Разработка урока
«Химические свойства металлов»
Учитель: Кулакова Елена Владимировна, учитель химии МАОУ СОШ № 10 г.Калининграда
Тема урока: Химические свойства металлов.
Класс: 9 класс
Тип урока: Практическая работа.
Цели и задачи урока:
- закрепить на практике знания химических свойств металлов;
- продолжить формирование умений наблюдать за явлениями и делать выводы;
- продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения эксперимента.
Методы и методические приемы:
репродуктивный (повторение), наглядный, поисковый.
Оборудование и реактивы:
- лоток, пробирки, штатив для пробирок, щипцы, спиртовка, соляная кислота, серная кислота, цинк, сульфат меди(II), железо;
- методичка для выполнения опытов;
- творческое задание;
Ход урока.
I. Актуализация знаний (вводная часть).
Учитель: Мы изучаем тему «Металлы», познакомились с нахождением металлов в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева, их физическими и химическими свойствами. Вспомните, какие химические свойства металлов нам известны?
Ученик: взаимодействие с простыми веществами (кислородом, хлором, серой, азотом) и сложными веществами (водой, кислотами, солями).
Учитель: при изучении химических свойств металлов мы рассмотрели реакцию их взаимодействия с водой, а теперь вам предстоит познакомиться на практике еще с некоторыми свойствами металлов.
II.Практическая работа:
Учитель: Итак, откройте тетради, запишите дату и приступайте к оформлению работы по заданному образцу.
На доске образец оформления работы (продублирован в рабочих картах):
Практическая работа № 1 (слайд № 1)
Химические свойства металлов.
Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами. (слайд № 2)
Приборы и реактивы:(заполняется учащимися самостоятельно, исходя из предложенных материалов, согласно варианту). (слайд № 3)
Ход работы:
что делал | что наблюдал | уравнения реакций | выводы |
опыт 1 | | | |
опыт 2 | | | |
Общий вывод: (слайд № 4)
Учитель: перед выполнением опытов, давайте повторим основные правила проведения эксперимента и техники безопасности.
Ученик: действия производятся над лотком, на расстоянии вытянутой руки, на уровне глаз. Банки с реактивами берутся в руку этикеткой внутрь, реактив наливается 1-2 мл, но если перелили, то обратно в банку не возвращается.
Учитель: преступаем к проведению опытов.
Учащиеся выполняют опыты по вариантам (1,2) группами по 4 человека.
III. Закрепление материала
Учитель: для проверки полученных вами знаний поработайте над творческим заданием – отгадайте по описанным свойствам о каком металле идет речь и ответьте на вопросы.
Вариант № 1.
Конечно, мы металлы – дружная семья,
Но все же всех прекрасней – я.
Я красная, блестящая и очень работящая.
Ведь если нужно потрудиться, ток вам проводя,
Все тут же вспоминают про меня.
И если колокол звенит, под куполом паря,
Так это я звеню, всем музыку даря.
Доспехи в древности для рыцаря, коня
Ведь тоже делали при помощи меня.
А вот теперь в карман залезьте
И монетами звеня, вы дружно угадайте
Кто же я?
А заодно ответьте, правды не тая,
Вот почему же люди, красоту мою ценя
Посуду-то не делают, скажите из меня? (слайд № 5)
Ученик: этот металл медь. Медь не применяют для производства посуды, потому что изделия из меди в присутствии влаги покрываются темно-зеленой пленкой.
Вариант № 2.
Прославился я твердостью и прочностью своей,
И потому-то мною исписал стекло злодей,
Но нет полезней нас с танталом для людей.
Когда хирург не смог собрать костей,
То обратился к помощи моей.
Так вот ответьте, почему же?
И имя постарайтесь отгадать к тому же. (слайд № 6)
Ученик: этот металл титан. Он применяется в хирургии для восполнения утраченных фрагментов костей, так как является устойчивым к окислительным процессам, происходящим в организме человека.
IV Рефлексия.
Учитель: что мы закрепили сегодня на уроке? Какие вопросы у вас остались неразрешенными?
Ученик: мы повторили и закрепили на практике химические свойства металлов.
Учитель: запишите в дневниках домашнее задание –