Тема урока: Химическое равновесие, условия его смещения. Цель урока: формирование понятия « химическое равновесие» определение факторов влияющих на него. Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что такое химическое равновесие и могут определить и объяснить факторы, влияющие на него. Задачи урока: а) Обучающая: сформировать понятия «химическое равновесие» рассмотреть и объяснить влияние факторов, способных сместить химическое равновесие.
б) Развивающая: продолжить формирование выделять главное из полученной информации, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы из проведенных наблюдений, совершенствовать умение высказывать и обосновывать суждения.
в) Воспитательная: воспитывать уважение к друг другу при работе в классе и в группах, умение правильно распределять свое время, уметь работать с информацией.
Оборудование и реактивы: интерактивная доска, мультимедийная презентация, видеоопыт «Влияние концентрации на смещение химического равновесия»;
Для демонстрации опытов: растворы соляной и серной кислот, карбоната кальция (мел), хлорида бария, гидроксида натрия; пробирки, штатив, индикатор – фенолфталеин.
Форма урока: комбинированный урок.
«Единственный путь, ведущий к знаниям,
- это деятельность»
(Б. Шоу)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой: «Дерево достижений»
Учитель: обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Розовый лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
На столах каждой группы находятся фигуры разной формы, выберите одну из фигур и и зацепите себе в виде эмблемы.
Учитель: С целью повторения важнейших понятий пройденного материала, я предлагаю провести фронтальный опрос: «Мозговой штурм» - вопросы по фигурам 7 штук:
II. Подготовка к восприятию информации:
Первый вопрос для _____________________________________
Что называют скоростью химической реакции?
Второй вопрос для ______________________________________
Какую систему называют гомогенной?
Третий вопрос для ______________________________________
Какую систему называют гетерогенной?
Четвертый вопрос для ___________________________________
Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
Пятый вопрос для _______________________________________
Что такое катализаторы?
Шестой вопрос для _______________________________________
Что такое промоторы?
Седьмой вопрос для ______________________________________
Что такое ингибиторы?
III. Подготовка к основному этапу:
Учитель: « Бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, переходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом». По словам великого китайского философа Лао-Цзы Все в этом мире находится во взаимосвязи: твердое и жидкое, видимое и невидимое, большое и маленькое, светлое и темное. Без равновесия этот мир рухнет.
Некоторым учащимся было дано задание на опережение, они должны были рассмотреть равновесие, которое встречается в жизни.
1) Равновесие в искусстве – Оспанова Даяна
Всякое искусство – будь то музыка или живопись, графика или скульптура, основаны на великой гармонии между собой и внутри себя. А что такое гармония в искусстве – этои есть равновесие. Равновесие царит повсюду: в гениальных произведениях Леонардо Да Винчи – к примеру шедевр мировой культуры: портрет Монны Лизы, известной более как портрет Джоконды. Не потерявших свою значимость великих произведениях гениальных музыкантов Николо Паганини, Баха, Моцарта.
2) Равновесие в экологии – Пройнова Гергана
Экология это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, взаимоотношения живых организмов и среды их обитания. Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что мы нарушаем равновесие сил природы. Ж. Дорст: «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок». Р. Эмерсон : «Природу легче всего подчинить, повинуясь ей». К чему привело нарушение равновесия в природе, мы можем наглядно видеть на примере печально известного Аральского моря.
3) Равновесие в мировой экономике – Калауиденова Сабина
Рассказ о циклическом развитии в мировой экономике. Кризис 1929-1932гг. вошел в ,историю как Великая депрессия (мировой экономический кризис). Установлено, что через 10 лет рыночный механизм, выведенный из равновесия, приведет к кризису. За ним следует спад экономики , депрессия. Депрессия неминуемо приводит в движение многие факторы, которые влекут за собой подъем экономики.
Учитель: Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока?
Учащиеся: Химическое равновесие
Учитель: Какова цель нашего урока?
Учащиеся: Узнать о равновесии в химии и фаторах, влияющих на ее смещение.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Из курса 8 класса нам известна реакция получения угольной кислоты из СО2 и Н2О. (Учащиеся пишут данную реакцию, и могут так же предположить, что Н2СО3 являясь слабой, нестойкой кислотой, при образовании разлагается на СО2 и Н2О)
1.Как правильно изобразить данный процесс, чтобы одновременно показать 2 протекающие реакции
СО2 + Н2О прямая Н2СО3
Н2СО3 обратная СО2 + Н2О а можно записать такСО2 + Н2О Н2СО3
Учитель: Какие реакции называют обратимыми?
Учащиеся: Реакции идущие одновременно в двух противоположных направлениях (прямом и обратном) называются – обратимыми.
Учащиеся делают записи в тетрадях
Учитель: А какие же реакции называют необратимыми?
Ученики: Химические реакции, в результате которых исходные вещества полностью превращаются в продукты реакции, называются - необратимыми.
Реакция считается необратимой, если: выделяется газ, выпадает осадок или образуется вода
Давайте рассмотрим опыты необратимых реакций:
Ученик показывает демонстрационные опыты:
а) взаимодействие НCl + СаCO3; б) ВаСI2 + Н2SO4; в) NaOH + H2SO4
Но сегодня на уроке, мы будем говорить о обратимых реакциях, потому что именно в них устанавливается химическое равновесие.
Учитель: А что же такое равновесие?
Учащиеся отвечают
Учитель: А что же такое химическое равновесие?
Химическое равновесие – это такое состояние системы, при которой скорости прямой и обратной реакции равны.
ύ пр = ύобр.
Концентрации реагирующих веществ, установившиеся к моменту наступлению равновесия, называется равновесными.
Система находится в состоянии равновесия, до тех пор, пока внешние условия сохраняются постоянными. Если же условия изменяются, то равновесие нарушается:
Процесс изменения концентрации, вызванный нарушением равновесия, называется смещением или сдвигом равновесия.
Наибольшее значение имеют следующие случаи нарушения равновесия:
А) изменения концентрации какого-либо из веществ, участвующих в равновесии;
В) изменения давления;
С) изменения температуры.
Вот теперь давайте рассмотрим каждый из этих факторов в группах:
1 группа: смещение равновесия при влиянии концентрации;
2 группа: смещение равновесия при влиянии температуры;
3 группа: смещение равновесия при влиянии давления.
В итоге вы должны представить свою работы на флипчарте и объяснить одноклассникам как ваш фактор влияет на смещение равновесия.
V.Первичная проверка понимания (коррекция)
Выступление команд, оценивание. ( три звезды)
VI.Закрепление знаний
Каждому учащемуся в команде раздается тестовое задание ( всего 7 вариантов по 3 вопроса), проводят самооценивание:
VII. Домашнее задание: Написать эссе « Равновесие в окружающем мире»
VIII. Рефлексия.
Рефлексия: «Дерево достижений».
Выберите сердечко и прикрепите на дерево:
Зеленое сердечко: все понял и справился с заданиями;
Желтое сердечко: не все ясно, есть вопросы;
Розовое сердечко: смогу применить в жизни.