СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Компьютерные вирусы, антивирусные программы".

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в рамках проведения олимпиады по информатики «Компьютерные вирусы, антивирусные программы»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Компьютерные вирусы, антивирусные программы".»

 Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

Министерство образования Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»








ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема

«Компьютерные вирусы, антивирусные программы»


для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования:




Автор – преподаватель общеобразовательных дисциплин Голыдбина О.О.















г. Сыктывкар


2018 г о д.



СОДЕРЖАНИЕ




\№

Содержание

Страницы


Технологическая карта урока

3-5

Структура и ход урока

6-7

Использованные источники

8

План-конспект урока

9-14

Приложение 1

15-16

Приложение 2

17

Приложение 3

18-19

Приложение 4

20-21

Приложение 5

22




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема «Компьютерные вирусы, антивирусные программы».

Введение: Тема «Компьютерные вирусы, антивирусные программы» является обязательной темой для изучения учебной дисциплины «Информатика». Данный урок может применяться при подготовке к сдаче ЕГЭ по предмету «Информатика».

Актуальность: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Натан Ротшильд) – эти знаменитые слова сегодня известны почти всем. Информация в современном обществе является на данный момент одним из самых ценных продуктов. Поэтому проблемы сохранения и защиты информации являются очень важными и волнуют каждого человека.

Тип урока: открытие и формирование нового знания

Группы по профессии и специальностям:

ПД. 01 Информатика Специальность 19.01.17 «Повар, кондитер».

ОПД.04 Информационные технологии в профессиональной деятельности. Специальность 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий».

Цель урока: формирования знаний студентов по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

Формирование элементов общих компетенций:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить студентов с понятием «компьютерный вирус», «антивирусная программа, признаками заражения компьютера вирусами, путями проникновения их в компьютер, методами защиты компьютера от вирусов;

  • обобщить факты и провести параллель между биологическими и компьютерными вирусами.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса и внимания учащихся;

  • расширение кругозора учащихся в области безопасности;

  • развитие навыков поисковой деятельности;

  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

воспитательные:

  • воспитание правовой грамотности и гражданской ответственности учащихся;

  • воспитание бережного отношения к компьютерной технике;

  • выработать навыки грамотной устной речи.

Время реализации:45 минут

Межпредметные связи: Микробиология:

  • учение об иммунитете

  • микробиология вирусов

Внутрипредметные связи:

  • программное обеспечение персонального компьютера

Методика проведения урока: Использование понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в практике, проверка самостоятельности в организации сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые методы обучения:

    1. Словесный

    2. Наглядный

    3. Практический

    4. Рефлексивный


Учебно-методическое обеспечение урока:

1. Компьютеры с установленными на них программами – презентаций Microsoft PowerPoint, текстовым редактором Microsoft Word, браузером Internet Explorer, антивирусом Касперского

2. Компьютерная презентация «Компьютерные вирусы, антивирусные программы».

3. Мультимедийный проектор, экран, кроссворд распечатанный, лист рефлексии, информационные носители для проверки на вирусы, памятка безопасности пользователя домашнего компьютера, выписка из главы 28 УК РФ, дидактический раздаточный материал.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность преподавателя


Деятельность студента

Применяемые УУД

Формы деятельности

1

Организационный момент (2мин)

Приветствие.

Объясняются цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке:

1.организация рабочего пространства,

2. привлечение внимания студентов к предстоящей учебной деятельности, 3.сообщение темы занятия

Включение студентов в учебную деятельность

Коммуникативные действия

Фронтальная работа.

2

Актуализация цели и методов работы на учебном занятии

(4 мин)


Обеспечивает актуализацию изучаемого материала. Задает вопросы и корректирует ответы.


Отвечают на вопросы.

Коммуникативные, личностные и регулятивные действия


Фронтальная работа.

3

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Задача: рассмотреть компьютерные вирусы - как угроза информационной безопасности; антивирусные программы - как наиболее распространенное средство нейтрализации компьютерных вирусов.

Каждый определяет для себя цель, которую необходимо достигнуть в ходе занятия, готовы осуществлять активный поиск информации. Планирование и прогнозирование учебного процесса.

Коммуникативные, регулятивные действия


Фронтальная работа.

4

Открытие «нового знания»

(14 мин)

Проведение актуализации.

Преподаватель демонстрирует с помощью проектора электронную лекцию, где вводятся основные понятия компьютерных вирусов, рассматривается классификация компьютерных вирусов, описываются антивирусные программы, приводится их виды и примеры.

Студенты записывают в тетрадь краткий конспект новой темы в ходе объяснения материала.

Коммуникативные, познавательные и регулятивные действия

Фронтальная работа.

5

Практическая работа

(7 мин)

Формирование у студентов практических навыков. Студентам предлагается занять рабочее место за ПК и выполнить индивидуальную работу по проверке диска С и флеш-карты на наличие вирусов.


Студенты самостоятельно выполняют задания, требующие применяя полученных знаний.

Коммуникативные, познавательные, личностные и регулятивные действия

Индивидуальная работа.

6

Физкультминутка

(2 мин)

Организация физкультминутки

Выполнение заданий физкультминутки.

Личностные действия

Индивидуальная работа.

7

Закрепление пройденного материала (8 мин)

Студентам предоставляется возможность разгадать кроссворд по закреплению пройденного материала на знания основных понятий компьютерных вирусов и антивирусных программ, умения определять виды вирусов и антивирусных программ, выделять основные процессы, которые выполняют антивирусы.

Студенты делятся на группы и разгадывают кроссворд.

Коммуникативные, познавательные и регулятивные действия

Групповая работа.


8

Рефлексия (2 мин)

Организация обсуждения самооценки студентов своих результатов учебной деятельности.

Высказывают свое мнение. Фиксируют свое внимание на поставленных личностных целях.

Регулятивные, личностные действия

Фронтальная, индивидуальная работа

9

Подведение итогов

(2 мин)

Подведение итогов учебного занятия. Организация обсуждения деятельности студентов на занятии.

Студенты фиксируют выводы по изученной теме.

Коммуникативные, регулятивные действия

Фронтальная работа.

10

Домашнее задание

(2 мин)

Сообщение домашнего задания.

Запись домашней работы.

Коммуникативные, познавательные действия

Групповая работа.



ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Гладкий А. Как защитить компьютер от ошибок, вирусов, хакеров.  Издательство: ЛитРес, 2015.

  2. Интервью // Computer Bild. 2015. № 24.

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – 8-e изд., стер. – М.: Академия, 2018.

  4. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – 9-e изд., стер. – М.: Академия, 2018.

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81 энциклопедия «Википедия».

  6. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

  7. http://www.kaspersky.ru «Лаборатории Касперского».







ПЛАН-КОНСПЕКТА УРОКА

Приветствие студентов, беседа с дежурным. Отметка отсутствующих на уроке. Сообщение темы занятия. Презентация. Слайд 1.

Фронтальный опрос: Презентация. Слайд 2.

- Как вы думаете, что может помешать правильной работе ПК? (Ответы студентов: программные продукты(в процессе использования операционная система захламляется различными записями в реестре ос; при установке какого либо По мы устанавливаем совершенно ненужные программы, которые загружаются при запуске системы, отсюда тормозят загрузку, работу пк в целом), вирусы,  нехватка оперативной памяти (ОЗУ), частичный выход из строя жесткого диска, высокий нагрев или перегрев компонентов пк (процессор, видеокарта).

- Откуда могут проникнуть в ПК вредоносные программы? (Ответы студентов: глобальные сети, персональные компьютеры «общего пользования», пиратское программное обеспечение, ремонтные службы, съемные накопители).

- Что же общего между биологическим и компьютерным вирусами? (Ответы студентов: способность к размножению, вред для здоровья человека и нежелательные действия для компьютера; скрытность, т.к. вирусы имеют инкубационный период).

Свое название компьютерный вирус получил за некоторое сходство с биологическим вирусом (например, в зараженной программе самовоспроизводится другая программа – вирус, а инфицированная программа может длительное время работать без ошибок, как в стадии инкубации).

- Какое самое распространенное средство нейтрализации компьютерных вирусов? (Ответы студентов: антивирусные программы).

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим: Презентация. Слайд 3.

  1. Понятие компьютерного вируса.

  2. Признаки появления вирусов.

  3. Классификация компьютерных вирусов.

  4. Антивирусные программы, их виды.

  5. Закрепим полученные знания на практике.

Компьютерные вирусы.

Компьютерный вирус – это специально созданный программный код, встроенный в другую программу или документ, или определенные области памяти и предназначенный для выполнения несанкционированных действий. (Студенты записывают определение). Презентация. Слайд 4.

Признаки проявления вирусов.

- Перечислите признаки заражения компьютера вирусами (Студенты помогают выявить признаки появления вирусов ) Презентация. Слайд 5.

—   неправильная работа программ;

—   медленная работа компьютера;

—   невозможность загрузки операционной системы;

—   исчезновение файлов и каталогов;

—   изменение размеров файлов;

—   неожиданное увеличение количества файлов на диске;

—   уменьшение размеров свободной операционной памяти;

—   вывод на экран неожиданных сообщений и изображений;

—   подача непредусмотренных звуковых сигналов;

—  частые «зависания» и сбои в работе компьютера.

Классификация вирусов.

- Существует большое число различных классификаций вирусов. (Студенты конспектируют в тетради)

По среде обитания они делятся на: Презентация. Слайд 6.

Файловые

Внедряются в исполняемые файлы (программы) и активизируются при их запуске. Находятся в ОП до выключения компьютера

Загрузочные

Записывают себя в загрузочный сектор диска (в программу — загрузчик ОС). При загрузке ОС с заражен­ного диска внедряется в ОП и ведет себя как файловый вирус

Макровирусы

Являются макрокомандами, которые заражают файлы документов Word, Excel. Находятся в ОП (оперативной памяти) до закрытия приложения

Драйверные

Заражают драйверы устройств компьютера или за­пускают себя путем включения в файл конфигурации дополнительной строки

Сетевые

Заражают компьютер после открытия вложенного файла (вируса) в почтовое сообщение. Похищают пароли пользователей. Рассылают себя по электронным адресам

По способу заражения он делятся на: Презентация. Слайд 7.

Резидентный вирус 


При инфицировании компьютера оставляет в оперативной памяти свою резидентную часть, которая затем перехватывает обращения операционной системы к объектам заражения и внедряется в них. Резидентные вирусы находятся в памяти и являются активными вплоть до выключения компьютера или перезагрузки операционной системы.

Нерезидентные вирусы

Не заражают память компьютера и сохраняют активность ограниченное время. Резидентными можно считать макро-вирусы, поскольку они постоянно присутствуют в памяти компьютера на все время работы зараженного редактора.

По степени опасности они делятся на: Презентация. Слайд 8.

Безвредные

Уменьшают свободную память на диске за счет своего «размножения»

Неопасные

Уменьшают свободную память на диске. Вызывают появление графических, звуковых и др. внешних эффектов

Опасные

Могут привести к сбоям и зависаниям при работе компьютера

Очень опасные

Потеря программ и данных (изменение, удаление файлов и каталогов), форматирование винчестера и т.п.


По особенностям алгоритма – на вирусы-компаньоны, паразитические вирусы, репликаторы (черви), невидимки (стелс), мутанты (призраки, полиморфные вирусы, полиморфики), макровирусы, троянские программы. Презентация. Слайд 9.

Антивирусные программы. Презентация. Слайд 10.

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными. Различают следующие виды антивирусных программ: (Студенты записывают виды антивирусных программ).

Программы-детекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ. Презентация. Слайд 11.

Программы-доктора или фаги, а также программы-вакцины не только находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т.е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к «лечению» файлов. Среди фагов выделяют полифаги, т.е. программы-доктора, предназначенные для поиска и уничтожения большого количества вирусов. Наиболее известные из них: Aidstest, Norton AntiVirus, Doctor Web.

Учитывая, что постоянно появляются новые вирусы, программы-детекторы и программы-доктора быстро устаревают, и требуется регулярное обновление версий. Презентация. Слайд 12.

Программы-ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран монитора. Как правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время модификации, другие параметры. Программы-ревизоры имеют достаточно развитые алгоритмы, обнаруживают стелс-вирусы и могут даже очистить изменения версии проверяемой программы от изменений, внесенных вирусом. К числу программ-ревизоров относится широко распространенная в России программа Adinf. Презентация. Слайд 13.

Программы-фильтры или «сторожа» представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов. Такими действиями могут являться:

  • попытки коррекции файлов с расширениями COM, EXE

  • изменение атрибутов файла

  • прямая запись на диск по абсолютному адресу

  • запись в загрузочные сектора диска

  • загрузка резидентной программы

При попытке какой-либо программы произвести указанные действия «сторож» посылает пользователю сообщение и предлагает запретить или разрешить соответствующее действие. Программы-фильтры весьма полезны, так как способны обнаружить вирус на самой ранней стадии его существования до размножения. Однако, они не «лечат» файлы и диски. Для уничтожения вирусов требуется применить другие программы, например фаги. К недостаткам программ-сторожей можно отнести их «назойливость» (например, они постоянно выдают предупреждение о любой попытке копирования исполняемого файла), а также возможные конфликты с другим программным обеспечением. Примером программы-фильтра является программа Vsafe, входящая в состав пакета утилит MS DOS. Презентация. Слайд 14.

Вакцины или иммунизаторы - это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов. Вакцины применяют, если отсутствуют программы-доктора, «лечащие» этот вирус. Вакцинация возможна только от известных вирусов. Вакцина модифицирует программу или диск таким образом, чтобы это не отражалось на их работе, а вирус будет воспринимать их зараженными и поэтому не внедрится. В настоящее время программы-вакцины имеют ограниченное применение. Презентация. Слайд 15.

Своевременное обнаружение зараженных вирусами файлов и дисков, полное уничтожение обнаруженных вирусов на каждом компьютере позволяют избежать распространения вирусной эпидемии на другие компьютеры.

- А сейчас перейдём к практической работе. На наших компьютерах установлена антивирусная программа Касперского. Ваша задача: провести комплексную проверку диска С на наличие вируса с помощью программы «Антивирус Касперского» (Студенты выполняют практическую работу). Презентация. Слайд 16.



Физкультминутка. (Студенты выполняют задания физкультминутки). Презентация. Слайд 17.

-Для снятия зрительного напряжения с глаз нужно выполнить комплекс упражнений для глаз: 

Упражнение первое: резко зажмурить глаза на 2-3 секунды: и широко открыть на 2-3 секунды, повторить упражнение 10 раз.

Упражнение второе: часто-часто моргать глазами - 10 раз.

Упражнение третье: поднять глаза вверх, при этом голова остается в одном положении, задержать взгляд на 2-3 секунды, затем опустить глаза вниз и задержать взгляд на 2-3 секунды повторить упражнение 10 раз.

- А сейчас разделившись на группы вы будете разгадывать кроссворд. (Студенты делятся на группы. Разгадывают кроссворд). (см. Приложение №1,2)

- Поменяйтесь листочками, с решенным кроссвордом, между группами. Проверьте их и посчитайте количество правильных ответов. 1 правильный ответ – 1 балл. Озвучьте их. (Студенты проверяют решенные кроссворды друг у друга, выставляют количество баллов)

Рефлексия

Выполняется каждым студентом на листе рефлексии, который лежит у каждого на столе. Вопросы для рефлексии:

  1. Мне больше всего удалось ...

  2. Для меня было открытием то, что ...  

  3. Что, на твой, взгляд удалось?  

  4. Что, на твой, взгляд не удалось?

  5. Своей работой на уроке я:  

    • доволен;

    • не совсем доволен;  

    • я не доволен, потому что ...

  6. Я ставлю себе за урок оценку ________


Подведение итогов Презентация. Слайд 18.

- Еди­ного рецепта, обеспечивающего стопроцентную гарантию сохранности данных и на­дежной работы сети, не существует. Однако создание комплексной, продуманной концепции безопасности, учитывающей специфику решаемых задач, поможет свести риск потери ценнейшей информации к минимуму.

Что касается пользователей домашних компьютеров, то следует отме­тить, что каждого подстерегает опасность либо уничтожения, либо заражения не­маловажной для нас информации. Значит, необходимо поддерживать безопасность на максимальном уровне. Необходима защита, которую каждый волен выбрать сам. Помните: защита — надежный способ от нападения.

- А вы какой сделали вывод сегодня на уроке? (Студенты делают свои выводы по изученной теме).

- Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Компьютерные вирусы, антивирусные программы».

Выставление оценок.

- Спасибо всем за хорошую работу. 

Домашнее задание (студенты разделяются по группам). Презентация. Слайд 19.

1. Зайти на сайт Лаборатория Касперского - Антивирус http://www.kaspersky.ru/ и подобрать материал для презентации или сообщения к следующему уроку по темам: мошенническое ПО, хакерские атаки, спам, защита беспроводных сетей, последние вирусы

2. Прочитать статьи из Уголовного Кодекса РФ, (см. Приложение № 3) и решить ситуационные задачи (см. Приложение № 4,5).



Приложение № 1

Разгадайте кроссворд.























Вопросы по горизонтали:

1.Антивирусная программа, принцип работы которой основан на проверке файлов, загрузочных секторов дисков и оперативной памяти в поиске в них известных и новых вирусов.

3.Утилита для создания новых компьютерных вирусов.

5.Наука, от которой пришло название "вирус".

7. Вирусы, поражающие документы MS Office, основанные на использовании макрокоманд.

10.Программа, способная к саморазмножению.

13. Вирусы, не изменяющие файлы, но создающие для .EXE файлов .COM файлы с тем же именем.

16.Мутация вирусов.

17.Антивирусная программа, то же что и полифаг.


Вопросы по вертикали:

1.Вирус, предпринимающие специальные меры для затруднения их поиска и анализа, не содержат ни одного постоянного участка кода.

2.Программа против вирусов.

4.Одно из главных свойств вирусов, способность к созданию себе подобных.

6….-черви. Вирусы, распространяющиеся в сети во вложенных файлах в почтовое сообщение.

8.Антивирус, чей принцип работы основан на подсчете контрольных сумм для присутствующих на диске файлов.

9.Вирус-"невидимка".

11.Резидентно находящаяся в оперативной памяти утилита, которая позволяет выявлять «подозрительные» действия пользовательских программ, а при обнаружении «подозрительной» функции либо выдает на экран сообщение, либо блокирует выполнение перехваченной функции, либо совершает другие специальные действия.

12.Видоизменение вируса.

14. Троянский-…

15. "Лечащий" антивирус.






Приложение № 2

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: 1.Полифаг. 3.Конструктор. 5.Биология. 7.Макровирус. 10.Вирус. 13.Компаньон. 16.Полиморфизм. 17.Сканер.

По вертикали: 1.Полиморфик. 2.Антивирус. 4.Саморазмножение. 6.Интернет. 8.Ревизор. 9.Стелс. 11. Монитор. 12. Модификация. 14.Конь. 15. Доктор.





Приложение №3



Статьи из Уголовного Кодекса РФ.


Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно - вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, -

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, -наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами -

наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, -

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.



Приложение №4.


Решение ситуационных задач.

Студентам раздается текст задач. Решаются задачи по группам.


Используя выписку из главы 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» Уголовного Кодекса Российской Федерации ответьте на следующий вопрос: «Можно ли квалифицировать действия лица (группы лиц) в описанной ситуации как противоправные?» Ответ необходимо обосновать, указав соответствующий нормативный документ, его статью пункт статьи.


Задача 1.

П. П. Андреев, сотрудник одного из филиалов ИТ-банка, внедрил в компьютерную банковскую систему вирус, уничтоживший исполняемые файлы (файлы с расширением .exe). В результате внедрения этого вируса было уничтожено 40% банковских программных приложений, что принесло банку материальный ущерб в размере 750 000 рублей.

Решение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задача 2.

Будет ли удовлетворен иск компании «Интермедиа» о привлечении к уголовной ответственности гражданина Р. И. Сизова и выплате им фирме денежной компенсации, если он внедрил в компьютерную сеть компании программу, действие которой заключается в уничтожении исполняемых файлов в какой-либо компьютерной сети? Функционирование данной программы принесло убытки разным организациям на общую сумму 670 000 рублей.

Решение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задача 3.

За распространение программы, действие, которой заключается в уничтожении текстовых файлов в какой-либо компьютерной сети, студент III курса авиационного техникума был наказан судом штрафом в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.

Решение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задача 4.

По вине оператора по набору данных М. Л. Плехановой, работавшей с компьютерной системой бухгалтерских платежей, торговая сеть «Антиквар» понесла денежные убытки в размере 1 850 000 рублей. М. Е. Плехановой было предъявлено обвинение по ст. 273 УК РФ.

Решение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение №5.

Ответы к задачам.


Задача №1.

Действия П. П. Андреева квалифицируются как противоправные на основании ст. 273, п. 2 УК РФ, т. к. налицо распространение вредоносных программ для ЭВМ, которое привело к тяжким последствиям.


Задача №2.

Судебный иск компании «Интермедиа» о привлечении к уголовной ответственности гражданина Р. И. Сизова и выплате им фирме денежной компенсации будет удовлетворен, т. к. действия гражданина Р. И. Сизова квалифицируются как противоправные на основании ст. 273, п. 2 УК РФ, ввиду того налицо распространение вредоносных программ для ЭВМ, которое привело к тяжким последствиям.


Задача №3.

В данной ситуации студент на основании ст. 273, п. 2 УК РФ должен был получить наказание в виде штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда.


Задача №4.

В данной ситуации М. Е. Плехановой должно быть предъявлено обвинение по ст. 274, п. 1 УК РФ, т. к. налицо нарушение правил эксплуатации ЭВМ, причинившее финансовый ущерб торговой сети «Антиквар».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!