Классификация профессий
Вы не раз слышали слова «профессия», «специальность», «долж- ность», в чём заключается смысл каждого из этих понятий? Как вы думаете, по каким признакам (критериям) можно разделить все профессии на группы? Обоснуйте свой ответ. Какие профес- сии умственного и физического труда вы знаете?
Разделение труда в современном обществе по отраслям обществен- ного производства, внутри отраслей и внутри организаций по техноло- гическим, квалификационным и функциональным признакам приво- дит к тому, что в мире постоянно появляются или исчезают различные профессии и специальности. Существование профессии от её возник- новения до полного исчезновения называют циклом жизни профессии. Этот цикл состоит из следующих этапов: рождение, расцвет, бытовая повседневность, умирание, исчезновение. В прошлом столетии такой цикл длился около 60 лет. Сейчас длительность цикла существования профессии постоянно сокращается в связи с бурным внедрением ин- формационных, генных и других технологий. На данный момент насчи- тывается более 40 тыс. профессий и специальностей, около 500 из кото- рых ежегодно устаревает и возникает вновь.
Профессия — это род деятельности, связанный с определённой об- ластью общественного производства (педагог, врач, музыкант).
Специальность — вид занятий в рамках профессии (учитель техно- логии, врач-стоматолог, скрипач).
В рамках профессий и специальностей различают должность — статус в структуре конкретного предприятия (старший преподаватель, директор, заведующий отделом).
В каждой профессии выделяют квалификацию (разряд, категорию, класс) — степень владения работником профессиональным мастер- ством. Чем выше квалификация, тем выше профессиональный разряд и оплата труда. Квалификационный разряд присуждается отраслевой аттестационной комиссией на основе законодательства.
Чтобы ориентироваться в мире профессий, их систематизировали и классифицировали. Для руководителей предприятий, государственных чиновников удобна классификация по принадлежности к какой-либо экономической отрасли: промышленность, торговля, здравоохранение, транспорт, образование, культура и др.
248
Для человека, выбирающего профессию, удобно пользоваться клас- сификацией академика Е. А. Климова, по которой тип профессии опре- деляется предметом, целью, условиями и орудиями труда. Пять основ- ных типов профессий:
«человек — техника» — обслуживание техники, производство и обработка изделий и т. п. (слесарь, радиомонтажник, шофёр, инженер и др.);
«человек — человек» — воспитание, обучение, сервисные услуги (учитель, продавец, парикмахер, официант, менеджер, журналист, юрист и др.);
«человек — природа» — взаимодействие с растениями и животны- ми (фермер, агроном, геолог, эколог, ихтиолог и др.);
«человек — знаковая система» — устная и письменная речь, хи- мические и математические формулы, карты, ноты, графики, схемы (бухгалтер, программист, конструктор, секретарь, оператор ЭВМ и др.);
«человек — художественный образ» — музыкальное, изобрази- тельное, декоративно-прикладное, литературное, театральное искус- ство (артист, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, вышивальщи- ца, писатель, ювелир и др.).
Внутри каждого типа профессий выделяют классы в соответствии с целями труда:
гностические — узнать, распознать, проверить, оценить, класси- фицировать, проконтролировать (учёный, лаборант, контролёр);
преобразующие — изготовить, декорировать, наладить, отремонти- ровать (фрезеровщик, швея, наладчик, парикмахер);
изыскательские — изобрести, придумать, найти решение (техно- лог, инженер-конструктор, архитектор, дизайнер, экономист).
По орудиям труда и средствам различают отделы профессий:
ручного труда — вышивальщица вручную, парикмахер;
механизированного труда — шофёр, швея, токарь;
автоматизированного труда — звукорежиссёр, оператор станков с ЧПУ;
функциональных средств организма человека — певец, актёр, ар- тист балета и цирка, спортсмен.
Кроме того, группы профессий различают и в зависимости от ус- ловий труда:
труд в обычных бытовых условиях — парикмахер, кондитер, ин- женер;
труд на открытом воздухе — агроном, геолог, лесник, почтальон;
249
труд в необычных условиях (на высоте, под водой и др.) — мо- ряк, шахтёр, крановщик, водолаз, спасатель, пожарный, полицейский, лётчик;
труд с повышенной моральной ответственностью (за жизнь, здо- ровье, воспитание) — авиадиспетчер, воспитатель, врач.
Мода и спрос на профессии постоянно меняются: одни теряют вос- требованность, другие её приобретают. В настоящее время в связи с ро- стом интернет-технологий много профессий в данной сфере получили большую популярность. Самые востребованные профессии в России в настоящий период: специалисты в области информационных техно- логий (программисты, системные администраторы, веб-дизайнеры); инженеры (проектировщики, технологи, архитекторы); квалифициро- ванные рабочие кадры (операторы станков с ЧПУ и другого высокотех- нологичного оборудования); работники сферы сервиса — индустрии красоты и моды (дизайнеры, косметологи); медицинские работники (стоматологи, хирурги, терапевты); квалифицированные юристы и эко- номисты.
К перспективным профессиям относятся: биотехнолог, биоинже- нер, технолог автоматизированных технологических систем; наноме- дик (работа на роботизированном и другом высокотехнологичном ме- дицинском оборудовании); эксперт в сфере альтернативной энергети- ки и др.
При всём многообразии профессий следует помнить, что престиж профессии зависит от конкретного работника. В каждой профессии можно стать успешным!
Практическая работа № 28
«Определение сферы интересов»
Цель работы: определить свои способности к профессиям. Оборудование и материалы: учебник, калькулятор, карандаш. Порядок выполнения работы
Изучите таблицу 7.2. Если вы согласны с каким-либо утвержде- нием, обведите кружочком цифру, которая стоит в соответствующей графе на этой строке.
Подсчитайте количество баллов по графам (отдельно сумму бал- лов в колонках «п» («человек — природа»), «т» («человек — техника»),
«з» («человек — знаковая система»), «х» («человек — художественный образ») и «ч» («человек — человек»).
250
Таблица 7.2
Утверждения | п | т | з | х | ч |
Я легко вступаю в общение с новыми людьми | | | | | 1 |
Я люблю мастерить (шить, вязать и др.) | | 1 | | | |
Я стараюсь украсить окружающую меня среду | | | | 1 | |
Я люблю ухаживать за растениями и животными | 1 | | | | |
Я люблю считать, чертить | | | 1 | | |
Я с удовольствием провожу время со сверстниками или младшими по возрасту, когда их нужно чем-то занять, в чём-то помочь | | | | | 1 |
Я охотно помогаю старшим ухаживать за растениями | 1 | | | | |
Я делаю мало ошибок в письменных работах | | | 1 | | |
Сделанные мною изделия нравятся товарищам и взрослым | | 2 | | | |
Взрослые считают, что у меня есть способности к определённой области искусства | | | | 2 | |
Я люблю читать книги о растениях и животных | 1 | | | | |
Я активно участвую в художественной самодеятель- ности и других мероприятиях | | | | 1 | |
Я люблю читать книги об устройстве машин и приборов | | 1 | | | |
Я люблю решать головоломки, загадки и задачи на смекалку | | | 2 | | |
Я умею улаживать разногласия между сверстниками или младшими | | | | | 2 |
Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой | | 2 | | | |
Результаты моего художественного творчества нравятся другим людям | | | | 2 | |
Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными | 2 | | | | |
Окончание табл. 7.2
Утверждения | п | т | з | х | ч |
Я умею подробно и ясно излагать мысли в письмен- ной форме | | | 2 | | |
Я почти никогда не ссорюсь | | | | | 1 |
Результаты моей работы с техникой одобряют незнакомые люди | | 1 | | | |
Я без труда усваиваю иностранные слова | | | 1 | | |
Я часто помогаю незнакомым людям | | | | | 2 |
Я люблю заниматься музыкой, рисованием и др. | | | | 1 | |
Я люблю разбираться в устройстве машин, приборов | | 1 | | | |
Мне обычно удаётся убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий | | | | | 1 |
Я люблю читать научно-популярную литературу, кри- тическую публицистику | | | 1 | | |
Мне нравится познавать секреты мастерства работников искусства | | | | 1 | |
Количество баллов в каждой графе определяет ваши интересы и способности в профессиях названных типов. Если в какой-либо из граф сумма баллов значительно выше, чем в других, у вас выраженные склонности к этой сфере профессиональных интересов. При равном количестве баллов в двух и более графах вам следует искать свою буду- щую профессию на стыке этих областей.
Сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 29
«Профессиональные пробы»
Цель работы: выполнить профессиональные испытания, модели- рующие элементы трудовой деятельности по каждому из пяти типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ» и «человек — че- ловек».
Оборудование и материалы: учебник, компьютер, комнатное рас тение, швейная машина, миллиметровая бумага, альбом, тетрадь и др.
Порядок выполнения работы
Выполните одно задание по результатам заполнения таблицы 7.2 (исходя из полученного типа вашего выбора).
Задание 1. «Человек — природа»
Изучите технологию посадки и ухода за комнатным растением (по вашему выбору). Пересадите комнатное растение в соответствии с изу ченной технологией. Сделайте компьютерную презентацию, отражаю щую все технологические этапы проведённой вами пересадки (с фото графиями ваших действий).
Задание 2. «Человек — техника»
Выполните одно из заданий:
наладьте швейную машину для выполнения качественной машин ной строчки;
соберите изделие по чертежу; начертите план квартиры (детской площадки, школьного участка); смонтируйте видеоролик или мульт фильм «Все профессии нужны».
Задание 3. «Человек — знаковая система»
Выполните одно из заданий:
рассчитайте стоимость продуктов для праздничного стола на основе меню; наберите на компьютере текст, содержащий формулы, схемы, графики; составьте график по исходной таблице данных, сделайте по графику анализ информации; систематизируйте данную учителем ин формацию (текст) в виде схемы; расшифруйте закодированную инфор мацию.
Задание 4. «Человек — художественный образ»
Выполните одно из заданий:
подготовьте концертный номер (танец, песню, стихотворение, пан томиму) и выступите с ним; изготовьте сувенир и выполните его худо жественную отделку; разработайте дизайнпроект любого изделия или компьютерного сайта; выполните праздничную и повседневную причё ску из длинных волос.
Задание 5. «Человек — человек»
Деловая игра «Интервью при устройстве на работу» выполняется одновременно целым классом или группой
Деловая игра
«Интервью при устройстве на работу»
Цель игры: научиться деловому общению, демонстрации коммуни- кативных навыков, необходимых для успешного устройства на работу.
Условия и правила игры:
Из числа игроков формируется отборочная комиссия из трёх чело- век: преподавателя и двух обучающихся, остальные школьники высту- пают в роли претендентов на вакантные должности.
Ведущий объявляет о конкурсном наборе в службу персонала в но- вый филиал престижной фирмы по производству и сбыту компьютер- ного оборудования в следующие группы (минимум две):
планирования и найма сотрудников;
мотивации, стимулирования и оплаты труда;
трудовых и дисциплинарных отношений;
профориентации и социальной адаптации;
подготовки и продвижения кадров;
изучения и оценки кадров;
повышения качества трудовой жизни;
охраны труда и техники безопасности.
Для отбора претендентов специальная отборочная комиссия про- водит интервью. Каждому кандидату даётся 5 мин на подготовку и 5—10 мин на выступление. В своём выступлении кандидат должен:
охарактеризовать мотивы, побудившие его принять участие в кон-
курсе, объяснить свой выбор конкретной группы;
продемонстрировать профессиональную компетентность;
рассказать о том, что нового и полезного он может принести фирме.