СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение учащимися основных понятий темы, формирование практических навыков.

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с термином «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ;
  2. изучить методы защиты информации;
  3. закрепить знания учащихся об антивирусных программах и способах их использования на практике.

Развивающие:

  1. развить познавательные умения, умения пользоваться интерфейсом и инструментами антивирусной программы Касперского, творчески применять полученные знания;
  2. оценивать результаты выполненных действий.

Воспитательные:

  1. воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению;
  2. воспитывать умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ;
  3. воспитывать информационную культуру и компьютерную грамотность, вызвать интерес к данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Антивирусы распечатать»













































































































Просмотр содержимого документа
«Задания для групп»

1 группа – касперский (используем дополнительный материал на листах)

  1. Вирусы.

  2. Что такое компьютерные вирусы.

  3. Стадии развития вирусов.

  4. Типы компьютерных вирусов.

_______________________________________________________________

2 группа – нод (используем дополнительный материал на листах)

  1. Антивирусные программы (виды, их функции)

  2. Программы борьбы с компьютерными вирусами.

_________________________________________________________________

3 группа – доктор веб (используем дополнительный материал на листах)

  1. Как определить, что компьютер заражен вирусом?

_____________________________________________________________________

4 группа – аваст (используем дополнительный материал на листах)

  1. Как удалить вирус?

  2. Методы защиты от компьютерных вирусов

  3. Лечение и удаление вирусов.


Просмотр содержимого документа
«Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

8 урок. 7 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата ____________

Тема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

Цель: изучение учащимися основных понятий темы, формирование практических навыков.

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с термином «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ;

  2. изучить методы защиты информации;

  3. закрепить знания учащихся об антивирусных программах и способах их использования на практике.

Развивающие:

  1. развить познавательные умения, умения пользоваться интерфейсом и инструментами антивирусной программы Касперского, творчески применять полученные знания;

  2. оценивать результаты выполненных действий.

Воспитательные:

  1. воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению;

  2. воспитывать умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ;

  3. воспитывать информационную культуру и компьютерную грамотность, вызвать интерес к данной теме.

Тип урока: комбинированный, урок – введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.


ХОД УРОКА.

Заходя в класс, выбирают один из знаков антивирусов и садятся в группы по знакам.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

Ребята, когда вы проходили на урок, вам был предложен ряд картинок, которые вы выбирали, скажите, пожалуйста, что изображено на них? (1 слайд с картинками)

- Знаки антивируса

Отлично, а названия данных антивирусов вы знаете?

- касперский, нод, доктор веб, аваст.

Хорошо, тогда назовем тему нашего урока? (2 слайд – тема урока)

- Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Сегодня на уроке мы с вами изучим

  1. Что такое компьютерные вирусы.

  2. Стадии развития вирусов.

  3. Типы компьютерных вирусов.

  4. Программы борьбы с компьютерными вирусами.

  5. Методы защиты от компьютерных вирусов

  6. Лечение и удаление вирусов.

II. Изучение нового материала.

(3 слайд – работа в группах)

Итак, мы начинаем, работаем в электронном учебнике СИН, у каждой группы на столах лежат вопросы, лист А3, на котором вы оформляете свою тему, опорный конспект по теме, у вас на работу 10 минут, на поиск нового материала, чтобы найти ответы на поставленные вопросы. По окончанию работы ваши группы меняются составом, для того чтоб поделиться информацией с другими участниками урока. Сейчас вы сидите в группе по названию антивируса, по завершению изучения материала, спикеры (берут лист А3) и почасовой стрелки переходят в другую группу, дают свой материал (3 минуты).

Запускаем СИН, находим вкладку – вирусы и антивирусы, находим свою тему, указанную в карточке, изучаем и заполняем лист А3.

Время пошло.

1 группа – касперский (используем дополнительный материал на листах)

  1. Вирусы.

  2. Что такое компьютерные вирусы.

  3. Стадии развития вирусов.

  4. Типы компьютерных вирусов.

2 группа – нод (используем дополнительный материал на листах)

  1. Антивирусные программы (виды, их функции)

  2. Программы борьбы с компьютерными вирусами.

3 группа – доктор веб (используем дополнительный материал на листах)

  1. Как определить, что компьютер заражен вирусом?

4 группа – аваст (используем дополнительный материал на листах)

  1. Как удалить вирус?

  2. Методы защиты от компьютерных вирусов

  3. Лечение и удаление вирусов.

Работают в группах, учитель проходит, помогает учащимся.

А теперь меняемся группами (спикеры) и ваша задача рассказать, то, что вы сейчас изучили и записать в тетрадь. На каждую группу напоминаю по 3 минуты, по хлопку переходим.

Начали.

Работают, учитель проходит, подсказывает, направляет.

По окончанию работы спикеры вывешивают на доску свои листы А3, подводим итог работы.

III. Усвоения новых знаний.

(4 слайд – ССЫЛКА НА ТЕСТ)

Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, а теперь давайте применим все наши знания на практике. Пройдите за свои компьютерные столы. Заполняем журналы, начало работы 12.30-12.45. открываем документ ССЫЛКА НА ТЕСТ, копируем ссылку и выполняем тест, результаты записываем в оценочный лист.

Приступаем к работе.

Здорово! Молодцы!!! У многих получился отличный результат, записываем оценку в лист. Садимся за парты в свои группы (4 группы). Проговариваем у кого какая оценка.

IV. Подведение итога урока.

Ребята, что получилось у вас? Что нет?

Вот смотрите, что у нас получилось (на доске, 5 слайд – мой результат работы), прикрепите от группы тот цвет стикера, который выражает ваше настроение.

Зеленый – я молодец

Оранжевый – иду к цели

Красный – нужна помощь

Результат нашей работы получился яркий, солнечный!!! Молодцы, отлично поработали!

Ну, а теперь поставьте себе итоговую оценку. Сколько 5 … 4 … 3 …

Вижу по оценкам, что работа удалась, и вам очень понравилось сегодня работать.

V. Домашнее задание

Сегодняшний материал выучить наизусть, параграф 1.7.

По окончанию урока оценочные листы сдать.

Спасибо вам за урок. Все встали, урок окончен, до свидания!


Просмотр содержимого документа
«Материала - детям на столы»

Что такое вирус?

Компьютерный вирус – это программа, которая при запуске способна распространяться без участия человека.

Признаки заражения:

    • замедление работы компьютера

    • перезагрузка или зависание компьютера

    • неправильная работа ОС или прикладных программ

    • изменение длины файлов

    • появление новых файлов

    • уменьшение объема оперативной памяти

    • рассылка сообщений e-mail без ведома автора

Вредные действия вирусов

  • звуковые и зрительные эффекты

  • имитация сбоев ОС и аппаратуры

  • перезагрузка компьютера

  • разрушение файловой системы

  • уничтожение информации

  • шпионаж – передача секретных данных

  • массовые атаки на сайты Интернет

Что заражают вирусы

Для того, чтобы вирус смог выполнить какие-то действия, он должен оказаться в памяти в виде программного кода и получить управление.







Способы заражения

    • запустить зараженный файл;

    • загрузить компьютер с зараженной дискеты или диска;

    • при автозапуске CD(DVD)-диска или флэш-диска;

    • открыть зараженный документ с макросами (Word или Excel);

    • открыть сообщение e-mail с вирусом;

    • открыть Web-страницу с вирусом;

    • разрешить установить активное содержимое на Web-странице.


По масштабу вредных воздействий компьютерные вирусы делятся на:

* Безвредные – не влияют на работу ПК, лишь уменьшают объем свободной памяти на диске, в результате своего размножения

Неопасные – влияние, которых ограничивается уменьшением памяти на диске, графическими, звуковыми и другими внешними эффектами;

Опасные – приводят к сбоям и зависаниям при работе на ПК;

Очень опасные – приводят к потери программ и данных (изменение, удаление), форматированию винчестера и тд.


Классические вирусы

По среде обитания компьютерные вирусы бывают:

  • Файловые – заражают файлы *.exe, *.sys, *.dll (редко – внедряются в тексты программ).

  • Загрузочные (бутовые, от англ. boot – загрузка) – заражают загрузочные сектора дисков и дискет, при загрузке сразу оказываются в памяти и получают управление.

  • Полиморфные – при каждом новом заражении немного меняют свой код.

  • Макровирусы – заражают документы с макросами (*.doc, *.xls, *.mdb).

  • Скриптовые вирусы – скрипт (программа на языке Visual Basic Script, JavaScript, BAT, PHP) заражает командные файлы (*.bat), другие скрипты и Web-страницы (*.htm, *.html).

Сетевые вирусы

распространяются через компьютерные сети, используют «дыры» – ошибки в защите Windows, Internet Explorer, Outlook и др.

  • Почтовые черви – распространяются через электронную почту в виде приложения к письму или ссылки на вирус в Интернете; рассылают себя по всем обнаруженным адресам

Наиболее активны – более 90%!

Oval 10




  • Сетевые черви – проникают на компьютер через «дыры» в системе, могут копировать себя в папки, открытые для записи (сканирование – поиск уязвимых компьютеров в сети)

  • IRC-черви, IM-черви – распространяются через IRC-чаты и интернет-пейджеры (ICQ, AOL, Windows Messenger, MSN Messenger)

  • P2P-черви – распространяются через файлообменные сети P2P (peer-to-peer)

Троянские программы

позволяют получать управление удаленным компьютером, распространяются через омпьютерные сети, часто при установке других программ (зараженные инсталляторы)

  • Backdoorпрограммы удаленного администрирования

  • воровство паролей (доступ в Интернет, к почтовым ящикам, к платежным системам)

  • шпионы (введенный с клавиатуры текст, снимки экрана, список программ, характеристики компьютера, промышленный шпионаж)

  • DOS-атаки (англ. Denial Of Service – отказ в обслуживании) –массовые атаки на сайты по команде, сервер не справляется с нагрузкой

  • прокси-сервера – используются для массовой рассылки рекламы (спама)

  • загрузчики (англ. downloader) – после заражения скачивают на компьютер другие вредоносные программы

Антивирусы-сканеры

  • умеют находить и лечить известные им вирусы в памяти и на диске;

  • используют базы данных вирусов;

  • ежедневное обновление баз данных через Интернет.


  • лечат известные им вирусы

  • не могут предотвратить заражение

  • чаще всего не могут обнаружить и вылечить неизвестный вирус

Антивирусы-мониторы

постоянно находятся в памяти в активном состоянии

  • перехватывают действия, характерные для вирусов и блокируют их (форматирование диска, замена системных файлов);

  • блокируют атаки через Интернет;

  • проверяют запускаемые и загружаемые в память файлы (например, документы Word);

  • проверяют сообщения электронной почты;

  • проверяют Web-страницы;

  • проверяют сообщения ICQ


  • непрерывное наблюдение

  • блокируют вирус в момент заражения

  • могут бороться с неизвестными вирусами

  • замедление работы компьютера

  • в случае ошибки ОС может выйти из строя

Антивирусные программы

К оммерческие

AVP = Antiviral Toolkit Pro (www.avp.ru) – Е. Касперский


DrWeb (www.drweb.com) – И. Данилов


N orton Antivirus (www.symantec.com)


M cAfee (www.mcafee.ru)


NOD32 (www.eset.com)

Есть бесплатные пробные версии!

Oval 10




Бесплатные

Security Essential (http://www.microsoft.com/security_essentials/)

Avast Home (www.avast.com)

Antivir Personal (free-av.com)

AVG Free (free.grisoft.com)


Антивирус Касперского

  • Файловый антивирус (проверка файлов в момент обращения к ним)

  • Почтовый антивирус (проверка входящих и выходящих сообщений)

  • Веб-антивирус (Интернет, проверка Web-страниц)

  • Проактивная защита (попытки обнаружить неизвестные вредоносные программы):

    • слежение за реестром

    • проверка критических файлов

    • сигналы о «подозрительных» обращениях к памяти

  • Анти-шпион (борьба с Интернет-мошенничеством)

  • Анти-хакер (обнаружение сетевых атак)

  • Анти-спам (фильтр входящей почты)


Профилактика

  • делать резервные копии важных данных на CD и DVD (раз в месяц? в неделю?)

  • использовать антивирус-монитор, особенно при работе в Интернете

  • при работе в Интернете включать брандмауэр (англ. firewall) – эта программа запрещает обмен по некоторым каналам связи, которые используют вирусы

  • проверять с помощью антивируса-доктора все новые программы и файлы, дискеты

  • не открывать сообщения e-mail с неизвестных адресов, особенно файлы-приложения

  • иметь загрузочный диск с антивирусом


Другие виды антивирусной защиты

брандмауэры (файрволы, сетевые экраны)

    • блокируют «лишние» обращения в сеть и запросы из сети

аппаратные антивирусы

    • защита от изменения загрузочного сектора

    • запрет на выполнение кода из области данных

    • аппаратный брандмауэр ZyWALL UTM
      (ZyXEL и Лаборатории Касперского)

онлайновые (on-line) антивирусы

    • устанавливают на компьютер модуль ActiveX,
      который проверяет файлы…

    • или файл пересылается на сайт разработчика антивирусов

http://www.kaspersky.ru/virusscanner

http://www.bitdefender.com

http://security.symantec.com

http://us.mcafee.com/root/mfs/default.asp

чаще всего не умеют лечить, предлагает купить антивирус-доктор


Если компьютер заражен…

  • Отключить компьютер от сети.

  • Запустить антивирус. Если не помогает, то…

  • выключить компьютер и загрузить его с загрузочного диска (дискеты, CD, DVD). Запустить антивирус. Если не помогает, то…

  • удалить Windows и установить ее заново. Если не помогает, то…

  • отформатировать винчестер (format.com). Если сделать это не удается, то могла быть испорчена таблица разделов диска. Тогда …

  • создать заново таблицу разделов (fdisk.exe). Если не удается (винчестер не обнаружен), то…

  • можно нести компьютер в ремонт.



Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист учащегося»

Лист самоконтроля.

Фамилия Имя: ____________________________

Название операции/действия

Выполняю отлично


«5»

Выполняю с ошибками


«4»

Испытываю большие затруднения

«3»

Не выполняю


«2»

1

Изучение нового материала

 

 

 

 

2

Работа в группе сменного состава

 

 

 

 

3

Тестовое задание

 

 

 

 

Средний балл

(ставит учитель)

 

 

 

 

Лист самоконтроля.

Фамилия Имя: ____________________________

Название операции/действия

Выполняю отлично


«5»

Выполняю с ошибками


«4»

Испытываю большие затруднения

«3»

Не выполняю


«2»

1

Изучение нового материала

 

 

 

 

2

Работа в группе сменного состава

 

 

 

 

3

Тестовое задание

 

 

 

 

Средний балл

(ставит учитель)

 

 

 

 

Лист самоконтроля.

Фамилия Имя: ____________________________

Название операции/действия

Выполняю отлично


«5»

Выполняю с ошибками


«4»

Испытываю большие затруднения

«3»

Не выполняю


«2»

1

Изучение нового материала

 

 

 

 

2

Работа в группе сменного состава

 

 

 

 

3

Тестовое задание

 

 

 

 

Средний балл

(ставит учитель)

 

 

 

 

Лист самоконтроля.

Фамилия Имя: ____________________________

Название операции/действия

Выполняю отлично


«5»

Выполняю с ошибками


«4»

Испытываю большие затруднения

«3»

Не выполняю


«2»

1

Изучение нового материала

 

 

 

 

2

Работа в группе сменного состава

 

 

 

 

3

Тестовое задание

 

 

 

 

Средний балл

(ставит учитель)

 

 

 

 

Лист самоконтроля.

Фамилия Имя: ____________________________

Название операции/действия

Выполняю отлично


«5»

Выполняю с ошибками


«4»

Испытываю большие затруднения

«3»

Не выполняю


«2»

1

Изучение нового материала

 

 

 

 

2

Работа в группе сменного состава

 

 

 

 

3

Тестовое задание

 

 

 

 

Средний балл

(ставит учитель)

 

 

 

 


Просмотр содержимого презентации
«Антивирусы»

ССЫЛКА НА ТЕСТ: Компьютерные вирусы и антивирусные программы   https://onlinetestpad.com/ru/test/50642-kompyuternye-virusy-i-antivirusnye-programmy 10 вопросов (7 класс)   МОИ ОТВЕТЫ - МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ  Баллы: 11-9 – «5» 8-7 – «4» 6-5 – «3» 4 – «2»

ССЫЛКА НА ТЕСТ:

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

 

https://onlinetestpad.com/ru/test/50642-kompyuternye-virusy-i-antivirusnye-programmy

10 вопросов (7 класс)

 

МОИ ОТВЕТЫ - МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Баллы:

11-9 – «5»

8-7 – «4»

6-5 – «3»

4 – «2»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!