Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
«____»_________2022г. «___» _________2022г. от «____»______2022г.
Количество часов в неделю – 0,5 ч. Количество часов в год- 18ч. (18ч.).
№ П/П | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Количест во часов | Дата |
По плану | Фактически |
Личность и общество. (3 часа) |
1 | Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. | Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности. Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами. Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | 1 | | |
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. | Объяснять понятия: человек, общество, государство, страна, мировое сообщество, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Характеризовать изменчивость и стабильность общества примерами. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества. Выявить типологию общества в зависимости от конкретных примеров. Охарактеризовать основные типы общества, дать им оценку, сравнить их. Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | 1 | | |
3 | Как стать личностью. Тестирование по разделу «личность и общество» | Давать определения понятиям личность. Характеризовать личность человека. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности | 1 | | |
Сфера духовной культуры. (3 часа) |
4 | Сфера духовной жизни. Религия как одна из форм культуры. | Объяснять понятия: культура, мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести. Характеризовать различные виды культур; называть основные функции культуры; характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения. Называть основные функции религии; раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения. Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Развивать толерантность и уважения к культуре и религии других народов. | 1 | | |
5 | Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор — это ответственность | Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность. Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального. Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм. Анализировать собственные поступки с точки зрения морали. Объяснять значение моральных норм с точки зрения других наук жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло». Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | 1 | | |
6 | Образование. Наука в современном обществе. | Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование, понятия наука, этика науки. Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования. Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов; называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека; объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире. Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Развитие эстетического сознания через освоение художественного и научного наследия народов России и мира, творческой деятельности. | 1 | | |
Социальная сфера. (3 часа) |
7 | Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. | Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы. Характеризовать социальную дифференциацию. Характеризовать социальный статус и социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации. Уметь анализировать социальный образ, имидж личности, положение человека в обществе с использованием социологических понятий. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | 1 | | |
8 | Нации и межнациональные отношения. | Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость. Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | 1 | | |
9 | Отклоняющееся поведение Тестирование по разделу «социальная сфера» | Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека. Осознавать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности. Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия. | 1 | | |
Экономика. (8 часов) |
10 | Экономика и её роль в жизни общества. Главные вопросы экономики | Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Давать определение понятиям: экономические отношения, экономика, потребности, ресурсы, наемный труд, промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость. Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества. Знать основные вопросы экономики, что, как и для кого производить, функции экономической системы и типы экономических систем. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; | 1 | | |
11 | Собственность | Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия, собственность. Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие. Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть основные функции цены. Понимать значение прав собственности. Знать формы собственности. и основные моменты защиты прав собственности. | 1 | | |
12 | Рыночная экономика. Производство – основа экономики | Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация, прибыль, предприниматель, менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов. | 1 | | |
13 | Предпринимательская деятельность | Знать понятие предпринимательства. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Давать определение понятиям: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг, прямой налог, косвенный налог, акциз. Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Уметь ориентироваться в системе налогообложения, анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. | 1 | | |
14 | Роль государства в экономике | Объяснять сущность бюджета. Понимать роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Уметь составлять личный или семейный бюджет. Объяснять причины неравенства доходов, называть меры социальной поддержки различных слоев населения. Давать определение понятий: бюджет, стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы. Работать с материалами СМИ, таблицами, графиками. | 1 | | |
15 | Распределение доходов. Потребление. | Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, прожиточный минимум, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования. Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Давать объяснения понятиям «неравенство доходов» и «перераспределение доходов». Называть экономические меры социальной поддержки населения. Знать экономические основы защиты прав потребителя. | 1 | | |
16 | Инфляция и семейная экономика. Безработица, её причины и последствия | Знать и уметь объяснить понятия: безработица, занятость, обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм, инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан. Объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения. Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами, решать экономические задачи. | 1 | | |
17 | Мировое хозяйство и международная торговля | Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Давать определение понятиям: экономические отношения, экономика, потребности, ресурсы, наемный труд, промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость. Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях. Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. Воспитание экономически грамотной личности. | 1 | | |
18 | Итоговое повторение. Итоговое тестирование за год. | Использовать дополнительные источники информации, отбирать материал по заданной теме. уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия. | 1 | | |