СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характерные черты средневековья: Европы и Руси.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характерные черты средневековья: Европы и Руси.»

История, семинарское занятие №3.

Характерные черты средневековья: Европа и Русь.



1 Социальная структура средневекового европейского

общества и Древней Руси: общее и особенное.

Феодализм западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

Феодализм — тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян) В Европе средние века были, главным образом, периодом феодализма, который развился в результате распада Римской империи. Но была уничтожена только западная часть империи, на востоке она выстояла и просуществовала еще тысячу лет, как Византия. Русь была тесно связана с Византией экономически и культурно, также русские с незапамятных времен жили рядом со степными кочевниками. Поэтому, построенная на другом фундаменте экономическая и социальная структура Руси раннего средневековья отличалась от европейской.

- Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли "государственного сектора" в экономике страны — крестьяне платили подать князю. В Европе же в Х—Х||| вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.

- В России крестьяне были прикреплены к общинной земле, от князя зависели юридически (по сути рабы).

- В Европе крестьяне были прикреплены к экономически зависимой княжеской земле.

- В России крепостное право было более жестким и просуществовало намного дольше.

В любом случае, в Киевской Руси, как в Византии, монетарная экономика (кредитно - денежная) превалировала над натуральным хозяйством. И, в отличие от Запада, не феодальное поместье, а город был главным фактором экономической и социальной эволюции страны. Но в социальнополитическом развитии Руси и Западной Европы в средние века были также сходства.

В Киевской Руси строй «торгового капитализма» был наложен на неразвитые родоплеменные отношения. Ранняя социальная организация славянских и германских племен была во многих отношениях сходной.

Так же, как и в Западной Европе, в Древней Руси установился феодальный строй, при котором большая часть земли и власть принадлежали феодалам, эксплуатировавшим зависимых от них крестьян.

Много общего было и в организации княжеских властных органов. На Руси, как на Западе, князь старался упрочить свое положение, предоставляя особую защиту помощникам по управлению собственными имениями. Однако политические влияния русского и западного правителя существенно различались. И князь на Руси, и король на Западе должны были делить власть с могущественной аристократией, но в Киевской Руси существовал еще и третий важный политический компонент - город.



Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече.

Элитой в Древней Руси являлась - родовая боярская наследственная аристократия. Бояре - собственники вотчин, члены совещательных советов при удельных князьях, получили в этот период права на независимые действия в своих владениях, были свободны в выборе тому или иному князю. Князья и их знатные дружинники начинают прибирать к рукам различные, в основном общинные земельные угодья. Бояре, упоминаются в «Повести временных лет» уже в 9 в. Вероятно, самые доверенные и влиятельные советники князя были не только выходцами из дружинной среды, но и представителями верхушки древнеславянского общества.

В эпоху возвышения Москвы и дальнейшего объединения вокруг нее русских земель, московское боярство формировалось из «выходцев» разных земель - Новгорода, Южной Руси, Владимира, Костромы, Твери и даже Золотой Орды. Его костяк составили не более двух десятков крупнейших родов, потомки которых в течение трех столетий занимали боярские должности, выполняя важнейшие поручения военного, дипломатического и административного характера.

Основной формой организации хозяйственной жизни становится феодальная вотчина, т. е. отцовское имение, предаваемое от отца к сыну. Каждая вотчина представляла собой нечто вроде маленького независимого государства со своим самостоятельным хозяйством. Феодальная вотчина была устойчива потому, что вела натуральное хозяйство. В случае необходимости крестьян привлекали на «барщину», т. е. на общие работы в пользу хозяина.

Идет процесс феодализации русского общества, т. к. обладание землей дает существенные экономические преимущества и становится важным политическим фактором. (До этого владение землей не играло большой роли в обеспечении могущества властителей. Источниками их богатства были поступления от торговли и военная добыча.).

Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина Х| — Х|| века). Есть несколько точек зрения на роль Вече:

1 точка зрения: не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками.

2 точка зрения: вече, само брало на себя решение всех важных вопросов. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета.



2 Роль и место христианской церкви в жизни

средневековой Европы и Киевской Руси.

Церковь в средневековом обществе играла очень важную роль, Своим религиозно-моральным авторитетом она продвигала идею божественного происхождения королевской власти, а также призывала народ к смирению и покорности. Церковный приход являлся одной из важнейших форм организации социального общения людей. В нем осуществлялся идеологический и нравственный контроль над населением.

Католическая церковь строилась как авторитарно-монархическая организация. Все высшие священнослужители назначались Ватиканом. Власть пап считалась выше власти Вселенских соборов (собраний высшего духовенства). Религиозность населения усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность духовенства способствовала поддержанию религиозности в канонизированной форме.

Одной из главных задач церкви стала задача формирования и поддержки религиозного миропонимания жизни. Оно было основано на требовании умерщвления плоти и освобождения духа, которое заключено в философии аскетизма. В этих условиях церковь культивировала институт монашества. Первой формой монашества было отшельничество по принципу уединения в пустыне по примеру Св. Антония, позднее – объединение в общины по примеру Св. Пахомия. Затем появляется черное и белое духовенство. В 529 г. Фома Наурсийский организует первый общежитийный монастырь в Монтекассино (Италия). Презрение к миру, выражавшееся в стремлении к монашеской жизни, – одна из важнейших черт средневековой культуры.

Естественно, в реальной жизни не представлялось возможным полное пренебрежение обыденной человеческой деятельностью, в силу чего церковь создала обширную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями и т. д. В то же время для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты ее догматов делается упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. С одной стороны, признавались греховными любые проявления плотских страстей. Они заменялись страстной, подчас фанатической любовью к Христу и Деве Марии. С другой стороны, культивировалась непримиримая ненависть к врагам христианства. Вера в видения, чудесные исцеления, посещения людей нечистой силой были неотъемлемой частью индивидуального и общественного сознания. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью.

В борьбе за религиозное единство Западной Европы, необходимость поддерживать свой авторитет и незыблемость позиций католической церкви. требовалась постоянная защита официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей. Сами ереси возникли еще во времена раннего средневековья. В тот период они во многом отражали процесс становления церкви, ее иерархического устройства, так что во главе еретических движений даже стояли представители епископата. Среди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить, например, монофизитство (отрицало учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа), несторианство (доказывало положение о «самостоятельно существующей» человеческой природе Христа) адопцианскую ересь, в основе которой лежала идея об усыновлении (adopcio) Богом человеческого сына Христа.

Во времена расцвета средневековья ереси были направлены уже против самого института церкви, значительной части клира (гр. klеros – общее наименование служителей церкви, против всепроникающей церковной регламентации жизни. К таким ересям можно отнести ереси катаров (Италия, Фландрия, Франция, XI–XIII вв.), вальденсов (Франция, конец XII в.), лоллардов (Антверпен, особое распространение получила в Англии), альбигойцев (Франция, XII–XIII вв.) и др. Еретические движения классического средневековья отражали в основном интересы малоимущих сословий, выступали против церковного землевладения, проповедовали философию аскетизма. Одновременно они выдвигали идеи, направленные против отдельных догматов церкви.

Католическая церковь в период своего наивысшего могущества беспощадно подавляла ереси. Для борьбы с ересями в конце ХII в. была создана система специальных церковных трибуналов – инквизиция (от лат. inqusitio – розыск). С XIII в. она стала самостоятельным учреждением под верховной властью пап. Деятельность инквизиции была направлена не только против еретиков, но и против различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т. п. Широко использовалось доносительство. В процессе тайного дознания в застенках инквизиции у жертв, обычно с помощью пыток, вырывалось признание вины. Кроме этого для устрашения церковные трибуналы практиковали аутодафе (лат. actus fidei, исп. auto de fe, букв. – акт веры) – публичные казни, сожжения еретиков, ибо считалось, что огонь наиболее полно уничтожает преступника. Существенным был тот факт, что часть расходов по содержанию инквизиции покрывалась из сумм, конфискованных у казненных еретиков.

Другим орудием церкви против еретиков стали нищенствующие монашеские ордена – францисканцы и доминиканцы. Оба ордена были основаны в XIII в. Из представителей ордена «братьев-проповедников» – доминиканцев, которых еще называли псами господними, обычно формировались суды инквизиции. Орден францисканцев был провозглашен нищенствующим: монахам предписывалось жить только подаянием, одеваться в грубую одежду, ходить босиком, подпоясываться веревкой и не иметь никакой собственности. Его целью стало отвлечение от ересей городской бедноты.

Кроме того, в практику католической церкви входит продажа индульгенций – свидетельств об отпущения грехов. было разработано целое учение об индульгенциях. Цена индульгенции зависела от тяжести совершенного преступления, существовал своего рода «прейскурант» цен на отпущение грехов. Доходы от продажи стали немаловажным источником пополнения церковной казны. Со временем, торговля индульгенциями принимает характер беззастенчивой наживы и косвенным образом начинает способствовать распространению пороков. Эта деятельность католической церкви весьма способствовал распространению еретических движений.

Люди средних веков жили в постоянном ожидании страшного Суда и конца света, в страхе перед дьяволом. Ради упрочения собственного авторитета церковь усугубляла эти страхи, часто играла на них, а также указывала на «слуг» дьявола: мусульман, евреев, женщин, ведьм и колдунов. Доминиканцы в ХV в. утверждали, что каждый третий христианин является ведьмой или колдуном. В это же время была написана книга «Молот ведьм», в которой описывалось, кто такие ведьмы, как их изобличать, судить и карать. Пик гонений на ведьм пришелся на 1560–1630 гг. В это время были сожжены сотни тысяч человек. Общее же число жертв инквизиции оценивается некоторыми историками в несколько млн. человек.

Религиозные мотивы часто играли главную роль в захватнических войнах. Так, в XI–XIII вв. были предприняты так называемые крестовые походы западноевропейских феодалов на Восток. Осенью 1095 г. римский папа Урбан II впервые призвал Западную Европу к крестовым походам. Официальной целью крестовых походов было освобождение «гроба господня». Однако, наряду с этим, крестовые походы были призваны решить и иные задачи.

К XI в. в Западной Европе земля была уже практически полностью поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора, по обычаю, мог только его старший сын. Этот принцип наследования получил название майорат. Младшие сыновья образовали многочисленный слой феодалов, не имевших земли и желавших получить ее любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, католическая церковь во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и за их счет увеличить свои доходы. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Девизом крестоносцев стал призыв папы римского: «Пусть увенчает двойная награда тех, кто раньше не щадил себя в ущерб своей плоти и души». Освобождение «гроба господня» сопровождалось захватом рыцарями-крестоносцами заморских земель, городов, богатств.

В результате первых походов (Первый крестовый поход состоялся в 1095–1099 гг.) крестоносцам удалось создать свои государства на территории Палестины. Первым на плодородных землях Святой земли, как европейцы называли тогда Палестину, было основано королевство Иерусалимское (на территории Южной Сирии и Палестины), затем были основаны княжество Антиохийское, графство Эдесское и Триполитанское. Пришедшие с рыцарями крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальнейшем все меньшее их число участвовало в крестовых походах.

C целью упрочения владений крестоносцев вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации – духовно-рыцарские ордена. Орден тамплиеров (или храмовников) создавался для охраны идущих в Иерусалим паломников. Иоанниты (или госпитальеры) содержали госпиталь св. Иоанна Иерусалимского, в котором лечились больные, бедные паломники, раненные рыцари. В конце XII в. возник орден, посвященный Деве Марии, большинство членов которого были выходцами из Германии, поэтому его назвали Тевтонский (или Немецкий). Ордены были полувоенными-полу­монашескими объединениями. Под монашеским плащом «орденских братьев» (у тамплиеров – белого цвета с красным крестом, у госпитальеров – красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей – белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачами орденов являлись оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели централизованное устройство. Их возглавляли великие магистры, и подчинялись они непосредственно папе. Ордена пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

В XII в. рыцарям пришлось много раз собираться на войну под знаком креста (Второй крестовый поход – 1147–1149 гг.; Третий крестовый поход – 1189–1192 гг.), чтобы удержать захваченные территории. Однако все кресто­вые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. по призыву папы Иннокентия III в был организован Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.), французские, итальянские и немецкие рыцари не стали сражаться против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили и разграбили ее столицу Константинополь. За падением Константинополя последовал захват половины Византийской империи, где крестоносцы основали свое государство – Латинскую империю, которая просуществовала всего 57 лет (1204–1261 гг.).

Крестовые походы принесли много бедствий, они не только не достигли своей прямой цели, но и принесли гибель сотням тысяч их участников и сопровождались тратой колоссальных средств европейских государств. В то же время они стимулировали развитие контактов с Востоком. Влияние исламского мира (Египта, Марокко, Испании, Персии и даже Индии), где побывали крестоносцы, проявилось в знакомстве не только с новой религией – исламом, но и с новой культурой.

Значение крестовых походов для Западной Европы было велико. Небывалого расцвета достигло мореплавание. Расширились торговые отношения, главными проводниками которых были итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и др. В Европу потекли деньги, что приводило к упадку натурального хозяйства и содействовало экономическому перевороту и развитию товарно-денежных отношений. С востока в Европу было привезено много полезных растений, например шафран, абрикос, лимон, фисташки (сами эти слова – арабские). Вошли в широкое употребление рис, появился сахар. В значительном количестве ввозились произведения высокораз­витой на Востоке ткацкой промышленности – ситец, кисея, дорогие шелковые ткани (бархат, атлас), а также ковры, ювелирные изделия, краски т. п. Знакомство с этими предметами и способом их изготовления привело к развитию подобных же отраслей в Европе (например, во Франции – ковроткачества по восточным образцам, а ковры получили название «сарацины»). На Востоке были позаимствованы многие предметы одежды и домашнего обихода, которые до сих пор носят арабские названия: юбка, альков, софа и др. В европейские языки проникли и закрепились арабские понятия и слова, их обозначающие: адмирал, амулет, талисман, таможня и др.

Крестовые походы познакомили западных ученых с арабской и греческой наукой (в частности, с трудами Аристотеля). Значительно расширились географические знания европейцев, успехи сделали также математика, астрономия, медицина, естествознание, история. В европейском искусстве с эпохи крестовых походов замечается влияние византийского и мусульманского искусства. Например, в архитектуре появляются подковообразные и остроконечные арки, арки в виде трилистника, плоские крыши; в художественных ремеслах популярным становится орнамент арабески (назван так, потому что он похож на арабскую вязь). Благодаря крестовым походам обогатилась поэзия – появились новые сюжеты, новые стихотворные форм.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!