СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Художественная культура России 2 половины 19 века". Презентация к уроку истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку истории, 8 класс, по АООП, вариант 9,1

Просмотр содержимого презентации
«Художественная культура России 2 половины 19 века»

11/17/19 Художественная культура России  во 2 половине 19 века.

11/17/19

Художественная культура России во 2 половине 19 века.

Архитектура Исторический музей на Красной площади (Архитектор В. Шервуд) В конце 19 века у архитекторов появляется новое направление деятельности – строительство общественных зданий: вокзалов, больниц, школ, крытых рынков, доходных домов. Многие из них были построены в «псевдорусском»  стиле. Здания из красного кирпича или белого камня украшали башенки и шатровые крыши, «пузатые» колонны, затейливые «каменные кружева». Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.Н. Померанцев)

Архитектура

Исторический музей на Красной площади (Архитектор В. Шервуд)

В конце 19 века у архитекторов появляется новое направление деятельности – строительство общественных зданий:

вокзалов, больниц, школ, крытых рынков, доходных домов.

Многие из них были построены в «псевдорусском»  стиле. Здания из красного кирпича или белого камня украшали башенки и шатровые крыши, «пузатые» колонны, затейливые «каменные кружева».

Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.Н. Померанцев)

Скульптура Микешин Михаил Осипович В поисках сюжетов скульпторы 2 половины 19 века обращается к истории России и её выдающимся людям. Одно из самых известных произведений - памятник «Тысячелетие России» , созданный в 1862г. в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Скульптура

Микешин

Михаил Осипович

В поисках сюжетов скульпторы 2 половины 19 века обращается к истории России и её выдающимся людям. Одно из самых известных произведений - памятник «Тысячелетие России» , созданный в 1862г. в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Вокруг гигантского шара-державы расположены 17 фигур наиболее выдающихся исторических личностей России. Среди них: князь Рюрик, князь Владимир Святой, Дмитрий Донской, Иван III, Михаил Романов и Пётр I.

Вокруг гигантского шара-державы расположены 17 фигур наиболее выдающихся исторических личностей России. Среди них: князь Рюрик, князь Владимир Святой, Дмитрий Донской, Иван III, Михаил Романов и Пётр I.

Вверху на державе установлены фигуры ангела, поддерживающего крест и коленопреклоненной женщины (России). В нижней части монумента на горизонтальной полосе размещены изображения 109 исторических деятелей: просветителей, государственных людей, воинов и героев, учёных, писателей и художников.

Вверху на державе

установлены фигуры ангела, поддерживающего крест и коленопреклоненной женщины (России). В нижней части монумента на горизонтальной полосе размещены изображения 109 исторических деятелей: просветителей, государственных людей, воинов и героев, учёных, писателей и художников.

Опекушин Александр Михайлович Одна из самых известных работ - «Памятник А. С. Пушкину» , созданный в 1880г.  Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, — шляпа. Памятник А. С. Пушкину

Опекушин

Александр Михайлович

Одна из самых известных работ -

«Памятник А. С. Пушкину» , созданный в 1880г. Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, — шляпа.

Памятник А. С. Пушкину

Антакольский М.М. «Иван Грозный» Антакольский Марк Матвеевич Первая большая работа скульптора – статуя «Иван Грозный» , создана в 1870г. Царь показан в минуту «покаяния», на его коленях лежит раскрытый Псалтырь. Опустив голову, правитель погрузился в тяжелые размышления, и вдруг в нем вспыхнуло резкое возражение: губы искривила гневная гримаса, правая рука впилась в подлокотник трона. 

Антакольский М.М. «Иван Грозный»

Антакольский

Марк

Матвеевич

Первая большая работа скульптора – статуя

«Иван Грозный» , создана в 1870г. Царь показан в минуту «покаяния», на его коленях лежит раскрытый Псалтырь. Опустив голову, правитель погрузился в тяжелые размышления, и вдруг в нем вспыхнуло резкое возражение: губы искривила гневная гримаса, правая рука впилась в подлокотник трона. 

Живопись В изобразительном искусстве 2 половины  19 века утвердился реализм — правдивое отражение жизни. Важную роль в его становлении сыграли несколько выпускников Академии художеств, которые не захотели писать конкурсные работы на темы из скандинавской мифологии и организовали артель, а впоследствии «Товарищество передвижных художественных выставок». «Передвижники» хотели изображать живую жизнь. На первое место в их творчестве выдвигается бытовой жанр, пейзаж и историческое полотно.

Живопись

В изобразительном искусстве 2 половины

19 века утвердился реализм — правдивое

отражение жизни. Важную роль в его

становлении сыграли несколько выпускников Академии художеств, которые не захотели писать конкурсные работы на темы из скандинавской мифологии и организовали артель, а впоследствии «Товарищество передвижных художественных выставок». «Передвижники» хотели изображать живую жизнь. На первое место в их творчестве выдвигается бытовой жанр, пейзаж и

историческое

полотно.

Репин Илья Ефимович Один из «передвижников», проявил себя разносторонним художником: создал галерею портретов современников, работал как исторический художник и мастер бытовых сцен. Одна из самых известных картин – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581г.»

Репин

Илья Ефимович

Один из

«передвижников»,

проявил себя

разносторонним художником: создал галерею портретов современников, работал как исторический художник и мастер бытовых сцен. Одна из самых известных картин – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581г.»

И.Е. Репин «Бурлаки на Волге» Одну из первых своих значительных картин «Бурлаки на Волге» Репин посвятил людям из народа, занятым одним из самых тяжёлых видов труда. Картина была воспринята как событие художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.

И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»

Одну из первых своих значительных картин «Бурлаки на Волге» Репин посвятил людям из народа, занятым одним из самых тяжёлых видов труда. Картина была воспринята как событие художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.

Репин И.Е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» На картине изображён момент написания запорожскими казаками легендарного письма турецкому султану в 1676 году во время русско-турецкой войны. На предложение сдаться запорожцы ответили, не стесняясь в выражениях и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря» - султана. Репин постарался показать атмосферу свободы и удали, царившую среди казаков.

Репин И.Е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

На картине изображён момент написания запорожскими казаками легендарного письма турецкому султану в 1676 году во время русско-турецкой войны. На предложение сдаться запорожцы ответили, не стесняясь в выражениях и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря» - султана. Репин постарался показать атмосферу свободы и удали, царившую среди казаков.

Васнецов Виктор Михайлович Участник выставок «передвижников». В творчестве ярко представлены разные жанры: на раннем этапе преобладали бытовые сюжеты, позже главным направлением становится былинно-историческое. Васнецов говорил: «Только плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории». В портрете Ивана Грозного художник сумел передать всю многогранность характера царя – мы видим одновременно умного и коварного, одинокого и величественного правителя. Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный»

Васнецов

Виктор Михайлович

Участник выставок «передвижников».

В творчестве ярко представлены

разные жанры: на раннем этапе

преобладали бытовые сюжеты, позже

главным направлением становится былинно-историческое. Васнецов говорил: «Только плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории».

В портрете Ивана Грозного художник сумел передать всю многогранность характера царя – мы видим одновременно умного и коварного, одинокого и величественного правителя.

Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный»

Над этой картиной Васнецов работал около 20 лет. Каждого из трёх богатырей, главных героев русских былин, Васнецов наделил особыми чертами характера. Илья Муромец основателен и нетороплив. Добрыня Никитич демонстрирует гордый боевой дух и готовность в любой момент вступить в бой. Алёша Попович – воин с душой поэта, на одном боку у него колчан, а на другом - гусли. Васнецов В. М. «Богатыри»

Над этой картиной Васнецов работал около 20 лет. Каждого из трёх богатырей, главных героев русских былин, Васнецов наделил особыми чертами характера. Илья Муромец основателен и нетороплив. Добрыня Никитич демонстрирует гордый боевой дух и готовность в любой момент вступить в бой. Алёша Попович – воин с душой поэта, на одном боку у него колчан, а на другом - гусли.

Васнецов В. М. «Богатыри»

… Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна взбирается на небо. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг. Полотно Васнецова воспело их подвиг и оплакало их гибель. Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

… Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна взбирается на небо. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг. Полотно Васнецова воспело их подвиг и оплакало их гибель.

Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Картина «Спящая царевна» переносит нас в волшебный мир русских народных сказок. Яркие сочные краски, расписной терем, павлины, сидящие на ветвях — все это похоже на удивительный сон. Царевна уколола палец веретеном и сбылось грозное предсказание — заснула не только она, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья спят. Даже ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец.

Картина «Спящая царевна» переносит нас в волшебный мир русских народных сказок. Яркие сочные краски, расписной терем, павлины, сидящие на ветвях — все это похоже на удивительный сон. Царевна уколола палец веретеном и сбылось грозное предсказание — заснула не только она, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья спят. Даже ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец.

Шишкин Иван Иванович Участник выставок «передвижников», мастер пейзажа, певец русского леса,  красоты и богатства русской природы. На холстах Шишкина глухо шумят тёмные боры, шелестит резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осинки. Шишкина называли лучшим знатоком и рисовальщиком дерева. Шишкин И.И. «Берёзовая роща»

Шишкин

Иван Иванович

Участник выставок «передвижников»,

мастер пейзажа, певец русского леса,

красоты и богатства русской природы.

На холстах Шишкина глухо шумят тёмные

боры, шелестит резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осинки. Шишкина называли лучшим знатоком и рисовальщиком дерева.

Шишкин И.И. «Берёзовая роща»

«Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство», - так сам художник выразил основную идею этой картины. Шишкин И.И. «Рожь»

«Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство», - так сам художник выразил основную идею этой картины.

Шишкин И.И. «Рожь»

Солнечный свет раннего утра пробивается сквозь колонны высоких и мощных деревьев. Только что проснувшиеся медвежата резвятся на поваленной сосне под присмотром мамы-медведицы. Медведей нарисовал К.А. Савицкий. Уже в 19 веке картину воспроизводили на обёртке шоколадных конфет. Шишкин И. И. «Утро в лесу»

Солнечный свет раннего утра пробивается сквозь колонны высоких и мощных деревьев. Только что проснувшиеся медвежата резвятся на поваленной сосне под присмотром мамы-медведицы. Медведей нарисовал К.А. Савицкий. Уже в 19 веке картину воспроизводили на обёртке шоколадных конфет.

Шишкин И. И. «Утро в лесу»

Айвазовский И .К. «Чесменский бой» Айвазовский Иван Константинович Айвазовский наиболее известен своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота.

Айвазовский И .К. «Чесменский бой»

Айвазовский

Иван Константинович

Айвазовский наиболее

известен своими

морскими пейзажами,

которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота.

Айвазовский И. К. «Девятый вал» На море после очень сильного ночного шторма люди, потерпевшие кораблекрушение, пытаются спастись на обломках мачты. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей.

Айвазовский И. К. «Девятый вал»

На море после очень сильного ночного шторма люди, потерпевшие кораблекрушение, пытаются спастись на обломках мачты. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей.

Художник – баталист . Много времени провёл в действующей армии, участвовал в сражениях.  Его картины буквально кричат: “Война – это зло! Войны унесли миллионы жизней, не допускайте новые войны!”. Художник погиб при подрыве мины на борту броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны. Верещагин Василий Васильевич Верещагин В.В.  «Нападают врасплох»

Художник – баталист . Много времени провёл в действующей армии, участвовал в сражениях. Его картины буквально кричат: “Война – это зло! Войны унесли миллионы жизней, не допускайте новые войны!”. Художник погиб при подрыве мины на борту броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны.

Верещагин

Василий Васильевич

Верещагин В.В. «Нападают врасплох»

«Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина. Пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи и вороны, вьющиеся вокруг, - закономерный результат войны. Верещагин В.В. «Апофеоз войны»

«Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина. Пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи и вороны, вьющиеся вокруг, - закономерный результат войны.

Верещагин В.В. «Апофеоз войны»

Вид искусства Скульптура Автор Живопись Произведение Микешин М.О. «Тысячелетие России» Репин И.Е. «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и его сын» Васнецов В.М. «Богатыри» Шишкин И.И. «Утро в лесу»

Вид искусства

Скульптура

Автор

Живопись

Произведение

Микешин М.О.

«Тысячелетие России»

Репин И.Е.

«Бурлаки на Волге»,

«Иван Грозный и его сын»

Васнецов В.М.

«Богатыри»

Шишкин И.И.

«Утро в лесу»

Театр Театр в России во 2 половине 19 века переживал новый период развития. Работа актёра стала одной из самых прибыльных, артисты из уничижительных «комедиантов» превращались в полноправных членов русского общества. Главными центрами театральной культуры стали Большой и Малый театр в Москве Александринский и Мариинский - в Петербурге.  В Москве и других городах возникают частные театры и театральные кружки. На театральной сцене появляются постановки по произведениям выдающихся русских литераторов Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В театр теперь ходят не только дворяне, но и купцы, мещане, студенты и профессора.

Театр

Театр в России во 2 половине 19 века переживал новый период развития. Работа актёра стала одной из самых прибыльных, артисты из уничижительных «комедиантов» превращались в полноправных членов русского общества. Главными центрами театральной культуры стали Большой и Малый театр в Москве Александринский и Мариинский - в Петербурге. В Москве и других городах возникают частные театры и театральные кружки.

На театральной сцене появляются постановки по произведениям выдающихся русских литераторов Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В театр теперь ходят не только дворяне, но и купцы, мещане, студенты и профессора.

Островский Александр Николаевич Огромное влияние на отечественный театр оказали пьесы А.Н. Островского: «Женитьба Бальзаминова», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница», «Бедность не порок» . Пьесы Островского реалистично описывали жизнь русского купечества и дворянства, были направлены против пошлости, невежества и других пороков, призывали к гуманности и просвещению. Они отвечали настроениями передовых людей того времени и пользовались огромным успехом.

Островский Александр Николаевич

Огромное влияние на отечественный театр оказали пьесы А.Н. Островского: «Женитьба Бальзаминова», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница», «Бедность не порок» . Пьесы Островского реалистично описывали жизнь русского купечества и дворянства, были направлены против пошлости, невежества и других пороков, призывали к гуманности и просвещению. Они отвечали настроениями передовых людей того времени и пользовались огромным успехом.

Музыка и балет Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства. В Москве и Петербурге открылись консерватории для обучения молодых музыкантов. Произведения композиторов М. П. Мусоргского «Борис Годунов», Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка», А. П. Бородина «Князь Игорь» были посвящены русской истории, основывались на народных мотивах. Всемирную славу получил русский балет. Балетмейстер Мариус Петипа поставил более 60 балетов на сцене Петербургского Большого театра. Вершиной творчества Петипа явилось сотрудничество с великим русским композитором П.И.Чайковским. Мусоргский М.П. Римский-Корсаков Н.А. А. П. Бородин Петипа М.И.

Музыка и балет

Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства. В Москве и Петербурге открылись консерватории для обучения молодых музыкантов. Произведения композиторов М. П. Мусоргского «Борис Годунов», Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка», А. П. Бородина «Князь Игорь» были посвящены русской истории, основывались на народных мотивах.

Всемирную славу получил русский балет. Балетмейстер Мариус Петипа поставил более 60 балетов на сцене Петербургского Большого театра. Вершиной творчества Петипа явилось сотрудничество с великим русским композитором П.И.Чайковским.

Мусоргский М.П.

Римский-Корсаков Н.А.

А. П. Бородин

Петипа М.И.

Чайковский Пётр Ильич Композитор Один из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений , в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов – гордость России и достояние всего мира.

Чайковский

Пётр Ильич

Композитор

Один из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений , в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов – гордость России и достояние всего мира.

Балет «Лебединое озеро» - волшебна сказка о девушке, похищенной злым волшебником и превращённой в лебедя. Верная любовь могла бы вернуть ей человеческий облик, но принц, поклявшийся в любви белому лебедю – Одетте, обманут чёрным лебедем, дочерью злого волшебника – Одилией. Поняв свою ошибку, принц вызывает волшебника на бой, но ничего исправить нельзя. Разбушевавшиеся волны озера поглощают Зигфрида и Одетту.

Балет «Лебединое озеро» - волшебна сказка о девушке, похищенной злым волшебником и превращённой в лебедя. Верная любовь могла бы вернуть ей человеческий облик, но принц, поклявшийся в любви белому лебедю – Одетте, обманут чёрным лебедем, дочерью злого волшебника – Одилией. Поняв свою ошибку, принц вызывает волшебника на бой, но ничего исправить нельзя. Разбушевавшиеся волны озера поглощают Зигфрида и Одетту.

Вид искусства Скульптура Автор Живопись Произведение Микешин М.О. Музыка Репин И.Е. «Тысячелетие России» «Бурлаки на Волге», Чайковский П.И. «Иван Грозный и его сын» Балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Васнецов В.М. «Богатыри» Шишкин И.И. «Утро в лесу»

Вид искусства

Скульптура

Автор

Живопись

Произведение

Микешин М.О.

Музыка

Репин И.Е.

«Тысячелетие России»

«Бурлаки на Волге»,

Чайковский П.И.

«Иван Грозный и его сын»

Балеты «Щелкунчик»,

«Лебединое озеро»

Васнецов В.М.

«Богатыри»

Шишкин И.И.

«Утро в лесу»

Домашнее задание: стр. 294-297

Домашнее задание: стр. 294-297


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!