СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Химическая промышленность и её влияние на человека"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока: "География + химия+биология".Состав и значение химической промышленности, ее влияние на окружающую среду.Использование технологий интенсивного обучения, содержащего фронтальные и групповые формы работы.

Просмотр содержимого документа
«"Химическая промышленность и её влияние на человека"»

Интегрированный урок «География + Химия +Биология»

"Химическая промышленность и её влияние на человека»

9-й класс 

Разделы:География, химия, биология.

Цели урока:

Задачи:

Образовательные:

- сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о её значении в народном хозяйстве;

- раскрыть особенности размещения химической промышленности;

- выявить влияние химической промышленности на окружающую среду и на здоровье человека.

Развивающие:

- продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей;

- совершенствовать умения анализировать тематические карты, самостоятельно делать выводы; анализировать

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения, толерантности, усидчивости, положительного отношения к предмету,

- формировать экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду и человека.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: интегрированный

Средства обучения: карта химической промышленности России, коллекция горных пород и минералов, атласы к учебнику В.П Дронова, В.Я Ром., «География. России. Население и хозяйство», М.: Дрофа, 2014 г., мультимедиапроектор, презентация «Химическая промышленность», видеоролик, индивидуальные маршрутные листы, раздаточный материал, учебник О.С. Габриеляна «Химия», 9класс.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, репродуктивный, практический.

Форма организации учебной деятельности: использование технологии интенсивного обучения, сочетание фронтальной и групповой форм работы.

Ход урока:

1 этап: Актуализация знаний

(Слайд№1)- предметы

Учитель географии: Здравствуйте ребята! Обратите ваше внимание на слайд ! Вам знакома эти предметы? Какие предметы вы видите?

Как вы думаете, какая отрасль промышленности выпускает эту продукцию? (Ответ уч-ся: Химическая промышленность.)

Учитель географии: Так какая сегодня на уроке будет тема? ( Учащихся называют тему урока) « Химическая промышленность и ее влияние на здоровье человека»

(Слаид №2) – тема урока

Учитель географии: Уже с самого утра, проснувшись вы непрерывно сталкиваетесь с химией. Отправляетесь в ванную комнату и здесь вас ждет настоящая выставка достижений химии: керамическая плитка; пластмассовые трубы сантехники, стиральный порошок, мыло, зубная паста, шампунь и др. предметы

Химия имеет отношение ко всему: к пище, лекарствам, удобрениям, и даже к жизненным процессам организма.

Учитель географии: Ребята давайте определим цель нашего урока? (уч-ся определяют цель урока).

Спрашивает: ( состав хим. промышленности, ее значение для человека и экономики страны, влияние на экологию и человека, где размещаются предприятия хим. промышленности в России)

Учитель географии: Сегодня мы будем работать на уроке в группах, поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу. Вы готовы к работе?

На столах у вас находятся маршрутные листы, которые вы будете заполнять в ходе работы на уроке. Подпишите свои фамилии на них. Так-же вы будете оценивать свои знания в колонке маршрутного листа «Оценка».



2 этап: Изучение нового материала

Учитель географии: Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал: “Широко простирает руки свои химия в дела человеческие”. Эти слова актуальны и сейчас. Ведь только грамотное, аккуратное применение достижений химии позволяет сделать жизнь человека достойной и безопасной.

Широкое применение химических технологий и материалов во всех отраслях хозяйства называется химизацией.

(Слайд №3)- химизация

Учитель географии: Ребята, какое сырьё используют для получения химической продукции? Какие полезные ископаемые служат сырьём, обратите внимание на слайд.

(Слайд № 4 ) - сырьё

(уч-ся называют сырьё)

Учитель географии: Скажите, как будет называться отрасль химической промышленности, которая занимается добычей сырья. (ответ учащихся: горнохимическая). Посмотрите на слайд.

(Слайд №5 и №6)- сырьё для горно-хим. промышленности



Учитель географии: Давайте отределим ,каково же значение химической промышленности?

Открываем учебник географии п. 24, стр 106.

(работу выполняем в группах, ответы записываем в маршрутный лист.

Время работы 3 минуты)

Опрос учащихся

Ответы:

  1. Появление материалов, которых нет в природе, и которые по своим качествам превосходят натуральные продукты.

  2. Неограниченная сырьевая база (нефть, газ, древесина, воздух)

  3. Использование разнообразных технологий (из нефти получают различные виды продукции)

(Слайд № 7) - значение

Учитель географии: Ребята определите по карте атласа, стр 14, какие еще отрасли входят в состав химической промышленности? ( Учащиеся определяют по карте и называют)

Учитель географии: Давайте определим по карте атласа (стр 14), какую продукцию производят основные отрасли, и заполним таблицу в маршрутном листе. Работаем в парах: 1-2 участник - отрасль основной химии, 2-3 участник- отрасль химии органического синтеза.

Работа выполняется 3минуты.)

(Проверяем: учащиеся отвечают и показывают на карте

(Слайд № 8) –таблица

(Слайд №9) – проверочная таблица

Учитель химии: Какое сырье широко используется для производства продукции органического синтеза ( учащиеся отвечают: нефть, газ, продукты переработки)

Показ коллекции.

Учитель химии: Сегодня мы познакомимся с одним из важнейших продуктов органического синтеза- с нефтью.

Нефть – это черная или темно-коричневая густая маслянистая жидкость со своеобразным запахом. Нерастворима в воде, т.к ее плотность меньше плотности воды. Поэтому в случае аварий судов, перевозящих нефть, она разливается по поверхности воды, а это приводит к экологическим катастрофам. Продуктами переработки нефти являются бензин, керосин, горючие и смазочные масла, гудрон, парафин, вазелин, битум, асфальт.

Учитель географии: В каких городах нашей области есть предприятия, производящие продукцию органического синтеза? Найдите эти города и покажите на карте.

(учащиеся показывают на карте)

Учитель географии:

(Слайд № 10) - предприятия

Предприятия Тюменской области:

ООО «Тобольск- Нефтехим» - крупнейшее предприятие по переработке углеводородного сырья, нефти и газа на составляющие(пропан, изобутан).

(Слайд №11) - Тобольск-нефтехим



Тюменский трубный завод «СИБГАЗАППАРАТ» - производит современные полиэтиленовые трубы для водо и газоснабжения и их комплектующие.

(Слайд № 12)

ПАО «СИБУР –холдинг; ООО «Тобольск-полимер», продукция: топливно- сырьевые продукты: алефины и полиалефины, эластомеры (применяються для производства синтетического каучука), полипропилен, изопентан, гексан



Учитель химии: Давайте совершим виртуальную экскурсию на предприятие нашей области « Тобольский полимер»

(Слайд №13) - видеоролик о Тобольск- Полимер. (12 минут)

Учитель химии: Какую продукцию выпускает данное предприятие, где она применяется?

(учащиеся отвечают после просмотра видеоролика)

Учитель биологии: Как вы думаете, оказывает ли влияние химическая промышленность на экологию и здоровье человека?

(Слайд №14) -зкология

Задание №1: (работа в парах) Используя текст, который есть на ваших столах, назовите болезни, которыми страдает человек при воздействии на него различных химических веществ. На основании этого текста заполните схему в ваших маршрутных листах.

Задание №2: Используя таблицу статистических данных по заболеваемости населения в некоторых территориях России в 2015 году, назовите 2 территории с самым высоким и с низким порогом заболеваемости. Чем это можно объяснить?

( 3-4 минуты)

(Слайд №15) – о заболеваниях

Действительно, на долю химической и нефтехимической промышленности в Башкирии приходится 14%, в Татарстане – 13%, в Ставрополье и в Адыгее от 2 до 3%.

 На основании проделанной работы сделайте вывод, как химическая промышленность влияет на здоровье человека?



3 этап: рефлексия

Учитель химии: А сейчас, ребята, представьте, что вы не ученики 9 класса, а депутаты государственной думы, которые решают судьбу химической промышленности России. Вам, как депутатам нужно отдать свой голос, “ЗА” или “ПРОТИВ” химической промышленности, понимая, все её положительное и отрицательное воздействие на человека, и экономику страны. Обоснуйте свой выбор и запишите в маршрутном листе.( время 2 минуты)

(Слайд № 16) – «за» «против»

(Учащиеся отвечают) посчитайте общий балл в своих маршрутных листах и поставьте себе оценку.

Учитель:

Откройте дневники и запишите дом. Задание.



(Слайд№17) Домашнее задание:

география: п. 24, прочитать, записать в тетрадь и отметить на к/к основные центры производства предприятий химии органического синтеза.

Биология, химия : эссе «Химическая промышленность и экология»

Учитель:

Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. До свидания.



Приложение:





Маршрутный лист оценочного контроля

Ученика (цы) 9 класса

Ф.И. ________________________________________________


I этап Определение темы, целей, задач урока, актуализация знаний.

Самооценка. За правильный ответ – 1 балл.


География

Оценка 1 балл

Химия


Оценка 1 балл





























Итого баллов:


Итого баллов:



2 этап (география): Групповая работа с учебником географии: п.24, стр. 106.

«Значение химической промышленности:



1.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________



3.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Оценка 1 балл за каждый правильный ответ: Количество баллов:___________



3 этап ( география):Работа с картой атласа стр 14:

Заполнить таблицу «Отрасли химической промышленности»

(работа выполняется в парах)





Отрасли

Сырьё

Что производят

Центры

Основная химия






Оценка 1 балл за правильно заполненную колонку.

Количество баллов:__________







Задание №1: (работа в парах) Используя текст, который есть на ваших столах, назовите болезни, которыми страдает человек при воздействии на него различных химических веществ. На основании этого текста заполните схему в ваших маршрутных листах.

Задание №2: Используя таблицу статистических данных по заболеваемости населения в некоторых территориях России в 2015 году, назовите 2 территории с самым высоким и с низким порогом заболеваемости. Чем это можно объяснить?

4 этап (химия, биология):

Ответы на вопросы

Биология

Оценка 2 балл

За правильно выполненное задание

Химия


Оценка 1 балл

За правильно выполненное задание





























Итого баллов:


Итого баллов:



Заполните схему( работа в группе)


Оценка 1 балл за правильный ответ. Количество баллов: ___________


5 этап: Рефлексия


Вывод:__________________________________________________________________



Общее количество баллов по предметам


География

(баллы)

Оценка

Химия, биология

(баллы)

Оценка








Общее количество баллов по предметам


Химия, биология

(баллы)

Оценка

География

(баллы)

Оценка

6 – 8 баллов

5

8 – 10 баллов

5

4-5 балла

4

5 – 7 баллов

4

3 балла

3

3-4 балла

3




















Маршрутный лист оценочного контроля

Ученика (цы) 9 класса

Ф.И. ________________________________________________


I этап Определение темы, целей, задач урока, актуализация знаний.

Самооценка. За правильный ответ – 1 балл.


География

Оценка 1 балл

Химия


Оценка 1 балл





























Итого баллов:


Итого баллов:



2 этап (география): Групповая работа с учебником географии: п.24, стр. 106.

«Значение химической промышленности:



1.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________



3.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Оценка 1 балл за каждый правильный ответ: Количество баллов:___________



3 этап ( география):Работа с картой атласа стр 14:

Заполнить таблицу «Отрасли химической промышленности»

(работа выполняется в парах)





Отрасли

Сырьё

Что производят

Центры

Химия

органического

синтеза






Оценка 1 балл за правильно заполненную колонку.

Количество баллов:__________


Задание №1: (работа в парах) Используя текст, который есть на ваших столах, назовите болезни, которыми страдает человек при воздействии на него различных химических веществ. На основании этого текста заполните схему в ваших маршрутных листах.

Задание №2: Используя таблицу статистических данных по заболеваемости населения в некоторых территориях России в 2015 году, назовите 2 территории с самым высоким и с низким порогом заболеваемости. Чем это можно объяснить?

4 этап (химия, биология):

Ответы на вопросы

Биология

Оценка 2 балл

За правильно выполненное задание

Химия


Оценка 1 балл

За правильно выполненное задание





























Итого баллов:


Итого баллов:





Заполните схему( работа в группе)


Оценка 1 балл за правильный ответ. Количество баллов: ___________


5 этап: Рефлексия


Вывод:__________________________________________________________________



Общее количество баллов по предметам


География

(баллы)

Оценка

Химия, биология

(баллы)

Оценка








Общее количество баллов по предметам


Химия, биология

(баллы)

Оценка

География

(баллы)

Оценка

6 – 8 баллов

5

8 – 10 баллов

5

4-5 балла

4

5 – 7 баллов

4

3 балла

3

3-4 балла

3












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!