Внеклассное мероприятие
"Я и мои друзья"
Цель занятия: формировать у учащихся представление о дружбе,
как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
– формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отноше-ниях;
– развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способ-ности, ассоциативное мышление;
– воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
– способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;
– воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
– способствовать развитию эмоциональной сферы личности.
Оборудование: презентация, заготовки заданий, Солнце друзей, сигнальные круги, песни “Если с другом вышел в путь”, «От улыбки стало всем светлей»
Ход занятия.
1.Орг. момент
-Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Сегодня у нас очень интересная и серьѐзная тема занятия.
2. Введение в тему.
- Интересно, о чём мы сегодня будем говорить? Тогда отгадайте загадки и прочтите зашифрованное слово в кроссворде(слайд 1)
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
(Дюймовочка.)
Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человечек-вертолёт.
(Карлсон)
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
(Золушка)
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(Буратино)
Была она актрисой,
Прекрасной как звезда.
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
( Мальвина)
- Итак, какое же слово получилось? О чём пойдет речь на нашем занятии? (о друге, о друзьях).
- Тема нашего занятия «Я и мои друзья». (слайд 2) Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. (слайд 3)
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
III. Постановка проблемы.
Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей.)
– Какое решение он принял? (Ответы детей.)
– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)
– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, (слайд 4) греческий философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.
Экспресс-диагностика (слайд 5 )
- Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги.
На слайде записи: «Я – хороший друг»- зеленый круг, «Я часто ссорюсь со своим другом»- желтый круг, «У меня нет друзей»- красный круг.
- Поднимите, пожалуйста, круги соответствующие вашей оценке.
- Я рада, ребята, что не вижу красных кругов и делаю вывод, что у вас у всех есть друзья и что вы очень редко ссоритесь. Молодцы!
IV. Погружение в тему.
Работать мы с вами будем в командах. На команды мы уже с вами разде-лились (слайд 6)
Команд у нас три:
1 команда. Исследователи!
2 команда. Эксперты!
3 команда. Законодатели!
Учитель. Начнем мы наш разговор с размышления о том, что же такое дружба и нужна ли она.
Учащиеся читают стихотворение «Дружба» - по ролям в масках.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
Вывод: - Легко ли жить человеку без друзей? (Ответы детей)
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?
Дети. С улыбки.
Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется.(звучит припев песни, можно пропеть вместе с детьми.)
А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему? (слайд 7)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок-
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
(Ответы детей.)
Вывод: Героя стихотворения нельзя назвать другом, т. к. настоящий друг ничего не требует взамен.
V. Организация деятельности:
Учитель. А сейчас, ребята, я предлагаю вам всем составить ассоциограм-му к слову ДРУГ. (Смарт-слайд)
(На слайде – «ДРУГ». Рядом на лепестках слова: верный, надежный, умный, добрый, задиристый, изворотливый, вредный, сострадательный, справедливый…)
- Сейчас от каждой команды по очереди будут выходить ребята и выбирать те качества, которые подходят к слову друг. Готовы?
(От каждой команды выходит к доске один ученик и прикрепляет слова, с которыми у них ассоциируется слово “друг”)
VI. Осуществление деятельности.
Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать – тогда и начинается дружба.
Физминутка. А сейчас мы с вами ребята немного отдохнем. Встали в группах в круг, лицом друг к другу. Представьте, что вы встретили своего друга. Произнесем слова и покажем движениями:
- Здравствуй, друг! (за руки приветствие)
- Как ты тут? (стучат по плечу)
- Где ты был? (за уши взяли)
- Я скучал! (показ на себя)
- Ты пришел! (руки в стороны)
- Хорошо! (обнялись)
- А сейчас, ребята, вернемся к работе в командах. Итак, чтобы стать хоро-шим другом, иметь верных и преданных друзей, человек должен знать историю слова, его лексическое значение.
1 команда – наши исследователи. (слайд 8)Задание, которое они получат, называется: энциклопедия одного слова.
Исследователи представляют своё задание по плану:
1.Лексическое значение слова “ДРУГ” (в толковом словаре).
2.Слова-родственники (однокоренные).
3.Слова-друзья (в словаре синонимов).
4.Слова-враги (в словаре антонимов).
5.Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
Дети находят начало пословицы. Присоединяют окончание, объясняют смысл пословицы)
1. Маленькая дружба, (лучше большой ссоры)
2. Дружба как стекло:(разобьёшь, не сложишь)
3. Одежда хороша новая, (а друг старый)
4. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)
5. Гору разрушает ветер, людскую дружбу -(слово)
6. Сила птицы в крыльях, сила человека … (в дружбе)
7. Стол богат – тело полнеет, друзей много - (душа полнеет)
8. Человек без друга, что земля (без воды)
9. Жить без друзей, что есть пищу (без соли)
10. Человек без друзей, что дерево (без корней
2 команда – наши эксперты. (слайд 9)
Вашей команде нужно разобрать две ситуации и ответить на вопрос:
– Как поступили бы мы на месте героев и сделать выводы.
Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?
Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.
Вопросы:
1.Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2.Что можно посоветовать Даше?
3 команда – “законодатели”
Ребятам этой команды надо разработать свод законов о дружбе.
Законы дружбы (на экране) (слайд 10)
1.Помогай другу (баловаться; кричать; в беде)
2.Умей с другом разделить (лень; радость; жадность)
3.Останови друга, если он (помогает старшим; делает что-то плохое; ухаживает за животными)
4. Друга нельзя (обижать; не обманывать; обзывать)
5.Относись к другу как (к игрушке; к себе; к шкафу)
6.Не смейся над (недостатками, достоинствами) друга.
7.Умей принять (помощь, совет) друга
8.Умей признать свои (ошибки, превосходство)
Учитель. Итак, все команды получили задания, приступаем к их выпол-нению.
Учитель. Все человеческие отношения строятся на дружбе.
Но давайте сначала послушаем наших исследователей, что нового они уз-нали и чем поделятся с нами:
Зачитывают лексическое значение слова «друг»;
Зачитывают слова-родственники, слова-синонимы, слова-антонимы;
Зачитывают составленные пословицы о дружбе.
Учитель. Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своим заданием. Да, действительно, дружба – это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характе-ров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. Это не просто слова. Сейчас наши эксперты докажут это на примере двух ситуаций (слайд 11)
Эксперты представляют свою точку зрения и делают выводы.
Учитель. А сейчас послушаем, третью группу, законодателей и узнаем какие же законы дружбы они вывели.
Вывод: Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! Теперь самое главное, чтобы они вами соблю-дались.
Учитель. Итак, ребята, какой же вывод сделаем на основе всего услышан-ного? Какая дружба считается настоящей? Кто такой настоящий друг?
1. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
2. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и ра-достью.
3. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наобо-рот, он искренне разделит его радость.
4. Не может быть другом тот, кто хочет обязательно играть в дружбе главную роль.
5. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
6. Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого. Но не всякий умеет быть другом.
Учитель: Какое прекрасное слово «дружба»! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем.
А теперь, давайте приоткроем дверь, одного из класса и послушаем о некоторых случаях из школьной жизни .
Сценка
Учитель: Кто кого обидел первым?
1-ый мальчик: Он меня!
2-ой мальчик: Нет, он меня!
Учитель: Кто кого ударил первым?
1-ый мальчик: Он меня!
2-ой мальчик: Нет, он меня!
Учитель: Вы же раньше так дружили!
1-ый мальчик: Я дружил!
2-ой мальчик: И я дружил!
Учитель: Что же вы не поделили?
1-ый мальчик: Я забыл.
2-ой мальчик: И я забыл.
Учитель: Если ты за что- либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему обиду. Не злись! Будьте дружными!
- А сейчас я предлагаю вам рассказать в необычной форме, в форме син-квейна, о том, каким же должен быть друг (слайд 12)
Синквей от французского слова 5 – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам:
•1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека
•2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных
•3-я строка – описание действия – 3 глагола
•4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме
•5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.
Давайте, попробуем!
- -Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием.
(Ватман на доске)
- Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожале-нию, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик» на парте, написать имя своего лучшего друга и прикрепить к нашему Солнышку.
- Какое красивое Солнышко у нас получилось, правда? Молодцы, ребята!
- И в заключении, ребята, послушайте несколько пожеланий-напутствий от ваших одноклассников (слайд 13)
1 ученик.
Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней –
Ближе друга на свете нету.
2 ученик.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.
3 ученик.
И не стоит друзей обижать:
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.
4 ученик.
Дружбу надо беречь всегда,
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!!!
Учитель. Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз заду-маться о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.
(слайд 14) Спасибо за внимание!