СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповые формы работы и их значение в развитии коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся с ОВЗ – категория детей, требующая особого внимания, индивидуального подхода. Часто у таких детей возникают проблемы с коммуникацией. Именно в групповой работе таким детям открывается возможность научиться общаться со сверстниками и взрослыми, научиться игре в шахматы.Обучающиеся с ОВЗ – категория детей, требующая особого внимания, индивидуального подхода. Часто у таких детей возникают проблемы с коммуникацией. Именно в групповой работе таким детям открывается возможность научиться общаться со сверстниками и взрослыми, научиться игре в шахматы.

Просмотр содержимого документа
«Групповые формы работы и их значение в развитии коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ»

Групповые формы работы и их значение в развитии коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи; учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- слушать собеседника и вести диалог; признавать право каждого иметь свою точку зрения и оценку событий; объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

.



Обучающиеся с ОВЗ – категория детей, требующая особого внимания, индивидуального подхода. Часто у таких детей возникают проблемы с коммуникацией. Именно в групповой работе таким детям открывается возможность научиться общаться со сверстниками и взрослыми, научиться игре в шахматы.

Я предлагаю следующие формы групповой работы:

  • групповые конкурсы по решению задач;

  • командная игра «Шведки» (2Х2);

  • совместные поездки на соревнования;

  • досуговая деятельность;

  • праздники, чаепитие;

  • коллективные творческие проекты (вместе изготовить из пластилина комплект шахмат, рисунок «Новый год в шахматном королевстве»);

  • совместно придумать задания для интеллектуального конкурса…

Создание условий для гармоничного когнитивного развития детей школьного возраста посредством их вовлечения в шахматную игру; максимальное использование потенциальных возможностей этого вида спорта для формирования ключевых компетенций обучающихся.



Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижение цели:



  • массовое приобщение детей младшего школьного возраста к игре в шахматы;

  • постижение основ шахматной игры; изучение приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников;

  • формирование у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;

  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

  • выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в шахматном спорте;

  • определение и использование оптимального комплекса педагогических приемов и методов, позволяющих наиболее эффективно формировать ключевые компетенции у участников образовательного процесса;

  • создание условий, необходимых для наиболее полной реализации деятельностного подхода в преподавании шахмат; обеспечение постоянной соревновательной практики – обязательное участие в шахматных турнирах различного уровня;

  • создание условий для установления доверительных отношений между педагогом и обучающимися;

  • постоянное повышение уровня своего педагогического мастерства.







XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока информации — обозначил дефицит людей с активной жизненной позицией, людей, способных мыслить системно, нешаблонно, умеющих находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. Современное образование должно помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить, готовность к самообразованию в течение всей жизни. И с точки зрения формирования ключевых компетенций нет предмета более эффективного, чем шахматы.

Сущность шахматной игры выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. Активное освоение игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Шахматы участвуют в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.

В списке ключевых компетенций важнейшую роль, безусловно, играют коммуникативные, потому что успешным может быть только ученик, имеющий активный социальный опыт. Между тем все последние исследования говорят о низком уровне коммуникативной компетентности детей: растет число детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, частыми становятся преследования и унижение сверстников в школе и детском саду, растет число ребят с суицидальным настроением и чувством одиночества. И с этой точки зрения шахматы играют важнейшую роль: они воспитывают умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Таким образом, шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик школьника.

Мой педагогический стаж составляет … лет. В ДДТ «Центральный» в должности педагога дополнительного образования – преподавателя шахмат – работаю с . Веду 7 групп. Среди них есть ребята- дошкольники, есть группы школьников – 1, 2 и 3 года обучения.

Мой продолжительный педагогический опыт позволяет на практике убедиться в неоценимом вкладе шахмат в развитие личности ребенка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!