Классный час
на тему:
«День космонавтики»
МКОУ «СОШ № 77 им Нури Цагова
Учитель: Жакова Р. П.
г. Нальчик
2016г
«День космонавтики»
Цели :
Познакомить детей с Днём космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Дать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим.
Систематизировать полученные знания о космосе, космических полетах, космонавтах.
Закрепить названия планет, их последовательность расположения от Солнца.
Развивать творческие способности, логическое мышление, умение слышать друг друга, конструктивные способности, воображение;
Подготовка: несколько учеников заранее учат стихи и текст выступления, готовят сообщения о космонавтах.
Оборудование: портрет Ю. Гагарина; ручки и листочки для каждой команды; песня группы «Земляне» «Трава у дома».
Ход классного часа
Ученик:
Музыка «Трава у дома»
- Летя сквозь звёздные метели
Из века в век в бездонной мгле,
Земля качала в колыбели
Сынов, рождённых на Земле.
- Но от восторга цепенея,
Перед небесной красотой,
Землянин жил большой мечтою –
Однажды породниться с ней.
- Рождён бескрылым человек,
Но как шагнул размахом мысли,
Что путь свой в 21 век
Никак без космоса не мыслит!
Учитель: Никогда не забудет человечество тот апрельский день 1961 года, когда наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин – первым в мире открыл дорогу в космос.
Он произнёс знаменитую фразу: «Поехали!», и по сей день спутники и ракеты, посланные с Земли, бороздят космическое пространство, множество техники побывало на Луне и Марсе. То ли ещё будет!
А этот день – 12 апреля – традиционно отмечают как День Космонавтики.
Скажите, а кто из вас не мечтал стать настоящим космонавтом? Полететь на Луну, Марс и другие планеты? К такому полёту надо готовиться серьёзно! А начать можно уже сегодня. Сейчас мы своё путешествие в космос начнем с презентации, внимательно посмотрите и послушайте, потом ответите на некоторые вопросы. (Показ слайдов презентации)
Ответы на вопросы:
- Когда сбылась многовековая мечта русских людей о полете к звездам?
- Кто предложил план двигателя на жидком топливе?
- Кто был главным конструктором космических полётов?
- Кого из лётчиков космонавтов вы можете назвать?
- Какие планеты вы знаете?
- Как надо относится к нашей планете «Земля»?
Учитель: Молодцы! Наше путешествие продолжается. Сейчас мы послушаем доклад о первом летчике – космонавте. Кто он?
Ученик: Юрий Гагарин - первый летчик-космонавт - родился в городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. «Семья, в которой я родился, - писал Гагарин, - самая обыкновенная; она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей Родины». Отец - Алексей Иванович Гагарин - был мастером на все руки, он все умел делать в крестьянском хозяйстве, но больше всего плотничал и столярничал; мать работала в колхозе дояркой.
В 1941 году Юра пошел в школу, но учебу прервала война. Окончив в Гжатске шесть классов средней школы, поступил в ремесленное училище № 10 в Москве. Одновременно с освоением специальности литейщика-формовщика учился в школе рабочей молодежи, закончив которую с похвальной грамотой получил направление на учебу в Саратовский индустриальный техникум. И здесь, по словам Юрия, «крепкими корнями врос в землю саратовского аэродрома».
Далее - учеба в Чкаловском военном авиационном училище № 1, служба в частях истребительной авиации Северного флота. 1960-й год. Юрий Гагарин зачислен в отряд космонавтов.
12 апреля, 1961 год. Ликование всего мира - впервые человек совершил космический полет вокруг земного шара, длившийся 108 минут. Этим человеком был Юрий Гагарин. Но космонавт № 1 понимал, что стал лишь одним из участников великого свершения всего народа, научного и трудового подвига ученых, конструкторов, инженеров, рабочих.
День 12 апреля, полет Гагарина на пилотируемом космическом корабле «Восток» вошли в историю как начало новой эры - эры освоения космоса, эры работы в космосе.
Учитель. Внимание всем экипажам! Наши космические корабли попали под метеоритный дождь. Всем соблюдать спокойствие, быть внимательными, оказывать помощь друг другу. Чтобы преодолеть возникшее препятствие, необходимо в случае правильного утверждения говорить «да», а в случае неправильного - «нет».
- Метеориты - осколки других миров, которые не сгорели в атмосфере, а долетели до Земли. (Да.)
- Самый тяжелый из найденных метеоритов - Гоба. Его масса 66 т. (Да.)
- Солнце меньше, чем Земля. (Нет.)
- Конструктор космического корабля, на котором Ю. Гагарин совершил полет, - академик Королев. (Да.)
- Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, Аполлоном или Фебом, а наши предки-славяне - Ярилом. (Да.)
- Виток вокруг Земли Ю. Гагарин совершил за 1 час 48 минут. (Да.)
- До человека в космосе побывала кошка Мурка. (Нет. Собаки Белка и Стрелка.)
Учитель. Небесное тело, состоящее из замороженной воды и газа, смешанных с частицами пыли и камня, называется кометой. Каждые 76 лет около Земли появляется большая комета Галлея. Последний раз ее наблюдали в 1986 году. В каком году комета Галлея появится около Земли в следующий раз?
Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданиями. Чтобы спокойно продолжить наше путешествие, мы проведем конкурс чтецов.
(Дети читают стихотворения о Космосе и им вручаются призы)
Учитель. Чтобы благополучно приземлиться, нужно отгадать загадки:
- Огромное поле;
Распахать его нельзя,
А камней на нем не счесть. (Небо и звезды.)
- Без огня горит,
Без крыльев летит,
Землю согревает.
Энергией питает. (Солнце.)
- Ехал по небу Волох,
И рассыпал он горох,
Только стало вдруг светать —
И гороха не видать. (Звезды.)
- Что за птица:
Алый хвост
Догоняет стаю звезд? (Космическая ракета.)
- Угли пылают – совком не достать,
Ночью их видно, а днём не видать. (Звёзды)
То он блин, то он клин,
Ночью на небе один. (Месяц)
- Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
- Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
- Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь – поздно!»
Потому что мать – луна,
А детишки - … (Звёзды)
Подведение итогов
(Звучит песня группы «Земляне» «Трава у дома».)
Учитель. Итак, ребята, мы возвращаемся на Землю.
Гагарин, вернувшись из полета, сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта. Давайте беречь нашу дорогу Планету!