№ | Тема | Характеристика деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата |
Как устроен мир - 6 ч. |
1.1 | Царства живой природы Ценность природы для людей. | -Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир». Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей. Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку. Работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
2.2 | Человек – часть природы. Внутренний мир человека. Подготовка к выполнению проекта. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека. Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
3.3 | Презентация проекта «Богатства отданные людям». | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете, -подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | 1 | |
4.4 | Человек - член общества. Семья, народ, государство как части общества. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества. Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества. Сопоставлять формы правления в государствах мира. Работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
5.5 | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль . | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы. Работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
6.6 | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу. Готовить сообщение о заповедниках и национальных парках. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
Практические работы – Экскурсии – Проверочные работы – |
Эта удивительная природа 18 часов |
7.1 | Вещество-это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Твердые, жидкие, газообразные вещества. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы». Классифицировать тела и вещества. Приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. Наблюдать опыт с растворением вещества. Высказывать предположения объясняющие результат опыта. Доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
8.2 | Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, крахмал, кислоты. Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах». | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы». Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам. Наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в группе, работать в паре. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
9.3 | Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана воздуха. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать схему с целью определения состава воздуха. Наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Высказывать предположения. Работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах, осуществлять самопроверку. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
10.4 | Вода. Значение воды для живых организмов. Практическая работа « Свойства воды». | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды. Проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
11.5 | Состояния воды, её распространение в природе. Круговорот воды в природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара. Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. Работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
12.6 | Значение воды для хозяйственной жизни человека. Охрана воды. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Наблюдать опыт фильтрация воды. Высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные. Доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам. Работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
13.7 | Почва, её состав. Практическая работа «Состав почвы» Значение почвы для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы. Анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
14.8. | Растения, их многообразие. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Классифицировать группы растений. Приводить примеры разнообразия растений. Работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
15.9 | Роль растений в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к растениям. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать процессы питания и дыхания растений. Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
16.10 | Размножение и развитие растений. Практическая работа «Распространение плодов» | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения - приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян -характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; -работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
17.11 | Охрана растительного мира. Отдельные представители Красной книги. Правила поведения в природе. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
18.12 | Животные, их разнообразие. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать группы животных -классифицировать животных из предложенного списка, - приводить примеры животных разных групп; - работать с электронным приложением к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
19.13 | Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать животных по типу питания. Приводить примеры животных по типу питании. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
20.14 | Экскурсия. Разнообразие природы родного края. Подготовка к выполнению проекта «Разнообразие природы родного края» | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Использовать полученный материал при подготовки к проекту. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
21.15 | Презентация проекта «Разнообразие природы родного края». | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
22.16 | Размножение и развитие животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать животных разных групп по способу размножения. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
23.17 | Охрана животного мира. Отдельные представители животных из Красной книги. Правила поведения в природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Обсуждать меры по охране животных. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
24.18 | Грибы, их разнообразие в природе и жизни людей. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Круговорот веществ. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать понятия строение шляпочных грибов. Классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Приводить примеры грибов-двойников. Наблюдать опыт. Характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители. Приводить примеры круговорота веществ. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
Практические работы – 4 Экскурсии – 1 Проверочные работы – |
Мы и наше здоровье 10 часов |
25.1 | Системы органов (нервная, пищеварительная, кровеносная). Практическая работа «Измерение роста и массы тела человека» | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать системы органов тела. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, -практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека. Работать с терминологическим словарём. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
26.2 | Органы чувств. Их роль в жизнедеятельности человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Формулировать правила гигиены органов чувств. Работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовит рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. Работать с терминологическим словарём. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
27.3 | Кожа. Практическая работа «Свойства кожи» Гигиена кожных покровов. Первая помощь при лёгких травмах. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать средства гигиены и уход за кожей. Формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи. Работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. Работать с терминологическим словарём. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
28.4 | Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
29.5 | Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Практическая работа « Содержание питательных веществ в продуктах». Подготовка к выполнению проекта «Школа кулинаров». | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения. Моделировать строение пищеварительной системы. Приводить примеры правильного питания -составлять меню здорового питания. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
30.6 | Дыхательная и кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма. Практическая работа «Измерение частоты пульса» | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме. Доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы. Работать в паре. Практическая работа: измерять пульс на запястье и посчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. Работать с терминологическим словарём. Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
31.7 | Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Инфекционные болезни и аллергия. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы закаливания, - приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку, -работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
32.8 | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать понятие ЗОЖ. Формулировать правила ЗОЖ. Приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
33.9 | Презентация проектов «Школа кулинаров» | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения. | 1 | |
34.10 | Проверочная работа по итогам первого полугодия. | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность работы | 1 | |
Экскурсии – Практические работы – 4 Проверочные работы - 1 |
Наша безопасность 7 часов |
35.1 | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. Наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей, соседей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
36.2 | Правила безопасного поведения на дрогах. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах. Работать в группе: изучать по материалам учебника правила поведении на улице и в транспорте, готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения в ходе ролевой игры. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
37.3 | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Подготовка к проекту «Кто нас защищает». | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Классифицировать дорожные знаки. Моделировать в виде схемы безопасный путь в школу. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
38.4 | Презентация проекта «Кто нас защищает». Встреча с представителями правоохранительных органов, военнослужащих. | Интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | 1 | |
39.5 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциально опасные места в доме и вне его. Работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
0.6 | Правила безопасного поведения в природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать опасности природного характера. Находить в атласе-определите информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
41.7 | Экологическая безопасность. Практическая работа «Устройство и использование бытового фильтра» | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
Экскурсии – Практические работы – 1 Проверочные работы - |
Чему учит экономика 12 часов |
42.1 | Потребности людей. Товары и услуги. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Раскрывать понятия «экономика», «товары», «услуги». Различать товары и услуги. Работать со взрослыми: прослеживать какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
43.2 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства. Работать с терминологическим словариком. Раскрыть роль науки в экономическом развитии. Работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике. Работать в паре. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
44.3 | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Практическая работа «Изучение свойств полезных ископаемых» | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых(шахты, карьеры, нефтяные вышки). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
45.4 | Растениеводство. Практическая работа «Название и краткая характеристика на основе наблюдений» | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
46.5 | Животноводство. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Работать с терминологическим словариком. Выявлять связь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
47.6 | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. Подготовка к выполнению проекта. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
48.7 | Презентация проекта «Экономика родного края». | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике своего края (города, села); -оформлять собранные материалы в виде стенгазеты, фотовыставки, альбома и т.д. -коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края» - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | 1 | |
49.8 | Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Практическая работа «Рассматривание и сравнение монет России» | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать виды обмена товарами( бартер и купля-продажа). Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран. Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
50.9 | Государственный бюджет. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Работать с терминологическим словариком. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
51.10 | Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
52.11 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Моделировать экологические прогнозы. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
53.12 | Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества. | 1 | |
Экскурсии – Практические работы – 3 Проверочные работы - |
Путешествия по городам и странам 15 часов |
54.1 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца: Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, их достопримечательности. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе Золотого кольца. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
55.2 | Города Золотого кольца России: Ярославль, Кострома, их достопримечательности. | 1 | |
56.3 | Города Золотого кольца России: Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. Подготовка к выполнению проекта. | 1 | |
57.4 | Проект «Музей путешествий» | В ходе выполнения проекта дети учатся: -собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.) - оформлять экспозицию музея; -готовить сообщения (экскурсии по музею); -презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | 1 | |
58.5 | Государства, граничащие с Россией, их столицы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
59.6 | На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , местоположение на карте, их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и достопримечательности. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 | |
60.7 | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), местоположение на карте ,их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран Бельгии, Голландии, Люксембурга. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
61.8 | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, местоположение на карте, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран по фотографиям. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
62.9 | Знакомство с Францией, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции(каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги. Описывать по фотографиям достопримечательности Франции. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять. Какие товары поступают из Франции. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о стране. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
63.10 | Знакомство с Великобританией, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании(каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги. Описывать по фотографиям достопримечательности Великобритании. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о стране. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
64.11 | На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии(каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги. Описывать по фотографиям достопримечательности Греции и Италии. Составлять вопросы для викторины о Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
65.12 | Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; -обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. В дополнительной литературе и Интернете находить материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
66.13 | Проверочная работа по итогам второго полугодия. | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность\ неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | | |
67.14 | Экскурсия в музей истории города Кургана. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Узнавать достопримечательности родного города. В дополнительной литературе и Интернете находить материал о достопримечательностях и памятных местах города Кургана, готовить сообщения. | | |
68.15 | Экскурсия по городу Кургану: достопримечательности и памятные места. | | |
Экскурсии – 2 Проверочные работы – 1 Практические работы - |