Тип урока: изучение нового материала, модульный.
Оборудование: учебник, атлас, настенная таблица «Солнечная радиация», климатическая и физическая карты России
УЭ | Учебный материал с указанием заданий |
Деятельность | Деятельность ученика |
УЭ 0 | Цели урока: Знать о целостной системе факторов, формирующих особенности климата России, а также роль каждого фактора; понятие «Солнечная радиация» и ее распределение по территории России. Актуализировать имеющиеся знания из курса географии материков и океанов, анализировать карту распределения суммарной радиации по территории России; объяснять ведущую роль солнечной радиации как климатообразующего фактора в формировании климата страны. Осознать важность «метеорологической и климатической образованности» населения на современном этапе взаимодействия человека и окружающей среды. | |
УЭ 1 6 минут | Перечислите известные вам климатообразующие факторы и приведите примеры их влияния на формирование климата Дополнить схему на основе текста учебника
Заполнение схемы на доске |
Актуализируют имеющиеся знания
Поисковая деятельность: рисуют и заполняют схему
Проверка схемы, ее коррекция. Самооценка по 5 бальной шкале |
УЭ 2 7 минут | «РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ» Рассмотрите рисунок 45 «Виды солнечной радиации» на странице 61 учебника. Выявите виды солнечной радиации, охарактеризуйте каждый вид. Сформулируйте определения следующих терминов прямая, рассеянная, поглощенная, суммарная радиации, использую формулу Понятие = ближайший род /ключевое слово, синоним/ + существенные признаки Сравните собственные понятия с научными понятиями в учебнике |
Поисковая деятельность: работа с учебником.
Коммуникативная деятельность.
Сравнение собственных определений с научными понятиями в учебнике. Самооценка по 5-ти бальной шкале. |
УЭ 3 7 минут | «РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ» Рассмотрите картосхему «Распределение суммарной радиации по территории России». Как изменяется суммарная солнечная радиация с севере на юг. Определите количество суммарной солнечной радиации для городов Мурманск, Санкт-Петербург, Астрахань и выявите закономерность. Определите количество суммарной солнечной радиации для следующих городов Москва, Екатеринбург, Красноярск, Чита, и выявите закономерность распределения суммарной солнечной радиации с запада на восток. Допишите вывод: Величина суммарной радиации зависит от ______________________ положения территории. |
Поисковая деятельность: работа с картой
Аналитическая деятельность: делают вывод Самооценка по 5-ти бальной шкале |
УЭ 4 8 минут | «РАБОТАЕМ В ГРУППАХ» ГРУППА №1 влияние морей и океанов на климат России, ГРУППА № 2 влияние постоянных ветров на климат России, ГРУППА № 3 влияние рельефа на климат России 1. Каждая группа составляет вопросы по своему материалу. 2. Оценивает работу других групп и ответы на свои вопросы. |
Поисковая: работа с картами и текстом учебника
Самооценка
Составляют и задают вопросы другим группам, оценивают их ответы по пятибалльной шкале. |
УЭ 5 8 минут | «Самые первые сведения о климате нашей страны содержатся в «Одиссее» Гомера, трудах Геродота, географии Страбона. Точные и подробные описания климатических явлений зафиксированы в русских летописях. Они свидетельствуют о суровых зимах, летних засухах, обильных осадках, наводнениях. Так, русские летописи 1080 года повествуют, что тот «беспрерывных неслыханных жаров все растения и нивы усохли, леса в болотных местах воспламенялись». 1180 год на Руси был чрезвычайно дождливым, а 1280 год – весьма засушливым. Жаркое лето 1380 года, отмеченное великим историческим событием – Куликовской битвой сменилось теплой и продолжительной осенью: «Осень тогда была долгая, и дни солнечные, и теплота большая до Рождества». В 1779-1780 годах была отмечена необычайно снежная и суровая зима на юге России, а многоводная весна сменилась большой засухой: «…бурьяну для топлива не родилось в степи», «…совершенный неурожай хлебов и трав». Зимой 1879 года были отмечены очень сильные морозы на юге Русской равнины, когда вымерзли сады и 200-летние ореховые деревья». «РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ» Прокомментируйте ответ одноклассников, чей ответ считаете лучшим? |
Восприятие знаний
Участие в беседе
Взаимооценка по 5-ти бальной шкале |
УЭ 6 5 минут/ 2 минуты/ 1 минута | Решите тесты Попробуйте оценить свои знания и умения следующим образом: 1. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому» (5 баллов). 2. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому, но при некоторой помощи учителя» (4 балла). 3. «Я понял/а/ материал частично» (3 балла). 4. «Я ничего не понял/а/» (0 баллов). |
Работа с текстом учебника
Решают предложенные тесты |
УЭ 7 1 минута | § 10, Индивидуальное творческое задание. Составить схему «Климатообразующие факторы своей местности» | |