СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация профессий 9 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существование профессии от её возникновения до полного исчезновения называют циклом жизни профессии. Этот цикл состоит из следующих этапов: рождение, расцвет, бытовая повседневность, умирание, исчезновение. В прошлом столетии такой цикл длился около 60 лет. Сейчас длительность цикла существования профессии постоянно сокращается в связи с бурным внедрением информационных, генных и других технологий. На данный момент насчитывается более 40 тыс. профессий и специальностей, около 500 из которых ежегодно устаревает и возникает вновь.

Просмотр содержимого документа
«Классификация профессий 9 класс»

Классификация профессий


Вы не раз слышали слова «профессия», «специальность», «долж- ность», в чём заключается смысл каждого из этих понятий? Как вы думаете, по каким признакам (критериям) можно разделить все профессии на группы? Обоснуйте свой ответ. Какие профес- сии умственного и физического труда вы знаете?



Разделение труда в современном обществе по отраслям обществен- ного производства, внутри отраслей и внутри организаций по техноло- гическим, квалификационным и функциональным признакам приво- дит к тому, что в мире постоянно появляются или исчезают различные профессии и специальности. Существование профессии от её возник- новения до полного исчезновения называют циклом жизни профессии. Этот цикл состоит из следующих этапов: рождение, расцвет, бытовая повседневность, умирание, исчезновение. В прошлом столетии такой цикл длился около 60 лет. Сейчас длительность цикла существования профессии постоянно сокращается в связи с бурным внедрением ин- формационных, генных и других технологий. На данный момент насчи- тывается более 40 тыс. профессий и специальностей, около 500 из кото- рых ежегодно устаревает и возникает вновь.

Профессия — это род деятельности, связанный с определённой об- ластью общественного производства (педагог, врач, музыкант).

Специальность — вид занятий в рамках профессии (учитель техно- логии, врач-стоматолог, скрипач).

В рамках профессий и специальностей различают должность — статус в структуре конкретного предприятия (старший преподаватель, директор, заведующий отделом).

В каждой профессии выделяют квалификацию (разряд, категорию, класс) — степень владения работником профессиональным мастер- ством. Чем выше квалификация, тем выше профессиональный разряд и оплата труда. Квалификационный разряд присуждается отраслевой аттестационной комиссией на основе законодательства.

Чтобы ориентироваться в мире профессий, их систематизировали и классифицировали. Для руководителей предприятий, государственных чиновников удобна классификация по принадлежности к какой-либо экономической отрасли: промышленность, торговля, здравоохранение, транспорт, образование, культура и др.


248




Для человека, выбирающего профессию, удобно пользоваться клас- сификацией академика Е. А. Климова, по которой тип профессии опре- деляется предметом, целью, условиями и орудиями труда. Пять основ- ных типов профессий:

«человек — техника» — обслуживание техники, производство и обработка изделий и т. п. (слесарь, радиомонтажник, шофёр, инженер и др.);

«человек — человек» — воспитание, обучение, сервисные услуги (учитель, продавец, парикмахер, официант, менеджер, журналист, юрист и др.);

«человек — природа» — взаимодействие с растениями и животны- ми (фермер, агроном, геолог, эколог, ихтиолог и др.);

«человек — знаковая система» — устная и письменная речь, хи- мические и математические формулы, карты, ноты, графики, схемы (бухгалтер, программист, конструктор, секретарь, оператор ЭВМ и др.);

«человек художественный образ» — музыкальное, изобрази- тельное, декоративно-прикладное, литературное, театральное искус- ство (артист, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, вышивальщи- ца, писатель, ювелир и др.).

Внутри каждого типа профессий выделяют классы в соответствии с целями труда:

гностические — узнать, распознать, проверить, оценить, класси- фицировать, проконтролировать (учёный, лаборант, контролёр);

преобразующие — изготовить, декорировать, наладить, отремонти- ровать (фрезеровщик, швея, наладчик, парикмахер);

изыскательские — изобрести, придумать, найти решение (техно- лог, инженер-конструктор, архитектор, дизайнер, экономист).

По орудиям труда и средствам различают отделы профессий:

  • ручного труда — вышивальщица вручную, парикмахер;

  • механизированного труда — шофёр, швея, токарь;

  • автоматизированного труда — звукорежиссёр, оператор станков с ЧПУ;

  • функциональных средств организма человека — певец, актёр, ар- тист балета и цирка, спортсмен.

Кроме того, группы профессий различают и в зависимости от ус- ловий труда:

  • труд в обычных бытовых условиях — парикмахер, кондитер, ин- женер;

  • труд на открытом воздухе — агроном, геолог, лесник, почтальон;


249




    • труд в необычных условиях (на высоте, под водой и др.) — мо- ряк, шахтёр, крановщик, водолаз, спасатель, пожарный, полицейский, лётчик;

    • труд с повышенной моральной ответственностью (за жизнь, здо- ровье, воспитание) — авиадиспетчер, воспитатель, врач.

Мода и спрос на профессии постоянно меняются: одни теряют вос- требованность, другие её приобретают. В настоящее время в связи с ро- стом интернет-технологий много профессий в данной сфере получили большую популярность. Самые востребованные профессии в России в настоящий период: специалисты в области информационных техно- логий (программисты, системные администраторы, веб-дизайнеры); инженеры (проектировщики, технологи, архитекторы); квалифициро- ванные рабочие кадры (операторы станков с ЧПУ и другого высокотех- нологичного оборудования); работники сферы сервиса — индустрии красоты и моды (дизайнеры, косметологи); медицинские работники (стоматологи, хирурги, терапевты); квалифицированные юристы и эко- номисты.

К перспективным профессиям относятся: биотехнолог, биоинже- нер, технолог автоматизированных технологических систем; наноме- дик (работа на роботизированном и другом высокотехнологичном ме- дицинском оборудовании); эксперт в сфере альтернативной энергети- ки и др.

При всём многообразии профессий следует помнить, что престиж профессии зависит от конкретного работника. В каждой профессии можно стать успешным!


Практическая работа № 28

«Определение сферы интересов»

Цель работы: определить свои способности к профессиям. Оборудование и материалы: учебник, калькулятор, карандаш. Порядок выполнения работы

    1. Изучите таблицу 7.2. Если вы согласны с каким-либо утвержде- нием, обведите кружочком цифру, которая стоит в соответствующей графе на этой строке.

    2. Подсчитайте количество баллов по графам (отдельно сумму бал- лов в колонках «п» («человек — природа»), «т» («человек — техника»),

«з» («человек — знаковая система»), «х» («человек — художественный образ») и «ч» («человек — человек»).


250




Таблица 7.2


Утверждения

п

т

з

х

ч

Я легко вступаю в общение с новыми людьми





1

Я люблю мастерить (шить, вязать и др.)


1




Я стараюсь украсить окружающую меня среду




1


Я люблю ухаживать за растениями и животными

1





Я люблю считать, чертить



1



Я с удовольствием провожу время со сверстниками или младшими по возрасту, когда их нужно чем-то занять, в чём-то помочь





1

Я охотно помогаю старшим ухаживать за растениями

1





Я делаю мало ошибок в письменных работах



1



Сделанные мною изделия нравятся товарищам и взрослым


2




Взрослые считают, что у меня есть способности к определённой области искусства




2


Я люблю читать книги о растениях и животных

1





Я активно участвую в художественной самодеятель- ности и других мероприятиях




1


Я люблю читать книги об устройстве машин и приборов


1




Я люблю решать головоломки, загадки и задачи на смекалку



2



Я умею улаживать разногласия между сверстниками или младшими





2

Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой


2




Результаты моего художественного творчества нравятся другим людям




2


Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными

2








Окончание табл. 7.2


Утверждения

п

т

з

х

ч

Я умею подробно и ясно излагать мысли в письмен- ной форме



2



Я почти никогда не ссорюсь





1

Результаты моей работы с техникой одобряют незнакомые люди


1




Я без труда усваиваю иностранные слова



1



Я часто помогаю незнакомым людям





2

Я люблю заниматься музыкой, рисованием и др.




1


Я люблю разбираться в устройстве машин, приборов


1




Мне обычно удаётся убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий





1

Я люблю читать научно-популярную литературу, кри- тическую публицистику



1



Мне нравится познавать секреты мастерства работников искусства




1



Количество баллов в каждой графе определяет ваши интересы и способности в профессиях названных типов. Если в какой-либо из граф сумма баллов значительно выше, чем в других, у вас выраженные склонности к этой сфере профессиональных интересов. При равном количестве баллов в двух и более графах вам следует искать свою буду- щую профессию на стыке этих областей.

    1. Сделайте вывод о проделанной работе.


Практическая работа № 29

«Профессиональные пробы»

Цель работы: выполнить профессиональные испытания, модели- рующие элементы трудовой деятельности по каждому из пяти типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ» и «человек — че- ловек».





Оборудование и материалы: учебник, компьютер, комнатное рас­ тение, швейная машина, миллиметровая бумага, альбом, тетрадь и др.

Порядок выполнения работы

  1. Выполните одно задание по результатам заполнения таблицы 7.2 (исходя из полученного типа вашего выбора).


Задание 1. «Человек природа»

Изучите технологию посадки и ухода за комнатным растением (по вашему выбору). Пересадите комнатное растение в соответствии с изу­ ченной технологией. Сделайте компьютерную презентацию, отражаю­ щую все технологические этапы проведённой вами пересадки (с фото­ графиями ваших действий).


Задание 2. «Человек техника»

Выполните одно из заданий:

наладьте швейную машину для выполнения качественной машин­ ной строчки;

соберите изделие по чертежу; начертите план квартиры (детской площадки, школьного участка); смонтируйте видеоролик или мульт­ фильм «Все профессии нужны».


Задание 3. «Человек знаковая система»

Выполните одно из заданий:

рассчитайте стоимость продуктов для праздничного стола на основе меню; наберите на компьютере текст, содержащий формулы, схемы, графики; составьте график по исходной таблице данных, сделайте по графику анализ информации; систематизируйте данную учителем ин­ формацию (текст) в виде схемы; расшифруйте закодированную инфор­ мацию.


Задание 4. «Человек художественный образ»

Выполните одно из заданий:

подготовьте концертный номер (танец, песню, стихотворение, пан­ томиму) и выступите с ним; изготовьте сувенир и выполните его худо­ жественную отделку; разработайте дизайн­проект любого изделия или компьютерного сайта; выполните праздничную и повседневную причё­ ску из длинных волос.


Задание 5. «Человек человек»

Деловая игра «Интервью при устройстве на работу» выполняется одновременно целым классом или группой

Деловая игра

«Интервью при устройстве на работу»

Цель игры: научиться деловому общению, демонстрации коммуни- кативных навыков, необходимых для успешного устройства на работу.

Условия и правила игры:

Из числа игроков формируется отборочная комиссия из трёх чело- век: преподавателя и двух обучающихся, остальные школьники высту- пают в роли претендентов на вакантные должности.

Ведущий объявляет о конкурсном наборе в службу персонала в но- вый филиал престижной фирмы по производству и сбыту компьютер- ного оборудования в следующие группы (минимум две):

  • планирования и найма сотрудников;

  • мотивации, стимулирования и оплаты труда;

  • трудовых и дисциплинарных отношений;

  • профориентации и социальной адаптации;

  • подготовки и продвижения кадров;

  • изучения и оценки кадров;

  • повышения качества трудовой жизни;

  • охраны труда и техники безопасности.

Для отбора претендентов специальная отборочная комиссия про- водит интервью. Каждому кандидату даётся 5 мин на подготовку и 5—10 мин на выступление. В своём выступлении кандидат должен:

  • охарактеризовать мотивы, побудившие его принять участие в кон-

курсе, объяснить свой выбор конкретной группы;

  • продемонстрировать профессиональную компетентность;

  • рассказать о том, что нового и полезного он может принести фирме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!