СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека артикуляционных сказок

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексы артикуляционных упражнений, пред­ставленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у  дошкольников интерес к орга­нам артикуляции, развитию их подвижности и ак­тивизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуля­ционные сказки легко адаптировать к изучаемой лек­сической теме, что делает стройной и логичной по­дачу материала.

Просмотр содержимого документа
«Картотека артикуляционных сказок»



















Картотека артикуляционных сказок





Учитель – логопед Семений Ирина Васильевна

























Комплексы артикуляционных упражнений, пред­ставленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у дошкольников интерес к орга­нам артикуляции, развитию их подвижности и ак­тивизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуля­ционные сказки легко адаптировать к изучаемой лек­сической теме, что делает стройной и логичной по­дачу материала.

В то же время однообразные упражнения, предла­гаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно со­провождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

При проведении артикуляторной гимнастики особое вни­мание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важ­но следить за чистотой выполнения движений (без сопут­ствующих движений), за плавностью движений,темпом,нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать дви­жение определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

Рекомендуется выполнять один комплекс артикуляционных упражнений за один подход. Общая продолжительность занятия с детьми 4-5 лет не должна превышать семи минут, с детьми 6-7 лет - десяти минут.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики может включать в себя следующие упражнения:

1. Слоник (вытянуть губы вперёд трубочкой)

2. Лягушка (растянуть губы в улыбке, зубы открыты)

3. Бегемотик (открыть рот широко) Повторить последовательность этих упражнений 3-5 раз, беззвучно произнося У-И-А, а потом наоборот А-И-У

4. Змейка (вытянуть длинный кончик вперёд и убрать обратно, рот при этом стараться не закрывать, повторить 5-10 раз)

5. Качели (кончик языка поднимать и опускать вверх-вниз)

6. Часики (кончик языка отклонять влево-вправо)

7. Месим тесто (пожевать язык зубами, произнося та-та-та, а потом похлопать губами – па-па-па)

8. Блинчик (держать широкий язык на нижней губе на счёт до 5-10))

9. Мороженое (ватную палочку положить на верхнюю губу, язычок тянеться за палочкой и старается захватить «мороженое» и унести в рот)

10. Чашечка (поднять края языка вверх и держать на счёт до 5-10)

11. Лошадка (пощёлкать языком, присасывая его к твёрдому нёбу и имитируя цоканье копыт).

Веселая артикуляционная гимнастика

(Н.В. Нищева)


Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

П одшутить над ним охота.

Широко открывать и закрывать рот

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

Улыбка

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Хоботок

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Х омячок (надувание щек)

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Лопата

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Котенок лакает молоко


Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Чашечка

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

К ачели

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Иголочка

Я зык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Маятник (Часики)

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Вкусный мед


В ыгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Мостик (Киска злится)

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

Орешки (Футбол)



Сказка о Веселом Язычке


Знакомство

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.

А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами.

Язычку очень понравилось его новое жилище.


(Т.В. Мецлер)

В одном домике, дружок,

Живет Веселый Язычок,

Ох, и шустрый он

мальчишка

И немного шалунишка.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Распластался, как лопатка,

Полежал на губе

И опять ушел к себе.

З атем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на про­гулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Ви­дит - маляры красят кисточ­ками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А око­ло дома стояли качели. Язы­чок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок по­знакомился с лягушкой и сло­ником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нра­вится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, переста­ли, потянули, перестали и ни сколько не устали!

А слоник показал, как он играет с хоботком: Подражаю я слону -

Губы хоботком тяну.

Потянули, перестали,

Потянули, перестали

И нисколько не устали!


Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк.

Осень

Это облачко очень веселое. Посмотрите, как оно вам улыбается.

Улыбнитесь ему в ответ. («Улыбка»)

Пошлите ему воздушный поцелуй. («Воздушный поцелуй»)

Вот прилетел осенний листок.

Он тоже хочет с вами поиграть.

(Лопаточка»)

Но ветер его поднимает, опускает,

(«Качели»)

качает вправо, влево, кружит.(«Часики»)

А вот сквозь облачко и солнце протянуло свой лучик.

Он острый. Покажите, какой лучик.

(«Иголочка»)

Но вот закапал дождь.

Он был сначала редким, а затем стал частым.

(«Лошадка»)

Давайте, поймаем капли дождя в ведерки.

(«Чашечка»)

1. Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть

рот, доказать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать.

Раскрывать и закрывать рот.

2. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите

полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько

прожуйте их. Имитировать жевание.

3. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и

лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

4. Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у

хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно.

Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

5. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

6. Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между

густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык,

покусывая его по всей поверхности.

7. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с

силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы

скоблят по спинке языка.

8. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.



Деревья осенью

У кленового листа части широкие и узкие. Покажи их языком.

(Чередуются упражнения «Лопаточка», «Иголочка»).

Ветер поднял лист вверх и держит его там

(прижать язык к верхним зубам и подержать под счет от 1

до 10).

А сейчас он качает лист то вправо, то влево

(Упражнение «Часики»).

Вот ветер подул сильнее и загнул лист вверх

(Упражнение «Чашечка» выполнять под счет до 10)

Но ветер все не утихает. Он раскачивает лист вверх и вниз

(Упражнение «Качели»)

И вот он выгнул лист как шляпку гриба

(Упражнение «Грибок» выполнять под счет до 10)

Вдруг погода испортилась, и пошел дождь. Он зашлепал по

листу.

(Похлопывать верхней губой по языку и произносить: пя-пя-пя).



К нам на занятие залетел листочек:

« Легкий, воздушный, ветерку послушный»

Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели), качает вправо – влево (часики).  А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы)



Овощи

1. Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев

огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до

«пяти-шести»).

2. Толстячки — худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы,

тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и

другие — «худышки».

3. Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».

Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

4. Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать,

закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

5. Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть

рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние

зубы.

6. Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот,

опустить язык за нижние зубы.

7. Игра «Я — не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы

в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я

люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из

капусты» и т.д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».



Фрукты

1. Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе

щеки.

2. Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то

левую щеку.

3. Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

4. Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

5. Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с

силой протискивается между зубами.

6. Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык.

По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

7. Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и

закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

8. Качели. В саду мы увидели качели.

На качелях я качаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.



Ягоды

Я пойду по ягоды в лесок, (Покусывание

язычка)

Подарил мне дедушка туесок, («Чашечка»)

Я найду поляночку в бору, («Лопаточка»)

Земляники – ягоды наберу. («Качели»)

Наберу малины я в лесу («Часики»)

И в подарок дедушке отнесу. («Пирожок»)



Как Язычок работал в саду (Н.В. Рыжова)

Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнения перед зеркалом Наступил солнечный денек. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык изо рта, стараясь коснуться подбородка). Он взял с собой ведерко (открыть рот и удерживать в таком положении до 10 секунд), грабли (улыбнуться, протискивать язык между верхними и нижними зубами вперед-назад; повторить 8 раз), лопату (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 8) и отправился в сад. Высоко на деревьях звонко пели птицы: «Ци-пи, ци-пи», «Чик-чик, чик-чик», «Зинь-зинь-зинь, зинь-зинь-зинь». Как пели птицы? (Выполнять звукоподражания) От легкого ветерка трава колыхалась из стороны в сторону (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цве- точкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы, словно услышав Язычка, закивали в ответ головками вверх-вниз (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Много было сухой травы и опавших листьев. Язычок вспотел и стал дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, дуть вверх, на челку). Когда около цветов стало чисто, Язычок сложил всю траву в ведерко (рот открыть, высунуть язык, приподнять боковые края языка и втянуть язык в рот; движение напоминает лакание молока кошкой; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны). Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (упражнение «Хоботок»: вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3, вернуть в исходное положение; повторить 5 раз), Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести:«С-с-с-с»). Поднялись цветы и еще больше раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз). Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне (произнести:«Ж-ж-ж-ж»). Это была пчела. Она почувствовала сладкий запах цветов и прилетела в сад. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (рот открыть, вращать языком 3 раза справа налево, потом 3 раза слева направо). Наконец она тихо опустилась на розу, забралась в серединку и стала пить нектар. Отведав вдоволь сладкого сока, пчела еще раз покружилась над цветами и улетела (произнести:«Ж-ж-ж-ж»). Под вечер Язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали: «Щик-щик, т-т-т, щик-щик, т-т-т». Как стрекотали кузнечики? (Звукоподражание.) Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее. Цветы закрыли лепесточки (рот широко открыть, соединить губы и вытянуть вперед трубочкой; повторить 5 раз), наклонили головки и сладко заснули. Еще где-то слышалась одинокая песня кукушки: «Ку-ку, ку-ку ку-ку». Как пела кукушка? (Звуко- подражание.) Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Он закрыл сначала один глаз (закрыть левый глаз, можно удержать веко пальцами), потом — другой (закрыть правый глаз) и погрузился в сказочный сон. Ночью около Язычка и его любимых цветов кружилось много светлячков, которые словно охраняли чудесный сад (облизать языком губы по 5 раз сначала справа налево, потом — слева направо).

Грибы

Наступила осень – пора сбора грибов. Язычок взял большую корзинку (чашечка) и отправился в лес. По дороге в лес он увидел ручеек (подуть на высунутый язык). Язычок подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в ручейке. Язычок долго ходил по лесу и наконец нашел полянку (лопатка), увидел на ней много – много грибов. Язычок перебегал от одного гриба к другому (часики). Набрав полную корзину (чашечку) он вернулся домой.


«Язычок собирает грибы»

Осенью Язычок отправился в лес, прихватив с со­бой большую корзину.

1. «Корзина» - рот открыт, широкий язык в форме чаш­ки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5.

2. В лесу Язычок увидел ручеек (холодная струйка воз­духа «стекает» посередине широкого языка, кончик ко­торого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подста­вив ладошку, можно почув­ствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.

3. Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щек).

4. На поляне Язычок на­шел красивый грибок (широ­кий язык «присасывается» к
нёбу, по форме он напомина­ет шляпку гриба, а подъязыч­ная уздечка — его ножку).

5. Язычок перебегал от од­ного гриба к другому, приго­варивая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор...». Повторяем предыдущее уп­ражнение 6—10 раз.

6. Язычок отправился до­мой после того, как набрал пол­ную корзину грибов — повто­ряем упражнение «Корзина».

7. «Ням-ням!» — так при­говаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лап­шу с грибами (совершать гла­дящие движения широким языком по верхней губе впе­ред-назад).

А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты дума­ешь, все ли грибы можно класть в корзину?








Одежда, Обувь

Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка)

Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в та

Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта



Игрушки


Приключения язычка

(Е.М. Косинова)

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Лягушка и слоник

Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.


У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Киска сердится

Выгляни в окошечко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула.

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска –

Не подходите близко!


Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Парус

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.


Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Маляр

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!


Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

Гриб

Под березой у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.


Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай, изобразим, как стучит дятел.

Дятел

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.


Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.

Комарик

Прилетает по ночам,

Не дает заснуть нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.


Не поймал Язычок комарики и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Гармошка

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

О. Перова


Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Заведи мотор

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

Посуда

Как Язычок пил чай с друзьями

(Н.В. Рыжова)


Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

Язычок давно не видел своих ста­рых друзей, и вот однажды он пригла­сил их на чаепитие.

Язычок взял глубокую тарелку (от­крыть широко рот и удержать под счет до 5)и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; по­слышится глухой звук [п]). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пи­рожки (высунуть широкий язык, под­нять края языка и удержать между губами — получилась свернутая тру­бочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широ­ко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — по­лучилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести:«С-с-с-с») и поставил на огонь.Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши:«Ш-ш-ш-ш»).Скоро подрумянились и пирож­ки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губа­ми — получилась свернутая трубочка).

Вдруг кто-то постучал в дверь (про­изнести:«Т-т-т-т»).Это пришли гости к Язычку: мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисич­ка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5раз загнуть кончик кверху), белочка-попрыгунья (улыбнуться и произне­сти:«Ц-ц-ц-ц»), зайка-побегайка(за­кусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).

Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получи­лась чашечка; затем высунуть ши­рокий язык, поднять края языка и удержать между губами — получи­лась свернутая трубочка).



Зима

Как Язычок лепил снеговика

(Н.В. Рыжова)


Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и за­крывать рот под счет до 5)и очень удивился. Всё вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто бе­лым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удержи­вать под счет до 5).

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на ули­цу. Он улыбнулся (широко улыбнуть­ся, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом дру­гой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал со­гревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить:«Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опу­стить язык к нижней губе), по сторо­нам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вста­вил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом - другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом - влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло сол­нышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым гла­зом, а затем - левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!




Домашние животные


Наши домашние животные

Летом наш Язычок отды­хал в деревне у своей бабуш­ки. Там он научился изобра­жать домашних животных, ко­торые жили на скотном дворе.

  1. Кошка лакает молоко — кончик широкого языка под­нимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глота­тельное движение (6 раз).

  2. Собачка грызет косточ­ку — слегка покусываем кон­чик языка (6 раз).

  3. Лошадка цокает копыт­цем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остает­ся неподвижной (10 раз).

4.Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.

5. Свинья чавкает во время еды — имитация пережевы­вания пищи с открытым ртом.

6. Коза бодается — напря­женный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).

- Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?

Вспомни и назови живот­ных, которых Язычок видел у своей бабушки

Лошадка катает детей

Цокаем копытами (кончи­ком языка издаем щелкаю­щие звуки), помахиваем хво­стиком (язычок перемещает­ся влево - вправо); изображаем седло, похожее на чашечку (рот открыт, язык в форме чашки поднимается к верх­ней губе). Останавливаемся, натягивая поводья (издаем кучерское межгубное «тпр-р-р»). Пусть наша лошадка пока пощиплет травку (губы растя­гиваем в улыбке, зубы поку­сывают язык) и полакомится подсоленным хлебцем (губами берем ломтик хлеба).

Новый друг язычка

Эта история о том, как од­нажды Язычок познакомился с котенком.

1. Рано утром Язычок вы­шел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не на­пряжены.

2. Разминаясь, Язычок по­тянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.

3. Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек.

4. Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяука­нье — громко мяукаем, на­клонился посмотреть — опус­тить язык вниз, увидел котен­ка и ласково его погладил — имитируем кистью руки по­глаживание.

5. Котенок испугался и вы­гнул спинку — Язычок сде­лал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.

6. «Киску надо накор­мить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы непод­вижны.

7. Котенок стал жадно ла­кать молоко — совершать со­ответствующие движения, об­лизываться — широким язы­ком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот открыт, умываться — круго­вые движения язычком по гу­бам, и выгибаться теперь уже от удовольствия.

8. Довольный котенок по­терся о ноги — верхними зу­бами как бы погладить круто изогнутый язык — и замур­лыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.

9. Потом они вместе ката­лись на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.

- Как ты думаешь, почему котенок подружился с Языч­ком и стал жить вместе с ним?

Ленивый котенок

Жил-был ленивый котенок. Все вре­мя он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то ба­бушка (пя-пя-пя):«Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забо­ром был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петуш­ку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чисти­ли зубы. («Почистили зубки».) Котик ис­правил часы. (Язык вправо-влево.) Пету­шок смолол зерно на мельнице. (Круго­вые движения языком.) Потом они пош­ли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелка­нье языком.) Зайчик все это увидел, ре­шил предупредить петушка и забил в барабан. -д-д-д!).








Дикие животные

“Невоспитанный мышонок“


Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил “доброе утро“ и “спокойной ночи“. Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: “Как мне помириться со всеми зверями в лесу?" Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

Почистим зубки“

причесался,

Расческа“

Видит, зайчик на качелях качается.

Качели“

Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!"

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Образовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтобы сильным был.

Язык-силач“

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

Бублик“

Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!" Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым.

А мышонок все бегал по лесу, всем кричал “доброе утро“ и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

Горка“

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили.


Заборчик“

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. “Доброе утро!" – кричит ей мышонок. “Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!" И мышонок засвистел весело, как паровозик.

Паровозик

свистит“

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.




“Заяц-огородник“


История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось все так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались.голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.

Лопатка“

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то:

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом голову подняла, осмотрела все и похвалила зайца.

Веселая змейка“

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

Грибок“

“Вот молодец“, - удивилась белка и тут же дала совет:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла – медведь идет да банку с вареньем несет.

Вкусное варенье“

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

- Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушел косолапый.


Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть очень устал.








Исполняются песенки: “а“, “о“, “у“, “и“, “ы“, “э“.

А перед самым вечером смотрит – волк идет, чашечку несет.

- Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

Чашечка“

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

Ковшик“

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил её, и получилась целая горка.

Горка“

Пришлось лошадку пригласить, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

Лошадка“

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется

песенка “ш“






Волк и три поросенка

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали.

Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)

Обходил вокруг дома. (Круговые дви­жения языка.)

Белил потолки. («Маляр».)

Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)

А его глупые братья сдували одуван­чики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)

В это время Волк решил испугать ма­леньких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше заго­нит мяч»?«Фокус» - щеки не раздувать.)

Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)

А Волк решил забраться в их домик через трубу - и свалился в котел. («Ча­шечка».)

Зашипел кипяток в котле, обжег Вол­ка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)



Новый год

Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

1.Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).

2.Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).

3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).

4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.

5.Язычок прыгает через зубы, как снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).

6. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).

7. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз)

9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.











Продукты питания

Артикуляционныесказки (Т.В. Мецлер)


Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.


Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.


Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

П отянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.


А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.


На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.


Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево - тик, вправо - так,

Тик-так, тик-так.


А теперь вот, погляди, -

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз.

Ты вместе с ними прокатись.


Очень любит Язычок

вкусное варенье,

Приготовил он друзьям

это угощенье.

Варенье приятное,

вкусное, ароматное.

Язычок подними, варенье

с губки оближи.


Язык наш змейку

не боится,

В нее он может

превратиться.

Вперед-назад,

вперед-назад,

Не напугает он ребят!


Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!


Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам!

Животные Севера и Жарких стран

Язычок подружился с лошадкой, но вместе они жить не могли. Лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга. В зоопарке у язычка появились новые знакомые. Самым большим был бегемот Боня. Он широко открывал рот и ждал какого – нибудь лакомства. Получив его , захлопывал огромную пасть и начинал жевать. Самой доброй и безобидной была змея. Она только на первый взгляд казалась страшной, особенно когда высовывала длинный и узкий язык. Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы:высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась дотянуться языком до носа, до подбородка. Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спинку. Для своих новых друзей язычок приносил лакомства (вкусное варенье). Они были очень рады (улыбка).



Встретились слонёнок, лягушонок и бегемотик и начали вместе играть на полянке. Потом к ним приползла змейка. Друзья сначала испугались и спрятались, но потом поняли, что змейка хочет с ними поиграть, и приняли её в свою компанию. Они стали качаться по очереди на качелях. Сначала слоник, потом лягушка, потом, бегемотик и змейка. Вдруг слоник посмотрел на часы и понял, что пора идти обедать. Он позвал друзей печь блины. Сначала замесили тесто, потом пекли блины на сковородке. Потом слоник угощал всех вкусным мороженым. А чтобы не заболело горлышко, слоник предложил попить горячий чай из чашечек. Наевшись, друзья пошли кататься на лошадках.



Мебель

Язычок делает ремонт.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем вторую дверь - зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение "Маляр".)

Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.)

После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)

Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы - упражнение "Забор".)

А. С. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика. - Москва, 2006









Транспорт

Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.

Светофор» (Сделать рупор, продержать под счет до 3, на счет4 – закрыть рот) 5 раз.

Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.

Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

Гудит пароход. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттяну назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.

Самосвал высыпает груз. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.



Как Язычок катался на велосипеде

(Н.В. Рыжова)


Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

Язычку на день рождения подари­ли велосипед. У него было два боль­ших колеса (облизать губы по часо­вой стрелке), блестящая рама (ши­роко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести:«З-з-з-з»).Язычок стоял перед велосипедом и ни­как не мог нарадоваться (улыбнуть­ся и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с дру­гой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз).

Первым делом Язычок решил наве­стить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, вы­сунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), поло­жил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал.

Быстро крутил педали Язычок (вра­щать языком по губам сначала по ча­совой стрелке, затем — против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать пооче­редно глаза).

Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбород­ку). Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями (от­крывать и закрывать рот), мимо ши­рокого пруда (открыть рот и удер­живать под счет до 5), мимо строй­ных берез (вытянуть узкий язык, тя­нуть вперед; повторить 5раз).

Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик ба­бушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще бы­стрее закрутил педали (вращать язы­ком по губам сначала справа налево, потом — слева направо).

На пороге домика Язычка ждала ба­бушка. Она широко улыбалась и ма­хала ему рукой (широко улыбнуть­ся, рот слегка приоткрыть, высу­нуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; по­вторить 5—6 раз). Язычок нажал на тормоза (произнести:«Ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед.

Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз). Ба­бушке очень понравились блинчики (вы­совывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5раз).

Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5),стройные березки (высу­нуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с рас­писными ставнями (открывать и за­крывать рот).

Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не за­метил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), по­том — другой (закрыть правый глаз), и он заснул.

Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пуши­стым одеяльцем (прикрыть язык верх­ней губой) и крепко поцеловала (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок!



Профессии

«Язычок музыкант»

Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось поиграть.

1.  Язычок играет на барабане — кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.

2.  Язычок играет на гармошке — улыбаемся, приоткрыть рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздеч­ку, — меха, удерживаем язык в каждом положении под счет от 3 до 9.

3. Язычок бренчит на балалаечке — приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, ста­раясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала производить медлен­ные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.

4. Дудочка Язычка играет — его дудочка молчит (губы вы­тянуть вперед дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудоч­ка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередо­вать 5—6 раз).

Вспомни, на каких музы­кальных инструментах на­учился играть наш Язычок? А на каких музыкальных ин­струментах умеешь играть ты?



Весна

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель ( цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их, то в  одну сторону, то в другую (часики). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.



Как Язычок гулял в лесу

(Н.В. Рыжова)


Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

Наступила весна, и в небе ярко за­светило солнышко (открыть рот, об­лизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться дере­вья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, вы­совывать узкий язык и прятать об­ратно в рот; повторить 8 раз). Звон­ко капает капель (улыбнуться, от­крыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и из­нутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).

Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку ку-ку», - куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.) «Д-д-д д-д-д», - стучал дятел по коре де­рева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», - быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в ве­сеннем лесу

Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть ши­рокий язык и удерживать под счет до 5).Сел Язычок на пенек (улыбнуть­ся, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево).

На полянке расцвело много под­снежников. Весенний ветерок (вдох­нуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) накло­нял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть снача­ла к левой щеке, потом - к правой; повторить 5 раз).Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она снача­ла кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повто­рить упражнение 5раз). Язычок дол­го любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.

Скоро тучи закрыли солнышко, и ста­ло темнеть (рот открыть и медлен­но закрыть; повторить 5 раз). Бабоч­ка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела вы­соко в небо.

Язычок слез с пенечка и поспе­шил домой к маме с красивым буке­том цветов.


Комнатные растения

Л.Тимощук

«Цветок»

[ц]

    Однажды коза зашла в сад и увидела длинный, тонкий, но крепкий стебелек. Вот такой.

(упр. «Иголочка»)

    Через несколько дней на стебельке появился бутон.

(упр. «Трубочка»)

    Бутон становился все больше и стал раскрываться.

(плотная трубочка переходит в широкую с выгнутыми во внешнюю сторону краями – губами)

    И вот в один прекрасный день бутон превратился в красивый цветок. Каждый его лепесток был выгнут: кончик лепестка опущен вниз, серединка приподнята.

(упр. «Сердитая кошечка»)

    Коза стала его нюхать: «Ах! Какой запах!»

(вдох носом, выдох ртом)



Рыбы

Мой город

«Язычок убирает свой домик»

Домик Язычка — это наш рот, там всегда «влажно» и при­ходится спать в мокрой по­стельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Убор­ку Язычок всегда начинает с проветривания.

1. Язычок проветривает до­мик — открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщатель­но протираем с наружной и внутренней стороны (соверша­ем соответствующие движе­ния языком), затем закрыва­ем поочередно зубы, губы (5—6 раз).

2.  Язычок маляр. Язычок красит потолок-нёбо, тщатель­но и крепко прижимая к нему
кисточку, как маляр; широ­ко открыв рот, двигаем по нёбу язык вперед-назад и из
стороны в сторону (5—10 раз).

3.  Язычок моет стены. Сте­ны-щеки в домике нашего. Язычка странные — они мо­гут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать на­дуть и сдуть щеки). Язычок
аккуратно протирает их во вре­мя уборки — язык совершает увлажнение сверху вниз, и
наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.

4.  Язычок моет полы — рот открыт, двигаем кончиком языка вперед-назад от оснований нижних резцов вглубь рта и обратно (5—6 раз).

Язычок плотник. На по­толке-нёбе есть маленькие бу­горки, которые называются альвеолы, это люстры в доми­ке Язычка. Наш хозяин при­бивает там гвоздики и прове­ряет, прочно ли висят люст­ры. Кончиком языка стучим по альвеолам: ды-ды-ды.

6.  Язычок проверяет, креп­кие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние
и нижние зубы плотно сжи­маются и разжимаются.

7.  Язычок, закончив убор­ку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем
под счет до 5 на нижней губе и дуем на него ветерком, не надувая щек.




Космос

Планета

(Н.А. Лукина)


- Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное уп­ражнение «Почистим зубки», или извест­ные всем логопедам упражнения «Маля­ры», «Вкусное варенье»); продуем турби­ны («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим под­готовку космонавтов (Упражнения из раз­ных комплексов).К полету готовы! Те­перь - в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубоч­ку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение - основа для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [...] (Автоматизация звуков).





Зимующие и перелётные птицы, Домашние птицы.

Л.Тимощук

«Птичка - невеличка»

[ш]

    Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнездышке. Вот  таком.

(упр. «Трубочка»)

    Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес.

(упр. «Лопаточка»)

    Когда шел дождь, она набирала дождевую воду в чашечку и пила ее.

(упр. «Чашечка»)

    Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие.

(упр. «Трубочка»)

    В гнездышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу и расширил дупло.

(упр. «Дятел»)

    Птичка добавила в гнездо веточек. Стало оно большим и удобным.




Кто поможет воробью

(Т.В. Рожкова)

Не слушался маленький воро­бышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, за­зевался и вывалился из него.

«Птенчик».

Испугался он, хотел обратно за­лететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

«Горка».

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Веселая змейка».

- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.

- Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, - но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

«Катушка».

Попрыгал кругом, да чем он по может? Услышала плач мама воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,

«Лошадка».

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помог­ло. Все горюют вместе, а приду­мать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.

«Барабанщик».

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребя­тишек, у них есть руки, и по де­ревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал во­робей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,

«Загнать мяч в ворота»,

Попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.



Насекомые

“Храбрый комар“

для пассивной артикуляционной гимнастики


Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.

Хоботок“.

А потом он весело улыбался себе.

Губы фиксируются двумя пальцами.

И всем насекомым, которые жили рядом с ним.

Губы фиксируются четырьмя пальцами.

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.

Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.

Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.

Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот.

Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами.

Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.

Веселая змейка“

А комар в ответ помахал своим чистым хоботком.

Язык выпячивается вперед.

С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.





“Загадочная бабочка“

к начальному комплексу артикуляционной гимнастики

при стертой форме дизартрии



Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.

Птенчик“

А бабочка ему говорит:

Явился в желтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: “Это что, про меня?"

А бабочка все свое:

Летом в болоте

Вы её найдете.

Зеленая квакушка

Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.

Улыбочка“

- А еще знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это…

- Слон! – закричал весело птенчик.

Хоботок“

- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.

- Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка загадала сразу новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

- Это про мою лопатку.











Лопатка“

Я отгадал. А еще знаешь? – спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.

Надуй шарик“

Они даже пошлепали свои язычки,

Непослушный язычок“

но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.










Расческа“

Затем друзья покачались на качелях.

Качели“

И не заметили, как время прошло.

- А что всегда идет, а с места не сходит? – спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.

Часики“

Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.





Трудолюбивая божья коровка

К комплексу упражнений для отработки звуков [ш] - [ж] - [щ] - [ч]

(Т.В. Рожкова)


Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось затучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка».

- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудно­стей, - сказало солнышко и по­дарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разгля­дывала, потом стала делать уп­ражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошле­пала его.

«Непослушный язычок».

И он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дожди­ком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка».

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

«Бублик»,

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка».

веселого маляра,

«Маляр».

грибок

«Грибок».

и даже гармошку.

«Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились чер­ненькие пятнышки.

- Божья коровка, пора ло­житься спать, - обратилось к нейсолнышко.

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье».

И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок».

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Мож­но было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленьки­ми и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто по­учиться, кто книжку посмотреть.




Прекрасная Обжорка“

к комплексу упражнений для отработки звуков [К] - [Г] - [Х]



ГусеничкаОбжорка все время хотела кушать. Она лопала все, что попадало в её поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.

Хоботок

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

Улыбочка“

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

- Ах, какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.

Лопатка“ и “Иголочка“

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

Почистим зубки“ и “Посчитаем нижние зубки“

Затем Обжорка немножко посердилась,

Киска сердится“

свернулась катушечкой и сладко уснула.

Катушка“

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

Качели“

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.










Школа

“Сказка о Кляксе“


Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям.

Язычок на

балкончике“

Почему? Да потому, что при её появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: “Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!" Кому же такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!

Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку в оранжевый цвет.







Маляр“

Но все, кто её видел, снова махали руками и кричали: “Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!"

"Язычок на

балкончике“

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку.

Маляр“

Но и это никто не оценил. Она снова услышала: “Какая огромная Клякса в синей юбке!" Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.

Спрячь конфетку“


Почистим зубки“

И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет.

Маляр“

Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: “Какая желтая Клякса! Как блин!"

Лопатка“

В это время пролетала Сова – мудрая голова.

Часики“

Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. “Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова. – Вы случайно не родственница Луны?" Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что её приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях.

Качели“



Лето

Как Язычок отдыхал на море

(Н.В. Рыжова)


Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

Закончились рабочие деньки, и Язы­чок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5),пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широ­кое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).

Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»).За окошком мелькали деревья (рот от­крыть, кончиком языка дотронуть­ся до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опу­стить и спокойно положить за ниж­ние зубы, рот открыт). Ласково све­тило солнышко (рот открыт, облизы­вать губы слева направо). Язычок слу­шал, как стучат колеса поезда (произ­носить медленно:«Т-д-т-д-т-д»).Со­всем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъ­ехал к станции и остановился (вдох­нуть носом и медленно выдохнуть:«Ш-ш-ш»).Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из ва­гона и быстро побежал на пляж (улыб­нуться, пощелкать языком).

Переодевшись в купальник и по­ставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махро­вом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык силь­но вытянуть и коснуться подбород­ка). Когда животик и спинка немно­го загорели, Язычок решил искупать­ся. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; по­вторить 5 раз). У Язычка были пре­восходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, бы­стро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).

На дне Язычок увидел черепаху, ла­комившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), ле­тучую рыбу (рот приоткрыт, высу­нуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высу­нуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5раз).

Во время отдыха Язычок успел по­кататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5),собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»). Скоро он сел в поезд и поехал домой (произ­носить: «Чух-чух. Ту-туу»).Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыб­нуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.



Используемая литература:


1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логосказки», «Логопедические игры и задания» («Каро» С.- П. 2004)

2. Домнина Г.Б. «Артикуляционные сказки – помощницы для младших дошкольников» (Журнал «Логопед» № 5, 2011)

3. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках» («ГНОМ и Д» М. 2008)

4. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в картинках» («ГНОМ и Д» М. 2010)

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

6. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.

7. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

8. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

9. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

10. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

11.Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!