СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хакасский новый год "Чыл пазы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хакасский новый год "Чыл пазы"»

Сценарий праздника «Чыл пазы»

Цель: воспитание  патриотических чувств на примере традиций, обычаев

хакасского народа, любви к своей Родине

Задачи: познакомить детей с обычаями, обрядами празднования Чыл Пазы;

воспитывать уважение к традициям хакасского народа.

Ход мероприятия:

Звучит фонограмма: в исполнении хайджи (звучит хай) или песня «Чыл пазы».

Ведущий 1: Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты таежные дали - все это Хакасия. Здесь живет древний народ со своими древними и мудрыми традициями и обрядами. Главным праздником по хакасскому календарю является Чыл Пазы — встреча Нового года, который отмечают 22 марта. Этот праздник еще называют «Праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословления».

Стихотворение: Н.Е. Тинникова

«Пой, хайджи»

1.«Пой, Хайджи! Собрался весь народ

  Пусть чатхан твой звонко запоет -

Так, чтоб горы пели и леса,

Чтоб звенели даже небеса.

2. Пой, Хайджи. о солнце, о весне.

Пой о нашей радостной стране.

О её грядущем, расскажи.

 Пой о нашей Родине, хайджи!»

Ведущий 2: 22 марта не только хакасы встречают Новый год, но и другие

народы, только названия у всех разные. У мусульман - Навруз, у японцев - Праздник Сакуры, у русских - День Берендея, а у нас - Чыл Пазы.

Но почему именно 22 марта? Как вы знаете, хакасы верили, что в холодные зимы на земле царит Смерть Природы, что ее покидают на это время Божества Земли, возвращаются они на землю только тогда, когда день становится равным ночи, т.е. 22 марта. На долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами солнца встречают люди, возвращающихся богов столом уважения, почитания и паром от дымящегося свежего мяса. Таким образом, происходит заряжение доброй энергией Солнца.



Обряд Благодарения Солнца.

(Слышится музыка. Появляется Благословитель в сопровождении 7 девочек и 9 мальчиков – символ 7 слоев неба и 9 творцов на нем. Девочки – справа, мальчики – слева, Благословитель – в центре. В руках у девочек ритуальные чаши с молоком, у мальчиков – зеленые ветки. Благословитель подходит к солнцу (нарисованному) и протягивает блюдо с мясом.)

Благословитель:

Уз!лбес тамыр учун,

Уребес чурт учун!

Улуглар пастаан киб!рнен,

Пурунгылар тутхан ондайнан,

Чыл Пазы азарга

Чон чахсызы чыылыс парды!

Девочка 1:

Ради жизни,

Чтоб она не прекращалась,

И жилища ради,

Чтоб не разрушалось!

Мальчик 1:

По обычаю, старшими начатому,

По обычаю, предками начатому,

Голову Года приветствовать

Добрый народ собрался!

Начнем же наше торжество!

Девочка 2:

Ради жизни на Земле,

Ради счастья на Земле!

Встречаем Солнце,

Как встречали наши предки.

Ведущий 1: В традиционном миропонимании хакасского народа День весеннего равноденствия был утром новотворения, утром возрождения Природы к жизни, утром Года. Граница зимы и лета называется хакасами Чыл Пазы - Головой Года. Это время начала кукования кукушек, таяния снега, первого грома, соединение начала и конца, холода и тепла.

Стихотворение: Я. Тисперекова

 «Весна» 

 Вновь доносится пенье кукушки,

Чтоб души тревожить до слез.

 Вновь зелеными стали верхушки

Осин, тополей и берез.

Вновь травку ветерок обнимает,

А кажется, нежит меня.

Вновь на пастбище скот выгоняют

С рождением каждого дня.

Вновь над пашнею крыльями машет

Всех жаворонков веселя.

Вновь с весною встречается наша

Родимая сердцу земля.

Ведущий 2: Опираясь на практику проведения данного праздника нашими предками, праздник начинается с кормления огня, ведь это жизнь, тепло, это свет. От Ине благодарят молитвенными словами, троекратным обхождением по ходу солнца, «кормят» кусочками талгана, хлеба.

Сначала проходит обряд Благодарения Огня. (Благословитель (один из участников), окрапляя молоком небеса, подходит к огню, кормит огонь мясом) и говорит благодарственные слова:

О, Мать наша - Богиня Огня,

У тебя тридцать зубов

Красного пламени!

О, Дева наша - Богиня Огня,

У тебя сорок зубов

Высокого пламени!

Благодарим тебя белым молоком

Белой Коровы,

Чаем от черной смородины.

Дай счастья народу!

Ты охраняла нас всю зиму,

Берегла нас от стужи.

Благодарим тебя,

Наш верный друг,

И поклоняемся тебе!

Так проходил обряд Благодарения Огня.

Музыкальная пауза:

Ведущий 1: Затем происходит обряд очищения души. Памятуя прошедшие неприятности, свои грехи и болезни, люди завязывают узлом черные чалама, а затем бросают их во второй костер, который называется Очистительным.

О Мать - огонь!

Очисти нас от скверны зла,

От всех болезней и грехов,

Чтоб мы не врали,

Не завидовали и не болели!

После того, как люди очистились, девочки богородской травой в чашах окуривают всех и три мальчика обмахивают всех пихтовыми ветками со словами:

Ради жизни на Земле!

Ради счастья на Земле!

Ритуальные действия в этот праздник таят в себе сакральный смысл открывания закрытого, расстилания свернутого, оттаивания замерзшего. Именно поэтому он происходил тогда, когда сок внутри деревьев начинает свой животворящий ход.

Музыкальная пауза:

Ведущий 2: Ребята, а что бы вы попросили у богов в этот день? (Ребята просят здоровья, хороших отметок и т.д.)

Ведущий 1: Да, в этот день люди просят у богов любви, удачи, урожая, здоровья, благополучия, привязывая чалама разного цвета к березе.

Следующим является ритуал почитания священной березы. К ней привязывают цветные чалама: белый - цвет чистоты, синий - цвет неба и мира, красный - цвет огня и солнца, зеленый - цвет леса.

Говоря о деревьях, необходимо подчеркнуть, что изначальность дерева, его отзывчивость к природным ритмам в традиционном мировоззрении хакасов отразились в представлении о времени, временные циклы соотносились с ритмами воспроизводства растительного мира. Словом, деревья, на которых появлялась и исчезала зелень, были естественными показателями времени, делали наглядными его незримый ход.

Итак, в день праздника Чыл Пазы на священную Березу навешивались чалама добрых божеств. Привязывая их к дереву, человек вкладывал в каждый из них конкретное и реальное пожелание самому себе, своей семье, своему роду, своему народу - здоровья, благополучия, рождения детей, урожая и т.д.

Оказывается, не зря хакасы считали березу священным деревом. Учеными доказано, что только два дерева выделяют положительную энергию для людей - это береза и дуб.

Выходят ученицы с чалама разного цвета, привязывают их к березе со словами:


Алтын пÿрлiг Пай Хазын,
Ах кöкс!не ах чалама,
Хан тигiрге кoк чалама,
От-Кÿнге хызыл чалама!


О Белая береза!

На твою белую грудь -

Белые чалама!

Синему небу - синие!

Солнцу и Огню - красные!

Травам и листьям - зеленые!


Ученик: О владыки стихии:

Небо, Солнце, Природа ! Дайте нам счастья, Здоровья и удачи!

Музыкальная пауза:

Праздник заканчивается столом Почитания. На 3-ем огне готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Обязательно в этот день готовят ит, потхы, айран, талган. И всех гостей приглашают к столу.

Ученик: Золотой стол ставим!

Серебряный стол ставим!

Гостям нашим:

Небу, Солнцу, Природе!

Гостям нашим:

Соседям и друзьям!

Все садитесь за наш стол,

Угощайтесь мясом, молоком.

Всем тем, что дарит нам Земля!

Другой ученик:

Мы совершили обряд,

Встретили Чыл Пазы!

И теперь вся Природа

Должна оживать.

И пусть дверь будет

Открыта нашему счастью!

Ученица: Да пусть ручьи бегут

С приходом Солнца и Весны.

С приходом Головы Года

Оживают тасхылы,

Распускаются листья.

Красив и мудр ритуал Благодарения, Гостеприимства, Очищения и

Благословления. Он учит любви к природе, трудолюбию, быть внимательным к людям, почтительным к старшим. Чыл Пазы всегда заканчивался веселыми играми, конкурсами, состязаниями, танцами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!