СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хакасский новый год

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хакасский новый год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«МБОУ Табатская СОШ»







Исследовательская работа

Тема « Традиции Хакасского нового года – Чыл-Пазы»







Руководитель работы: учитель начальных классов Байкалова Г.А













с.Табат, 2022

Оглавление.



Введение 3

1.Обзор литературы 4

2. Объект и методы исследования 6

2.1 Объект исследования 6

2.2 Методы исследования 6

3. Результаты исследования 6

4. Выводы 9

5. Заключение 9

6. Список литературы 10

7.Приложения 11























Введение

Народная культура – это многовековой опыт народа, который прослеживается в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Хакасы пользовались системой измерения времени и пространства, созданной ещё далекими предками тюрко-монгольских народов Южной Сибири. Год начинался с периода весеннего равноденствия. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока. Название праздника Чыл - Пазы буквально означает «начало года». Поэтому, для сохранения традиций решили провести работу на примере праздника Чыл –Пазы.

Цель работы: Исследование праздника хакасского нового года Чыл Пазы, как одного из элементов культурно-бытовой традиции этноса.

Задачи:

  1. Провести социальный опрос среди учащихся МБОУ «Табатская СОШ».

  2. Изучить традиции праздника хакасского нового года Чыл Пазы.

  3. Изучить технологии приготовления блюд хакасской национальной кухни на праздник Чыл Пазы.

Методы исследования:

Анализ, опрос

Объект исследования – народные хакасские праздники

Предмет исследования - традиции хакасского праздника «Чыл Пазы».

Гипотеза: Народные хакасские праздники оказывают положительное воздействие на развитие интереса к истории своего края, воспитывают уважительное отношение к народным обычаям и традициям у учащихся МБОУ «Табатская СОШ».

Практическая значимость: результаты исследования можно использовать на уроках истории, краеведения, при проведении мероприятий.









  1. Обзор литературы.
Хакасский новый год – «Чыл-Пазы»

Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты таежные дали – все это Хакасия. Здесь живет древний народ со своими древними и мудрыми традициями и обрядами. Природно-климатические условия Хакасии ещё в глубокой древности обусловили формирование особого хозяйственно-культурного типа – кочевого и полукочевого скотоводства и связанных с ним специфического уклада жизни и культурно-бытовых традиций. В этих условиях сложился особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по лунному календарю. Начало этого цикла связано с наступлением весны, что и стало отмечаться как праздник Нового года. Главным праздником по хакасскому календарю является Чыл Пазы – встреча Нового года, который отмечают 22 марта. Празднование Чыл Пазы начинали с прилета первых птиц, первого кукования кукушки и растягивали до первых раскатов грома. В мае звучали первые раскаты грома, служившие завершающим вестником наступившего Нового года. (1)

Обряд очищения

Чыл пазы - хакасский новый год Название праздника «Чыл пазы» означает «начало года». Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта. Во время праздника « Чыл пазы» жители заходили, друг к другу в гости. Обряд: сжигание ленточек (чалама) от болезней. Люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих.

Почитание Богини Огня

Хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь («кормили» огонь). Так проходил обряд благодарения Огня.

Почитание природы

На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Ритуал почитания священной березы.

Для хакасов священным деревом издревле была берёза – «хазын». В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца. Под корой священной березы пробуждается жизнь. Шершавая кора дерева нежно ласкает высшими творцами! Привязывают на Березу белую, красную, синюю чалама – ленточки, сопровождая следующими словами: Ахкőксiне ах чалама, Хан тигiргекőкчалама, От – кÿнгехызылчалама! Алынидеебiс пала пассын, Кизiнидеебiсмалпассын! Хара пасха ÿлчейчитсiн, Хыр пасха узах час ползын! Хоныххонғанчииттер Пőзiкчайааннығ ползыңңар! Таңдатőриртőлiбiс Улÿстiгползыннар! На белую грудь – белые чалама! Всемогущему небу – синие чалама! Пламенеющему Солнцу – Красные чалама! Да пусть на молодые головы наши посылается Удача – Судьба, Да пусть на седые головы наши посылается долголетняя жизнь! Да пусть молодым, создавшим семьи, Посылается благополучие, Да пусть потомкам нашим, посылается полнота жизни!(2)































2. Объект и методы исследования

    1. Объект исследования

Объектом исследования являются традиции народного хакасского нового года Чыл пазы.

2.2 Методы исследования

Социологический опрос, анализ.

3. Результаты исследования

3.1 Социологический опрос.

В опросе приняли участие учащиеся 1-7 классов МБОУ «Табатская СОШ» в количестве 50 человек.

Таблица 1Социологический опрос учащихся МБОУ "Табатская СОШ"


Вывод: Большинство учащихся (74%) знакомы с праздником ЧылПазы.





3.2 Изучение традиций проведения праздника хакасского нового года Чыл Пазы.

22 марта провели среди учащихся МБОУ «Табатская СОШ» праздник хакасского нового года Чыл Пазы. Приняли участие 60 человек. Во время проведения праздника определили 3 обряда: благодарения солнца, благодарения огня, очищение души; 2 ритуала: почитание священной берёзы, почитание стола. Праздничные состязания: скачки на лошадях, перетягивание каната, борьба курес.

3.3 Изучение технологии приготовления национальных блюд при проведении праздника хакасского нового года Чыл Пазы.

Учащиеся приготовили национальное блюдо Потхы. Потхы – традиционное блюдо хакасской кухни. Потхы представляет собой кашу, приготовленную на сметане с добавлением пшеничной муки и яиц. Потхы в Хакасии считается праздничным блюдом.

Рецепт – Потхы:
  1. Чугунный котелок разогрели на огне, вылили сметану и варили на медленном огне около 3-5 минут, постоянно помешивая.

  2. В небольшую миску разбили яйцо и взболтали его вилкой.

  3. Затем добавили соль и муку. Варили, постоянно помешивая, в течение 5-7 минут. На поверхности потхы стало выделяться масло.

  4. Затем подали кашу всем желающим.










4. Выводы:

В результате исследования сделали выводы:

1. Социологический опрос показал, что учащиеся знают о новогоднем празднике Чыл Пазы 74%, но мало знают о его проведении 40%, чалама – это лента, для подвязывания на берёзу 45%.

2. Изучили традиции проведения Чыл Пазы: 3 обряда и 2 ритуала.

3. Изучили технологию приготовления национального блюда Потхы.

Считаем, гипотеза: народные хакасские праздники оказывают положительное воздействие на развитие интереса к истории своего края, воспитывают уважительное отношение к народным обычаям и традициям подтвердилась.

Заключение.

В нашей школе впервые был проведен праздник Чыл Пазы, ребятам понравился ритуал почитания священной березы. Учащиеся всех классов прошли по кругу три раза и завязали ленточки желания. Всем было интересно, а главное познавательно. Учащиеся с интересом приняли участие в проведении мероприятия, узнали много нового, проявили интерес к истории своего края.

















Список литературы
  1. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан,1995

  2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан,1996

  3. Бутанаев В.Я., Верник А.А., УлтургашевА.А.Народные праздники Хакасии. – Абакан,1999


































Приложение 1.

Проведение праздника Чыл Пазы в МБОУ «Табатская СОШ».

Цель:

  • приобщение детей к традициям, обрядам хакасского народа, 

  • воспитание бережного отношения к родной природе.

Атрибуты: макет березы, ленты (чаламы) пяти цветов (красный, синий, белый, зеленый, черный), костер из бумаги, хвойные ветки, деревянные пиалы, канат, две «лошадки», богородская (чабрец) трава, блюда хакасской национальной кухни, картины солнца.

Ход праздника:

Звучит хакасская музыка. Под ее звуки начинается выступление.

Двое ведущих:

Ведущий: Изеннер, аарлыг палалар!              

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!   

Сегодня большой праздник ЧЫЛ-ПАЗЫ!  Это Новый год –  по хакасскому календарю. Поздравляем вас ребята, с этим замечательным, весенним праздником!

Ведущий:  Этот праздник еще называют “Праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословения”.22 марта не только хакасы встречают Новый год, но и другие народы, только название праздника у всех разное. У мусульман – Навруз, у японцев – Праздник Сакуры, у русских – день Берендея или в настоящее время – Масленица. Почему именно 22 марта многие народы отмечают Новый год? - (22 марта – день весеннего равноденствия.)

Ведущий: По хакасскому поверью   народ исполнял несколько обязательных ритуалов. На долгожданной  заре весеннего равноденствия, вместе с лучами солнца возвращаются: Дух Солнца, Дух Неба и другие  Духи Земли.

Ведущий: Хакасы верили, что холодной зимой  вся природа спит, а на «Чыл Пазы»  с первыми лучами солнца добрые божества возвращают все к жизни.

И Первый Обряд Благодарения Солнца. Давайте ребята мы с вами тоже встретим Солнце и добрых Духов Земли.

(Появляется Благословитель в сопровождении 7 девочек и 9 мальчиков – символ 7 слоев неба и 9 творцов на нем. Девочки – справа, мальчики – слева, Благословитель – в центре. В руках у девочек ритуальные чаши с молоком, у мальчиков – зеленые ветки. Благословитель подходит к солнцу (нарисованному) и протягивает блюдо с мясом.)

Дети под музыку поднимают руки вверх и повторяют слова:

Ради жизни на земле!

Ради счастья на земле!

Мы встречаем Вас и Солнце,

Как встречали люди все!

Ведущий: Встречаем Богиню Весны (выходит Богиня Весны под музыку со своими помощниками и приветствует гостей).

Богиня Весны: Я богиня Весны! С моим приходом на землю, природа просыпается и все оживает: начинается Новый год- Чыл Пазы! Пусть всегда будет мир, радость и достаток  в  вашем доме!

Ведущий: А теперь встречаем - Богиню Лета. (звучит мелодия выходит Бог Лета со своими помощниками)

Богиня Лета: Я богиня Лета. Природа распускает свои силы, цветут растения и благоухают деревья, покрываясь густой зеленой листвой.

Ведущий: Встречайте  Богиню Осени (выходит Богиня Зимы со своими помощниками).

Богиня Осени: Я – богиня Осени! С моим приходом люди собирают дары природы. Я желаю  вам хорошо потрудиться на земле, не жалея сил и собрать богатый  урожай овощей и фруктов.

Ведущий: Встречайте Богиню Зимы (выходит богиня Зимы со своими помощниками)

Богиня Зимы: Я богиня Зимы! Я бережно укрываю природу  белоснежным покрывалом, остужаю своим дыханием реки и озера, усыпляю природу и охраняю ее сон!

Звучит музыка. Дети встают в круг вокруг костра.

Ведущий: А теперь, ребята, гости дорогие, давайте совершим второй обряд – «Благодарение огня»:

(окропляя молоком небеса, подходит к огню, кормит огонь мясом и приговаривает): 

 Девочки (по ходу обходят Огонь, кормят его, хором повторяют слова Благословителя):

Девочка 1: О, Мать наша – Богиня Огня, у тебя 30 зубов красного пламени.

Девочка 2: О, Дева наша – Богиня Огня, у тебя 40 зубов высокого пламени!

Девочка 3: Благодарим тебя белым молоком Белой Коровы.

Девочка 4: Чаем от черной смородины.

Девочка 5: Дай счастья народу!

Девочка 6: Ты охраняла нас всю зиму, берегла нас от стужи.

Девочка 7: Благодарим тебя, наш верный друг, и поклоняемся тебе!

Кланяются ведущие, потом все участники.

Ведущий:   А теперь, ребята, давайте совершим третий обряд – « Очищение души», у вас есть ленточки разного цвета - эти ленточки у хакасов называются «Чалама», они нужны для загадывания заветных желаний.  А вот черная ленточка нужна для избавления от болезней и неприятностей. А теперь, ребята, возьмите, у кого есть черную  «Чаламу», вспомните о всех неприятностях, которые были в уходящем году и завяжите   узелок и подойдите к костру,  бросьте эту ленточку огонь и пусть все нехорошее сгорит в огне со словами:

 Ведущий:     

Очисти души наши от скверны, зла!

Очисти, Мать – Огонь!

Освободи наше тело от болезней,

Богиня огня!

Ведущие начинают обход, вокруг огня по ходу солнца в левой руке держат пиалу чая с молоком, на 2 круге присоединяются девочки, повторяя движения ведущих, на 3 круге присоединяются мальчики, размахивают пихтовыми ветками. В тот момент как чалама в костре, злые духи корчась убегают, покидают зал.

Ведущий: Ведущая обкуривает зал ирбен-травой (богородской).

                                    Очищаем от невзгод!

                                    Чтоб здоровым быть весь год!

Ведущий:  А теперь настает самый волнующий момент нашего праздника Чыл Пазы, ребята у вас остались еще другие разноцветные ленточки - чалама? Давайте совершим Ритуал почитания священной берёзы: Возьмите в руки разноцветные ленточки. Ребята, а знаете, почему они разного цвета? Потому у хакасов каждый цвет имеет свое значение: белый цвет обозначает цвет чистоты; красный – цвет огня и солнца; синий – цвет неба и мира; зеленый – цвет леса. Подойдите к нашей березе и загадайте самые добрые, заветные желания и завяжите свои «Чалама» на ветки нашей березы и они обязательно сбудутся!

Девочка 1: О, Белая Береза!

На твою белую грудь – белые чалама!

Девочка 2: Синему небу – синие!

Девочка 3: Солнцу и Огню – красные!

Девочка 4: Травам и листьям – зеленые!

Девочка 5: О, владыки стихии: Небо, Солнце, Природа!

Дайте нам счастья, здоровья, удачи.

Стол Почитания.

Ведущий 1: Праздник в разгаре. Приглашаем всех к столу Почитания. В этот день обязательно готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Попробуйте блюда потхы, айран, талкан.

Айран – прохладительный напиток. Он представляет собой кислое, подвергшее брожению, молоко. Айран утоляет жажду и голод. Его пьют в чистом виде или разбавляют с талканом. Это универсальный напиток. Им угощают любого зашедшего в юрту. Айраном лечили туберкулез. Айран используется в ритуальных целях.

Талкан – его готовят из семени ячменя. Ячмень жарят, веют, молят на ручной мельнице. Талкан употребляют с молоком, сливками, айраном, замораживают с маслом, сахаром и черемухой. Замороженный талкан едят ломтиками, с чаем – это “хакасский торт”.

Потхы (каша из сметаны) – популярное блюдо хакасов, готовят его из сметаны. Сметану варят на медленном огне в казане. Затем добавляют туда немного пшеничной муки, несколько сырых яиц. Эта каша все время помешивается. Когда обильно выделится масло наверху, то она готова. Потхы считается почетным блюдом. Готовую кашу можно употреблять с талканом, посыпав им сверху каши.

Мальчик 1: Золотой стол ставим! Серебряный стол ставим! Гостям нашим: Небу, Солнцу, Природе.

Мальчик 2: Гостям нашим: соседям и друзьям!

Все садитесь за наш стол,

Угощайтесь мясом, молоком.

Всем тем, что дарит нам Земля!

Участники образуют широкий круг вокруг празднично украшенного традиционными хакасскими блюдами стола. К каждому блюду дан рецепт его приготовления. Все пробуют национальные хакасские блюда и благодарят. Потом берут посуду и уносят из зала. Снова усаживаются.

Ведущий 2: Спасибо. Вы унесли посуду. Это древний хакасский обычай: убирать все за собой, не оставлять мусора.

Ведущий 3: Не нужно забывать, что до Новой луны нельзя ссориться. Старайтесь сделать своим близким что-нибудь приятное, помогайте бабушкам и дедушкам.

Мальчик 3:

Мальчик 4:

Мы совершили,

Встретили Чыл Пазы!

И теперь вся Природа должна оживать.

И пусть дверь будет открыта нашему счастью!

Мальчик 5: Да, пусть ручьи бегут с приходом Солнца и Весны. С приходом Головы Года оживают тасхылы. Распускаются листья!

Ведущий: Заиграй чатхан!

Разлетайтесь звуки по степи!

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как поют, играют и танцуют у нас в Хакасии!

Учащиеся 10 класса исполняют танец с платками.

Ведущий: Накануне праздника все люди убирали, очищали свое жилище – юрту, наряжались в красивую новую одежду и ходили с рассветом друг к другу в гости. А сейчас пришло время  отгадать загадки. У хакасского народа есть замечательные загадки, я предлагаю вам их отгадать. Слушайте внимательно:

1. Два озера моих, в них никогда не замерзает ясная вода (глаза).

2. Сажусь я обедать и передо мной четверо братьев под шапкой (стол).

3. Одноглазая девица на все руки мастерица (игла).

4. В теле костлявом скорлупки коленные, скрыты в скорлупках сердечки ядреные (кедровые шишки).

5. Хоть нету ног- бежит, хоть нету рта- свистит (ветер).

6.  Из года в год подряд зимою нищ, а летом вновь богат (лес).

Ведущий: Вот, молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Исполнение сценки: “Медведь и Бурундук”

(Встречаются Медведь с Бурундуком, здороваются).

Бурундук: В январе 31 день.

Медведь: Нет, 30!

(Несколько раз друг с другом спорят, а потом…)

Медведь (басом): 30, 30…

Бурундук (кричит): 31, 31…

(Бурундук разворачивается и уходит).

Медведь (разозлился): 30!

(И лапой хватил Бурундука по спине).

Ведущий 1: Но спина у него с тех пор осталась полосатой, а в январе все-таки 31 день. Не зря люди говорят: …А что они говорят?

(Силой правду не переспоришь).

Так же в праздник «Чыл Пазы» люди поздравляли друг друга, пели песни, играли. И мы с вами, ребята, давайте поиграем!

(Перетягивание каната, скачки на лошадках, борьба курес)

Ведущий:   «Чыл пазы» у нас начинается!

                     Новый год  мчится вперёд,

                     Холодные ночи кончаются

                     Природа проснулась, поет!

                      Птицы домой возвращаются

                      Курлычут   вдали  журавли.

                     «Чыл Пазы» у нас начинается!

                      Нет краше Родимой земли!

Все вместе: С Новым годом! С Новым счастьем! Наа Чыл Пазы Пасталча!










Приложение 2.

Борьба Хакас курес (3)

Ведущим видом спорта у хакасов, как и у многих других тюркских народов, была и остаётся поясная борьба «курес». Во время общественных праздников, религиозных молений, на свадьбах обязательно проводились соревнования по борьбе. Этот вид спортивных состязаний возник в древности как поединок с силачами неприятельского войска. В героических сказаниях чужие вражеские богатыри приходят к мирно живущему герою и с вершин Алтайских гор издают мощный рык, вызывая его на бой. Герой является на место битвы, где начинается поединок. В героических сказаниях нет упоминаний о поясной борьбе. Это вызывает удивление, ибо традиционная хакасская борьба «курес» велась на кушаках. Наличие на поясе борца матерчатого кушака являлось необходимым условием национальной борьбы. Спортивный костюм состоял из хакасской рубахи, шаровар и мягкой обуви без каблуков «пойтах». Для борьбы стелили в три слоя войлоки.

Правила разрешают приёмы при помощи рук: «пас азыра» – бросок противника через голову с прогибом; «нангасилип» – бросок через левое или правое бедро; «пилинпыгапазып» – сваливание противника через сгиб поясницы (при большой силе рук); «айлахтандыратастап» – раскручивание противника в воздухе (при большой силе рук).

А также приёмы при помощи ног: «азах саап» – подсечка ног; «ыргахпазып» – захват, зацеп ноги ногой снаружи; «ыргахсугып» – обхват ног внутри; «тискекодирип» – поднятие противника на колено (при очень большой силе борца).

Во время борьбы запрещалось: наносить удары ногой, делать подсечку выше колена, ставить подножку, производить захват противника за ноги руками, захват за пальцы, захват ниже пояса. Начиная с 1970-х годов проводятся разного рода первенства и республиканские соревнования. В 1975 г. борьба «курес» была включена в программу чемпионатов Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта, которые проводятся вплоть до настоящего времени. За это время звание «Мастер спорта» РСФСР и России по борьбе «курес» присвоено 14 борцам Хакасии.

На сегодняшний день соревнования по борьбе курес проводятся ежегодно на национальных праздниках, во время которых определяется борец, достойный звания алыпа. На праздниках «Чыл Пазы», «Тун Пайрам».

Вывод: Разрешается бросок через бедро, это общее разрешение у этих народов . Так же разрешается захват за мягкий пояс . Не разрешается бросать в положении лёжа.

Приложение 3.

Фото.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!