СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислоты вокруг нас

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по формированию функциональной грамотности естественнонаучной направленности для 8 класса на тему "Кислоты вокруг нас".

Просмотр содержимого документа
«Кислоты вокруг нас»

8 класс. Кислоты вокруг нас

Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку во время проведения урока)

Вход в урок. Актуализация знаний

Формирование естественнонаучной грамотности

Пропущенный термин – фронтальный опрос.

Игра в слова. На столах у детей лежат ответы. Учитель задает вопрос, дети должны показать нужный ответ.

и) Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются... (химическими).

к) Образование осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение теплоты, появление запаха — все это... (признаки химической реакции).

а) Определенный вид атомов — ... (химический элемент).

в) Свойство атомов удерживать определенное число других атомов в соединении — ... (валентность).

д) Вещества, образованные одним видом атомов, называются... (простыми).

б) Вещества, состоящие из нескольких видов атомов, называются... (сложными).

г) Условная запись вещества, отражающая его количественный и качественный состав, называется... (химической формулой).

Сложные вещества, образованные металлом или неметаллом и атомом кислорода (оксиды).

Сложные вещества, образованные металлом и гидроксильной группой (основания).

Подведение к теме урока

И сегодня мы с вами познакомимся еще с одним классом неорганических соединений. Попробуйте догадаться, о чем идет речь.

Учитель: понятие «кислый» мы постоянно встречаем в жизни: фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы, лекарства ежедневно поставляют нам целый букет оттенков кислого вкуса.

Как вы думаете, о каких веществах сегодня у нас с вами пойдет речь? Кислоты!

Кислый вкус связан с веществами, носящими название «кисло́ты». Человеку кислоты были известны ещё с древних времен. Первой кислотой, с которой познакомились люди, стала уксусная кислота. Уксусная кислота образуется в результате брожения сока и вина. Название её происходит от греческого слова «оксос», что означает «кислый».

Но всегда ли у кислот кислый вкус? Это нам и предстоит сегодня с вами узнать.

Тема урока

Открываем тетради и записываем тему урока: «Кислоты вокруг нас».

Цель урока и задачи

Цель – познакомиться с классом Кислоты и их применением в жизни.

Задачи:

  1. Узнать отличие данного класса неорганических соединений от других классов через определение понятия «кислоты».

  2. Выявить, почему некоторые кислоты кислые, а другие нет.

  3. Познакомиться с индикаторами.

  4. Узнать о методах исследования содержания кислот в продуктах, находящихся дома.

  5. Воздействие кислот на ткани и материалы.

  6. Антациды и их воздействие в препарате Маалокс.

Основная часть урока

Итак, что же за класс неорганических соединений такой?

На доске некоторые кислоты. Нужно увидеть, что же у них общего в формулах и попытаться дать определение кислот самостоятельно.

Конечное определение пишем уже в тетрадь.

Для того, чтобы нам с вами на уроке решить поставленные задачи, я вам раздам материал, по которому мы с вами будем работать.

А) Выявим, почему же не все кислоты кислые.

Кислым вкусом обладают растворы кислот в воде. Многие органические кислоты, которые не растворимы в воде, например, олеиновая, масляная и другие (находятся в растительных и животных жирах), кислого вкуса не имеют (C₁₇H₃₃COOH – олеиновая кислота, C₄H₈O₂ - масляная кислота).

Б) Теперь давайте откроем 4 задание. Согласно технике безопасности, мы должны с вами понимать, что кислоты очень опасны своим действием. О каких химических свойствах кислот предупреждает этот знак?

Б) Читаем 3 задание. Что такое индикаторы, как вы думаете?

Работа с таблицей за доской. Какой цвет приобретают индикаторы в растворах сильных кислот?

Опыт с универсальной бумагой и серной кислотой.

В) Читаем 2 задание. Какой метод исследования следует применить для решения этой задачи?

Оказывается, что можно применить еще один метод. В химии, чтобы нейтрализовать действие одного вещества, добавляют другое вещество, чаще всего противоположное ему по свойствам. Такие реакции называются реакциями нейтрализации. Когда мы с вами будем изучать такой класс соединений, как соли, то мы узнаем, что обычная наша с вами пищевая сода – это кислая соль, которая по своим свойствам вступает в реакцию с кислотами и таким образом нейтрализует их.

Г) И для решения 5 и 6 заданий давайте запишем с вами, что реакции нейтрализации – это химические реакции между основаниями и кислотой:

Кислота + основание = соль + вода.

Пожалуйста, читаем 5 задание. Почему в качестве антацидов используют вещества, входящие в состав лекарственного средства «Маалокс»? Что такое антациды? И что такого есть в Маалоксе?

Записать реакции обмена.

Закрепление изученного материала и подведение итогов урока

  1. Чему был посвящен урок?

  2. Что такое кислоты?

  3. Все ли кислоты кислые и от чего это зависит?

  4. Как определить, есть ли кислоты в различных продуктах?

  5. На чем основано действие всем вам известного препарата «Маалокс»?



КИСЛОТЫ ВОКРУГ НАС



Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий.


Введение



КИСЛОТЫ ВОКРУГ НАС



Понятие «кислый» мы постоянно встречаем в жизни: фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы, лекарства ежедневно поставляют нам целый букет оттенков кислого вкуса.

Кислый вкус связан с веществами, носящими название «кисло́ты». Человеку кислоты были известны ещё с древних времен. Первой кислотой, с которой познакомились люди, стала уксусная кислота. Уксусная кислота образуется в результате брожения сока и вина. Название её происходит от греческого слова «оксос», что означает «кислый».

Но всегда ли у кислот кислый вкус?






















Кислоты вокруг нас

Задание 1 / 6


Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.


В чем причина кислого вкуса растворов кислот?


Отметьте один верный вариант ответа.


  • Присутствие ионов кислотного остатка.

  • Присутствие атомов кислорода.

  • Присутствие ионов кислорода.

  • Присутствие ионов водорода.

  • Присутствие атомов водорода.

Кислоты вокруг нас



Кислым вкусом обладают растворы кислот в воде.





Многие органические кислоты, которые не растворимы в воде, например, олеиновая, масляная и другие (находятся в растительных и животных жирах), кислого вкуса не имеют.






Кислоты вокруг нас

Задание 2 / 6


Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.


Какой метод исследования следует применить для решения этой задачи?


Отметьте все верные варианты ответа.


  • Определить запах вещества.

  • Определить цвет раствора.

  • Определить вкус раствора.

  • Определить, какой эффект наблюдается, если добавить порошок соды.

  • Определить цвет индикаторной бумажки в каждом растворе.

  • Определить, какой эффект наблюдается, если к веществам добавить каплю раствора йода.

Кислоты вокруг нас



Восьмиклассники получили задание определить, содержатся ли кислоты в имеющихся дома продуктах: в соке, газированном напитке, в кефире, в растворе стирального порошка, в средстве для мытья посуды.








Кислоты вокруг нас

Задание 3 / 6


Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос выберите в выпадающих меню нужные варианты ответа.


Какой цвет приобретают индикаторы в растворах сильных кислот?


Метилоранж

Выпадающее меню 1

синий красный жёлтый оранжевый розовый бесцветный

Фенолфталеин

Выпадающее меню 2

синий красный жёлтый оранжевый розовый бесцветный

Универсальный индикатор

Выпадающее меню 3

синий красный жёлтый оранжевый розовый бесцветный


Выберите нужные варианты ответа в выпадающих меню.

Кислоты вокруг нас



Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил её. Пары кислоты попали на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Так были открыты индикаторы.





















Кислоты вокруг нас

Задание 4 / 6


Прочитайте текст, расположенный справа. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ.


О каких химических свойствах кислот предупреждает этот знак?


  • У кислот высокая химическая активность.

  • Кислоты едкие вещества.

  • Кислоты разрушают ткани и материалы.


Объясните свой ответ.


Кислоты вокруг нас



Кислоты в природе часто используются как «химическое оружие».





Муравьиная кислота, выделяемая муравьями в момент опасности, служит средством защиты при нападении хищников. Многие другие насекомые и растения выделяют различные кислоты, спасаясь от своих врагов.

Воздействие кислот объясняется их свойствами.

В лабораториях, где хранят и работают с кислотами, есть предупреждающий

знак:





Кислоты вокруг нас

Задание 5 / 6


Прочитайте текст, расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос.


Почему в качестве антацидов используют вещества, входящие в состав лекарственного средства «Маалокс»?


Запишите свой ответ.


Кислоты вокруг нас



Кислоты есть и в организме человека.

В желудке вырабатывается соляная кислота, которая убивает болезнетворные бактерии и участвует в пищеварительном процессе.

При нарушениях в работе желудка может возникнуть избыток кислоты, который вызывает изжогу, боли. В этих случаях врачи рекомендуют использовать лекарственные средства – антациды (образовано от двух слов: др.-греч. ἀντι-

«против» + лат. acidus «кислый»).

Например, препарат «Маалокс», состав которого приведен на рисунке.









Кислоты вокруг нас

Задание 6 / 6


Прочитайте текст, расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос.


При помощи какого простого опыта можно показать, что происходит в желудке, когда туда попадает лекарственный препарат «Маалокс»?


Опишите один возможный опыт, подтвердите уравнением химической реакции.


Запишите свой ответ.


Кислоты вокруг нас



Вещества, входящие в состав лекарственных препаратов, вступают в химические реакции с веществами, присутствующими в организме. Лечебный эффект наблюдается, если в результате таких реакций исчезают раздражающие и вредные вещества.

Препарат «Маалокс» нейтрализует избыток кислоты в желудке.



















Естественно-научная грамотность (8 класс)

стр. 3 из 7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!