СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Будь другом планете Земля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час с элементами игры

 

Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лесе, логическое мышление, воображение;

воспитывать любовь  и бережное отношение ко всему живому; чувство любви к своей малой Родине;

закреплять правила поведения на природе;

формировать экологическую культуру и активную жизненную позицию к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством.

Оборудование: компьютер, проектор или интерактивная доска, глобус, Цветная бумага, контуры рук по количеству учащихся в классе.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Будь другом планете Земля"»

Будь другом планете Земля.


классный час с элементами игры


Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лесе, логическое мышление, воображение;

воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; чувство любви к своей малой Родине;

закреплять правила поведения на природе;

формировать экологическую культуру и активную жизненную позицию к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством.

Оборудование: компьютер, проектор или интерактивная доска, глобус, Цветная бумага, контуры рук по количеству учащихся в классе.

Подготовительная работа: стихотворение, внесенные в сценарий, необходимо заранее выучить наизусть.


Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко



Ход классного часа.


Вступительное слово учителя.

- Добрый день, ребята. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Покажите изображение человечка с таким же настроением (можно смайлика, если презентации будут производиться с использованием интерактивной доски) Я довольна, что у вас хорошее настроение, и хочу, чтобы к концу урока оно было таким же. Улыбнитесь друг другу.

- Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.


- «Куда вы посоветуете мне отправиться?»- спросил он у географа. «Посети планету Земля, отвечал географ, - у нее плохая репутация»

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдет о нашей планете, о ее природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.


Ученик. Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

Я. Аким

Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Ее населяют рыбы, насекомые, птицы, звери.

(на фоне мелодии «В мире животных» сменяются слайды с видами животных и природы)

У вас в руках предмет. Что он вам говорит? (глобус, модель планеты)


Показ слайдов с видами планеты Земля из космоса

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эти снимки? (высказывания детей)

Человек живет в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты Земля – в ЕГО руках.


История возникновения Дня Земли.

- В середине XX века ученые разных стран стали говорить о необратимых изменениях, происходящих на планете. Они стали обращаться к людям за помощью. Человек должен жить в гармонии с природой, а не покорять ее. Человек должен сотрудничать с природой, ее всемирно охранять.

Ежегодно 22 апреля во многих странах мира отмечается День Земли. Первый День Земли отметили в США 22 апреля 1070 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта – Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных. В этот день 20 миллионов американцев вышли на улицы своих городов, призывая власти к решению экологических проблем. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, сажали деревья, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали на концертах песни, воспевающие красоту окружающего мира.

С 1994 года этот день объявлен всемирным. К этому времени ученые успели подсчитать, что угроза тотального уничтожения человечества возможна через 300 – 1000 лет.

С 1997 года День Земли начали отмечать и в России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов и сел, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами.

(слайды)


Ученик читает стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете»


Все – все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем – то не очень дружны –

Мы все – таки очень друг – другу нужны.

А если нам кто – нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.







Физкультминутка

Игра «Да, нет!»

Правила игры: если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши над головой, если нет, то – присядьте.

Необходимо экономно использовать природные ресурсы.

  • Я закрываю водопроводный кран, пока чищу зубы.

  • Я не выключаю свет, выходя из комнаты.

  • Мне не нравится запах выхлопных газов.

  • Я мусорю на улице.

  • Видя насекомое в своей комнате, я выпускаю его на волю, вместо того, чтобы убить.

  • Используя бумагу в работе, трачу ее попусту, не экономно.

  • Планета Земля – наш общий дом.

  • Охрана природы приносит пользу.


Ученик (читает стихотворение)

Все, что есть на маленькой планетке:

Болота, джунгли и поля,

Цветок, травинка или ветка –

Все то – кормилица – земля.

Родила, вскормила и вспоила,

И от лихой беды уберегла.

Человек! Храни же, что есть силы,

Все, что мать – земля тебе дала.

Ты ее и вспашешь и засеешь,

Урожай хороший соберешь:

Коль быть благодарным не сумеешь -

Потеряешь. Больше не найдешь.

- Как автор стихотворения относится к проблеме? (выслушиваются высказывания детей)


Какое место мы называем «кормилицей – землей»?

(родной край)

- С чего должен начать каждый человек в деле сохранения окружающей природы на планете?

(с охраны природы своего края)

-Наш край – это республика Калмыкия. Это наши бескрайние степи и редкие перелески. Наши предки умели жить и ценить природу края, умели пользоваться ее дарами.

Современным жителям выпала доля сохранить те участки степей, которые сохранились с давних времен.

Кроссворд

Предлагаю вам разгадать кроссворд. Отгадав загадки, впишите ответы в клетки. Вы узнаете, какие растения и животные можно встретить в нашей степи.

1. Высокое растение пруда,

Им заросла стоячая вода. (камыш)

2. Глянь, длинный клюв у этой птицы,

Кто день – деньской стоит в водице? (цапля)

3. Живет в воде грызун,

Ныряет лучше всех.

Вглядись, какой блестящий

И ценный носит мех. (ондатра)

4. Какое же растение в степи

С горьковатым привкусом внутри? (полынь)

5. Чай с какой медовой травкой

Снимет как рукой усталость? (чабрец)

6. Какая птица на ветку вспорхнет

И длинненьким хвостиком долго трясет? (трясогузка)

7. Горделивая птица курлычет.

Кто, на юг собираясь, птиц кличет? (журавль)

8. Крупная, пестрая птица – дудак,

Кого из птиц называют так? (дрофа)

9. Кто в степи весною на пригорке

Все прирывисто свистит у норки? (суслик)

10. Весною луч солнца прогрел бугорок,

Алеет шестилепестковый цветок. (тюльпан)

11. Зовут так степного зверька неспроста:

За рыжий мех и черный кончик хвоста. (корсак)


11



М


22



ан



3



н







4


ы






ч









6







Г




у




7






д






и


9



л


10





11

о









Ребята, какое слово получилось? (Маныч – Гудило)

Слайд Маныч – Гудило)

Исследовательская группа нашей школы приготовила сообщения о некоторых природоохраняемых зонах Калмыкии.


1. Государственный природный заповедник «Черные Земли» располагается в Яшкульском, Черноземельском, Приютненском и Яшалтинском районах Калмыкии. Учрежден заповедник относительно недавно – летом 1990 года. Основной целью организации заповедника «Черные Земли» было решение проблемы сохраниения популяции сайгаков, которые находились на грани вымирания. Благодаря усиленной работе сотрудников заповедника в настоящее время численностьантилопов – сайгаков увеличилась и составляет примерно 150 тысяч голов. Еще один реликт «Черных земель» - степная дрофа, которая является одной из крупнейших летающих птиц на территории России. Вес степной дрофы достигает 15 кг.

2. Чуть позже, 1996 году, под эгиду заповедника перешла территория заказника «Маныч – Гудило» с целью сохранения массового обитания водоплавающих птиц. Здесь обитают журавль – красавка, лебедь – шипун, кудрявый пеликан, краснозобая красавка, стрепет, серый гусь и другие виды. На территории нашей страны только на озере Маныч – Гудило обитает розовый пеликан.

3. В калмыцких степях в апреле зацветают тюльпаны. Тюльпаны цвели на территории нашей республики испокон веков. Скифы, хазары, половцы видели такую же степь, усыпанную красными огоньками, как и мы сегодня.

Весенняя степь покрывается тюльпанами постепенно. Первым тюльпан двухцветковый, затем зацветает тюльпан Биберштейна – в народе его называют колокольчиком из – за мелких желтых цветков. Наконец, зацветает тюльпан Шренка, известный всем своим ярко – красным цветом. Но он бывает самой разнообразной окраски: розовый, желтый, фиолетовый, темно – вишневый и сиреневый.

Несколько десятилетий назад тюльпаны росли прямо в поселках. Их сейчас трудно найти в радиусе нескольких километров. Собирая букет, люди убивают самые красивые и крупные цветы, оставляя более слабые, которые приносят менее жизнеспособное потомство. Но незаконный сбор продолжается, несмотря на существующие штрафы и экологическую пропаганду. С 1995 года в нашей республике отмечается праздник «Гимн тюльпану» - благородному цветку, занесенному в Красную книгу России, с любовью воспетому многими поэтами и прозаиками.


4. Стихотворение читает ученик.

И вспомнил я предание о том,

Что солнце, девушку создав сначала,

Головку ей халваном увенчало

И, передумав, сделало цветком.

И что сама природа неустанно

Любуется красой цветка – тюльпана.

Санджи Каляев

народный поэт Калмыкии


5. Много легенд существует об этих самых ярких цветах степи. Вот одна из них – о черном тюльпане.

«Редок этот необычного цвета цветок. Появляется он в нашей степной стороне через каждые девять лет(счастливое число у многих кочевых народов). И непременно на самой верхушке древнего кургана, под насыпью которого покоится праз храбрых защитников этой местности от внезапных набегов коварных чужеземцев. Черен тюльпан, как безлунная ночь, но тычинки в нем белы, как только что выпавший снег. Белые тычинки обещают счастье. Увидевший черный тюльпан никогда не должен касаться его, нужно просто постоять над ним, загадав желание, самое сокровенное. Увидевшему его черный тюльпан встречается только один раз в жизни. Только один раз!


Учитель. Чтобы тюльпаны всегда цвели, радуя нас своей, ни с чем несравнимой красотой, надо беречь их и никогда не рвать.

Вместо того, чтобы срывать тюльпаны, мы сегодня сделаем их из бумаги.













Мастер – класс «Изготовление тюльпана в технике оригами»



Физминутка

Эн һар, һар – таш, таш.

Эн көл, көл – тавш, тавш.


Прогулка по лесу

(Звучит аудиозапись голосов птиц)

- Что это? Это природа позвала нас в гости.

Ребята, что вы знаете о лесе?

Лес:

  • - место отдыха;

  • - аптека;

  • - дом для растений и животных;

  • - кладовая ягод, орехов и грибов;

  • - воздух для легких;

  • - зеленый наряд нашей планеты;

  • - источник топлива;

  • - источник чистой воды;


Прежде чем войти в лес, люди должны знать правила поведения в лесу. А вы знаете?

    • - не сорить;

    • - не разводить костры, если в этом нет необходимости;

    • - не разорять птичьи гнезда;

    • - не вырубать лес

Учитель. Человек вырубает деревья, кустарники, разоряет гнезда птиц, жилище животных. С каждым годом на земле остается все меньше лесов. Из – за этого загрязняются воздух и вода, исчезают растения и животные. Наша природа в опасности.



Ученик.

Лесная тень, лесная тишь,

Полным – полна чудес,

Ты перед сказкою стоишь, А сказка эта – лес.

Ты эту сказку сохрани,

Люби, жалей и береги.


Игра «Узнавай – ка»

(слова – перевертыши, название птиц )

Правила игры: необходимо прочитать название птицы, если вы прочитаете правильно, то увидите его фотографию и услышите стихотворение – загадку о нем.

конороваж

йеволос

акшукук

летяд

чарг


1. Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай – ка поскорей,

Что за птичка? (соловей)

2. Солнце греет у порога

И растаяли сугробы, Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам … (грачи)

3. Высоко над облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит (жаворонок)

Тук – тук – тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может он немного спятил?

- Тук – тук – тук, - в ответ нам .. (дятел)

5. Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее .. (кукушка)


Викторина

А сейчас мы проведем небольшую викторину. Я буду задавать вопрос и давать три варианта ответа, вам нужно будет выбрать правильный ответ.

- Когда бобры строят свои жилища? (утром, ночью, днем)

- Как поступает волк, добыв пищу? (ест сам, кормит волчицу, отдает детям)

- Какой хищный зверь самый сильный? (тигр, белый медведь, лев)

- Кто из зверей рождается зрячим? (лисята, волчата, зайчата)


Конкурс «Небылицы»

- Прослушав предложения, найдите биологические ошибки.

- Маша и Лена, гуляя по лесу, увидели сидящую на березе птичку размером с майского жука – это была колибри. (У нас нет такой птички)

- Мне подарили букет из подснежников, васильков и ромашек. Цветы ребята сами собрали на поляне. (Эти растения одновременно не растут)

- У всех животных есть дом: у медведя – берлога, у волка – нора, у белки – дупло, у бобра – хатка, только заяц – бездомный. (У волга – логово)

Составление и оформление обращения «Берегите лес!»


«Синквейн»

Первая строка – существительное (тема)

Вторая строка - два прилагательных ( описание темы)

Третья строка – три глагола (описание действий в рамках темы)

Четвертая строка – отношение к теме ( словосочетание или предложение)

Пятая строка – вывод, выражение эмоций

Пример:

Лес.

Добрый, зеленый.

Поет, питает, радует.

Люблю отдыхать в лесу.

Это наше богатство!




Минутка тишины

Под фонограмму мелодичной музыки со звуками природы предлагаю учащимся закрыть глаза, расслабиться и послушать:

- С тех пор как человек появился на Земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев. Это музыка природы, музыка жизни. Умей слушать е, умей наслаждаться ею. И надо научиться человеку поступать так, чтобы не нарушать эту музыку, музыку природы. Природа преподносит нам каждый час что – то новое, удивительное. Нужно уметь увидеть и услышать все, что происходит вокруг.

Миг

Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам-

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам –

Ничто не повторится!

За мигом миг,

За шагом шаг.

Впадайте в изумленье.

Все будет так –

И все не так

Через одно мгновенье!

Р. Рождественский


- Откройте глаза и скажите, что вы видели, слышали, ощущали?





Рефлексия


Сегодня природа нуждается в защите и заботе. Я предлагаю вам на контурах рук, которые лежат у вас на столах написать, что вы можете сделать по защите окружающей среды.

(Ребята выходят к доске и читают, то, что они написали и располагают по кругу в виде цветочка)

- Ребята, вы сейчас своими руками вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас.

Круг «От сердца к сердцу»


(Предлагаю детям встать в круг и передавать глобус с пожеланиями. Например: «Я передаю в твои руки этот хрустальный земной шар. Хочу, чтобы на нашей Земле был всегда чистым и прозрачным воздух… чистая вода… не прекращались пения птиц,,. не погибли животные и т.д.)


Звучит фонограмма песни «Живи, Земля» в исполнении группы «Земляне»


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!