СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно тематическое планирование по окружающему миру 4 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по оружающему миру для 4 класса Школа России

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование по окружающему миру 4 класс Школа России»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данное приложение к рабочей программе ООП НОО по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образовательной программы по литературному чтению (Москва «Просвещение» 2011г.) и программы по окружающему миру Плешаков А.А. «Окружающий мир»: Рабочие программы: 1-4 классы (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г), основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ №29, учебного плана МБОУ СОШ №29 на 2018-2019 учебный год и предназначено для изучения ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе общеобразовательной школы по УМК «Школа России».


В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №29 на изучение учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).


Цели обучения:

-  развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;


Задачи  обучения:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.


Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:


Учебник - Плешакова А. А. «Окружающий мир». 4 класс. М.: «Просвещение»2017г. в 2-х ч.

Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по технологии входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253.





Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:

 Личностных

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметных   

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметных  

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

- человек — часть природы и общества;

-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

-основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);

-группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

-группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

 съедобные и несъедобные грибы;

-взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

-правила гигиены; основы здорового образа жизни;

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

-потребности людей; товары и услуги;

-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-владеть элементарными приемами чтения карты;

-приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

     В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Формирование ИКТ- компетентности учащихся.

Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.

Учатся  готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.


Содержание учебного предмета, курса.

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.



Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время;  достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9ч + 2 ч резерв)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.  

Тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела, темы

Кол-во

часов

(всего)

                           из них  (количество часов)


  уроки

проверочные

работы

Тесто-вые

работы

работы по

развитию речи

Лабора-торные, практи-ческие

работы


экскурсии

1

Земля и человечество.


9

8


1




2

Природа России.


10

9


1




3

Родной край – часть большой страны.


13

8

1

1

1презентация

1проект

1

4

Страницы всемирной истории.


5

4


1




5

Страницы истории России.


20

18


1


1проект


6

Современная Россия.

9+2 резерв

6+2

1

1

1презентация



ИТОГО:

68

53+2

2


6

2

2

1



Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

В соответствии с новым ФГОС. (количество часов в неделю по учебному плану 2 час) 68 часов



Наименование раздела и тем уроков


Характеристика основных видов деятельности ученика


Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения



«ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» 9 ч


1

Мир глазами астронома

  • Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения; —

  • понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома;

  • работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

  • извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;

  • работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

03.09.2018 г.


2

Планеты солнечной системы

  • Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

  • на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;

  • различать планеты и их спутники;

  • работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;

  • практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

  • устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

  • работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);

  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

06.09


3

Звёздное небо — Великая книга Природы

  • Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

  • работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;

  • моделировать изучаемые созвездия;

  • определять направление на север по Полярной звезде;

  • выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

10.09


4

Мир глазами географа

  • Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

  • сравнивать глобус и карту полушарий;

  • находить условные знаки на карте полушарий; — обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

  • составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

  • извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13.09


5

Мир глазами историка

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

  • характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

  • обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

  • посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17.09


6

Когда и где?

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

  • обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

  • работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

20.09


7

Мир глазами эколога

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • рассказывать о мире с точки зрения эколога;

  • работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

  • знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;

  • находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24.09


8








Сокровища Земли под охраной человечества

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

  • различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

  • работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из международной Красной книги;

  • читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;

  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из международной Красной книги и готовить сообщения о них;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27.09


9

01.10


«ПРИРОДА РОССИИ» 11 ч.

10

Равнины и горы России

  • Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

  • работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

  • различать холмистые и плоские равнины;

  • характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;

  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

  • выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

  • работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

04.10


11

Моря, озёра и реки России

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

  • различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

  • характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

  • находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

  • работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;

  • готовить сочинения на тему урока;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

08.10


12

Природные зоны России

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;

  • устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;

  • находить на карте природных зон области высотной поясности;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11.10


13

Зона арктических пустынь

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;

  • выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;

  • работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;

  • рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

  • характеризовать зону арктических пустынь по плану;

  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15.10


14

Тундра

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;

  • выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;

  • работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;

  • рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

  • характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;

  • изготавливать макет участка тундры;

  • извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18.10


15

Леса России

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;

  • устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;

  • работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;

  • сравнивать природу тундры и лесных зон;

  • находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22.10


16

Лес и человек

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

  • обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

  • обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;

  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

  • совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;

  • характеризовать лесные зоны по плану;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25.10


17

Зона степей

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;

  • находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;

  • устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;

  • работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;

  • сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

  • обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;

  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

  • совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках;

  • характеризовать зону степей по плану;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

08.11


18

Пустыни

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

  • находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;

  • устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

  • работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;

  • сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

  • обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;

  • изготавливать макет участка пустыни;

  • характеризовать зону пустынь по плану;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12.11




19

У Чёрного моря



  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

  • устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;

  • работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;

  • обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья;

  • совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии в Дендрарий города Сочи, национальный парк «Сочинский», Никитский ботанический сад;

  • обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

  • работать с терминологическим словариком;

  • характеризовать зону субтропиков по плану;

15.11


20

Проверим себя и оценим свои достижения

19.11


«РОДНОЙ КРАЙ — ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» 13ч.

21

Наш край

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

  • характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

  • оценивать свои достижения на уроке

22.11


22

Поверхность нашего края

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;

  • обсуждать меры по охране поверхности своего края;

  • изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

  • работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27.11


23

Водные богатства нашего края

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

  • моделировать значение водных богатств в жизни людей;

  • выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;

  • обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

  • участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29.11


24

Наши подземные богатства

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

  • практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;

  • сравнивать изученные полезные ископаемые;

  • работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

  • извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

  • обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

03.12


25

Земля-кормилица

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

  • работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата

  • под ногами» из книги «Великан на поляне»;

  • извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

06.12


26

Жизнь леса

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;

  • рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;

  • моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

  • обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

  • характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

  • обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

  • работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

10.12


27

Жизнь луга

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

  • рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;

  • моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;

  • характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

  • сравнивать природные особенности леса и луга;

  • приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

  • обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;

  • составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

  • работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13.12


28

Жизнь в пресных водах

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

  • рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;

  • моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

  • характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

  • обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

  • извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию о пресноводных обитателях, о поведении людей и обсуждать её;

  • работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17.12


29



Экскурсии в природные сообщества родного края

  • Наблюдать объекты и явления природы;

  • определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

  • фиксировать результаты наблюдений;

  • сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

20.12


30

Растениеводство в нашем крае

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

  • работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

  • практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

  • различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);

  • работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24.12


31

Животноводство в нашем крае

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

  • работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;

  • различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

  • работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24.12


32

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

(Проверочная работа 1)

  • Выполнять тесты с выбором ответа;

  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

  • адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

27.12


33

Презентация проектов (по выбору)

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

  • интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

  • готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

  • готовить тексты сообщений;

  • выступать с сообщением в классе; — оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта

14.01.2019


«СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» 6 ч.

34

Начало истории человечества

  • Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

  • понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

  • определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

  • обсуждать роль огня и приручения животных;

  • анализировать иллюстрации учебника;

  • рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

  • понимать роль археологии в изучении первобытного мира;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17.01


35

Мир древности: далёкий и близкий

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;

  • находить на карте местоположение древних государств;

  • извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

  • обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять сходство и различия;

  • понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

  • понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21.01


36

Средние века: время рыцарей и замков


24.01


37

Новое время: встреча Европы и Америки

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

  • сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и Новое время;

  • прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

  • обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

  • выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

  • обсуждать роль Великих географических открытий в истории человечества;

  • характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

  • развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;

  • выполнять задания электронного приложения к учебнику;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28.01


38

Новейшее время: история продолжается сегодня

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

  • характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

  • характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

  • рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI вв.;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31.01


39

Проверим себя и оценим свои достижения

04.02


40

Жизнь древних славян

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • анализировать карту расселения племён древних славян;

  • выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

  • характеризовать верования древних славян;

  • моделировать древнеславянское жилище;

  • составлять план рассказа на материале учебника;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

07.02


41

Во времена Древней Руси

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;

  • характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;

  • отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

  • обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

  • анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11.02


42

Страна городов

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты древнего Киева и древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

  • сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

  • обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

  • развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

  • обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

  • характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14.02



43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

  • характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

  • выявлять роль летописей для изучения истории России;

  • характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

  • сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

  • обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

  • работать с терминологическим словариком;

18.02


44

Трудные времена на Русской земле

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

  • обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

  • описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

  • рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

  • находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

  • по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

  • высказывать своё отношение к личности Александра Невского;

  • работать с терминологическим словариком;

  • заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21.02



45

Русь расправляет крылья

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

  • рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

  • прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

  • обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25.02


46

Куликовская битва

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

  • составлять план рассказа о Куликовской битве;

  • рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

  • моделировать ход Куликовской битвы;

  • отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

  • обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

  • рассказывать о поединках богатырей;

  • заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

  • осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28.02


47

Иван Третий

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

  • описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;

  • обсуждать значение освобождения от ордынского ига;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

  • отмечать на «ленте времени» даты освобождения от ордынского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

04.03



48

Мастера печатных дел

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

  • на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;

  • сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

  • работать с терминологическим словариком;

  • развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

07.03.


49

Патриоты России

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

  • отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;

  • заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • работать с терминологическим словариком;

  • рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

  • осознавать роль борьбы за независимость в начале XVII века в истории России;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11.03



50

Пётр Великий

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

  • обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;

  • отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

  • находить на карте приобретения, города, основанные Петром I;

  • высказывать своё отношение к личности Петра Великого; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14.03



51

Михаил Васильевич Ломоносов

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;

  • прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву;

  • обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры;

  • отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

  • извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова;

  • высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18.03


52

Екатерина Великая

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой;

  • описывать достопримечательности Петербурга;

  • сравнивать положение разных слоёв российского общества;

  • рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;

  • прослеживать по карте рост территории государства;

  • рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове;

  • извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21.03



53

Отечественная война 1812 года

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

  • отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; —

  • заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

  • обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

  • обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

  • извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

01.04



54

Страницы истории ХIХ века

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

  • работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;

  • сопоставлять исторические источники;

  • извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

04.04


55

Россия вступает в ХХ век

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

  • составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану;

  • интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;

  • развивать воображение, составляя от лица журналиста начала ХХ века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

08.04



56

Страницы истории 1920—1930- х годов

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;

  • сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

  • сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

  • в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

  • знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей — в ходе внеурочной экскурсии);

  • прослушивать в записях песни 1930- х годов;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11.04


57





58

Великая Отечественная война и великая Победа

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

  • обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

  • встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

  • прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

  • делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

  • выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу;

  • собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе;

  • интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

  • готовить праздник ко Дню Победы;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15.04



59

Страна, открывшая путь в космос

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы

  • из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);

  • интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

  • прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина;

  • знакомиться с репродукциями картин космонавта А. А. Леонова на космическую тему;

  • интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

  • работать с электронным пособием;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18.04



60

Основной закон России и права человека

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

  • анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;

  • обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22.04





«СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ» 8 ч.

61

Мы — граждане России

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

  • различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;

  • следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

  • моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);

  • работать с терминологическим словариком;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25.04


62

Славные символы России

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;

  • знакомиться с Государственным флагом России, его историей, со Знаменем Победы;

  • выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;

  • обсуждать, зачем государству нужны символы;

  • моделировать символы своего класса, семьи;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29.04


63

Такие разные праздники

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

  • знакомиться с праздниками и памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;

  • выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;

  • рассказывать о своих любимых праздниках;

  • работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

06.05


64



Путешествие по России

  • Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

  • знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

  • совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

  • рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;

  • анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;

  • пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках

13.05


65



16.05

66

20.05

67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

  • Выполнять тесты с выбором ответа;

  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

  • адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

23.05


68

Презентация проектов (по выбору)

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

  • интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

  • готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

  • выступать с сообщением в классе

27.05




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


1. А.А. Плешаков. Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2011г.

2. А.А. Плешаков. Окружающий    мир.  Учебник. 4 класс. В 2-х частях.  - М.: Просвещение,2017 г.

3. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей,

    общественных явлениях).

4. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

5. А.А. Плешаков. Атлас - определитель «От земли до неба»

6. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки  по курсу «Окружающий мир», 4 класс. Москва. «ВАКО» 2013 г.

7. Сборник рабочих программ для начальных классов «Школа России» Москва,  «Просвещение», 2011г

8. Окружающий мир. КИМы 4 класс. И.Ф.Яценко. ООО «ВАКО»,2017 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!