СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Я и мои друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потребность иметь рядом с собой близкого человека, друга, советника имеют все люди. Для школьников это особенно актуально, ведь в детском возрасте происходит осознанное формирование их внутреннего мира, и они ищут ответы на вопросы «Кто такой друг?», «Что значит дружба?», «Хорошо ли быть без друзей?». Классный час на тему "Я и мои друзья" поможет найти на эти и многие другие вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Я и мои друзья"»


Внеклассное мероприятие

"Я и мои друзья"


Цель занятия: формировать у учащихся представление о дружбе,

как о важнейшей нравственной ценности.


Задачи:
– формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отноше-ниях;
– развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способ-ности, ассоциативное мышление;
– воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
– способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;
– воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
– способствовать развитию эмоциональной сферы личности.


Оборудование: презентация, заготовки заданий, Солнце друзей, сигнальные круги, песни “Если с другом вышел в путь”, «От улыбки стало всем светлей»



Ход занятия.


1.Орг. момент

-Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Сегодня у нас очень интересная и серьѐзная тема занятия.


2. Введение в тему.
- Интересно, о чём мы сегодня будем говорить? Тогда отгадайте загадки и прочтите зашифрованное слово в кроссворде(слайд 1)

  1. Чуть женой крота не стала
    И усатого жука!
    Вместе с ласточкой летала
    Высоко под облака.
    (Дюймовочка.)

  2. Взяв для подкрепления 
    Баночку варенья, 
    Отправляется в полёт 
    Человечек-вертолёт.
    (Карлсон)

  3. Из танцзала короля 

Девочка домой бежала, 

Туфельку из хрусталя 

На ступеньках потеряла. 

Тыквой стала вновь карета… 

Кто, скажи, девчушка эта? 

(Золушка)

  1. Она была подружкой гномов
    И вам, конечно же, знакома.
    (Белоснежка)

  2. У отца есть мальчик странный,
    Необычный, деревянный,
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой,
    Всюду нос сует свой длинный…
    Кто же это?..

(Буратино)

  1. Была она актрисой,

Прекрасной как звезда.

От злого Карабаса 

Сбежала навсегда.

( Мальвина)


- Итак, какое же слово получилось? О чём пойдет речь на нашем занятии? (о друге, о друзьях).
- Тема нашего занятия «Я и мои друзья». (слайд 2) Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. (слайд 3)
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
III. Постановка проблемы.
Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей.)
– Какое решение он принял? (Ответы детей.)
– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)
– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, (слайд 4) греческий философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.


Экспресс-диагностика (слайд 5 )
- Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги.

На слайде записи: «Я – хороший друг»- зеленый круг, «Я часто ссорюсь со своим другом»- желтый круг, «У меня нет друзей»- красный круг.

- Поднимите, пожалуйста, круги соответствующие вашей оценке.

- Я рада, ребята, что не вижу красных кругов и делаю вывод, что у вас у всех есть друзья и что вы очень редко ссоритесь. Молодцы!


IV. Погружение в тему. 
Работать мы с вами будем в командах. На команды мы уже с вами разде-лились (слайд 6)
Команд у нас три:
1 команда. Исследователи!
2 команда. Эксперты!
3 команда. Законодатели!
Учитель. Начнем мы наш разговор с размышления о том, что же такое дружба и нужна ли она.
Учащиеся читают стихотворение «Дружба» - по ролям в масках.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
Вывод: - Легко ли жить человеку без друзей? (Ответы детей)
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?
Дети. С улыбки.
Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется.(звучит припев песни, можно пропеть вместе с детьми.) 

А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему? (слайд 7)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок-
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка 
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
(Ответы детей.)
Вывод: Героя стихотворения нельзя назвать другом, т. к. настоящий друг ничего не требует взамен.


V. Организация деятельности:
Учитель. А сейчас, ребята, я предлагаю вам всем составить ассоциограм-му к слову ДРУГ. (Смарт-слайд)
(На слайде – «ДРУГ». Рядом на лепестках слова: верный, надежный, умный, добрый, задиристый, изворотливый, вредный, сострадательный, справедливый…)

- Сейчас от каждой команды по очереди будут выходить ребята и выбирать те качества, которые подходят к слову друг. Готовы?

(От каждой команды выходит к доске один ученик и прикрепляет слова, с которыми у них ассоциируется слово “друг”)


VI. Осуществление деятельности.
Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать – тогда и начинается дружба.


Физминутка. А сейчас мы с вами ребята немного отдохнем. Встали в группах в круг, лицом друг к другу. Представьте, что вы встретили своего друга. Произнесем слова и покажем движениями:

- Здравствуй, друг! (за руки приветствие)

- Как ты тут? (стучат по плечу)

- Где ты был? (за уши взяли)

- Я скучал! (показ на себя)

- Ты пришел! (руки в стороны)

- Хорошо! (обнялись)


- А сейчас, ребята, вернемся к работе в командах. Итак, чтобы стать хоро-шим другом, иметь верных и преданных друзей, человек должен знать историю слова, его лексическое значение.
1 команда – наши исследователи. (слайд 8)Задание, которое они получат, называется: энциклопедия одного слова.
Исследователи представляют своё задание по плану: 
1.Лексическое значение слова “ДРУГ” (в толковом словаре).
2.Слова-родственники (однокоренные).
3.Слова-друзья (в словаре синонимов).
4.Слова-враги (в словаре антонимов).
5.Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
Дети находят начало пословицы. Присоединяют окончание, объясняют смысл пословицы)
1. Маленькая дружба, (лучше большой ссоры) 
2. Дружба как стекло:(разобьёшь, не сложишь) 
3. Одежда хороша новая, (а друг старый) 
4. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей) 
5. Гору разрушает ветер, людскую дружбу -(слово) 
6. Сила птицы в крыльях, сила человека … (в дружбе) 
7. Стол богат – тело полнеет, друзей много - (душа полнеет) 
8. Человек без друга, что земля (без воды) 
9. Жить без друзей, что есть пищу (без соли) 
10. Человек без друзей, что дерево (без корней

2 команда – наши эксперты. (слайд 9)
Вашей команде нужно разобрать две ситуации и ответить на вопрос: 
– Как поступили бы мы на месте героев и сделать выводы. 
Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?
Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Вопросы:
1.Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2.Что можно посоветовать Даше?


3 команда – “законодатели”
Ребятам этой команды надо разработать свод законов о дружбе.
Законы дружбы (на экране) (слайд 10)
1.Помогай другу (баловаться; кричать; в беде)
2.Умей с другом разделить (лень; радость; жадность)
3.Останови друга, если он (помогает старшим; делает что-то плохое; ухаживает за животными)
4. Друга нельзя (обижать; не обманывать; обзывать)
5.Относись к другу как (к игрушке; к себе; к шкафу)
6.Не смейся над (недостатками, достоинствами) друга.
7.Умей принять (помощь, совет) друга
8.Умей признать свои (ошибки, превосходство)

Учитель. Итак, все команды получили задания, приступаем к их выпол-нению.

Учитель. Все человеческие отношения строятся на дружбе.

Но давайте сначала послушаем наших исследователей, что нового они уз-нали и чем поделятся с нами:

  1. Зачитывают лексическое значение слова «друг»;

  2. Зачитывают слова-родственники, слова-синонимы, слова-антонимы;

  3. Зачитывают составленные пословицы о дружбе.


Учитель. Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своим заданием. Да, действительно, дружба – это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характе-ров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. Это не просто слова. Сейчас наши эксперты докажут это на примере двух ситуаций (слайд 11)
Эксперты представляют свою точку зрения и делают выводы.

Учитель. А сейчас послушаем, третью группу, законодателей и узнаем какие же законы дружбы они вывели.

Вывод: Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! Теперь самое главное, чтобы они вами соблю-дались.

Учитель. Итак, ребята, какой же вывод сделаем на основе всего услышан-ного? Какая дружба считается настоящей? Кто такой настоящий друг?

1. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
2. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и ра-достью.

3. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наобо-рот, он искренне разделит его радость.

4. Не может быть другом тот, кто хочет обязательно играть в дружбе главную роль.

5. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

6. Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого. Но не всякий умеет быть другом.


Учитель: Какое прекрасное слово «дружба»! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем.

А теперь, давайте приоткроем дверь, одного из класса и послушаем о некоторых случаях из школьной жизни .


Сценка

Учитель: Кто кого обидел первым?

1-ый мальчик: Он меня!

2-ой мальчик: Нет, он меня!

Учитель: Кто кого ударил первым?

1-ый мальчик: Он меня!

2-ой мальчик: Нет, он меня!

Учитель: Вы же раньше так дружили!

1-ый мальчик: Я дружил!

2-ой мальчик: И я дружил!

Учитель: Что же вы не поделили?

1-ый мальчик: Я забыл.

2-ой мальчик: И я забыл.

Учитель: Если ты за что- либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему обиду. Не злись! Будьте дружными!


- А сейчас я предлагаю вам рассказать в необычной форме, в форме син-квейна, о том, каким же должен быть друг (слайд 12)
Синквей от французского слова 5 – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам: 
•1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека 
•2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных 
•3-я строка – описание действия – 3 глагола 
•4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме 
•5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы. 
Давайте, попробуем! 

- -Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием.


(Ватман на доске)
- Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожале-нию, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик» на парте, написать имя своего лучшего друга и прикрепить к нашему Солнышку.

- Какое красивое Солнышко у нас получилось, правда? Молодцы, ребята!


- И в заключении, ребята, послушайте несколько пожеланий-напутствий от ваших одноклассников (слайд 13)


1 ученик.
Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней – 
Ближе друга на свете нету.


2 ученик.
Никогда не теряйте друзей, 
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.


3 ученик.
И не стоит друзей обижать:
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.


4 ученик.
Дружбу надо беречь всегда, 
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!!!


Учитель. Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз заду-маться о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья. 


(слайд 14) Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!