Взгляд на модернизацию химического образования в современной школе
Сурганова Е.И., учитель химии и биологии МОУ СШ № 31 г. Волгограда
Не секрет, что современная молодежь отдает предпочтение гуманитарным дисциплинам, а такие науки, как физика, химия считаются трудными и непостижимыми. Зачастую ученик приходит на первый урок по этим дисциплинам уже с установкой, сформировавшейся под влиянием опыта родителей или друзей: «для меня это трудно, я ничего в этом не понимаю». Кроме того, в обществе сложилось стойкое отрицательное отношение к науке и ее проявлениям. Нередко слышим, к примеру: «это вредно – сплошная химия»; обращают на себя внимание и негативные последствия химической промышленности на окружающую среду и здоровье людей. При этом мало кто задумывается о все возрастающем положительном значении химии как для повседневной жизни каждого человека, так и для глобального развития всего человечества.
Поэтому для учителя химии важно формирование естественнонаучной грамотности обучающихся. Школьный курс химии дает детям знания о материальном мире, что позволяет им уверенно и безопасно чувствовать себя в условиях развивающейся промышленности, новых открытий и достижений в области науки. Дети учатся правильно оценивать информацию, получаемую из СМИ, Интернета, предвидеть последствия своих действий с различными веществами в своей повседневной жизни.
Таким образом, очевидна необходимость изменения отношения общества, в частности молодежи, к одной из важнейших наук – химии. Поможет ли модернизация школьного образования изменить ситуацию в повышении престижности естественнонаучных дисциплин?
В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, при котором получаемые знания должны являться составной частью умений. Иначе говоря, цель нового образования – научить учиться. Задача учителя – организовать образовательный процесс таким образом, чтобы включить обучающихся в деятельность, в процессе которой они осваивают универсальные учебные действия, развиваются как личности.
Решению поставленной задачи способствует использование лабораторных и практических работ для повышения интереса к предмету и демонстрации практико-ориентированного применения полученных знаний. Например, задание к практической работе: получите и соберите углекислый газ из навески мрамора и соляной кислоты. Рассчитайте теоретический объем выделившегося газа. Опишите его физические свойства. С помощью каких реактивов можно доказать, что выделился именно углекислый газ?
Кроме этого возрастает использование проектных и исследовательских работ, выполнение которых наиболее актуально для обучающихся, которые уже ориентированы в выборе своего дальнейшего образования, будущей специализации.
Все перечисленные виды работ развивают общие умственные способности обучающихся, например, умения формулировать цели, задачи проекта, участвовать в аргументированной дискуссии, осуществлять статистическую обработку информации и ее анализ, грамотное построение презентации результатов своей работы. Это, в свою очередь, способствует формированию у обучающихся надпредметных способов учебной деятельности, развитию творческой активности обучающихся, возрастанию интереса к предмету, стремлению к новым знаниям за счет саморазвития и самообразования.
Я работаю в общеобразовательных классах и преподаю учебный предмет «Химия» на базовом уровне, также веду элективные курсы в 10-11 классах, где реализую индивидуальную траекторию образования обучающихся через рассмотрение актуальных вопросов и проблем современной науки, вовлечение в проектные исследования. По-моему мнению, чтобы грамотно выстроить взаимодействие с обучающимися для создания совместной продуктивной деятельности и определить взаимную ответственность за конечный результат, учителю необходимо научно обосновывать каждый элемент образовательного процесса, что требует от него постоянного самообразования. И именно готовность учителя осваивать новые методы работы и обновленное содержание материала представляется мне условием повышения естественнонаучной грамотности обучающихся, роста интереса к изучению химии в контексте модернизации химического образования в современной школе.
Литература:
- Габриелян О.С. Государственные образовательные стандарты по химии: вчера, сегодня, завтра // Химия. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2011. - №7. – с. 3-6.
- Губанова Е.В. Новый образовательный стандарт: внедрение, контроль реализации и оценка результатов (практический аспект). – М.: Сентябрь, 2012. – 224 с.
- Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2011. - №9. – с.14-15.
- Шалашова М.М. Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Справочник заместителя директора школы №9, сентябрь 2012. – с. 30-34.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Взгляд на модернизацию химического образования в современной школе"»
Сурганова Е.И.
г. Волгоград
Взгляд на модернизацию химического образования в современной школе
Не секрет, что современная молодежь отдает предпочтение гуманитарным дисциплинам, а такие науки, как физика, химия считаются трудными и непостижимыми. Зачастую ученик приходит на первый урок по этим дисциплинам уже с установкой, сформировавшейся под влиянием опыта родителей или друзей: «для меня это трудно, я ничего в этом не понимаю». Кроме того, в обществе сложилось стойкое отрицательное отношение к науке и ее проявлениям. Нередко слышим, к примеру: «это вредно – сплошная химия»; обращают на себя внимание и негативные последствия химической промышленности на окружающую среду и здоровье людей. При этом мало кто задумывается о все возрастающем положительном значении химии как для повседневной жизни каждого человека, так и для глобального развития всего человечества.
Поэтому для учителя химии важно формирование естественнонаучной грамотности обучающихся. Школьный курс химии дает детям знания о материальном мире, что позволяет им уверенно и безопасно чувствовать себя в условиях развивающейся промышленности, новых открытий и достижений в области науки. Дети учатся правильно оценивать информацию, получаемую из СМИ, Интернета, предвидеть последствия своих действий с различными веществами в своей повседневной жизни.
Таким образом, очевидна необходимость изменения отношения общества, в частности молодежи, к одной из важнейших наук – химии. Поможет ли модернизация школьного образования изменить ситуацию в повышении престижности естественнонаучных дисциплин?
В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, при котором получаемые знания должны являться составной частью умений. Иначе говоря, цель нового образования – научить учиться. Задача учителя – организовать образовательный процесс таким образом, чтобы включить обучающихся в деятельность, в процессе которой они осваивают универсальные учебные действия, развиваются как личности.
Решению поставленной задачи способствует использование лабораторных и практических работ для повышения интереса к предмету и демонстрации практико-ориентированного применения полученных знаний. Например, задание к практической работе: получите и соберите углекислый газ из навески мрамора и соляной кислоты. Рассчитайте теоретический объем выделившегося газа. Опишите его физические свойства. С помощью каких реактивов можно доказать, что выделился именно углекислый газ?
Кроме этого возрастает использование проектных и исследовательских работ, выполнение которых наиболее актуально для обучающихся, которые уже ориентированы в выборе своего дальнейшего образования, будущей специализации.
Все перечисленные виды работ развивают общие умственные способности обучающихся, например, умения формулировать цели, задачи проекта, участвовать в аргументированной дискуссии, осуществлять статистическую обработку информации и ее анализ, грамотное построение презентации результатов своей работы. Это, в свою очередь, способствует формированию у обучающихся надпредметных способов учебной деятельности, развитию творческой активности обучающихся, возрастанию интереса к предмету, стремлению к новым знаниям за счет саморазвития и самообразования.
Я работаю в общеобразовательных классах и преподаю учебный предмет «Химия» на базовом уровне, также веду элективные курсы в 10-11 классах, где реализую индивидуальную траекторию образования обучающихся через рассмотрение актуальных вопросов и проблем современной науки, вовлечение в проектные исследования. По-моему мнению, чтобы грамотно выстроить взаимодействие с обучающимися для создания совместной продуктивной деятельности и определить взаимную ответственность за конечный результат, учителю необходимо научно обосновывать каждый элемент образовательного процесса, что требует от него постоянного самообразования. И именно готовность учителя осваивать новые методы работы и обновленное содержание материала представляется мне условием повышения естественнонаучной грамотности обучающихся, роста интереса к изучению химии в контексте модернизации химического образования в современной школе.
Литература:
Габриелян О.С. Государственные образовательные стандарты по химии: вчера, сегодня, завтра // Химия. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2011. - №7. – с. 3-6.
Губанова Е.В. Новый образовательный стандарт: внедрение, контроль реализации и оценка результатов (практический аспект). – М.: Сентябрь, 2012. – 224 с.
Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2011. - №9. – с.14-15.
Шалашова М.М. Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Справочник заместителя директора школы №9, сентябрь 2012. – с. 30-34.