МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Спешите делать добро!»
Подготовила и провела классный руководитель
Татаринова Л.М.
Цель:
воспитать культуру общения, формировать
представления о добре и зле.
Задачи:
*воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки;
*воспитывать доброе отношение к окружающим людям,
*способствовать формированию нравственных качеств;
*способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
*способствовать развитию культуры диалога;
* развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
* развивать самооценку обучающихся;
* развивать коммуникативные умения.
Форма проведения классного часа: «Деловая игра»
Методы проведения:
поисковые;
дискуссионные;
игровые.
Классный руководитель.
Добрый день ребята! Сегодня мы проводим с вами наш очередной классный час. А вот чему посвящен наш классный час, постарайтесь определить, прослушав песню:
(Звучит песня «Дорога добра»).
Так о чем мы будем сегодня с вами говорить? ( Ответы детей).
Верно. А поговорим мы с вами о дружбе, доброте, отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.
Наше мероприятие будет проходить в форме деловой игры.
Мы будем сегодня с вами общаться, играть, дискутировать.
Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
Л.Н.Толстой говорил : «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».
- Что такое добро? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на этот вопрос. Давайте поразмышляем вместе. На доске у нас, как вы уже заметили нарисовано солнышко, но оно без лучей. А у вас на столах лежат лучики к этому солнышку, на которых вы, ребята, должны продолжить фразу, «Доброта – это…… , Добрый человек – это…..» и от ваших мнений солнышко станет лучистым.
….. (Дети пишут, озвучивают и прикрепляют лучики к солнцу. В это время доигрывает песня «Дорога добра»)
Видите ребята, на нашем солнышке появилось много лучиков, и оно стало лучистым.
Понятие добро – сложное, широкое. Сейчас мы на конкретных примерах постараемся понять, что включает в себя добро. Послушайте отрывок из сказки «Семь дочерей» В.Сухомлинского.
Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу-помыть ноги.
- Какая из дочерей вам больше понравилась, и почему?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Высказывания детей).
- Чему учит эта сказка?
Все, что вы сказали, вкладывается в понятие: надо не только красиво говорить, но и красиво поступать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова-дела важны?
Дела-делами, слова-словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Ребята, а давайте рассмотрим с вами вот такую ситуацию:
«Представьте себе сквер, скамейку. На скамейке сидит прохожий, рядом лежит его шляпа. Другой прохожий, идя мимо, решил отдохнуть и, не заметив, сел на шляпу первого прохожего». Подумайте и скажите, как бы вы поступили, если этим хозяином оказались бы вы.
У всех разные варианты ответов, разные мнения. Мы понимаем, что в любой ситуации поступить можно по разному, но главное не давать воли злым чувствам, а учиться их подавлять.
А сейчас я вам представлю такую ситуацию.
Стихотворение «4 глаза»
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стеклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе 4 глаза?
Саша, Саша – водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты очкастый,
Стеклами не хвастай».
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
Как вы оцениваете поведение этих ребят?
(Ответы детей)
Вывод:
Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
А сейчас ребята, пришло время поиграть, давайте поиграем в игру «Рассыпанные пословицы»
Пословица – народная мудрость, проверенная веками. Они нас многому учат.
На партах у вас листы с рассыпанными пословицами, ваша задача стрелками показать, как должна правильно читаться пословица. И так, пожалуйста, работаем.
Про доброе дело... (говори смело).
Жизнь дана на... (добрые дела).
Учись доброму... (дурное на ум не пойдёт).
Не одежда красит человека, (а его добрые дела).
Не ищи красоты – (ищи доброты).
Кто добро творит, (того Бог отблагодарит).
Доброе дело… (два века живет).
Добро творить – (себя веселить).
Добрые слова (дороже богатства).
Доброе слово человеку – (что дождь в засуху).
Красота до вечера, (а доброта на век).
Добрый человек (добру и учит).
Как вы их понимаете?
(Дети работают, отвечают на вопросы).
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
Доброта, милосердие, радость и переживание за других, создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
(Классный руководитель раздает цветки детям сделанные своими руками )
Посмотрите ребята, какие прекрасные цветы расцвели у нас в классе. Я думаю, что это цветы добра. Мы много говорили о доброте, а сейчас на лепестках нашей ромашки напишите добрые дела, которые вы бы хотели сделать кому-нибудь из близких вам людей. Может кто-то хочет помогать своему другу в учебе, кто-то своим бабушкам или дедушкам, кто-то сестре или брату. (Дети пишут)
Закройте глаза, положите цветок добра и хорошего настроения на одну ладонь, а другой прикройте ее . Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам очень хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка себе внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас овевает теплый ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой на всю жизнь. (Пока у детей закрытые глаза, классный руководитель кладет на парты детям стволы с листьями, где на листьях написаны правила доброты и ПОСЛЕ РЕБЯТА ДОЛЖНЫ ПРИКРЕПИТЬ ЦВЕТОК К СТВОЛУ).
Откройте пожалуйста глаза, видите у вас появились стебельки от ромашки на листьях которой написаны правила доброты, прикрепите цветок к стеблю, видите, какая красивая, добрая ромашка у нас получилась. Давайте хором прочитаем правила доброты, которые написаны у вас на листьях ромашки.
Не завидуй
Помогай людям
Прощай ошибки другим
Не кричи, а выслушай
Делись последним с другом
Защищай слабых.
Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе и приглашаю всех исполнить песню «Если добрый ты».
(Исполнение песни).