Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы.
Категория | Восприятие | Мышление | Речь | Память | Внимание | Движения | Поведение |
Нарушение зрения ●незрячие и слабовидящие ●органическое поражение зрительного анализатора ●не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. | ●нет полноты, целостности ●осязательно-двигательное и двигательно-слуховое | ●сужены понятия ●нет целостности ●не имеют обоснованных суждений и заключений ●словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих ●практически-действенное при действии с предметами | ●медленное развитие ●несоответствие слов и образов ●формализм | ●быстрое забывание ●ограниченный объем ●медленное запоминание ●плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная ●разитая словесно-логическая | ●преобладание нероизвольного ●переключение на второстепенные объекты и рассеянность ●утомляемость ●низкий объем ●хаотичность и отсутствие целенаправленности | ●трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков ●снижена двигательная активность ●нет точности и координации ●двигательная расторможенность | ●отсутствие целеустремленности и сдержанности ●суетливость ●низкая дисциплина и неорганизованность ●конфликтность ● возможен невроз в виде неврастении |
Нарушение слуха ● глухие и слабослышащие ● двустороннее нарушение слуховой функции ●речевое общение затруднено или невозможно ●нарушен вестибулярный аппарат | ●доминирует зрительное ●развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов ●дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность | ●снижены аналитические способности ●неумение выделять свойства и отношение объектов, их название ●наглядно-действенное | ●отсутствие внутренней речи ●отсутсвие речи при планировании ●нет логичности и последовательности ●выделение не главного, а частностного | ●хорошая наглядно- образная ●отсутствие слуховой | ●отсутствие слухового внимания ●концентрация на губах говорящего ●устойчивость зависит видов деятельности ●трудность переключения | ●плохая координация и неуверенность ●медленное овладение двигательными навыками ●трудность в сохранении статического и динамического равновесия ●не развита пространственная ориентировка ●медлительность ●проблемы с мелкой моторикой ●нет согласованности и переключаемости | ●ригидность, импульсивность, эгоцентричность ●аккуратность, трудолюбие |
Задержка психического развития (ЗПР) ●замедлен темп формирования высших психических функций ● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы ● интеллектуальная недостаточность | ●нет целостности и последовательности ●затруднения при новых ракурсах | ●снижена познавательная активность ●наглядно-действенное ●нарушены пространственные представления ●преобладание анализа ●инертность и регидность ●смещение с главного на частности | ●бессвязность, нет логики, ясности ●бедность лексики | ●низкий объем и скорость ●преобладание наглядной ●непродуктивность непроизвольная ●нарушена механическая | ●неустойчивость и отвлекаемость ●сниженная концентрация ●трудность переключения и распределения | ●замедленное развитии ●нечеткость и нарушение регуляции | ●импульсивность и резкая расторможенность ●плаксивость ●негативизм ●агрессивность |
Нарушение интеллектуального развития ●умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность) ●органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития | ●искажение образов ●отсутствие перестройки ●нет осмысленности, целостности, избирательности ●поверхностность | ●вялость процессов ●нет обобщений, сравнений, оценки ●снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое ●анализ беден и фрагментарен ●отсутствие внутренних взаимосвязей | ●неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны ●задержка понимания речи ●дефицит слов ●трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании | ●слабая, ●лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию | ●низкая устойчивость ●трудность распределения и замедленность переключения ●быстрая отвлекаемость | ●затруднена пространственная ориетровка ●задержка формирования двигательных навыков ●низкая двигательная активность ●нет точности и координации ●двигательная расторможенность | ●безынициативность, неумение самостоятельно действовать ●импульсивность ●повышенная возбудимость ● подчиненность ●слабость собственных намерений ●стереотипность ●сниженная самооценка ●диструктивность |
Тяжелые нарушения речи ●нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, ,дислексия – трудность овладения чтением; заикание) ●разные психофизические отклонения | ●нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического ●трудность восприятия при усложненных условиях ●снижена целостность ●поверхностность | ●отставание словесно-логического ●трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения | ● отсутствие речи или невнятность ●неправильность произношения звуков ●расхождение между звуком произносимого слова и его образом | ●снижена вербальная ●сохранена логическая и смысловая ●низкая продуктивность | ●неустойчивость ●ограниченность в распределении | ●нет координации и ловкости ●медлительность ●нарушения тонкой и мелкой моторики | ●заниженная или неадекватно завышенная самооценка ●раздражительность и обидчивость ●смена интересов |
Нарушения опорно-двигательного аппарата: ●ДЦП и поражение спинного мозга. ●органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений. | ● трудность восприятия формы и объема | ● сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями ●замедленность | ●нарушена артикуляция ●искажение фонетического произношение звуков или их замена ●нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки ●медленное увеличение лексики ●недоразвитие устной речи | ●слабая образная ●хорошая механическая ●трудность опосредованного запоминания | ●плохая сосредоточенность и концентрация | ●патология перераспределения мышечного тонуса ●снижение силы мышц ●нарушение взаимодействия между категориями мышц ●движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему | ●повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия ●чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам ●инфантилизм и эгоцентричность ●неподчинение требованиям коллектива |
Расстройство поведения и общения: ●разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ●психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков | РАС ●дезорганизовано ●фрагментарно, нет целостности СДВГ ●неполная обработка входящей информации | РАС ●не понимают подтекста ●осмысление с одного ракурса ●трудности обобщения и абстрагирования СДВГ ●цикличность:периоды активности и восстановления ●при восстановлении перестают осмысливать информацию | РАС ●иногда не понимают значение ●богатая лексика, но мало используется ●затруднения с диалогами ●повторяют только что сказанное другим («эхолалия») ●говорят, не слушая других СДВГ ●задержка развития ●недостаточная артикуляция ●замедление или ускорение речи | РАС ●мехническое запоминание СДВГ ●снижена ●забывание информации в период восстановления | РАС ●развитое непроизвольное и минимум произвольного ●лучше воспринимают обращение к другим ●замедленность ● нет концентрации СДВГ ●нет концентрации ●легко отвлекаются | РАС ●трудности ориентации в пространстве и с равновесием ●нет согласованности движений двух строн тела ●непроизволные движения СДВГ ●нарушение тонкой и мелкой моторики ●низкая координация и неуклюжесть | РАС ●стереотипность ● избегание контактов ●отрешенность от мира ●закрытость ●агрессивность СДВГ ●говорливость и суетливость ●конфликтность ●негативизм ●низеая самооценка |
Комплексное нарушение развития. Имеют сочетание двух или более первичных нарушений | ●те | же | что | в | имеющихся | первичных | нарушениях |
Все категории детей с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования.
●Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения
●Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения
●Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды
●Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы
●Определение круга лиц, учавствующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования.
Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение, специальные общеобразовательные школы коррекции 8 видов. Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями:
I вид: для слабослышащих и глухих.
VI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)
VIII вид: при умственной отсталость. (По окончании выдается справка).
Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и ответственности за реализацию потребностей
https://rosuchebnik.ru/material/realizatsiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-shkole-predstavlenie-regiona/
https://rosuchebnik.ru/material/doshkolniki-s-ovz-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve/
Лариса Новицкая. Психолог, коуч
.