СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химический вечер "В поисках клада"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет обучающимся закрепить полученные знания,углубить интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Химический вечер "В поисках клада"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «Средняя общеобразовательная ШКОЛА №55»













Химический вечер

Тема: « В поисках клада»















Автор: Воловик

Наталья Анатольевна,

учитель биологии и химии.



















Цель: закрепить полученные знания, углубить интерес учащихся к предмету и привить им практические навыки в разработке и осуществлении опытов.

Задачи:

- образовательные: обобщить и закрепить полученные знания при решении основных типов задач, практических умений решать экспериментальные задачи на распознавание веществ, реализовать межпредметные связи, расширить кругозор.

- развивающие: развивать умения выделять главное, обобщать, систематизировать; развивать самостоятельность, мотивы и эмоции обучающихся, познавательный интерес.

- воспитательные: пробуждать интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать чувства коллективизма и ответственности, познавательной активности, мотивации к учению, любознательности, соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов.

Формируемые предметные результаты.

Уметь анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и требования, использовать необходимые формулы, данные и искомые числа (величины). Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). Выбирать наиболее рациональный способ решения задачи. Объяснять выполняемые и выполненные действия. Описывать демонстрационные и самостоятельно прове­денные эксперименты.


Формируемые метапредметные результаты.


Положительно относиться к обучению; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; включаться в групповую работу, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Наблюдать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, обнаруживать и исправлять ошибки, учиться критично относиться к своему мнению, уметь применять информацию полученную на уроке.


Место проведения. Кабинет химии.

Форма проведения. Химический вечер.

Оборудование и реактивы.

Оборудование: интерактивная доска (для изображения условий задач, ответов и правильного решения), ручки, бумага (для решения задач),записка от пиратов, сладкий приз; три фарфоровые чашки, пинцет, салфетка, пробирки, лучинки, вата, нихромовая петля, спиртовка, спички, две колбы с широким горлом по 200 мл, две пробки.

Реактивы: растворы нитрата ртути, нитрата серебра, хлорида натрия, кристаллические хлориды натрия, калия, кальция, меди, перманганат калия, концентрированные серная кислота и соляная кислоты, этиловый спирт, 25% раствор аммиака, порошок магния, дихромат калия.



Подготовительный этап.

Вечер готовят и проводят обучающиеся 10-11 классов. Мероприятие рассчитано для учеников 9 класса ( можно пригласить восьмиклассников).

Для проведения вечера выбирают 4 ведущих и 2-3 ребят для проведения экспериментов.

Заранее пишется и обсуждается сценарий, идет подборка стихов, загадок, задач, отрабатываются навыки проведения химического эксперимента с учетом ТБ, готовится красочная афиша, пригласительные билеты, атрибуты для оформления кабинета.

Обучающимся 9 класса заранее дается задание: повторить основные типы задач и качественные реакции на определение ионов.

Ход мероприятия.

Ведущий 1. Ребята, на берег Черного моря выбросило бутылку, в которой мы нашли вот эту записку.

Мы злые – презлые пираты. Вы не пригласили нас на ваш вечер, поэтому на острове Химляндия мы спрятали клад. Чтобы найти его, вам придется изрядно потрудиться: решить задачи, отгадать загадки, провести эксперименты.

Ведущий 2. Будем искать клад? (ответ: будем!) Давайте перед дальней дорогой сделаем разминку.

Шуточные вопросы-загадки

1.      Какой элемент всегда рад?  (радон)

2.      Какой газ утверждает, что он – это совсем не он?  (неон)

3.      Какой неметалл является лесом? (бор)

4.      Какой химический элемент состоит из двух животных?   (мышьяк)

5.      Какой элемент вращается вокруг Солнца?   (Уран)

6.       Какой элемент является настоящим гигантом?  (титан)

7.      В состав каких химических элементов входят деревья? (никель, дубний)

8.       Какой благородный металл содержит болотные водоросли? (платина)

9.   От какого металла нужно отрезать две буквы, чтобы получить известную кость человека?  (серебро)

10.   Название какого металла прячет в себе волшебника? (магний)

11.   В названиях каких химических элементов есть тройки? (натрий, иттрий)

 12.   Какой элемент входил в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (забор) 


Ведущий 3. Чтобы отправиться за сокровищами нам нужны снаряжения и серебряные монеты.

Ведущий 4. Но у нас только медные монеты.

Ведущий 1.Так давайте превратим медные монеты в серебряные! Но прежде мы должны повторить

Правила техники безопасности.

Вот послушайте, друзья,
Что на химии нельзя.
Есть и пить, мечтать, играть,
Реактивы разливать.
Всё мешать в одной пробирке,
Прожигать на парте дырки.

На спиртовку дуть не смей,
Колпачком туши скорей.
Слушай, что учитель скажет,
И смотри, что он покажет.

Коль кипит раствор в посуде,
Пусть раствор подальше будет.
Осторожно кипятить,
Чтоб себя не обварить.

Руки ловкие имейте,
Воду в кислоту не лейте,
Ведь такой эксперимент
Покалечит вас в момент.

В общем, будь ты осторожен.
Опыт может быть не сложен,
Но небрежностью своей,
Не пугай своих друзей.
( Обучающиеся повторяют правила ТБ)


Опыт 1. «Серебрение» медных монет.

 В фарфоровую чашечку налить 10-15%-ный раствор нитрата ртути (II) или другой растворимой соли ртути. С помощью пинцета в раствор поместить несколько монет и выдержать их в чашке 20-40 секунд, вынуть из раствора и протереть салфеткой. Медные монеты превратились в «серебряные». (Опыт можно заменить ВИДЕО)

Ведущий 2. Ребята, а действительно ли у нас получились серебряные монеты? Кто из вас докажет, что вещество содержит ионы серебра?

Экспериментальное задание 1. Доказать, что вещество одержит ионы серебра. ( выполняет обучающийся 9 класса)

От исследуемого раствора (нитрат серебра) отлить в пробирку 1 мл пробы, добавить 0,5мл раствора хлорида натрия. Выпадает белый творожистый осадок. Вывод: в исследуемом растворе присутствуют ионы серебра.

Ведущий 3. Ну что, к путешествию готовы? Тогда в путь! А чтобы не было скучно в пути, давайте разгадывать химические загадки.

Химические загадки.

1.Адрес точный, если спросят: 32,16,8 (Кислород)


2.Он безжизненным зовется,

Но жизнь без него не создается. (Азот)

3. Жил да был один шпион
Звался он сульфат ион.
Незаметный и невзрачный
И на вид совсем прозрачный.
Но нашёлся спецагент
Уникальный реагент.
Постарался славно он –
В осадок выпал вдруг шпион. (Хлорид бария)

4. Удивительный металл –
Кем же только он не стал,
Вместе с группою (-ОН)
Побелили весь этаж.
А из него и карбонат иона
Скульптор сделал Аполлона. (Кальций)

5. С водорода всегда начинаюсь,
С основанием в соль превращаюсь,
Крашу лакмус в красный цвет,
А металла во мне нет. (Кислота)

6. Из меня не сваришь супа,
Содержу гидроксогруппу,
И активного металла
В моей формуле немало.
Крашу лакмус в синий цвет,
Я опасна, спору нет. (Щелочь)

7. Брат один сердитый,
Другой брат ядовитый.
Первый брат в воде горел,
Брат другой позеленел.
Первый брат – металл у нас,
Брат другой – конечно газ.
Если их объединить,
Можно чудо совершить.
Попадутся братцы эти,
Вам в супу или в котлете! (Натрий, хлор)

8. Как-то раз металл в кислоту попал.
Закипело, зашипело и со свистом улетело!
Удивляется народ:
- Что такое?  (Водород!)

9. Если в соль добавить щёлочь,
На пробирку посмотреть –
Синий выпадет осадок –
Значит соль содержит… ( Медь.)


Ведущий 4. Целый день на ногах, устали, замерзли. Надо развести костер!

Ведущий 1. Да тут дров совсем мало. Хватит ли их, чтобы согреться? Давайте решим задачку. ( Ребята разбиваются на группы и решают задачу)

Задача 1. Рассчитайте, сколько теплоты выделится при сжигании угля массой 1 кг. Тепловой эффект реакции 410 кДж. (Ответ: 34167 кДж).

Ведущий 2. Задачку та мы решили, а спички то оставили дома.

Ведущий 3. Я могу развести костер без спичек и зажигалки. Это не помеха для человека знакомого с химией.

Опыт 2. «Костер без спичек»

Описание опыта. Сделать смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Поместить смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее положить лучинки (дрова), таким образом, чтобы они не касались смеси. Смочить ватку обильно спиртом и выдавить каплю спирта на смесь. Костер загорается.

Ведущий 4. Тепло. А давайте раскрасим пламя в разные цвета! Кто желает потрудиться?

Экспериментальное задание 2. Распознать катионы металлов по окрашиванию пламени (эксперимент проводят ведущие, распознают катионы девятиклассники)

Исследуемые вещества: кристаллические хлориды натрия, калия, кальция, меди. Смочить нихромовую петлю концентрированной соляной кислотой и прокалить ее в пламени до полной чистоты. Снова смочить петлю кислотой, взять петлей соль и внести ее сначала в основание пламени, затем в часть с наивысшей температурой. Определить катионы металлов по окраске пламени:

Пламя желтого цвета – катион натрия

Пламя фиолетового цвета – катион калия

Пламя зеленого цвета – катион меди

Пламя кирпично-красного цвета – катион кальция.

Ведущий 1. Согрелись! Чайку бы выпить! Ребята, помогите приготовить чай. Решите задачу.

Задача 2. Сколько чайных ложек сахара нужно растворить в стакане чая (масса раствора 250 мл), чтобы его массовая доля составила 6,4%, если в одной ложке содержится 8 г сахара. (Ответ: нужно растворить 2 чайных ложки)

Ведущий 2. Что-то на сон потянуло (засыпают).

Ведущий 3. Доброе утро! Пора в путь.

Ведущий 4. Смотрите! Смотрите! Дым! Нам туда.

Опыт 3. « Дым без огня»

Описание опыта. В чистую сухую колбу с широким горлом объемом 200 мл налить 5-10 мл концентрированного раствора соляной кислоты. Вращательным движением колбы смочить кислотой стенки сосуда, вылить избыток раствора и плотно зарыть пробкой. В другую, точно такую же, колбу аналогичным способом набрать раствор аммиака (25%). Во время опыта колбы открыть и соединить горлышками одна к другой, поворачивая их в таком положении на 1800. Колбы заполняются густым белым дымом.

Ведущий 1. Да это же начинается извержение вулкана! В состав сказочной «лавы» входит вещество, если вы определите его состав, то вам откроется незабываемое зрелище.

Задача 3. Определить формулу вещества, если массовая доля хрома в нем составляет 68,4%, а массовая доля кислорода - 31,6%. Относительная молекулярная масса вещества равна 152 г/моль. (Ответ: Cr2O3 )

Опыт 4.« Вулкан»

Описание опыта. Насыпать немного дихромата калия в фарфоровую чашечку, затем добавить немного порошка магния, хорошо перемешать смесь и сформировать в чашечке горкой. Прикоснуться к вершине «вулкана» горящей лучиной. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.

Ведущий 2. Мы уже почти у цели. Но, чтобы узнать, что спрятали пираты, надо решить еще одну маленькую задачку.

Задача 4. Для приготовления торта кондитер положил в тесто 0,1 моль питьевой соды. Хороший ли это кондитер, если норма соды - 15 г? (Ответ: 8,4 г; соды использовалось меньше нормы. Торт не будет высокого качества).

Ведущий 3. Вы уже догадались, что клад будет сладким? Да, это торт!!! (конфеты). Мы с вами хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. ( Чаепитие проводится в другом кабинете).

Источники.

Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993);

Сгибнева Е. П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 -9 классы (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 320 с.

http://is1577.blogspot.com/2016/01/blog-post_80.html

https://studfiles.net/preview/1001193/

https://www.uchmet.ru/library/material/939494/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!