СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития женского казачьего костюма на Дону

Нажмите, чтобы узнать подробности

Национальная казачья одежда создавалась на основе местных традиций и вкусов. Но к нашему времени одежда казаков сохранилась только в музеях.

В разных источниках встречаются следующие виды одежды донских казачек: рубаха, понева, сарафан, кубелек, сукман, передник, кафтан, зипун, тулуп. Описания их, особенно верхней наплечной одежды поверхностны. Рассмотрим каждый элемент казачьей одежды. 

Просмотр содержимого документа
«История развития женского казачьего костюма на Дону»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа №5









Урок: Тема: «История развития женского

казачьего костюма на Дону».







Подготовила: Кочканогова Л.М.

учитель технологии

I квалификационной категории.






















Новочеркасск 2017 г.

Урок: Тема: «История развития женского казачьего костюма на Дону».

Задачи урока:

  • Формировать художественный вкус и творческую активность учащихся.

  • Создать атмосферу познания истории донского казачьего костюма.

  • Формировать интерес к донской культуре.

  • Формировать умения и навыки учащихся при выполнение задуманных казачьих костюмов.

  • Оборудование:

Фотографии и рисунки современных костюмов, выполненных по народным мотивам.

Фотографии народных казачьих костюмов.

Бумага, карандаш, гуашь, акварель, трафареты, кусочка ткани, журналы.

Музыкальное вступление:

Лирическая казачья песня.

План урока

1.Организационный момент. Вводное слово учителя.

2. Историю развития женского казачьего костюма на Дону.

3. Виды одежды донских казачек 17-19 век (сообщение учащихся).

4. Костюм казачки в 20 веке (сообщение учащихся).

5. Выполнение практического задания.

6. Итог урока.

Ход урока. Вводное слово учителя.

Особенности жизни донских казаков отразились и на их одежде, в которой слились черты, характерные для многих народов.

Облик одежды казаков в первоначальный период их истории воссоздает старинная казачья песня:

. . . На стружках сидят гребцы, удалые молодцы,

Удалые молодцы – вседонские казаки,

Донские, гребенские, запорожские.

На них шапочки собольи, верхи бархатные,

Пестрорядные рубашки с золотым галуном,

Астраханские кушаки полушелковые,

С зачесами чулочки да все гарусные,

Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.

Национальная казачья одежда создавалась на основе местных традиций и вкусов. Но к нашему времени одежда казаков сохранилась только в музеях.

В разных источниках встречаются следующие виды одежды донских казачек: рубаха, понева, сарафан, кубелек, сукман, передник, кафтан, зипун, тулуп. Описания их, особенно верхней наплечной одежды поверхностны. Рассмотрим каждый элемент казачьей одежды. (Показать на рисунки и пояснить).

Рубаха (сорочка, исподка, поднос­ка) — ведущий элемент женского народного костюма.

В старинном костюме донских казачек можно выделить два типа рубах: туникообразную, которую носили с сукманом, и с прямыми поликами, которую носили с косоклинным сарафаном.

Ворот, подол руба­хи и рукава ткались клеточным узо­ром, а иногда эти части шили из красного ситца и расшивал» бумаж­ными нитками.

Женский донской костюм включал также составную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья — из парчи, а подол — из полотна. Вокруг шеи на рубахе встречались узоры, т. е. оформлялся ожерёлок. (Обратите внимание на рисунки)

Понева - прикрывает нижнюю часть тела замужней женщины, главным образом сзади. Все закрепляется на талии с помощью особого, специально для этого предназначенного пояса. Сделаны из домотканой шерстяной материи. Преобладаю­щий рисунок также один и тот же — крупная квадратная клетка­.

Сарафан - высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи. На Дону яркий сит­цевый сарафан назывался кумашником.

Сукман - разновидностью сарафана— накладная одежда, чаще все­го синего или черного цвета, шитая из четырех полотнищ ткани, с узки­ми и короткими рукавами. Прямой разрез шеи обшивался широкой шел­ковой лентой и застегивался медными пугови­цами с помощью петель, образуемых цветным шнуром. Подол сукмана также украшался широкой цветной лентой и узкой самодельной красной шерстяной тесьмой. Сукман подпоясывался плетеным красным или синим кушаком.

Вопрос: Какие ткани могли использовать крестьянки для изготовления своих костюмов?

Вот мы и познакомились с основными составляющими частями донского женского костюма, а теперь повторим из каких основных элементов состоял женский костюм 17-19 века (см. выше).

Выступление первого учащегося:

Александр Ригельман писал: « Донские казачки на голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьями жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, наподобие стоячей большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким сальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными назади концами»; «нынешние ж, по большей части старшинские и богатых Казаков жены носят с Черкаского обычая, собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым, или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные»; «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пряжей». Верхнее платье Казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной - по нынешнему обычно с обшивкой, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой». Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему - в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». «На ногах носят чулочки, или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые». Головные уборы Казачек, по описаниям Ригельмана. напоминают по форме лодочки с двумя рожками; в иных случаях это меховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами.

Выступление второго учащегося:

Казачий  женский  костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе   своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин  или  чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами ... Поверх платков надевалась казачья соболья шапка.

Донские ка­заки исстари подразделялись на верховых и низовых (внимание на рисунки). Это деление основано на суще­ственных различиях в хозяйственном укла­де, быту, в материальной культуре. В культуре верхового казаче­ства преобладают великоросские элемен­ты, в то время как в культуре низового ка­зачества существенную роль играют элемен­ты украинские и татарские. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелек.

Выступление третьего учащегося:

В начале 20 века яркий красочный старинный женский костюм уходит из быта, и преобладающим становится комплекс женской одежды с юбкой и кофтой – парочка. Летом носили из холста, зимой – из сукна. Юбки шили с большим количеством сборок, особенно сзади, и с оборкой по подолу. Праздничную юбку украшали пуговицами, бисером, лентами, кружевами. Чтобы юбка была пышнее, под нее надевали несколько нижних юбок (по четыре – пять). Кофта, или блузка шились из того же материала, что и юбка. Застежка на мелких пуговицах шла сбоку по пройме и по плечу. В это же время вошла в моду кофта – матене. Она была по длине немного ниже талии, свободного покроя, с застежкой спереди и воротником – стоечкой. Их носили замужние казачки. Молодые казачки носили кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской. Такие кофточки с длинными рукавами и стоечкой застегивались спереди густопосаженными мелкими пуговичками и назывались они кираса.

Слово учителя:

Традиции донского женского костюма нашли свое отражение в современной одежде. С начала 20 века модельеры постоянно обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику. А сейчас попробуем создать свой, неповторимый образ современной казачки.

3. Выполнение практического задания

3.1.Выполнить костюм современной казачки, используя в одежде традиции донского женского костюма 17-21 веков.

Выполнение задания: Рассмотрев фотографии и рисунки казачьих костюмов вы выполняете эскиз костюма. Каждый учащийся может выполнить, либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани.

Шаблоны: фигуры человека, сарафан, рубаха.

Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей композиции костюма.


4. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.
  • Обратить внимание на индивидуальные замыслы учащихся;
  • На оригинальность выполненных работ с учетом поставленных целей,
Проводится выставка. Оцениваются работы. Уборка рабочих мест.























Использованная литература:

1. Л. Новак, Н. Фрадкина. «Как у нас-то было на Тихом Дону». Ростов-на-Дону.

Ростовское книжное издание. 1985.
       2. Г.Д. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX в.в.

Ростов н/Д издательство «Приазовский край», 2002.
  3. Б.А. Алмазовю Казаки. Ростов-на-Дону. Ростов книга 2013.
      4. Материалы музея Донского казачества.

 5. Донской народный костюм. Ростов-на-Дону, 1986.   
       6. Ригельман А. История или повествование о донских казаках. Москва, 1778.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!