8 класс. Кислоты вокруг нас
Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку во время проведения урока)
Вход в урок. Актуализация знаний
Формирование естественнонаучной грамотности
Пропущенный термин – фронтальный опрос.
Игра в слова. На столах у детей лежат ответы. Учитель задает вопрос, дети должны показать нужный ответ.
и) Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются... (химическими).
к) Образование осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение теплоты, появление запаха — все это... (признаки химической реакции).
а) Определенный вид атомов — ... (химический элемент).
в) Свойство атомов удерживать определенное число других атомов в соединении — ... (валентность).
д) Вещества, образованные одним видом атомов, называются... (простыми).
б) Вещества, состоящие из нескольких видов атомов, называются... (сложными).
г) Условная запись вещества, отражающая его количественный и качественный состав, называется... (химической формулой).
Сложные вещества, образованные металлом или неметаллом и атомом кислорода (оксиды).
Сложные вещества, образованные металлом и гидроксильной группой (основания).
Подведение к теме урока
И сегодня мы с вами познакомимся еще с одним классом неорганических соединений. Попробуйте догадаться, о чем идет речь.
Учитель: понятие «кислый» мы постоянно встречаем в жизни: фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы, лекарства ежедневно поставляют нам целый букет оттенков кислого вкуса.
Как вы думаете, о каких веществах сегодня у нас с вами пойдет речь? Кислоты!
Кислый вкус связан с веществами, носящими название «кисло́ты». Человеку кислоты были известны ещё с древних времен. Первой кислотой, с которой познакомились люди, стала уксусная кислота. Уксусная кислота образуется в результате брожения сока и вина. Название её происходит от греческого слова «оксос», что означает «кислый».
Но всегда ли у кислот кислый вкус? Это нам и предстоит сегодня с вами узнать.
Тема урока
Открываем тетради и записываем тему урока: «Кислоты вокруг нас».
Цель урока и задачи
Цель – познакомиться с классом Кислоты и их применением в жизни.
Задачи:
Узнать отличие данного класса неорганических соединений от других классов через определение понятия «кислоты».
Выявить, почему некоторые кислоты кислые, а другие нет.
Познакомиться с индикаторами.
Узнать о методах исследования содержания кислот в продуктах, находящихся дома.
Воздействие кислот на ткани и материалы.
Антациды и их воздействие в препарате Маалокс.
Основная часть урока
Итак, что же за класс неорганических соединений такой?
На доске некоторые кислоты. Нужно увидеть, что же у них общего в формулах и попытаться дать определение кислот самостоятельно.
Конечное определение пишем уже в тетрадь.
Для того, чтобы нам с вами на уроке решить поставленные задачи, я вам раздам материал, по которому мы с вами будем работать.
А) Выявим, почему же не все кислоты кислые.
Кислым вкусом обладают растворы кислот в воде. Многие органические кислоты, которые не растворимы в воде, например, олеиновая, масляная и другие (находятся в растительных и животных жирах), кислого вкуса не имеют (C₁₇H₃₃COOH – олеиновая кислота, C₄H₈O₂ - масляная кислота).
Б) Теперь давайте откроем 4 задание. Согласно технике безопасности, мы должны с вами понимать, что кислоты очень опасны своим действием. О каких химических свойствах кислот предупреждает этот знак?
Б) Читаем 3 задание. Что такое индикаторы, как вы думаете?
Работа с таблицей за доской. Какой цвет приобретают индикаторы в растворах сильных кислот?
Опыт с универсальной бумагой и серной кислотой.
В) Читаем 2 задание. Какой метод исследования следует применить для решения этой задачи?
Оказывается, что можно применить еще один метод. В химии, чтобы нейтрализовать действие одного вещества, добавляют другое вещество, чаще всего противоположное ему по свойствам. Такие реакции называются реакциями нейтрализации. Когда мы с вами будем изучать такой класс соединений, как соли, то мы узнаем, что обычная наша с вами пищевая сода – это кислая соль, которая по своим свойствам вступает в реакцию с кислотами и таким образом нейтрализует их.
Г) И для решения 5 и 6 заданий давайте запишем с вами, что реакции нейтрализации – это химические реакции между основаниями и кислотой:
Кислота + основание = соль + вода.
Пожалуйста, читаем 5 задание. Почему в качестве антацидов используют вещества, входящие в состав лекарственного средства «Маалокс»? Что такое антациды? И что такого есть в Маалоксе?
Записать реакции обмена.
Закрепление изученного материала и подведение итогов урока
Чему был посвящен урок?
Что такое кислоты?
Все ли кислоты кислые и от чего это зависит?
Как определить, есть ли кислоты в различных продуктах?
На чем основано действие всем вам известного препарата «Маалокс»?
КИСЛОТЫ ВОКРУГ НАС
Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий.
Введение
КИСЛОТЫ ВОКРУГ НАС
Понятие «кислый» мы постоянно встречаем в жизни: фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы, лекарства ежедневно поставляют нам целый букет оттенков кислого вкуса.
Кислый вкус связан с веществами, носящими название «кисло́ты». Человеку кислоты были известны ещё с древних времен. Первой кислотой, с которой познакомились люди, стала уксусная кислота. Уксусная кислота образуется в результате брожения сока и вина. Название её происходит от греческого слова «оксос», что означает «кислый».
Но всегда ли у кислот кислый вкус?
Кислоты вокруг нас Задание 1 / 6 Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. В чем причина кислого вкуса растворов кислот? Отметьте один верный вариант ответа. Присутствие ионов кислотного остатка. Присутствие атомов кислорода. Присутствие ионов кислорода. Присутствие ионов водорода. Присутствие атомов водорода. | Кислоты вокруг нас Кислым вкусом обладают растворы кислот в воде. Многие органические кислоты, которые не растворимы в воде, например, олеиновая, масляная и другие (находятся в растительных и животных жирах), кислого вкуса не имеют. |
Кислоты вокруг нас Задание 2 / 6 Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. Какой метод исследования следует применить для решения этой задачи? Отметьте все верные варианты ответа. Определить запах вещества. Определить цвет раствора. Определить вкус раствора. Определить, какой эффект наблюдается, если добавить порошок соды. Определить цвет индикаторной бумажки в каждом растворе. Определить, какой эффект наблюдается, если к веществам добавить каплю раствора йода. | Кислоты вокруг нас Восьмиклассники получили задание определить, содержатся ли кислоты в имеющихся дома продуктах: в соке, газированном напитке, в кефире, в растворе стирального порошка, в средстве для мытья посуды. |
Кислоты вокруг нас
Задание 3 / 6
Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос выберите в выпадающих меню нужные варианты ответа.
Какой цвет приобретают индикаторы в растворах сильных кислот?
Метилоранж | Выпадающее меню 1 синий красный жёлтый оранжевый розовый бесцветный |
Фенолфталеин | Выпадающее меню 2 синий красный жёлтый оранжевый розовый бесцветный |
Универсальный индикатор | Выпадающее меню 3 синий красный жёлтый оранжевый розовый бесцветный |
Выберите нужные варианты ответа в выпадающих меню. Кислоты вокруг нас
Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил её. Пары кислоты попали на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Так были открыты индикаторы.
Кислоты вокруг нас Задание 4 / 6 Прочитайте текст, расположенный справа. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ. О каких химических свойствах кислот предупреждает этот знак? У кислот высокая химическая активность. Кислоты едкие вещества. Кислоты разрушают ткани и материалы. Объясните свой ответ. | | Кислоты вокруг нас Кислоты в природе часто используются как «химическое оружие». Муравьиная кислота, выделяемая муравьями в момент опасности, служит средством защиты при нападении хищников. Многие другие насекомые и растения выделяют различные кислоты, спасаясь от своих врагов. Воздействие кислот объясняется их свойствами. В лабораториях, где хранят и работают с кислотами, есть предупреждающий знак: |
Кислоты вокруг нас Задание 5 / 6 Прочитайте текст, расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос. Почему в качестве антацидов используют вещества, входящие в состав лекарственного средства «Маалокс»? Запишите свой ответ. | | Кислоты вокруг нас Кислоты есть и в организме человека. В желудке вырабатывается соляная кислота, которая убивает болезнетворные бактерии и участвует в пищеварительном процессе. При нарушениях в работе желудка может возникнуть избыток кислоты, который вызывает изжогу, боли. В этих случаях врачи рекомендуют использовать лекарственные средства – антациды (образовано от двух слов: др.-греч. ἀντι- «против» + лат. acidus – «кислый»). Например, препарат «Маалокс», состав которого приведен на рисунке. |
Кислоты вокруг нас Задание 6 / 6 Прочитайте текст, расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос. При помощи какого простого опыта можно показать, что происходит в желудке, когда туда попадает лекарственный препарат «Маалокс»? Опишите один возможный опыт, подтвердите уравнением химической реакции. Запишите свой ответ. | | Кислоты вокруг нас Вещества, входящие в состав лекарственных препаратов, вступают в химические реакции с веществами, присутствующими в организме. Лечебный эффект наблюдается, если в результате таких реакций исчезают раздражающие и вредные вещества. Препарат «Маалокс» нейтрализует избыток кислоты в желудке. |
Естественно-научная грамотность (8 класс)
стр. 3 из 7