Старошайговская средняя школа №2
2014 г.
План-конспект.
Классный час
«Путешествие в мир профессий».
Цель занятия:
повторение и обобщение понятий профессия, специальность; повторить профессии по отраслям;
повторить типы профессий;
ознакомиться с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку;
интересы, способности, склонности и выбор профессии; профессиональная пригодность;
что нужно учитывать при выборе профессии;
варианты продолжения образования;
учебные заведения начального профессионального и среднего специального образования
План занятия:
Повторить и обобщить понятия профессия, специальность; повторить профессии по отраслям
Профессия, специальность - вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта.
Повторить типы профессий
Человек – Техника |
Человек – Человек |
Человек – Природа |
Человек – Художественный образ |
Человек – Знаковая система |
3. Ознакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми группами профессий человеку.
| |
Практическое мышление Внимание Координация движений Хорошая реакция | Любовь к природе Хорошее здоровье Трудолюбие Практическое мышление |
| |
Коммуникабельность Устойчивое поведение Хорошая память Знание психологии | |
Взаимосвязь способностей, склонностей и интересов.
Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы - это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности.
Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия.
В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть ли совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность - стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.
Между интересами и склонностью много общего, но есть различие. Интересы выражаются формулой "я хочу знать", а склонности можно авыразить словами "я хочу делать". Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.
Интересы и склонности человека в какой-либо области знаний или практической деятельности не всегда переходят в профессиональные. Они становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека.
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е. А. Климова можно выделить 8 факторов выбора.
1. Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность' за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг.
Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о. тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которых тратиться большая часть свободного времени. Это интересы, подкрепленные определенными способностями.
Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора - когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга.
Может ли человек развивать свои интересы, склонности?
Естественно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:
1.Повышать свою информированность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов).
2.Заниматься практической деятельностью (факультативы, дополнительные занятия).
3.Заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств
5. Классификация профессий.
Классифик. признак | Виды и характер труда |
Предмет труда | Т П Ч З Х |
Цель труда | Г П И |
Орудия Труда | Р М А Ф |
Условия труда | М Н Б О |
Т – Техника – Человек
П – Природа – Человек
Ч – Человек – Человек
З – Знаковая система – Человек
Х – Художественный образ – Человек
6. Возможные варианты продолжения образования.
Производство
ПТУ
Курсы
7. Профессиональные училища.
Саранские городские училища №№ 19, 20.
Колледжи и техникумы.
Зубовополянский педагогический колледж,
Ковылкинский строительный колледж,
Краснослободский аграрный колледж, Краснослободский зооветтехникум, Краснослободское медицинское училище,
Саранский авто механический колледж,
Торбеевский колледж мясной молочной промышленности.
9. Предварительное распределение учащихся.
№ п.п. | Фамилия учащегося | Распределение |
-
| | 10 класс |
-
| | Мед. училище, г. Краснослободск |
-
| | 10 класс |
-
| | 10 класс |
-
| | 10 класс |
-
| | 10 класс |
-
| | ПУ 5 |
-
| | Аграрный колледж, г. Краснослободск |
-
| | 10 класс |
-
| | Кооп. техникум, г. Саранск |
-
| | Кооп. училище, г. Саранск |
-
| | Аграрный колледж, г. Краснослободск |
-
| | Суворовское училище |
-
| | 10 класс |
-
| | 10 класс |
-
| | Аграрный колледж, г. Краснослободск |
-
| | 10 класс |
-
| | 10 класс |
-
| | Мед. училище, г. Краснослободск |
Классный руководитель Автайкин Г. А.