СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок профориентации для 9 класса на тему: "Классификация профессий".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок профориентации в 9 классе.

Тема: «Классификация профессий».

Цели:

  • формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  • активизация умственной активности.

Просмотр содержимого документа
«Урок профориентации для 9 класса на тему: "Классификация профессий".»

Урок профориентации в 9 классе. Учитель Гончарова Е.Б.

Тема: «Классификация профессий».

Цели:

  • формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;

  • активизация умственной активности.

1. Организационный момент:

    • приветствие;

    • проверка наличия учащихся;

    • проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть.

Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность - учитель музыки, профессия - водитель, а специальность?… правильно - водитель троллейбуса.

Классификация профессий:

  • По предмету труда (типы) - на что направлен труд.

  • По целям труда (классы) - какова конечная цель труда.

  • По орудиям труда (отделы) - что использует, какой инструмент.

  • По условиям труда (группы) - где работает.

Начнём с характеристики типов профессий.

Типы профессий:

а) предмет труда - техника, а система «человек-техника» (Ч-Т).

Все профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием, это как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

б) предмет труда - животный и растительный мир, а система «человек-природа» (Ч- П).

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией и т.д. (геолог, биолог, зоотехник, егерь).

в) Предмет труда - схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек - знак» (Ч-Зн.).

Этот вид деятельности относится к умственному труду (бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.).

г) Предмет труда - изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ «Ч-Х».

Например: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Я не случайно задал такой вопрос, а в качестве примера взял профессию инженера. На примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.

Классы профессий.

Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).

а) Гностические («гнозис» — знание) (гн). Цель - узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.

б) Преобразующие (пр). Цель - изготовить по образцу.

в) Изыскательские (из). Цель - придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

Вернёмся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трем. Надо учитывать специализацию. Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель — изобрести. Правильно, это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, дает рекомендации по улучшению работы. Цель - преобразовать. Это преобразующая профессия. Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель - проверить. Это гностическая профессия.

Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.

Отделы профессий.

Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

а) с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик - мастерок, маляр - кисть и т.д.

б) с использованием машин с ручным и ножным управлением (м): например: машинист, водитель;

в) с использованием автоматизированного оборудования (а); например: оператор персонального компьютера;

г) с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.

Попробуйте привести свои примеры. Молодцы, усвоили!

Группы профессий.

Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

а) труд в обычных бытовых условиях (об); пример: бухгалтер, учитель и т.д.;

б) труд на открытом воздухе (о); пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;

в) труд в необычных условиях (н); пример: водолазы, шахтеры и т.д.

г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за
здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо);
пример: инкассаторы, врачи.

Продолжайте. Молодцы!

Подведем итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.

Для того, чтобы закрепить полученные знания, мне бы хотелось предложить вам поиграть в игру: «Чемодан профессий»: Класс делится на три команды. Задача участников – назвать как можно больше профессий, относящихся к определенному типу (по классификации Климова). Названия профессий каждая команда называет по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше всех профессий.

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: эколог, экономист, экспедитор, юрисконсульт, брокер, маркетолог.

5. Рефлексия, подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание: подготовить сообщение об одной из профессий.

Инструкция к тесту

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тестовый материал


1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б.Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б.Следить за состоянием, развитием растений

4а.Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б.Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а.Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б.Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а.Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б.Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а.Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б.Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б.Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а.Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а.Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б.Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б.Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а.Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б.Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156.Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а.Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а.Делать лабораторные анализы в больнице

16б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б.Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а.Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б.Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а.Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б.Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а.Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б.Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)


Ключ к тесту:


Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

-«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

-«человек–техника» – все технические профессии;

-«человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

-«человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

-«человек–художественный образ» – все творческие специальности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!