СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Категории детей с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                Классификация детей с ОВЗ

Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы.

Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»

Просмотр содержимого документа
«Категории детей с ОВЗ»

[Введите текст]


Классификация детей с ОВЗ

Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы.

Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»

Категория

Восприятие

Мышление

Речь

Память

Внимание

Движения

Поведение

Нарушение зрения

●незрячие и слабовидящие

●органическое поражение зрительного анализатора

●не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.


●нет полноты, целостности ●осязательно-двигательное и двигательно-слуховое


●сужены понятия

●нет целостности

●не имеют обоснованных суждений и заключений

●словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих

●практически-действенное при действии с предметами

●медленное развитие

●несоответствие слов и образов

●формализм

●быстрое забывание ограниченный объем

●медленное запоминание

●плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная

●разитая словесно-логическая

●преобладание нероизвольного

●переключение на второстепенные объекты и рассеянность

●утомляемость

●низкий объем ●хаотичность и отсутствие целенаправленности

●трудность в пространственной ориентировке и формировании

двигательных навыков

●снижена двигательная активность

●нет точности и координации ●двигательная расторможенность

●отсутствие целеустремленности и сдержанности ●суетливость

●низкая дисциплина и неорганизованность

●конфликтность

● возможен невроз в виде неврастении



Нарушение слуха

● глухие и слабослышащие

● двустороннее нарушение

слуховой функции

●речевое общение

затруднено или невозможно

●нарушен вестибулярный аппарат

●доминирует зрительное

●развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов

●дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность

●снижены аналитические способности

●неумение выделять свойства и отношение объектов, их название ●наглядно-действенное

●отсутствие внутренней речи

●отсутсвие речи при планировании

●нет логичности и последовательности

●выделение не главного, а частностного

●хорошая наглядно- образная

●отсутствие слуховой

●отсутствие слухового внимания ●концентрация на губах говорящего ●устойчивость зависит видов деятельности

●трудность переключения


●плохая координация и неуверенность ●медленное овладение двигательными навыками

●трудность в сохранении статического и динамического равновесия

●не развита пространственная ориентировка ●медлительность ●проблемы с мелкой моторикой

●нет согласованности и переключаемости

●ригидность, импульсивность, эгоцентричность

●аккуратность, трудолюбие


Задержка психического

развития (ЗПР)

●замедлен темп формирования высших

психических функций

● стойкое состояние незрелости

эмоционально-волевой сферы

● интеллектуальная недостаточность


●нет целостности и последовательности

●затруднения при новых ракурсах


●снижена

познавательная активность

●наглядно-действенное

●нарушены пространственные представления

●преобладание анализа

●инертность и регидность

●смещение с главного на частности

●бессвязность, нет логики, ясности

●бедность лексики



●низкий объем и скорость

●преобладание наглядной

●непродуктивность непроизвольная

●нарушена механическая

●неустойчивость и отвлекаемостьсниженная концентрация

●трудность переключения и распределения


●замедленное развитии

●нечеткость и нарушение регуляции

●импульсивность и резкая расторможенность

●плаксивость

●негативизм

●агрессивность

Нарушение интеллектуального

развития

●умственной отсталость

(олигофрения – синдром

врожденного психического

дефекта,

деменция – распад психики) и

интеллектуальное недоразвитие

(идиотия, имбецильность

дебильность)

●органическое поражение

головного мозга

ведет к нарушению высших

познавательных процессов

и стойкому необратимому

нарушению

интеллектуального развития

●искажение образов

●отсутствие перестройки

●нет осмысленности, целостности, избирательности

●поверхностность


●вялость процессов

●нет обобщений, сравнений, оценки

●снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое

●анализ беден и фрагментарен

●отсутствие внутренних взаимосвязей

●неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны

●задержка понимания речи

●дефицит слов

●трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании



●слабая,

●лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию


●низкая устойчивость ●трудность распределения и замедленность переключениябыстрая отвлекаемость


●затруднена пространственная ориетровка ●задержка формирования двигательных навыков

●низкая двигательная активность

●нет точности и координации

●двигательная расторможенность

●безынициативность, неумение самостоятельно действовать ●импульсивность
●повышенная возбудимость

● подчиненность

●слабость собственных намерений

●стереотипность

●сниженная

самооценка

●диструктивность

Тяжелые нарушения речи

●нарушения коммуникативной

и познавательной (обобщающей)

функций речи

(алексия – отсутствие речи,

неспособность к ее усвоению,

,дислексия – трудность

овладения чтением; заикание)

●разные психофизические

отклонения

●нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического

●трудность восприятия

при усложненных условиях

●снижена целостность

●поверхностность

●отставание словесно-логического

●трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения


● отсутствие речи или невнятность

●неправильность произношения звуков

●расхождение между звуком произносимого слова и его образом


●снижена вербальная

●сохранена логическая и смысловая

●низкая продуктивность




●неустойчивость

●ограниченность в распределении


●нет координации и ловкости

●медлительность

●нарушения тонкой и мелкой моторики


●заниженная или неадекватно завышенная самооценка

●раздражительность и обидчивость

●смена интересов

Нарушения

опорно-двигательного

аппарата:

●ДЦП и поражение

спинного мозга.

●органическое

поражение двигательных

центров

головного или спинного мозга

ведет к

невозможности или

частичному нарушению

движений.


● трудность восприятия формы и объема

● сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями

●замедленность

●нарушена артикуляция ●искажение фонетического произношение звуков или их замена

●нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки

●медленное увеличение лексики

●недоразвитие устной речи

●слабая образная

●хорошая механическая

●трудность опосредованного запоминания

●плохая сосредоточенность и концентрация


●патология перераспределения мышечного тонуса

●снижение силы мышц

●нарушение взаимодействия между категориями мышц

●движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему


●повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия

●чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам ●инфантилизм и эгоцентричностьнеподчинение требованиям коллектива

Расстройство поведения

и общения:

●разнородная группа,

в т.ч расстройство аутического спектра (РАС)

и синдром

дифицита внимания

и гиперактивности (СДВГ)

●психологические

особенности ведут

к нарушению развития

средств коммуникации

и социальных навыков

РАС

●дезорганизовано

●фрагментарно, нет целостности

СДВГ

●неполная обработка входящей информации

РАС

●не понимают подтекста

●осмысление с одного ракурса

●трудности обобщения и абстрагирования

СДВГ

●цикличность:периоды активности и восстановления

●при восстановлении перестают осмысливать информацию

РАС

●иногда не понимают значение

●богатая лексика, но мало используется

●затруднения с диалогами

●повторяют только что сказанное другим («эхолалия»)

●говорят, не слушая других

СДВГ

●задержка развития

●недостаточная артикуляция

●замедление или ускорение речи

РАС

●мехническое запоминание

СДВГ

●снижена

●забывание информации в период восстановления

РАС

●развитое непроизвольное и минимум произвольного

●лучше воспринимают обращение к другим

●замедленность

● нет концентрации

СДВГ

●нет концентрации

●легко отвлекаются


РАС

●трудности ориентации в пространстве и с равновесием

●нет согласованности движений двух строн тела

●непроизволные движения

СДВГ

●нарушение тонкой и мелкой моторики

●низкая координация и неуклюжесть


РАС

●стереотипность

● избегание контактов

●отрешенность от мира

●закрытость

●агрессивность

СДВГ

●говорливость и суетливость

●конфликтность

●негативизм

●низеая самооценка


Комплексное

нарушение развития.

Имеют сочетание

двух или более

первичных нарушений

●те

же

что

в

имеющихся

первичных

нарушениях

Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями

Все категории детей с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования.

●Содержание образования: потребность во введении специальных разделов обучения

●Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения

●Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения

●Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды

●Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы

●Определение круга лиц, учавствующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования.

Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение, специальные общеобразовательные школы коррекции 8 видов. Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями:

I вид: для слабослышащих и глухих.

II вид: для глухонемых

III-IV вид: для слепых и слабовидящих

V вид: при нарушениях речи, в том числе заикании

VI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)

VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПР

VIII вид: при умственной отсталость. (По окончании выдается справка).

Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и ответственности за реализацию потребностей

Смотрите также вебинары «Реализация инклюзивного образования в школе»

https://rosuchebnik.ru/material/realizatsiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-shkole-predstavlenie-regiona/

«Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве»

https://rosuchebnik.ru/material/doshkolniki-s-ovz-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve/

Лариса Новицкая. Психолог, коуч



.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!