СЦЕНАРИЙ
конкурса «Казачка Дона – 2020»,
Звучат в записи казачьи песни. Под фоновую музыку выходят ведущие.
Трек 1 фон
Вед1: Любимый край степной...
Любимый край Донской
и луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя!
Вед2: Добрый день дорогие друзья! В этом году исполняется 83 года со дня образования нашей с вами Ростовской области. Ростовская область находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. А рядом с казаками рядом всегда были их верные жены - казачки.
Вед1: Заветы старины в семье казачьей
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.
Вед2: Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке своих детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней...
Вед1: Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!
Вед2: Сегодня мы проводим праздник "Казачка Дона", на котором девочки постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.
Вед1: Прошу конкурсанток подойти к столику жюри для жеребьёвки.
(Девочки выбирают цветок подсолнуха, на котором указан номер, под которым они будут выступать)
Вед2:А наш конкурс оценивает всеми глубокоуважаемое жюри:
Вед1:Директор школы – Колбасина Наталья Викторовна
Вед2:Заместитель директора по воспитательной работе – Гончарова Юлия Александровна
Вед1: Педагог-организатор ОБЖ – Мельников Сергей Анатольевич
Вед2: Каждый конкурс оценивается в «5» баллов, оценки один и два отсутствуют. Критерии оценки участников: исполнительское мастерство, эрудиция, смекалка, умение держаться на сцене, женское обаяние. Все формальности соблюдены, конкурс объявлен, конкурсантки представлены, жюри на месте. Девушки, я прошу Вас, готовиться к первому конкурсу
Конкурс № 1 «Смотрины»
Вед1: Что такое смотрины?.... По казачьему обычаю – смотрины делались после того как родителями жениха была выбрана невеста.
Родители жениха отправлялись в дом родителей невесты на вечеринку. Собирались гости. Они заводили разговор о хозяйской дочери, хвалили ее красоту, ум, называли ее доброю хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им чарочку вина. Вот и мы сегодня с вами будем смотреть на наших участниц оценивать и восхвалять их красоту.
И сейчас я приглашаю к нам сюда на смотрины наших участниц.
Оценки жюри.
Вед2:Конкурс № 2 «Импровизация»
Гордостью юной девушки-казачки во все времена была её девичья коса, которую украшала яркая лента. И сейчас наши участницы должны будут продемонстрировать своё мастерство по вплетению ленты в косу.
Трек 2
(Под музыку «Коса вьется до пояса» девочки плетут косы из лент).
Информация: Косы издревле имеют глубокий смысл. Если у девушки была заплетена одна коса, это говорило о том, что девушка не замужем, если в косу вплетали ленту, то это означало, что девушка готова к замужеству. Лента, вплетенная наполовину длины косы, говорит о том, что у девушки есть жених, и она скоро выходит замуж. Две косы, обернутые вокруг головы и убранные под кику - носили только замужние женщины. Эта традиция была у всех народностей, и во все времена.
Вед1: Вот мы и убедились в том, чтобы искусно заплести длинные волосы в косу требуется большое мастерство.
Конкурс № 3
Вед2:А, теперь проверим смекалку да знания наших казачек. Конкурс называется
«Мысль быстра – казачке сестра». Сейчас я буду каждой участнице говорить слово на казачьем говоре, а они должны назвать его понятным всем языком.(написать на листе бумаги)
За правильный ответ участница получает 1 балл
Апосля - после, в конце;
Баз – скотный двор; огороженное место во дворе или в поле, возможно с сараями;
Баламутный – взбалмошный;
Бунеть – реветь, плакать;
Бурсак – хлеб продолговатой формы из пшеничной муки;
Вечерять – ужинать;
Гаман (гаманет) – кошелек в виде мешочка для денег;
Гамузом – все вместе;
Здорово дневали – здравствуйте;
Жаба – ангина (килы);
Жармелка – солдатка (муж в армии);
Жалковать – сожалеть;
Завеска – фартук; штора на окне;
Завидно – засветло;
Лазоревый цветок – тюльпан;
Богородицына трава – чабрец;
Порточное молоко – створоженное, кислое молоко;
Курень – круглый дом, на высоком фундаменте;
Надысь – вчера;
Точить лясы – без дела болтать.
Оценки жюри.
Конкурс № 4 «Песенный»
Вед2:Сделал дело – гуляй смело!
Чтобы вокруг всё смеялось и пело!
Вед1:Там где песня льётся,
Там легче живётся.
Вед2: Наши казачки должны будут исполнить казачью песню «Распрягайте, хлопцы, кони», каждая по одному куплету и припеву. Для начала участницам предлагается прослушать фрагмент ТРЕК33
Трек 3
Конкурс № 5 «Казачка защитница»
Вед1:Помните, у Некрасова есть очень известное стихотворение «Русские женщины», которые «коня на ходу остановят, в горящую избу войдёт…», а о казачке можно сказать, что они могут не только коня остановить, но и на нём проехать, а также прекрасно владеют шашкой и стреляют из ружья.
Вед2:Сейчас наши казачки покажут одно из этих умений, а именно стрелять из винтовки. Приглашаются по две участницы, делают по три выстрела
трек 4 фон
Конкурс № 6 «Лазоревый цветок»
Вед1:А у нас ребята есть,
Что не можно глаз отвесть,
А как песню запоют,
Сразу ноги в пляс идут.
Вед2:Казачки получили домашнее задание – исполнить номер художественной самодеятельности (танец, песня, стихотворение).
Вед1: Поддержим казачек дружными аплодисментами.
Награждение участниц.
Участницам вручаются ленты с названиями номинаций и дипломы, грамоты.
Вед2:Конкурс «Ай, да казачка! » окончен, пора и честь знать.
Вед1: Всем спасибо за вниманье, за задор, за звонкий смех!
Вед2:За огонь соревнованья, обеспечивший успех!