СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по естествознанию 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по естествознанию 11 класс»


Календарно – тематическое планирование.

Естествознание 11 класс (136 часов)


урока

Тема урока

Основные понятия

Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата

Повторение курса 10 класса (10 часов)

1-2

Многообразие

естественного мира: мегамир, макромир, микромир


Вселенная, галактики, звезды, солнечная система: основные понятия и законы движения небесных тел.

Земля, ее строение и геологические оболочки.

Понятие о микромире и наномире.

Видеофрагменты и слайды по теме урока, таблицы.

Давать определения важнейшим понятиям и закономерностям движения небесныхтел.

Характеризоватьлитосферу, гидросферу,атмосферу.

Предлагать способы и модели изучения мега-, макро- и

микромиров.

1) Рассмотреть какое-либо весеннее, летнее или зимнее природное явление по плану, предложенному на уроке (явление листопада). 2) Доказать, что современному специалисту в любой профессиональной области невозможно обойтись без естественно-научных знаний


3 - 4

Биосфера. Уровни организации жизни на Земле.

Биосфера и ее границы. Молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации жизни на Земле.

Экологические системы: основные понятия (цепи питания, пищевые пирамиды, экологические факторы).

Видеофрагменты и слайды по теме урока, таблицы.

Описывать биосферу и ее границы. Характеризовать химическую организацию клетки и биологические функции белков,

жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.

Сравнивать клетки растений, животных и бактерий. Структурировать экологические системы.

Характеризовать основные понятия экологии: цепи питания, пищевые пирамиды, экологические факторы – абиотические,

биотические и антропогенные.

Повторение, подготовится к семинару


5

Семинар «Антропогенные факторы: влияние на экосистемы»

Сообщения учащихся на тему «Антропогенные факторы». Обсуждение проблем и пути решения

Показать положительную и отрицательную роль антропогенных факторов для окружающей среды.

Повторение


6-7

Основные положения

синтетической теории эволюции

Естественный отбор и его формы. Мутации и их классификация.

Макро- и макроэволюция

Видеофрагменты и слайды по теме урока, таблицы.

Определять вклад отдельных биологических наук (дарвинизма, генетики, экологии) в

синтетическую теорию эволюции:

Характеризовать основные положения этой теории.

Различать формы естественного отбора, типы мутаций, а также

Макро- и микроэволюцию.

Повторение.

Оформление схемы «Логическая структура дарвинизма» в виде презентации. На ее основе раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.


8

Элементы термодинамики и теории относительности

Начала термодинамики.

Элементы теории относительности.

Видеофрагменты и слайды по теме урока, таблицы.


Характеризовать три начала термодинамики и их применимость к живым системам.

Различать понятия

«пространство» и «время» как в свете классической механики

Ньютона, так и в свете СТО и ОТО Эйнштейна.


Повторение


9

Обобщение тем за 10 класс

Обобщение основных сведений по конкретной проблематике, выделение и характеристика важнейших понятий, законов и теорий.

Повторение пройденного материала

Повторение


10

Контрольная работа №1. «Повторение основных законов, понятий и теорий за 10 класс»

Повторение основных законов, понятий и теорий курса 10-го класса

Анализ собственных достижений в познании естествознания и методов его познания. Анализ результатов контрольной работы и определение путей достижения желаемого уровня успешности.


Повторение


Микромир. Атомы. Вещества (64 часа)

11 - 12

Основные сведения о строении атома(1)

Эволюция представлений о строении атома. Модели строения атомов Дж. Томсона и Э.Резерфорда.

Постулаты квантовой теории Н.Бора.

Протонно-нейтронная теория строения атомного ядра Д. Иваненко и В. Гейзенберга.

Изотопы.

Электронная оболочка атома. Энергетические уровни. Понятие об электронномоблаке. Видеофрагменты и слайды по теме урока, таблицы.

Приводить доказательства сложного строенияатома.

Описывать модели строения

атома Дж. Томсона, Э. Резерфорда и Н.Бора и анализировать их

состоятельность.

Характеризовать важнейшие элементарные частицы,

образующие атом (протоны, нейтроны и электроны);

корпускулярно-волновой дуализм электронов.

Переводить информацию о строении атома, отраженную с помощью символики

периодической системыв

электронные формулы химических элементов. Устанавливать взаимосвязь между массой атомного ядра и его зарядом на примереизотопов.


§ 1, стр. 4-7


13

Основные сведения о строении атома(2)

§ 1, стр. 7 – 10.

Выполнить задания к § 1.


14

Урок - практикум

Электронная оболочка атома.

Характеризовать строение электронной оболочки атомов и их электронные слои или энергетическиеуровни.

Решить задания с раздаточного материала


15

Урок - практикум

Изучение фотографий треков заряженных частиц

Изучать фотографии треков

заряженных частиц, анализировать их, делать выводы и

интерпретировать их

Повторение


16 - 17

Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Периодического закона

Предпосылки открытия периодического закона. Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодичность в изменении свойств химических элементов и их соединений.

Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Современные представления о причинах периодического изменения свойств химических элементов и их соединений.

Современная формулировка периодического закона.

Периодическая система химических элементов, как графическое отображение периодического закона. Структура

периодической таблицы. Периоды (большие и малые) и группы (главные и побочные).

Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.


Характеризовать общие предпосылкистановления

естественнонаучной теории на примере периодического закона.

Раскрывать эволюцию

первоначальных и современных представлений естественнонаучной теории на примере трех

формулировок периодического закона.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и их представлениемв

пространственно-графической или знаково-символическойформе. Прогнозировать свойства химических элементов и их соединений на основе

периодической системы Д.И. Менделеева. Конструировать периодическую таблицу химических элементов с

использованием карточек.

Даватьхарактеристику

элементов малых периодов по их положению в периодической

системе Д.И.Менделеева.

Различать виды классификации: естественную и искусственную.

Выполнять прямое дедуктивное доказательство для периодического

закона на примере открытия галлия, скандия и германия.

Характеризовать вклад периодического закона и периодической системы

химических элементов Д. И. Менделеева в развитие науки и понимание химической картины

мира.

§ 2, стр.11-16. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Д.  И.  Менделеева.

Приготовить 20 карточек размером 6 × 20 см для элементов № 1—20 для моделирования Периодической системы. На каждой карточке указать химический символ элемента, его название, относительную атомную массу, формулу высшего оксида, его характер и название, формулу высшего гидроксида (кислоты, основания или амфотерного гидроксида), его характер и название, формулу летучего водородного соединения (для неметалла).


18

Урок - практикум

Конструирование периодической таблицы химических элементов с использованием карточек.

Повторение


19 - 20

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Прогностическая сила и значение

периодического закона и периодической системы.

Значение периодического закона и периодической системы химических

элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Портреты первооткрывателей галлия, скандия и германия: Л. Буабодрана, Л. Нильсона, К. Винклера

§ 2,стр.16-18


21- 22

Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

Раскрыть значение Периодического закона и Периодической системы Д.  И.  Менделеева для развития науки и понимания естественно-научной картины мира; развивать чувство гордости за отечественную науку и ее выдающихся представителей.

§ 2 до конца. Выполнить задания к параграфу


23

Благородные газы

Благородные газы, причина их существования в атомарном состоянии.


Объяснять инертные свойства

благородных газов особенностями строения их атома.

Устанавливать соответствие между свойствами благородных газов и их практическим применением.

§ 3 до слов «Атомы всех других элементов…». Подготовить краткие сообщения о соединениях с ионным типом связи - хлориде натрия, карбонате кальция, фосфате кальция по плану: а) название; б) формула; в) распространение в природе; г) области применения. Подготовится у семинару «Применение благородных газов»


24

Семинарпо теме «Применение благородных газов»

Применение благородных газов.

Видеофрагменты с неоновой рекламой и аргоновой сваркой, дирижаблей и воздушных шаров, заполненных гелием.

Фотографии бальнеологической радоновой ванны.

Повторение


25 - 26

Ионная химическая связь

Ионы и их классификация: по заряду (анионы и катионы), по составу (простые и сложные). Схема образования ионной связи.

Ионные кристаллические решетки.

Хлорид натрия – типичный представитель соединений с ионным типом связи.

Модель кристаллической решетки хлорида натрия.

Образцы минералов и веществ с ионным типом связи: оксида кальция, различных

солей, твердых щелочей, галита, кальцита.

Характеризовать ионную связь как связь, возникающую путем отдачи или приема электронов.

Классифицировать ионы по

разным основаниям. Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом

кристаллической решетки и

физическими свойствами веществ

§ 3 до конца.

Подготовить краткие сообщения о соединениях с ковалентным типом связи - молекулярного строения (углекислый газ, йод) и атомного строения (алмаз, графит, кварц, горный хрусталь, рубин, сапфир) по плану: а) название; б) формула; в) распространение в природе; г) области применения


27-28

Ковалентная химическая связь.

Ковалентная связь как связь,

возникающая за счет образования общих электронных пар путем перекрывания электронных орбиталей.

Кратность ковалентной связи.

Обменные и донорно-акцепторные

механизмы образования ковалентной связи.

Электроотрицательность (ЭО).

Классификация ковалентных связей: по ЭО (полярная и неполярная). Диполи.

Кристаллические решетки для веществ этим типом связи: молекулярные и атомные. Модели молекулярных кристаллических решеток (йода, углекислого газа) и атомных (алмаза, графита)

Демонстрация веществ с ковалентным типом химической связи.

Характеризовать ковалентную связь как связь, возникающая за счет образования общих

электронных пар путем

перекрывания электронных орбиталей.

Классифицировать ковалентные связи по разным основаниям.

Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки.

§ 4, задания с раздаточного материала


29

Металлы и сплавы. Металлическая химическая связь.

Общие физические свойства металлов: электропроводность, прочность, теплопроводность, металлический блеск, пластичность.

Сплавы черные и цветные. Сталь, чугун.

Латунь, бронза, мельхиор.

Металлическая связь. Зависимость электропроводности металлов от температуры.

Коллекция металлов. Коллекция сплавов.

Характеризовать металлическую связь как связь между атом-ионами в металлах и сплавах посредством обобществленных валентных электронов.

Классифицировать металлы по разнымоснованиям

Объяснять единую природу химических связей.

Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами веществ

§ 5, выполнить задания к параграфу


30

Урок - практикум

Ознакомление с коллекциями металлов и сплавов.

Повторение


31

Молекулярно- кинетическая теория.

Основные положения молекулярно - кинетической теории. Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа. Диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания

Диффузия перманганата калия или сульфата меди в воде.

Характеризовать эволюцию становления такой

фундаментальной

естественнонаучной теории, как молекулярно-кинетическая и ее основные положения.

Аргументировать эту теорию на основе изученных в основной школе газовых законов Бойля- Мариотта, Шарля и Гей-Люссака.

Раскрывать роль моделирования (абсолютно упругие столкновения, идеальный газ) в становлении

Естественно - научной теории.

Описывать агрегатные

состояния веществ и взаимные переходы между ними.

Подтверждать теоретические положения экспериментально.

§ 6 стр. 39-42,


32

Урок - практикум

Броуновское движение частиц туши или цветочной пыльцы в воде

Повторение


33

Урок - практикум «Газовые законы и уравнения состояния идеального газа»

Решение задач

Решение химических уравнений.

Решить оставшиеся задачи


34

Проверочная работа

Контроль знаний

Умение систематизировать полученные знания.

Повторение


35-36

Агрегатные

состояния веществ

Газообразное состояние.

Закон Авогадро и следствия из него. Молярный объем газов при нормальных условиях.

Жидкое состояние веществ. Текучесть. Твердое состояние вещества.

Кристаллические решетки разных типов для твердого состояния вещества.

Понятие о плазме. Высоко- и низкотемпературная плазмы и их применение.

Взаимные переходы между агрегатными состояниями веществ.

Приборы на основе низкотемпературной плазмы (газовые лазеры, плазменные панели телевизоров и т.д.)


Характеризовать твердое, жидкое и газообразное состояние веществ, а также взаимные переходы между ними.

Описывать плазму и

классифицировать ее в зависимости от температуры.

Устанавливать причинно-

следственные связи между типом плазмы и ее применением.

§ 6 до конца. Подготовить сообщения по следующим темам: «Природный газ и его роль в формировании бюджета Российской Федерации», «Преимущества газообразного вида топлива перед другими видами», «Интеграция топливно – энергетического комплекса РФ в мировую экономическую систему», «Основные направления переработки природного газа».


37 - 38

Природный газ. Предельные углеводороды

Природный газ, его состав и направления использования в качестве топлива и химического сырья. Конверсия метана. Синтез-газ и его использование для получения синтетического бензина и метанола.

Предельные инепредельныеуглеводороды. Качественные реакции на кратнуюсвязь.

Биогаз.

Шаростержневые и объемные модели молекул первых представителей предельных углеводородов.

Коллекция веществ и материалов, получаемых на основе природного газа.

Физические свойства газообразных (пропан-бутановая смесь в зажигалке), жидких (бензин) и твердых (парафин) алканов: агрегатное состояние, растворимость вводе.

Горение пропан-бутановой смеси (зажигалка).

Отношение предельных и непредельных углеводородов к раствору перманганата калия и бромнойводе.

Характеризовать состав и основные направления

использования и переработки природного газа. Устанавливать зависимость между объемами добычи природного газа в РФ и бюджетом. Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной

деятельностью.

Соблюдать правила экологически грамотного поведения и безопасного

обращения с природным газом в быту и на производстве.

Определять принадлежность веществ к различным типам

(предельным или непредельным) и классам углеводородов.

Называть отдельные

представители алканов и алкенов.

Наблюдать и описывать

демонстрационный эксперимент с помощью родного языка и языка химии.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств в

гомологическом ряду предельных углеводородов.

§ 7, задания к параграфу. Подготовить сообщения: «Нефть и ее роль в формировании бюджета РФ»,«Перегонка нефти», «Гипотезы о происхождении нефти», «Краткий очерк в истории нефти», «Интеграция ТЭК России РФ в мировую экономическую систему»


39

Урок - практикум

Получение, собирание и распознавание газов.

Умение систематизировать полученные знания.

Повторение


40 - 41

Жидкие вещества. Нефть

Нефть, ее состав, физические свойства и происхождение. Экологические последствия разлива нефти и способы борьбы с ними.

Попутный нефтяной газ, его состав. Процессы переработки нефти: ректификация и крекинг.

Продукты переработки нефти и их использование.

Образование нефтяной пленки на поверхностиводы.

Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

Характеризовать состав и основные направления

использования и переработки нефти.

Устанавливать зависимость

между объемами добычи нефти в РФ и бюджетом. Находить

взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей

профессиональной деятельностью.

Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с

нефтепродуктами в быту и на производстве.

§ 8


42

Урок - практикум

Добыча, транспортировка и переработка нефти. Ее роль в экономике России.

Нанесение на контурную карту основных месторождение нефти и НПЗ.

Повторение


43 - 44

Твёрдое состояние вещества. Жидкие кристаллы.

Кристаллические и аморфные вещества. Признаки и свойства аморфности. Относительность истины в химии.

Жидкие кристаллы и их применение в технике.

Относительность истины в биологии и физике.

Коллекция аморфных веществ и материалов.

Получение пластической серы.

Коллекция приборов на основе жидких кристаллов.

Видеофрагменты и слайды по теме урока

Сравнивать кристаллические и аморфные вещества.

Устанавливать зависимость между свойствами аморфных веществ и их применением.

Характеризовать относительность истины в химии на примере двойственного положения водорода в

периодической системе, деления химической связи на типы,

взаимообусловленности

физических свойств веществ и типам их кристаллической

решетки.

Описывать жидкие кристаллы, как пример относительности

деления веществ на типы по их агрегатному состоянию.

Классифицировать жидкие кристаллы.

Устанавливать зависимость между свойствами жидких

кристаллов и их применения в технике.

Приводить примеры относительности истин из биологии и физики.

§ 9, выполнить задания к § 9.


45 - 46

Классификация неорганических

веществ и ее относительность

Классификация природных веществ. Органические и неорганические вещества. Изомерия.

Классификация неорганических веществ. Простые вещества: металлы, неметаллы,

благородные газы. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Аллотропия и ее причины.

Сложные вещества: оксиды, кислоты, основания, соли. Относительность классификации сложныхвеществ.

Коллекции простых и сложных веществ. Получение пластической серы.

Получение белого фосфора.

Видеофрагменты и слайды по теме урока

Классифицировать вещества по их происхождению.

Классифицировать простые вещества и доказывать относительность этой

классификации. Объяснять причины многообразия простых веществ явлением аллотропии и, в свою очередь, причины этого

явления.

Классифицировать сложные вещества и доказывать относительность этой

классификации.

§ 10, подготовить сообщение о жизни деятельности Бутлерова А.М.


47- 48

Классификация органических

соединений

Особенности состава, строения и свойств органических соединений. Основные положения теории химического строения А. Бутлерова, Ф. Кекуле, А. Купера.

Изомерия, как функция химического строения на примере этилового спирта и диметилового эфира.

Причины многообразия органических соединений.

Классификация органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены, алкины, алкадиены и арены.

Классы органических соединений, молекулы которых содержат функциональные группы: гидроксильную, карбонильную, карбоксильную,аминогруппу.

Относительность деления органических соединений на классы.

Коллекция органических соединений. Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Сравнивать неорганические и органические вещества.

Характеризовать особенности органических веществ.

Формулировать основные положения теории химического строения.

Объяснять причины

многообразия органических соединений.

Классифицировать органические соединения по элементному составу и по функциональным группам и доказывать относительность этой классификации.

§ 11, выполнить задания к параграфу. Подготовить сообщения о важнейших представителях пластмасс (полиэтилен, поливинилхлорид, полиэтилентерефталат, фенолоформальдегидные пластмассы), растительных (лен, хлопок, крапива, конопля) и животных (шерсть, шелк) волокнах: получение области применения, исторические сведения.


49

Проверочная работа

Контроль знаний

Умение систематизировать полученные знания

Повторение


50 - 51

Полимеры

Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, элементарное звено, степень полимеризации.

Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации.

Биополимеры и их биологическая роль. Пластмассы. Термопласты и реактопласты. Представители пластмасс иобласти их применения.

Волокна. Природные (животного и растительного происхождения) и химические (искусственные и синтетические) волокна.

Представители волокон и области их применения.

Неорганические полимеры, как веществ атомнойструктуры.

Коллекция пластмасс Коллекция волокон

Модели структур белка и ДНК

Коллекция неорганических полимеров (минералов и горных пород).

Получение пластической серы

Оперировать понятиями химии полимеров.

Различать реакции полимеризации и поликонденсации.

Характеризовать биополимеры и их роль.

Характеризовать пластмассы, классифицировать их, называть представителей и области

применения пластмасс.

Характеризовать волокна,

классифицировать их, называть представителей и области

применения волокон.

Описывать неорганические полимеры, классифицировать их, называть представителей и области применения.

§ 12.

Выполнить задания к § 12


52 - 53

Смеси, их состав и способы разделения.

Понятие о смеси, как системе состоящей из различных химических веществ.

Классификация смесей по визуальным признакам (гомо- и гетерогенные смеси) и по агрегатному состоянию (твердые, жидкие и газообразные смеси).

Состав смесей: массовая и объемная доли компонента смеси.

Способы разделения смесей.

Получение дистиллированнойводы.

Очистка смеси кристаллов дихромата и перманганата калия.

Характеризовать смеси как систему веществ.

Классифицировать их и отражать состав с помощью нахождения объемной или массовой долей

компонента смеси.

Описывать способы разделения смесей.


§ 13, выполнить задания к параграфу. Решить заданные задачи


54

Проверочная работа

Контроль знаний

Умение систематизировать полученные знания.

Повторение


55 - 56

Дисперсные системы

Понятие дисперсной системы.

Классификация дисперсных систем по размерам дисперсной фазы и агрегатному состоянию дисперсионной среды и дисперсной фазы.

Значение дисперсных систем в природе, промышленности и повседневной жизни человека.

Грубодисперсные системы и их классификация (суспензии, эмульсии, аэрозоли). Применение этих систем в технике и быту.

Тонкодисперсные (коллоидные) системы, их классификация (золи и гели). Коагуляция. Синерезис. Образцы различных дисперсных систем: эмульсии, суспензии, аэрозоли, гели и золи.

Получение коллоидного раствора из хлорида железа (Ш)

Коагуляция полученного раствора. Эффект Тиндаля.


Характеризовать различные типы дисперсных систем на основе от агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды. Раскрывать роль различных типов дисперсных систем в жизни природы и общества.

§ 14, выполнить задания к § 14. Подготовить сообщение об истории разработки и использовании взрывчатых веществ.


57

Повторение и обобщение по теме: «Строение атома и вещества»

Строение атома и строениевещества.

Становление, сущность и развитие важнейших теорий химии: периодического закона и теории химическогостроения.

Классификация органических и неорганических веществ.

Обобщать основные сведения по конкретной проблематике,

выделять и характеризовать важнейшие понятия, законы и теории.

Повторение


58

Контрольная работа №2.

«Строение атома и вещества»

Строение атома и вещества

Проводить рефлексию собственных достижений.

Анализироватьрезультаты

контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровняуспешности.

Повторение


59-60

Химические реакции и их классификация

Химические реакции или химические явления, их отличия от физических явлений.

Реакции без изменения состава веществ: аллотропизации и изомеризации.

Реакции, идущие с изменением числа и состава веществ: соединения, разложения, замещения, обмена.

Реакции, протекающие с выделением или поглощением теплоты: экзо- и эндотермические.

Другие признакиклассификации химических реакций на примересинтеза оксида серы (VI): изменение степеней окисления элементов, образующих вещества, использование катализатора, агрегатное состояние веществ, направление процессов.

Получение белого фосфора

Горение фосфора и растворение оксида фосфора (V) в воде

Получение и разложение гидроксида меди (П)

Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II).


Сравнивать химические и физические явления.

Классифицировать реакции по различным основаниям.

Аргументировано

характеризовать каждый тип и вид химических реакций.


§ 15


61

Урок - практикум

Опыты, иллюстрирующие правило Бертолле – образование осадка, газа или слабого электролита.

Наблюдать и описывать

демонстрационный химический эксперимент.

Повторение


62-63

Скорость химической реакции.

Понятие о скорости химической реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции.

Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, их

концентрации. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-

Гоффа. Зависимость скорости реакции от площади соприкосновения веществ и наличия катализатора.

Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислотодинаковой

концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействие одинаковых кусочков магния, цинка и железа с соляной кислотой.

Взаимодействие раствора серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной

концентрации.

Взаимодействие растворов серной кислоты и тиосульфата натрия при различных температурах.

Характеризовать скорость химической реакции и факторы ее зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, площади

соприкосновения веществ.

Проводить, наблюдать и описывать химический

эксперимент с помощью родного языка и языка химии.

§ 16. Выполнить задания к параграфу. Приготовить сообщения о протекании биологических, астрономических и общественно-политических процессов по отношению ко времени с использованием различных источников информации.


64 - 65

Обратимость химических реакций

Необратимые и обратимые реакции.

Состояние химического равновесия для обратимых реакций.

Принцип Ле-Шателье. Смещение

химического равновесия обратимых реакций в химическом производстве на примере

синтеза аммиака.

Обратимые реакции на примере получения роданида железа (Ш) и

наблюдения за смещением равновесия по интенсивности окраски продукта реакции при изменении концентрации реагентов и

продуктов.

Характеризовать состояния химического равновесия и способы его смещения. Предсказывать направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химической реакции.

Наблюдать иописывать

демонстрационный химический эксперимент.

§ 17. Выполнить задания к параграфу.


66

Урок - практикум

Изучение химических реакций

Изучение химических реакций

Повторение


67 – 68


Окислительно - восстановительные реакции (ОВР). Электролиз.

Степень окисления и ее определение по формуле соединения. Понятие об ОВР.

Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия.

Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза.

Гальванопластика и гальваностегия.

Горение серы, как ОВР Модель электролизера.

Модель электролизной ванны для полученияалюминия.


Характеризовать окислительно- восстановительные реакции как процессы, при которыхизменяются степени окисления атомов.

Характеризовать электролиз как окислительно-восстановительный процесс для расплавов и водных растворов электролитов.

Раскрывать практическое значение электролиза.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии.

§ 18 Выполнить задания к параграфу


69

Урок - практикум

Повторение


70

Химические источники тока. Гальванические элементы.

Гальванические элементы на примере элемента Даниэля-Якоби, их устройство и принцип действия.

Устройство батарейки на примере сухого щелочного элемента.

Устройство свинцового аккумулятора. Гальванизация и электрофорез.

Коллекция батареек.

Свинцовый аккумулятор

Видеофрагменты и слайды по теме урока.

Характеризовать химические источники тока: гальванические элементы, батарейки,

аккумуляторы, - как приборы, преобразующие химическую энергию в электрическую.

§ 19 (до аккумулятора). Выполнить задания 1- 3 к § 19. Подготовить сообщение «Эволюция электрической батарейки».


71

Химические источники тока. Современные химические источники тока.

§ 19 до конца. Выполнить задания 4,5 к § 19.


72

Урок - практикум

Видеофрагмент «Сборка гальванического элемента и испытание его действия»

Наблюдать эксперимент, фиксировать

результаты наблюдений, делать выводы и интерпретировать результаты наблюдений.

Дописать вывод


73

Повторение и обобщение по теме:

«Химические реакции»

Химические реакции и их классификация.

Скорость и обратимость химических реакций.

ОВР. Электролиз. Химические источники тока.

Обобщать основные сведения по проблематике темы, выделять и характеризовать важнейшие

понятия, законы и теории темы.

Применять их для решения конкретных заданий.

Повторение


74

Контрольная работа № 3.«Химические реакции»

Химические реакции

Проводить рефлексию собственных достижений.

Анализироватьрезультаты

контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровняуспешности.

Повторение


Человек и его здоровье (32 часа)

75-76

Систематическое положение

человека в мире животных

Биологическая классификация человека.

Прямохождение и его влияние на скелет человека. Рука – орган и продукт труда.

Развитие черепа и головного мозга человека.

Первая и вторая сигнальные системы. Биосоциальная природа человека.Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока

Скелет человека.


Характеризовать таксонометрию человека и аргументировать

отнесение человека к тому или иному таксону в соответствии с характерными признаками данного таксона.

Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Устанавливать причинно- следственные связи между

прямохождением и особенностями скелета человека.

Аргументировать тезис о том, что рука – это орган и продукт труда, а человек не только биологическое, но и социальное существо.

Различать первую и вторую сигнальные системы.

§ 20. Выполнить задания к § 20. Подготовить сообщения: «Цитогенетический метод исследования генетики человека», «Близнецовый метод...», «Генеалогический метод...».


77 - 78

Генетика человека и методы ее

изучения

Основные понятия генетики:

наследственность, изменчивость, ген, хромосомы, мутации, геном, генотип,

фенотип, доминирующие и рецессивные признаки.

Геном человека и его расшифровка.

Практическое значение изучения генома человека.

Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический.

Генетические (наследственные) заболевания человека.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока

Модель молекулы ДНК

Определять важнейшие понятия генетики.

Характеризовать геном человека и практическое значение его

расшифровки.

Проводить сравнительный

анализ методов изучения генетики человека и их результативности.

§ 21. Выполнить задания к § 21


79

Урок - практикум

Создай лицо

Анализировать наследование доминантных и рецессивных признаков родителей, прогнозировать фенотип ребенка,

конструировать его портрет

Дописать до конца, сделать выводы.


80

Физика человека

Скелет с точки зрения физического понятия о рычаге.

Кровообращение в свете гидродинамики: пульс, кровяное давление.

Диффузия, как основа формирования

первичной и вторичной мочи в почках, а также газообмена в тканях и легких. Терморегуляция с помощью кожи путем теплопроводности, конвекции, излучения и испарения воды.

Электродинамическая природа передачи нервных импульсов.

Оптическая система зрения.

Акустическая система слуха и голосообразование.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока

Модели глаза, уха, почки, нервной системы человека, кожи.

Скелет человека.

Измерение пульса, давления, остроты зрения, температуры тела

Устанавливать зависимость

между строением, выполняемой функцией и физическими закономерностями органов и

система органов человека.

Выделять структурные единицы почек (нефрон), легких (альвеола), нервной системы (нейрон) и др.

Называть приборы, применяемые для измерения важнейших

параметров функционирования органов и систем органов человека.

Практически осуществлять измерение пульса, давление,

остроты зрения, температуры тела.

§ 22 до подзаголовка «Выделительная система». Выполнить задания 1, 2 к § 22.


81-82

Физика человека. Терморегуляция, оптика, акустика

§ 22 до конца. Выполнить задания 3, 4 к § 22.


83-84

Химия человека

Химический состав тела человека:элементы и вещества,-их классификация изначение.

Вода, ее функции. Водный баланс в организме человека.

Минеральные вещества и их роль в

жизнедеятельности организма человека.

Заболевания, связанные с недостатком или избытком некоторых химических элементов в организме человека. Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока

Давать качественную и

количественную характеристику химических элементов и веществ, образующих тело человека.

Классифицировать их и раскрывать их роль в жизнедеятельности

организма человека.

Анализировать причины и последствия избытка или

недостатка отдельных химических элементов в организме человека.

Прочитать § 23 до подзаголовка «Вода, ее количество и водный баланс в организме человека». Выполнить задания 1, 2 к § 23.


85 - 86

Химия человека. Вода и минеральные вещества в организме человека

§ 23 до конца. Выполнить задания 3 - 6 к § 23.


87 - 88

Витамины

История открытия витаминов.

Витамины, как биологически активные вещества.

Болезни, вызванные недостатком или избытком витаминов: авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы.

Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции.

Классификация витаминов.

Водорастворимые витамины на примере витамина С. Жирорастворимые витамины на примере витамина А.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Коллекция витаминных препаратов.

Определять витамины, как биологически активные вещества.

Классифицировать витамины.

Характеризовать

водорастворимый витамин С и жирорастворимый витамин А, а также их авитаминозы.

Соблюдать правила безопасного применения витаминов

§ 24. Выполнить задания к параграфу.Желающим подготовить к следующему уроку краткое сообщение о гормонах (по выбору из списка, предложенного учителем) с презентациями на 3 - 5 мин по следующему плану: а) группа и формула представителя гормонов (акцентировать внимание учащихся на функциональных группах, входящих в состав молекулы); б) железа внутренней секреции, которая вырабатывает этот гормон, особенности этого процесса, какова основная функция в организме; в) гипо- и гиперфункциональные нарушения в жизнедеятельности организма, связанные с выработкой недостатка или избытка этого гормона


89 - 90

Урок - практикум

Изучение инструкции по применению аптечных препаратов витаминов.

Определение рН раствора витамина С.

Определять витамины, как биологически активные вещества.

Классифицировать витамины.

Характеризовать

водорастворимый витамин С и жирорастворимый витамин А, а также их авитаминозы.

Соблюдать правила безопасного применения витаминов

Повторение


91 - 92

Гормоны

Нервная и гуморальная регуляции процессов жизнедеятельности организма.

Гормоны, как продукты, вырабатываемые железами внутренней секреции.

Классификация гормонов по железам,

которые их продуцируют и по химической природе.

Свойства гормонов.

Инсулин, как гормон белковой природы. Адреналин, как гормон аминокислотной природы.

Стероидные гормоны на примере половых.

Гипер – и гипофункция желёз внутренней секреции.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Коллекция медицинских гормональных препаратов.

Биуретовая и ксантопротеиновая реакции для препарата инсулина.

Сравнивать нервную и

гуморальную регуляции процессов жизнедеятельности организма.

Классифицировать гормоны по железам, которые их продуцируют и по химической природе.

Характеризовать инсулин,

адреналин и стероидные гормоны, а также результат гипер- и

гипофункций желёз внутренней секреции.

§ 25. Выполнить задания к § 25. Подготовить сообщение об истории возникновения и раз - вития использования лекарственных средств в борьбе с болезнями. Желающим подготовить к следующему уроку краткие сообщения с презентациями по одной из тем: «Антисептики», «Сульфамидные препараты», «Антибиотики», «Анальгетики» (по выбору).


93 - 94

Лекарства

Краткие сведения о зарождении и развитии фармакологии.

Классификация лекарственных средств по агрегатному состоянию: жидкие (растворы, настои, отвары, микстуры, эмульсии,

суспензии и др.), твердые

(порошки, таблетки, пилюли, капсулы), мягкие (мази, линименты, пасты, свечи)

Алкалоиды. Вакцины.

Химиотерапевтические препараты.

Антибиотики.

Наркотические препараты. Наркомания и ее последствия.

Оптимальный режим применения лекарственных препаратов.

Портреты выдающихся ученых, внесших значительный клад в фармакологию. Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Коллекции лекарственных форм различного агрегатного состояния.

Коллекции лекарственных форм различного спектра действия.

Различать химиотерапию и фармакотерапию.

Персонифицировать достижения древней, новой и новейшей

медицины.

Классифицировать

лекарственные средства.

Характеризовать алкалоиды, вакцины, антибиотики.

Аргументировать пагубные последствия наркомании.

Соблюдать правила безопасного применения лекарственных

средств.

§ 26. Выполнить задания к § 26.


95

Урок - практикум

Определение рН среды раствора аспирина.

Повторение


96 - 97

Здоровый образ жизни

Физические здоровье и его критерии. Психическое здоровье и его критерии. Нравственное здоровье и его критерии. Три основные составляющие здорового образа жизни: режим дня, правильное

питание, физическая активность и занятие спортом.

Факторы, влияющие на здоровье человека: окружающая среда, профилактическая вакцинация, стрессы, вредные привычки.

Алкоголизм и его последствия. Наркомания и ее последствия.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Различать физическое, психическое, нравственное

здоровье и характеризовать.

Аргументировать выбор

оптимальных факторов здорового образа жизни.

Аргументировать пагубные последствия табакокурения,

алкоголизма и наркомании.

§ 27. Выполнить задания к § 27. Подготовить сообщения по истории антропометрии (индивидуально для 1 - 2 учащихся).


98

Урок - практикум

Оценка индивидуального уровня здоровья

Оценивать индивидуальный уровень здоровья в условных единицах, фиксировать их и

сравнивать с эталоном.

Анализировать результаты

состояния собственного здоровья и причины его отклонения от нормы.

Предлагать пути достижения желаемого результата.

Повторение. Доделать работу


99 - 100

Физика на службе здоровья человека. Физические основы антропометрических измерений

Антропометрия: измерение длины и массы тела, спирометрия и жизненная ёмкость

легких.

Тепловые измерения и теплотерапия. Измерение артериального давления. Гипертония и гипотония. Ультразвуковая диагностика и терапия. Электротерапия.

Лазерная терапия.

Магнитный резонанс и

рентгенодиагностика. Флюорография. Томография

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Ростометр, медицинские весы, спирометр, ртутный и электронный термометры,

тонометры различных видов, лазерная указка.

Устанавливать зависимость между принципом действия физических приборовдля

антропометрии, диагностики и терапии и областями применения в валеологии имедицине. Применять некоторые приборы для отдельных антропометрических измерений.

Соблюдать технику безопасности при работе с приборами,

содержащими ртуть, работающими под напряжением или с

использованием различных видов излучения.

§ 28 до подзаголовка «Применение электрического тока и лазеров в медицине». Выполнить задание 1 к § 28.


101 - 102

Физика на службе здоровья человека. Физические методы диагностики и лечения

§ 28 до конца. Выполнить задания 2 - 6 к § 28.


103

Урок - практикум

Оценка биологического возраста

Оценивать индивидуальный биологический возраст в

соответствии с предложенной методикой.

Сопоставлять результаты соответствия собственного биологического возраста с календарным возрастом.

Рассчитывать индекс старения и анализировать его значение.

Определять факторы образа жизни, влияющие на биологический возраст.

Повторение. Доделать работу


104

Урок - практикум

Определение суточного рациона питания

Рассчитывать суточный рацион питания за один (вчерашний) день, используя соответствующие таблицы химического состава и

калорийности продуктов питания.

Сравнивать данные расчетного суточного пищевого рациона с нормативом, делать вывод об их соответствии.

Предлагать оптимальный состав суточного пищевого рациона на

учебный день в соответствии и нормативом.

Повторение. Доделать работу


105

Повторение и обобщение по теме:

«Человек и его здоровье»

Физика, химия и биология человека. Биологически активные вещества.

Здоровый образ жизни.

Обобщать основные сведения по проблематике темы, выделять и характеризовать важнейшие

понятия, законы и теории темы.

Применять их для решения конкретных заданий.

Повторение


106

Контрольная работа № 4 «Человек и его здоровье»

Человек и его здоровье

Проводить рефлексию собственных достижений. Анализироватьрезультаты

контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровняуспешности.

Повторение


Естествознание на службе человека (30 часов)

107 - 108

Элементарны ли элементарные

частицы?

Понятие о физике высоких энергий.

Линейный ускоритель элементарных частиц, адронныйколлайдер.

Деление атомного ядра: протоны, нейтроны.

Фундаментальные частицы: лептоны и кварки.

Фотоны. Бозоны. Античастицы.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Портрет Дж. Чедвика.

Определять предмет изучения физики высоких энергий.

Классифицировать

фундаментальные элементарные частицы и их взаимодействия.

Устанавливать аналогию между частицами иантичастицами.

Прогнозировать дальнейшие пути исследованияматерии.

§ 29. Выполнить задания 1 - 5 к § 29


109 -110

Большой адронный коллайдер

Монтаж и установка большого адронного коллайдера.

Принцип действия коллайдера. Происхождение массы. Бозон Хиггса. Происхождение Вселенной.

Антимир.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Портреты: П. Хиггса, Л.М. Ледермана.

Описывать устройство и принцип работы большого адронного

коллайдера.

Аргументировать безопасность его работы для окружающего

мира.

Конкретизировать научные задачи, которые решаются с помощью большого адронного коллайдера.

§ 30 до подзаголовка «Задачи, которые ждут решения». Выполнить задания 1 - 4 к § 30.


111

Большой адронный коллайдер. Научные проблемы, решаемые на БАК

§ 30 до конца. Подготовить сообщения о научных результатах, полученных в процессе работы БАК, и сообщения о перспективах научных исследований, проводимых с помощью БАК.


112

Урок - конференция

«Большой адронный коллайдер - самое совершенное творение человеческого разума!?...»

Собрать и обобщить научную информацию о Большом Адронном коллайдере.

Повторение


113 -114

Атомная энергетика. Явление электромагнитной индукции. Генерация электроэнергии.

Получение электрического тока с помощью электрогенератора.

Традиционная энергетика(гидро -, тепло- и атомные электростанции) и нетрадиционная энергетика.

Основные понятия атомной энергетики.

Радиоактивность. Ядерные реакции.

Атомная станция и принцип ее работы. АЭС на быстрых нейтронах

Радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЕГи), принцип ихдействия.

Области применения атомнойэнергетики.

Перспективы использования атомной энергетики после крупнейших аварии на АЭС.

Д. Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Портреты: М. Фарадей, А.А. Беккерель, М. Складовская-Кюри, Л. Мейтнер, О. Ганн

Описывать принцип работы электрогенератора на основе понятий об электрическом токе и электромагнитной индукции.

Классифицировать

электростанции в зависимости от источника энергии.

Персонифицировать историю

становления атомной энергетики.

Характеризовать принцип работы АЭС.

Аргументировать необходимость использования и развития атомной энергетики.

§ 31 до подзаголовка «Радиоактивность». Выполнить задания 1, 2 к § 31.


115

Атомная энергетика

§ 31 до конца. Выполнить задания 3, 4 к § 31


116

Урок - практикум

Изучение явления электромагнитной индукции

Собирать электрическую цепь.

Исследовать явление

электромагнитной индукции.

Получать индукционный ток.

Делать выводы на основе эксперимента.

§ 32 до подзаголовка «Три основных направления в решении продовольственной проблемы». Выполнить задания 1, 2 к § 32.


117 - 118

Продовольственная проблема и пути ее решения

География голода и его причины. Основные направления в решении Продовольственной проблемы:

использование химических веществ (удобрения, регуляторы ростра, феромоны, пестициды,репелленты);

создание искусственных продуктовпитания;

методы создания высокопроизводительных сортов растений и породживотных.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Анализировать географию голода.

Характеризовать современные направления решения продовольственнойпроблемы.

§ 32 до конца. Выполнить задания к § 32


119 - 120

Биотехнология. Генная инженерия.

Понятие биотехнологии, как производительной силы общества, использующей живые организмы и

биологические процессы в производстве.

Три этапа становления и развития биотехнологии: ранняя, новая и новейшая.

Генная инженерия.

Генномодифицированные организмы и траснсгенные продукты.

Клеточная инженерия. Клонирование.

Эмбриональные и стволовые клетки.

Биологическая инженерия, как метод

использования микроорганизмов в качестве биореакторов для получения промышленной продукции. Основные направленияиспользования ферментативных процессов. Иммобилизованные ферменты.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Характеризовать такие

направления научно-технического прогресса, как: биотехнология, генная, клеточная и биологическая инженерии.

Аргументировать свою точку зрения на использование

трансгенной продукции в питании, применение стволовых клеток в

медицине.

§ 33 до подзаголовка «Клеточная инженерия». Выполнить задания 1 - 4 к § 33.


121

Биотехнология. Клеточная инженерия

§ 33 до подзаголовка «Биологическая инженерия». Выполнить задания 5 - 7 к § 33. Подготовить сообщение об основных направлениях использования стволовых клеток в медицине.


122

Биотехнология. Биологическая инженерия

§ 33 до конца.


123 - 124

Нанотехнологии

Понятие о нанотехнологии, как управляемом синтезе молекулярных структур.

Два подхода в нанотехнологии: «сверху вниз» и «снизу вверх».

Молекулярный синтез и самосборка.

Наноскопическое выращивание кристаллов и полимеризация. Углеродные нанотрубки.

Определятьнанотехнологию,

как интегрированное направление в современной науке и

производстве.

Сравнивать два похода,

используемых в нанотехнологиях.

Характеризовать отдельные методынанотехнологий.

Выбирать тему для сообщения в соответствии со своими

предпочтениями, использовать

различные источники информации

для ее раскрытия, готовить выступление и презентации.

Подготовить сообщения на тему: «Применение достижений нанотехнологий в различных сферах жизнедеятельности современного общества»


125 - 126

Горизонты применения

нанотехнологий (ученическая

конференция)

Использование нанотехнологий в различных областях науки и техники:

энергетике, электронике, медицине, авиации и космонавтике, сельском хозяйстве, экологии, оптике.

Совершенствовать личную

информационно-коммуникативную компетентность в процессе выступления, дискуссии по итогам этого выступления.

Объективно оценивать свою деятельность в процессе

рефлексии.

Повторение


127

Физика и быт. Домашние приборы и оборудование

Нагревательные и осветительныеприборы.

Разновидности ламп: накаливания, галогенные, люминесцентные,светодиодные.

Микроволновая печь (СВЧ-печь) и принцип ее работы.

Жидкокристаллические экраны и дисплеи, их устройство.

Электронный термометр. Домашние роботы.

Радиопередатчики и радиоприемники. Принципиальное устройство телевизора и телевидения.

Спутниковая и сотовая связь.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока

Характеризовать

естественнонаучные законы и закономерности, положенные в основу действия различных бытовых электрических приборов и принципы их работы.

Прогнозировать основные

направления развития домашней робототехники, телевидения,

спутниковой и сотовой связи.

Аргументировать необходимость использования в быту

энергосберегающих бытовых приборов.

Соблюдать меры безопасности при использовании бытовых

электрических приборов.

§ 35 до подзаголовка «Радиопередатчики и радиоприемники». Выполнить задания 1 - 4 к § 35. Подготовить (по желанию) сообщение с презентацией о жизни и деятельности А. С. Попова и В. К. Зворыкина.


128

Физика и быт. Средства связи и телекоммуникации

§ 35 до конца. Выполнить задания 5 - 7 к § 35.


129 -130

Химия и быт

Моющие и чистящие средства. Поверхностно - активные вещества (ПАВ). Отбеливатели: химические и оптические.

Инсектициды - средства для борьбы с насекомыми.

Химические средства гигиены и косметики.

Пищевые добавки, их маркировка

Характеризовать

естественнонаучные законы и закономерности, положенные в основу действия различных

моющих и чистящих средств,

инсектицидов, химических средств гигиены и косметики.

Анализировать этикетки

различных пищевых продуктов на предмет их безопасного и дозированного использования. Аргументировать свой выбор при использовании той или иной

химической продукции в быту.

§ 36. Выполнить задания к § 36.


131

Синергетика

Понятие энтропии, обратимость и необратимость естественно-научных процессов, химическое равновесие и способы его смещения, а также начала термодинамики; дать понятие о синергетике как интегрированном направлении естествознания для неравновесных систем, стремящихся к самоорганизации.

Актуализировать полученные ранее знания

§ 37. Выполнить задания 1 - 7 к § 37


132 - 133

Естествознание и искусство

Золотое сечение и его использование в произведениях архитектуры,живописи, скульптуры. Последовательность Фибоначчи, ее применение в искусстве. Распространенность правила золотого сечения и последовательности Фибоначчи в живой природе.

Бионика и архитектура.

Взаимопроникновение естествознания и искусства.

Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме урока.

Измерение параметров кисти руки.

Характеризовать правило золотого сечения и

последовательность Фибоначчи и описывать их проявления в живой природе.

Устанавливать взаимосвязь бионики и архитектуры.

Оценивать взаимосвязь

естественных наук и искусства, и ее роль для их развития.

Подготовить информацию на тему: золотое сечение в природе, человеке, искусстве.


134

Урок - практикум

Изучение золотого сечения на различных объектах

Выполнять «золотое сечение» отрезка, чертить «золотой»

треугольник и прямоугольник.

Анализировать произведения

искусства на предмет соответствия

«золотому сечению» и правилу третей.

Выстраивать композицию

фотографии или рисунка с учетом правила третей.

Повторение


135 - 136

Итоговый урок. Обобщение материала.

Подведение итогов

Актуализация полученных знаний





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!