проговариванием текста).
Завели машину : ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Накачали шину: ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Улыбнулись веселей.
И поехали скорей! (Игра проводится 2 раза).
Игра с мячом.
Остановка. Давай немножко поиграем.
Логопед кидает мяч и называет существительные в ед. числе, ребёнок образует мн. число и возвращает мяч логопеду:
малыш – малыши камыш -
ландыш - голыш -
ёрш - шалаш –
мышь - ковш –
брошь - крыша -
Игра « Собери предложение»
Ребёнок собирает разрезные картинки и исправляет не правильно произнесённые логопедом предложения по этим картинкам.
Машина ведёт шофёра. | |
Каша ест мишку. | |
Речка выросла в камышах. | |
Шарик купил Машу. | |
Машине подарили Пашу. | |
Чтение стихотворения.
- Коля, какой ты молодец. Справился и с этим заданием. А теперь расскажи стихотворение, которое мы с тобой учили на прошлом занятии:
Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.
- Коля, ответь на мои вопросы:
Как звали детей?
Как их назвать ласково?
Кто был ниже?
Кто был меньше?
Что делает Миша?
Итог.
- Какой звук мы сегодня повторяли?
- Тебе понравилось в стране этого звука?
- Придумай слова с этим звуком.
- Ты очень старался и вот тебе подарок - Шоколадка.