Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа №5
Урок: Тема: «История развития женского
казачьего костюма на Дону».
Подготовила: Кочканогова Л.М.
учитель технологии
I квалификационной категории.
Новочеркасск 2017 г.
Урок: Тема: «История развития женского казачьего костюма на Дону».
Задачи урока:
Формировать художественный вкус и творческую активность учащихся.
Создать атмосферу познания истории донского казачьего костюма.
Формировать интерес к донской культуре.
Фотографии и рисунки современных костюмов, выполненных по народным мотивам.
Фотографии народных казачьих костюмов.
Бумага, карандаш, гуашь, акварель, трафареты, кусочка ткани, журналы.
Музыкальное вступление:
Лирическая казачья песня.
План урока
1.Организационный момент. Вводное слово учителя.
2. Историю развития женского казачьего костюма на Дону.
3. Виды одежды донских казачек 17-19 век (сообщение учащихся).
4. Костюм казачки в 20 веке (сообщение учащихся).
5. Выполнение практического задания.
6. Итог урока.
Ход урока.
Вводное слово учителя.
Особенности жизни донских казаков отразились и на их одежде, в которой слились черты, характерные для многих народов.
Облик одежды казаков в первоначальный период их истории воссоздает старинная казачья песня:
. . . На стружках сидят гребцы, удалые молодцы,
Удалые молодцы – вседонские казаки,
Донские, гребенские, запорожские.
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Пестрорядные рубашки с золотым галуном,
Астраханские кушаки полушелковые,
С зачесами чулочки да все гарусные,
Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.
Национальная казачья одежда создавалась на основе местных традиций и вкусов. Но к нашему времени одежда казаков сохранилась только в музеях.
В разных источниках встречаются следующие виды одежды донских казачек: рубаха, понева, сарафан, кубелек, сукман, передник, кафтан, зипун, тулуп. Описания их, особенно верхней наплечной одежды поверхностны. Рассмотрим каждый элемент казачьей одежды. (Показать на рисунки и пояснить).
Рубаха (сорочка, исподка, подноска) — ведущий элемент женского народного костюма.
В старинном костюме донских казачек можно выделить два типа рубах: туникообразную, которую носили с сукманом, и с прямыми поликами, которую носили с косоклинным сарафаном.
Ворот, подол рубахи и рукава ткались клеточным узором, а иногда эти части шили из красного ситца и расшивал» бумажными нитками.
Женский донской костюм включал также составную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья — из парчи, а подол — из полотна. Вокруг шеи на рубахе встречались узоры, т. е. оформлялся ожерёлок. (Обратите внимание на рисунки)
Понева - прикрывает нижнюю часть тела замужней женщины, главным образом сзади. Все закрепляется на талии с помощью особого, специально для этого предназначенного пояса. Сделаны из домотканой шерстяной материи. Преобладающий рисунок также один и тот же — крупная квадратная клетка.
Сарафан - высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи. На Дону яркий ситцевый сарафан назывался кумашником.
Сукман - разновидностью сарафана— накладная одежда, чаще всего синего или черного цвета, шитая из четырех полотнищ ткани, с узкими и короткими рукавами. Прямой разрез шеи обшивался широкой шелковой лентой и застегивался медными пуговицами с помощью петель, образуемых цветным шнуром. Подол сукмана также украшался широкой цветной лентой и узкой самодельной красной шерстяной тесьмой. Сукман подпоясывался плетеным красным или синим кушаком.
Вопрос: Какие ткани могли использовать крестьянки для изготовления своих костюмов?
Вот мы и познакомились с основными составляющими частями донского женского костюма, а теперь повторим из каких основных элементов состоял женский костюм 17-19 века (см. выше).
Выступление первого учащегося:
Александр Ригельман писал: « Донские казачки на голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьями жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, наподобие стоячей большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким сальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными назади концами»; «нынешние ж, по большей части старшинские и богатых Казаков жены носят с Черкаского обычая, собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым, или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные»; «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пряжей». Верхнее платье Казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной - по нынешнему обычно с обшивкой, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой». Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему - в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». «На ногах носят чулочки, или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые». Головные уборы Казачек, по описаниям Ригельмана. напоминают по форме лодочки с двумя рожками; в иных случаях это меховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами.
Выступление второго учащегося:
Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами ... Поверх платков надевалась казачья соболья шапка.
Донские казаки исстари подразделялись на верховых и низовых (внимание на рисунки). Это деление основано на существенных различиях в хозяйственном укладе, быту, в материальной культуре. В культуре верхового казачества преобладают великоросские элементы, в то время как в культуре низового казачества существенную роль играют элементы украинские и татарские. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелек.
Выступление третьего учащегося:
В начале 20 века яркий красочный старинный женский костюм уходит из быта, и преобладающим становится комплекс женской одежды с юбкой и кофтой – парочка. Летом носили из холста, зимой – из сукна. Юбки шили с большим количеством сборок, особенно сзади, и с оборкой по подолу. Праздничную юбку украшали пуговицами, бисером, лентами, кружевами. Чтобы юбка была пышнее, под нее надевали несколько нижних юбок (по четыре – пять). Кофта, или блузка шились из того же материала, что и юбка. Застежка на мелких пуговицах шла сбоку по пройме и по плечу. В это же время вошла в моду кофта – матене. Она была по длине немного ниже талии, свободного покроя, с застежкой спереди и воротником – стоечкой. Их носили замужние казачки. Молодые казачки носили кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской. Такие кофточки с длинными рукавами и стоечкой застегивались спереди густопосаженными мелкими пуговичками и назывались они кираса.
Слово учителя:
Традиции донского женского костюма нашли свое отражение в современной одежде. С начала 20 века модельеры постоянно обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику. А сейчас попробуем создать свой, неповторимый образ современной казачки.
3. Выполнение практического задания
3.1.Выполнить костюм современной казачки, используя в одежде традиции донского женского костюма 17-21 веков.
Выполнение задания: Рассмотрев фотографии и рисунки казачьих костюмов вы выполняете эскиз костюма. Каждый учащийся может выполнить, либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани.
Шаблоны: фигуры человека, сарафан, рубаха.
Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей композиции костюма.
4. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.
- Обратить внимание на индивидуальные замыслы учащихся;
- На оригинальность выполненных работ с учетом поставленных целей,
Проводится выставка. Оцениваются работы. Уборка рабочих мест.
Использованная литература:
1. Л. Новак, Н. Фрадкина. «Как у нас-то было на Тихом Дону». Ростов-на-Дону.
Ростовское книжное издание. 1985.
2. Г.Д. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX в.в.
Ростов н/Д издательство «Приазовский край», 2002.
3. Б.А. Алмазовю Казаки. Ростов-на-Дону. Ростов книга 2013.
4. Материалы музея Донского казачества.
5. Донской народный костюм. Ростов-на-Дону, 1986.
6. Ригельман А. История или повествование о донских казаках. Москва, 1778.