№ п/п | Название темы урока | Коли чество часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Результаты обучения УУД | Практические работы | Формы контроля | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) | Примечание |
Введение |
1 | Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» | 1 | Вводный урок изучения нового материала. | Материки, части света, острова, их происхождение, океаны. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | | Устный | | | |
2 | Как люди открывали мир | 1 | Исследование | Основные этапы накопления знаний о Земле. | Самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения | | Устный | 4-7.09 | | |
3 | Методы географических исследований и источники знаний. Географические карты. Входной контроль | 1 | Исследование | Методы географических исследований. Различия карт по охвату территории, масштабу, содержанию. | Обеспечиватьуспешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам, формировать картину мира и компетентности в любой предметной области познания, создать условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, для формирования компетентности "научить учиться" | | Письменный | | | |
Главные особенности природы Земли |
Литосфера и рельеф |
4 | Литосфера | 1 | Открытие | Материковая и океаническая земная кора. Гипотеза литосферных плит. Сейсмические пояса. Платформы и складчатости. Тихоокеанское огненное кольцо. | Умение структурировать знания; - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | | | 11-14.09 | | |
5 | Рельеф Земли | 1 | Исследование | Закономерности размещения крупных форм рельефа. Рельеф-результат взаимодействия внутренних и внешних процессов. Соответствие строения земной коры и рельефа. | Установление причинно-следственных связей ,построение логической цепи рассуждений, доказательств; | Анализ карт атласа «Строение земной коры» | Устный | | | |
|
6 | Климатообразующие факторы | 1 | Открытие | Роль атмосферы. Понятие «климат». Климатические карты. Зависимость климата от поступления солнечной энергии. Распределение температур, давления, осадков. Типы воздушных масс и их движение. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт. | умение структурировать знания; - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | | Устный | 18-21.09 | | |
7 | Климатические пояса мира | 1 | Исследование | Анализ карт атласа «Климатические пояса мира» | Устный | | | |
Гидросфера |
8 | Мировой океан- основная часть гидросферы | 1 | Исследование | Части гидросферы; Мировой океан, ледники, воды суши. Методы изучения морских глубин; температуры и соленость вод Мирового океана. Стихийные явления. Мировой круговорот воды в природе. Минеральные и органические ресурсы Мирового океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты и каналы. Течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Канарское, Северное и Южное пассатное, Западных ветров, Бенгельское. | смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | | | | | |
9 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | 1 | Комбинированный | Анализ карт атласа «Карты океанов, течения» | | 25-28.09 | | |
Географическая оболочка |
10 | Свойства и особенности строения географической оболочки | 1 | Открытие | Разнообразие растительного и животного мира. Особенности распространения живых организмов на суши и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. | установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений, доказательств; - выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств. | | | | | |
11 | Закономерности географической оболочки | 1 | Объяснение | | | 2-5.10 | | |
12 | Географическая зональность | 1 | Объяснение | Анализ карт атласа «Карта природных зон мира» | | | | |
|
13 | Численность населения и размещение людей на Земле | 1 | Исследование | Разнообразие народов на Земле. Особенности их размещения. Народы, религии и их размещение. Виды хозяйственной деятельности человека. Население городов и сельской местности | Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); - умение структурировать знания; | | | 9-12.10 | | |
14 | Народы и религии мира | 1 | Открытие | | | | | |
15 | Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население | 1 | Практикум | | | 16-19.10 | | |
|
16 | Географическое положение. История исследования | 1 | Открытие | ФГП и размеры материка. Береговая линия. Исследования зарубежными и русскими учеными (Ливингстон, Вавилов). Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, п-ов Сомали, Мадагаскар. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; | « Определение координат крайних точек и географического положения материка» | | | | |
|
17 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | Исследование | Рельеф: равнины, горы, нагорья. Разломы земной коры. Размещение главных месторождений полезных ископаемых. Номенклатура: вулкан Килиманджаро, г. Атлас, Капские г, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье. | - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | «Обозначение крупных форм рельефа» | Устный | 23-26.10 | | |
18 | Климат | 1 | Исследование | Африка - самый жаркий материк Земли. Климатические пояса и типы погоды. Различия климатических поясов северного и южного полушарий. | постановка и формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | | Устный | | | |
19 | Внутренние воды | 1 | Путешествие | Основные речные бассейны. Крупные речные системы и озера, их роль в природе и значение для человека. Зависимость рек и озер от климата, тектоники, рельефа. Реки: Конго, Нигер, Замбези. Озера: Чад, Виктория, Танганьика, Ньяса, водопад Виктория | постановка и формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | «Характеристика реки» | Устный | 6-9.10 | | |
20 | Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. | 1 | Уроки-путешествия | Особенности проявления на материке широтной и высотной зональности. Природные зоны. Изменение природы в результате деятельности. Опасные явления природы. Заповедники и национальные парки. | подведение под понятия, распознавание объектов; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств; | | Устный | | | |
21 | Тропические пустыни. Влияние человека на природу | 1 | | Устный | 13-16.11 | | |
Народы и страны |
22 | Население и политическая карта | 1 | Исследование | Население и политическая карта. Зависимость размещения населения от исторических и природных факторов. Колониальное прошлое материка. Современная политическая карта Африки. Основные объекты природного и культурного наследия человечества | постановка и формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | | Устный | | | |
23 | Страны Северной Африки | 1 | Уроки- путешествия, по карте и интерактивные | Общая характеристика стран и крупных регионов. Описание Алжира, Нигерии, Эфиопии, ЮАР (Кении, Гвинеи, Заира). Страна-столица Алжир - Алжир, Нигерия - Лагос, Эфиопия - Аддис-Абеба, ЮАР - Претория | | Устный | 20-23.11 | | |
24 | Страны Судана и Центральной Африки | 1 | | Устный | | | |
25 | Страны Восточной Африки | 1 | | Устный | 27-30.11 | | |
26 | Страны Южной Африки | 1 | | Тестовый | | | |
Австралия и Океания |
27 | Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые | 1 | Открытие | Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые. Номенклатура: о.Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, пролив Дрейка, Тасманов пролив. | Самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | «Сравнение географического положения Австралии и Африки» | Устный | 4-7.12 | | |
28 | Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны | 1 | Исследование | Климат, внутренние воды, органический мир, его своеобразие. Природные богатства. Изменение природы человеком и современные ландшафты. Номенклатура: р.Муррейр, р.Дарлинг, р. Куперс-крик, оз. Эйр. | | Устный | | | |
29 | Австралийский Союз | 1 | Объяснение | Население, его размещение. Виды хозяйственной деятельности. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. | | | Устный | 11-14.12 | | |
30 | Океания | 1 | Исследование | ФГП, происхождение основных островов. Заселение и современные народы. | Самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | | Устный | | | |
Южная Америка |
31 | Географическое положение. История открытия и исследования. | 1 | Открытие | ФГП и размеры материка, его сравнение с Африкой. Из истории открытия и исследования Южной Америки (Гумбольдт, Вавилов). Номенклатура: Панамский перешеек и канал, архипелаг Огненная Земля, Магелланов пролив. | Самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | | Тестовый | 18-21.12 | | |
Природа материка |
32 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | Практикум | Строение и рельеф (в сравнении с Африкой). Вулканы и землетрясения. Размещение полезных ископаемых. Номенклатура: Бразильское и Гвианское плоскогорья, Амазонская, Оринокская, Ла-Платская низменности, г. Анды, Аконкагуа, влк. Чимборасо. | | | Устный | 25-28.12 | | |
33 | Климат Ю. Америки | 1 | Открытие | Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типы климата. Внутренние воды. Основные речные системы: р. Амазонка, Ла-Плата, Ориноко, оз. Титикака, водопад Игуасу. | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; | | Устный | | | |
34 | Внутренние воды | 1 | Исследование | формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; | | Устный | 8-11.01 | | |
35 | Природные зоны. Изменение природы человеком | 1 | Объяснение | Своеобразие органического мира материка. Проявление широтной зональности высотной поясности. Изменение природы материка. Опасные явления природы. | Целеполагание, Планирование, Прогнозирование, Контроль,коррекция, оценка | | Устный | | | |
Народы и страны |
36 | Население и политическая карта | 1 | Исследование | Население и политическая карта. Народы материка: происхождение, современное население. Основные черты природы, населения и хозяйства в Бразилии, Аргентине, Перу. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. | понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества; | «Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка». | Устный | 15-18.01 | | |
37 | Страны востока материка. Бразилия. Аргентина | 1 | Урок путешествие | Устный | | | |
38 | Андские страны | 1 | Тестовый | 22-25.01 | | |
Антарктида |
39 | Географическое положение. Открытие и исследование. Природа | 1 | Открытие | Антарктида и Антарктика. ФГП материка, история открытия. Современные исследования, их значение. Международное сотрудничество в изучении Антарктики. Природа Антарктиды, ее океанические воды и льды. Лед Антарктиды. Климат. Животный и растительный мир. Природные богатства Антарктики. | Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | | Устный | | | |
Океаны |
40 | Северный Ледовитый океан | 1 | Уроки- исследования | Географическое положение, границы, размеры. Изрезанность береговой линии, моря, заливы. Глубины и рельеф дна, острова, их происхождение. Влияние климата на температуру и соленость поверхностных вод. Течения. Природные богатства, их использование человеком. Охрана от загрязнения и истощения. Современные исследования. | умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | | Устный | 29-1.02 | | |
41 | Тихий и Индийский океан | 1 | | Устный | | | |
42 | Атлантический океан | 1 | | Устный | 5-8.02 | | |
Северная Америка |
43 | Географическое положение. История открытия и исследования. | 1 | Открытие | ФГП и рельеф. Океаны и моря у берегов Северной Америки, их влияние на природу материка | умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе | | Устный | | | |
Природа материка |
44 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | Исследование | Строение поверхности материка и его сравнение с Южной Америкой. Роль древнего оледенения в формировании рельефа. Вулканы и землетрясения. Полезные ископаемые Кордильер и восточной части материка. | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; | | Тестовый | 12-15.02 | | |
45 | Климат. Внутренние воды. | 1 | Исследование | Климатообразующие факторы. Климатические пояса и типы погод. Внутренние воды. Основные озерные и речные системы: р. Миссисипи, Миссури, Маккензи, Юкон, Колорадо, Ниагара, Ниагарский вдп., оз. Виннипег Большое Соленое озеро, Великие Североамериканское озер. | Сформированность познавательных мотивов, интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу | Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. | Устный | 19-22.02 | | |
46 | Природные зоны. Изменение природы человеком | 1 | Объяснение | Природные зоны. Особенности проявления зональности. Характеристика тундры, тайги, степи. Изменение природы под влиянием деятельности человека в разных частях материка. Охрана природы. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности. | | Тестовый | | | |
Народы и страны |
47 | Население и политическая карта. Канада | 1 | Практикум | Население и политическая карта. Народы материка. Основные черты природы, населения и хозяйства в Канаде, США, Мексике, Кубе. Канада - Оттава, США - Нью-Йорк Мексика - Мехико, Куба – Гавана. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. | Извлекать информацию, из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое). Н - по указанию учителя, П- самостоятельно, а также овладевать гибким чтением; сопоставлять и отбирать информацию, из различных источников | | Устный | 26-1.03 | | |
48 | Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка | 1 | конференция | Устный | | | |
Евразия |
49 | Географическое положение. История открытия и исследования. | 1 | Открытие | Евразия - величайший массив суши. ФГП, размеры материка. Океаны и моря у берегов Евразии, их влияние на природу. История исследования Центральной Азии (Пржевальский, Козлов, Семенов-Тян-Шанский) Номенклатура: П-ова: Таймыр, Чукотский Индостан, Малая Азия, Пиренейский, Корейский, Индокитай, Аппенинский, Балканский, Малакка. Моря: Баренцево, Северное Японское. Заливы: Финский, Персидский. Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы. Острова: Новая Земля, Японские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские, Сахалин. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | | Тестовый | 5-8.03 | | |
Природа материка |
50 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | исследование | Рельеф Евразии и его отличие от рельефа других материков. Древнее оледенение. Сейсмические области, равнины, горы, нагорья. Размещение месторождений полезных ископаемых. Номенклатура: равнины: Великая Китайская, Туранская, пл. Декан, Тибет Иранское нагорье; горы: Пиренеи, Альпы, Карпаты, Тянь-Шань, Алтай, Эльбрус влк Кракатау, Фудзияма. | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Включает следующие компо¬ненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. Оценка выполняет функцию предоставления сведений учащемуся об успешнос¬ти его учебной деятельности. | Устный | | 12-15.03 | | |
51 | Климат | 1 | исследование | Климатообразующие факторы их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типы погод. | Постановка практических задач, умение работать с атласами, контурными картами, анализ картограмм, умение работать с учебниками и в группах | | Тестовый | | | |
52 | Внутренние воды | 1 | комбинированный | Распределение внутренних вод. Территории внутреннего стока. Крупнейшие речные и озерные системы. Основные типы питания и режима рек. Изменение состояния водоемов под влиянием деятельности человека. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Енисей, Сырдарья, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Висла, Сена, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Меконг. Озера: Аральское Женевское, Севан, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата | | Письменный | 19-22.03 | | |
53 | Природные зоны | 1 | Исследование | Природные зоны Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Высотная зональность в Альпах и Гималаях. Антропогенные изменения. Современные ландшафты, опасные природные явления. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности. | | Письменный | | | |
Население и страны |
54 | Население и политическая карта | 1 | Практикум | Население и политическая карта. Народы материка. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Главные особенности природы, населения и его хозяйственной деятельности в отдельных странах крупных регионов. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. | умение заменять термины их определениями; умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления). | | Устный | 2-5.04 | | |
55 | Страны Северной Европы | 1 | Практикум. | | Устный | | | |
56 | Страны Западной Европы | 1 | Путешествие. | Устный | 9-12.04 | | |
57 | Страны Восточной Европы | 1 | Комбиниро- | Устный | | | |
58 | Украина | 1 | ванный. | | Устный | 16-19.04 | | |
59 | Страны Южной Европы. Италия | 1 | Практикум. | | Устный | | | |
60 | Страны Юго-Западной Азии | 1 | Путешествие. | | Устный | 23-26.05 | | |
61 | Страны Центральной Азии | 1 | Лекция. | | | | | |
62 | Страны Восточной Азии. Китай | 1 | Путешествие | | Устный | 30-3.05 | | |
63 | Япония | 1 | Практикум. | | Устный | | | |
64 | Страны Южной Азии. Индия. | 1 | Урок-конференция. | | Устный | 7-10.05 | | |
65 | Страны Юго-Восточной Азии. | 1 | ОбобщающиУстныйй. | | Устный | | | |
66 | Индонезия | 1 | Комбиниро- | | Письменный | 14-17.05 | | |
Земля-наш дом |
67 | Взаимодействие человеческого общества и природы | 1 | комбинированный | Географическая оболочка, ее свойства и части, взаимосвязь между ними. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. | 1. Способность строить понятные для собеседника высказывания. 2. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. 3. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). | | Устный | | | |
68 | Уроки жизни. Сохранить окружающую природу | 1 | Эссе | | Устный | | | |
69 | Обобщающее повторение | | | | | | Письменно | 21-24.05 | | |
70 | Подведение итогов | | | | | | | 28-31.05 | | |