СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр для уроков русского языка в 5-6 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека дидактических игр для уроков русского языка в 5-6 классах

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр для уроков русского языка в 5-6 классах»

Безрукова Мария Павловна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №2 города Димитровграда Ульяновской области


Дидактические игры на уроках русского языка


Игра «Найди мне пару!»


Игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.

Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Найди мне пару!»

Она позволяет сделать трудную работу по отработке орфографических навыков более эффективной и интересной.

Игра помогает мне развивать у обучающихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.

Эту игру можно проводить на разных этапах урока: в начале урока в качестве лингвистической разминки, на этапе закрепления и на уроках обобщения знаний. Игра хороша тем, что её можно проводить на различные темы. Кроме того, при этой игре можно применять разные правила.

На доске (можно через проектор, можно на карточках) записываю слова в два столбика с разными орфограммами. Детям говорю, что словам первого столбика стало очень скучно, и они обращаются к вам, ребята, чтобы нашли им пару из второго столбика. Дети должны соединить слова из разных столбиков по определённым орфограммам. Свой выбор школьники должны объяснить.


Например:

Тема: «Орфограммы в именах существительных» 6класс.

На местности лётчик

Прилагательное брошь

Небрежность на рябине

Пильщик горошек

Зайчик слагаемое

Собачонка неосторожность

Дрожь овражек


Примерный ответ обучающегося:

На местности(3скл., п.п.)- на рябине(1скл., п.п.). Падежные окончания существительных.

Прилагательное-слагаемое. Корень-лАг-, т.к. после корня есть суффикс А.

Небрежность(без НЕ не употребляется)- неосторожность( отсутствие осторожности). НЕ с существительными.

Пильщик(суффикс –щик-)- лётчик(суффикс –чик_, после Т). Правописание суффиксов –чик- -щик-.

Зайчик(суффикс –ик-, в р. п. зайчика- гласная И осталась на месте)- овражек(суффикс –ек- в р.п. овражка- гласная Е беглая). Правописание гласных в суффиксах -ик- -ек-.

Игру можно усложнить. В словах пропущена орфограмма. Ученик должен вставить букву и найти ей пару.

Например:

Тема: «Орфограммы в причастиях» 7класс.

Леле..щий оберега..мый

Кле..щий краше..ый(подоконник)

Невид..мый высуше..о(бельё)

Награжда..мый бор..щийся

Развеш..нные(картины) одерж..мый

Истопле..ая(печь) крас..щий

Связа..ы(перчатки) (не)закончено

(не)подготовленное(место) замеш..нное(тесто)

Эту игру можно проводить и по - другому. В словах на доске (на слайде) пропущены буквы. На учительском столе лежат карточки, на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берёт карточку со словом и подыскивает ему пару с той же орфограммой.


Игру «Найди мне пару!» можно проводить и при изучении лексики и фразеологии.

Например:

Тема «Синонимы» 5класс.

Артист занемочь

Безграничный предстоящий

Будущий Отечество

Великан исстари

Выносливый актёр

Заболеть бескрайний

Издавна старательно

Профессия гигант

Родина неутомимый

Усердно специальность


Тема «Антонимы» 5класс.

Острый трусливый

Сладкий безделье

Скупой глупый

Умный жар

Храбрый тупой

Хвалить щедрый

Здороваться война

Смеяться ругать

Труд горький

Мир плакать

Холод прощаться


Найти значение фразеологизма. 6класс.

При царе Горохе гордиться

Кот наплакал плохое настроение

Душа в душу очень давно

Как кошка с собакой надоедать

Заговаривать зубы дружно

Задирать нос очень мало

Встать с левой ноги слабая сторона у кого-либо

Ахиллесова пята ссориться

Мозолить глаза отвлекать



Такая лексическая работа расширяет словарный запас школьников. Слова или фразеологизмы постепенно входят в их активный словарь.

Игру можно проводить как в письменной, так и в устной форме. Любая дидактическая игра способствует повышению интереса обучающихся к изучению русского языка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!