Групповые формы работы и их значение в развитии коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи; учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- слушать собеседника и вести диалог; признавать право каждого иметь свою точку зрения и оценку событий; объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
.
Обучающиеся с ОВЗ – категория детей, требующая особого внимания, индивидуального подхода. Часто у таких детей возникают проблемы с коммуникацией. Именно в групповой работе таким детям открывается возможность научиться общаться со сверстниками и взрослыми, научиться игре в шахматы.
Я предлагаю следующие формы групповой работы:
групповые конкурсы по решению задач;
командная игра «Шведки» (2Х2);
совместные поездки на соревнования;
досуговая деятельность;
праздники, чаепитие;
коллективные творческие проекты (вместе изготовить из пластилина комплект шахмат, рисунок «Новый год в шахматном королевстве»);
совместно придумать задания для интеллектуального конкурса…
Создание условий для гармоничного когнитивного развития детей школьного возраста посредством их вовлечения в шахматную игру; максимальное использование потенциальных возможностей этого вида спорта для формирования ключевых компетенций обучающихся.
Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижение цели:
массовое приобщение детей младшего школьного возраста к игре в шахматы;
постижение основ шахматной игры; изучение приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников;
формирование у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в шахматном спорте;
определение и использование оптимального комплекса педагогических приемов и методов, позволяющих наиболее эффективно формировать ключевые компетенции у участников образовательного процесса;
создание условий, необходимых для наиболее полной реализации деятельностного подхода в преподавании шахмат; обеспечение постоянной соревновательной практики – обязательное участие в шахматных турнирах различного уровня;
создание условий для установления доверительных отношений между педагогом и обучающимися;
постоянное повышение уровня своего педагогического мастерства.
XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока информации — обозначил дефицит людей с активной жизненной позицией, людей, способных мыслить системно, нешаблонно, умеющих находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. Современное образование должно помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить, готовность к самообразованию в течение всей жизни. И с точки зрения формирования ключевых компетенций нет предмета более эффективного, чем шахматы.
Сущность шахматной игры выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. Активное освоение игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Шахматы участвуют в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
В списке ключевых компетенций важнейшую роль, безусловно, играют коммуникативные, потому что успешным может быть только ученик, имеющий активный социальный опыт. Между тем все последние исследования говорят о низком уровне коммуникативной компетентности детей: растет число детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, частыми становятся преследования и унижение сверстников в школе и детском саду, растет число ребят с суицидальным настроением и чувством одиночества. И с этой точки зрения шахматы играют важнейшую роль: они воспитывают умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Таким образом, шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик школьника.
Мой педагогический стаж составляет … лет. В ДДТ «Центральный» в должности педагога дополнительного образования – преподавателя шахмат – работаю с . Веду 7 групп. Среди них есть ребята- дошкольники, есть группы школьников – 1, 2 и 3 года обучения.
Мой продолжительный педагогический опыт позволяет на практике убедиться в неоценимом вкладе шахмат в развитие личности ребенка.