УМК (Русский родной язык. 9 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др. – М.: «Просвещение», 2020.)
Учитель Смирнова Н.В.
№ | Дата проведения | Тема урока/ тип урока | Планируемые результаты | Продукт деятельности ученика | Средства обучения | Д.з |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Раздел I. Язык и культура |
1 | 1 четв. Сентябрь 1-4 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Крылатые слова и выражения. Урок открытия новых знаний | Знать о роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества. | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию, Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | Осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. | Чтение и обсуждение текста. Ответы на вопросы. | Учебник, презентация | П.1,2 упр.5 |
2 | 6-11 | Развитие языка как объективный процесс. Внешние и внутренние факторы языковых изменений. Активизация процесса заимствования иноязычных слов. Урок открытия новых знаний | Научиться определять коммуникативную функцию языка; место русского языка среди славянских языков | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию, Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | Развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре. | Обучающиеся знакомятся с группой славянских языков, совершенствуют коммуникативные навыки и умения. | Учебник, презентация | П.3,упр.21 |
Раздел II. Культура речи. |
1.Основные орфоэпические нормы современного русского языка. |
3 | 13-18 | Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Урок общеметодической направленности | Знать основные орфоэпические нормы в русском языке | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию, Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | Научиться рассматривать слова с точки зрения орфоэпических норм | Работа с орфоэпическим словарем. Чтение текста и поиск слов с неоднозначным ударением. | Орфоэпический словарь, учебник, презентация | П.4,5 |
4 | 20-25 | Практикум. Акцентология. Орфоэпия. Урок - практикум | Знать основные орфоэпические нормы в русском языке. Различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; знать об употреблении слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы. | Коммуникативные:формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Формировать целостное мировоззрение | | Учебник, раздаточный матениал | П.6,упр.40 |
2.Основные лексические нормы современного русского языка. |
5 | 27-02.10 | Лексическая сочетаемость слова и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Урок общеметодической направленности | Уметь понимать русское слово в его эстетической функции | Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные:выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные:самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Воспитывать любовь и уважение к родному языку. | Соотносят содержание пословиц, поговорок, фразеологических единиц с конкретной стороной жизни. | Толковый словарь,учебник,презентация | П.8,упр.62 |
6 | Октябрь 4-9 | Практикум. Типичные речевые ошибки, связанные с речевой избыточностью. Урок - практикум | Классифицировать типичные речевые ошибки и уметь их предупреждать | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, полученную на занятии, осуществлять анализ ситуации, проводить сравнение, группировку, обобщение. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, раздумывать над поступками, оценивать поступки. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание. | Алгоритм предупреждения и исправления речевых ошибок | Раздаточный материал, учебник | П.9,упр.0 |
3.Основные грамматические нормы современного русского языка. |
7 | 11-16 | Правильное употребление предлогов О, ПО, С, ИЗ в составе словосочетания. Типичные грамматические ошибки. Урок открытия новых знаний | Знать основные грамматические нормы современного русского языка; иметь представление о варианте нормы (на примере изученного материала) | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию, Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком | Выполнение заданий по изучаемой теме. | Раздаточный материал, учебник | П.11, упр.97 |
4.Синтаксические ошибки как разновидность грамматических. |
8 | 18-23 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Ошибки в употреблении предложений с косвенной речью. Урок открытия новых знаний | Различать варианты грамматической нормы; уметь правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами | Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач; Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения языковых задач Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи. | Осознание личной ответственности за будущий результат. | Наблюдение за демонстрациями учителя. Отбор и сравнение материала из нескольких источников. Работа с текстом. | Презентация, дидактический материал | П.12,упр.112 |
9 | 25-30 | Типичные ошибки в построении сложных предложений. Синонимия простых и сложных предложений. Урок открытия новых знаний | Различать варианты грамматической нормы: построение сложных предложений | Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи. | Осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности. | Построение сложных предложений. | Презентация, дидактический материал | П.13,14,упр.134 |
5.Речевой этикет. |
10 | 2 четв. Ноябрь 8-13 | Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Урок общеметодической направленности | Знать норм русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; знать о правилах использования обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: рефлексия своих действий. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности. | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации. | Презентация, дидактический материал | П.1,упр.146 |
Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст. |
1.Язык и речь. Виды речевой деятельности. |
11 | 15-20 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Урок общеметодической направленности | Знать понятия «точность речи», «логичность речи»; уметь строить высказывания в соответствии с требованиями точности и логичности речи. Знать о таких средствах выразительности устной речи как тон, тембр, темп; уметь использовать их в речи | Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи. | Стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности; интерес к созданию собственных текстов | Создание собственных выступлений по заданным параметрам. | Презентация, дидактический материал | П.16,17,упр.156 |
2.Текст как единица языка и речи. |
12 | 22-27 | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Урок общеметодической направленности | Познакомиться с правилами, приемами и средствами композиции; уметь анализировать произведения искусства, называть и различать композиционные приемы и средства, применять их в построении абстрактных композиций, формулировать тему и идею текста. Знать средства связи предложений и частей текста; уметь использовать их в тексте. | Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи. | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию | Чтение и анализ текста. Создание собственных текстов по заданным параметрам. | Презентация, дидактический материал | П.19,упр.13 |
3.Функциональные разновидности языка. |
13 | 29-04.12 | Р.Р. Официально-деловой стиль. Особенности и основные черты. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Урок развития речи. | Знать функциональные разновидности русского языка; уметь правильно составлять устные и письменные объявления, знать структуру данного текста и его особенности. Уметь строить устные сообщения | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные:уметь делать выводы на основе наблюдений Коммуникативные:рефлексия своих действий. | Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. | Работа с текстом. | Презентация, дидактический материал | П.22,23,упр.184 |
14 | Дек 6-11 | Р.Р.Учебно-научный стиль. Жанровое разнообразие учебно-научного стиля. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Урок развития речи | Знать особенности построения доказательств в тексте | Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий. Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям) Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля. | Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни. | Составляют текст учебно – научного стиля | Презентация, тексты инструкций и памяток, карточки-подсказки | П.24,упр.209 |
15 | 13-18 | Р.Р. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Урок развития речи | Знать особенности разговорного стиля речи, понимать отличие книжного и разговорного стилей речи; уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст. | Регулятивные: искать пути решения учебной задачи; самостоятельно решать предложенные учебные задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; преобразовывать информацию в таблицу; Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию | Составляют текст | Презентация, тексты инструкций и памяток, карточки-подсказки | П.25,упр.213 |
16 | 20-25 | Язык художественной литературы, его отличительные особенности и основные черты. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст.Контрольное сочинение | Систематизировать знания обучающихся о художественном стиле; знать жанровые особенности текстов художественного стиля, уметь различать и создавать их. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, развивать навыки работы в паре. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и составления текста. | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к языковому самосовершенствованию | Сочинение «Язык какодежда…». | Презентация, тексты инструкций и памяток, карточки-подсказки | П.26,упр.216 |
17 | 27.12 | Афоризмы. Прецедентные тексты. Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь выполнять комплексный анализ и интерпретацию художественных текстов или их фрагментов (литературных сказок, рассказов) | Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи. | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию | Беседа. Наблюдение за демонстрациями учителя. Работа с текстом. Создание собственных текстов. | Презентация, дидактический материал | П.27 |