№ п/п | Дата | Раздел, тема программы, кол-во часов | Тема урока, формы контроля | Домашнее задание |
| | | Введение (1 час) | Что такое Новое время. Предпосылки появления понятия «Новое время». Хронологические рамки истории Нового времени, его временная про- тяженность и периодизация. Место Нового времени во всеобщей истории че- ловечества, его связь с современностью. Виды источников по истории Нового времени. | стр. 6-7 |
| | | Раздел 1. Великие географические открытия (3 часа) | В поисках Индии. Средневековые географические представления и средства передвижения; путешествия в Средние века. Предпосылки географических открытий. Поиски западного морского пути в Индию. Экспедиции Христофора Колумба. | § 1 |
| | | Мир, поделённый пополам. Васко да Гама — открытие морского пути из Европы в Индию. Плавание Магеллана. Первый раздел мира. | § 2 |
| | | Новые миры, новые горизонты. Европейская колонизация и подъем мировой торговли. Крупнейшие колониальные государства XVI в. — Португалия и Испания. Методы колониальной политики. Европейцы в Северной Америке. Открытие Австралии. Изменение картины мира европейцев, влияние Великих географических открытий на жизнь общества. | § 3 |
| | | Раздел 2. Меняющийся облик Европы (4 часа) | Развитие техники. Универсальные показатели технического прогресса: источники энергии и типы двигателей, характер их изменения в раннее Новое время. Основные сферы производства, вовлеченные в технический прогресс в конце XV — первой половине XVII в. Технические усовершенствования в горном деле, металлургии, оружейном производстве и кораблестроении. | § 4 |
| | | Рождение капитализма. Условия и предпосылки для развития капиталистических отношений в Европе в раннее Новое время. Условия формирования капиталов и развития предпринимательства в городах и сельской местности. Новый тип раннекапиталистических предприятий — мануфактура. | § 5 |
| | | Повседневная жизнь европейцев в XVI—XVII веках. Рост численности населения Европы в раннее Новое время, новые тенденции и старые проблемы в социально-демографической палитре Старого Света. Человек и окружающая среда: природный и социокультурный ландшафт Европы в XVI— XVII вв., облик городов и сел раннего Нового времени. | § 6 |
| | | Повторение и проверка знаний по темам «Великие географические открытия» и «Меняющийся облик Европы». | § 1-6 |
| | | Раздел 3. Европейское Возрождение (2 часа) | Эпоха титанов. Культура высокого Возрождения в Италии. Сущность культуры Возрождения, гуманистические черты мировоззрения, жизни и творчества деятелей эпохи Возрождения. Эпоха титанов. Значение эпохи Воз- рождения в европейской и мировой культуре. | § 7 |
| | | Гуманизм за Альпами. Крупнейшие представители ренессансного гуманизма: Эразм Роттердамский, Томас Мор. Искусство Северного Воз- рождения (А. Дюрер, Г. Гольбейн, И. Босх, П. Брейгель Старший и др.) | § 8 |
| | | Раздел 4. Реформация и Контрреформация в Европе (3 часа) | Реформация и Крестьянская война в Германии. Политические, экономические и идейные предпосылки движения за обновление Католической церкви в Германии в начале XVI в. Начало Реформации. Крестьянская война. Томас Мюнцер и программа «12 статей». | § 9 |
| | | Борьба за души и умы. Реформация и Контрреформация в XVI веке. Жан Кальвин и его учение. Устройство кальвинистской церкви, ее социальная опора. Цели и задачи Контрреформации — борьба с протестантизмом и укрепление авторитета Католической церкви. | § 10 |
| | | Повторение и проверка знаний по темам «Европейское Возрождение» и «Реформация и Контрреформация в Европе». | § 7-10 |
| | | Раздел 5. Государства Западной Европы в XVI —XVII веках (6 часов) | Империя, в которой «никогда не заходило солнце». Испания в империи Габсбургов, методы управления ею в первой половине XVI в. Социально-экономические и политические противоречия в испанском обществе. Внешняя политика габсбургской Испании. | § 11 |
| | | Нидерланды против Испании. Социально-экономическое и политическое положение Нидерландов в составе империи Габсбургов. Причины национально-освободительного движения в середине XVI в. Образование Республики Соединенных провинций. Экономический и культурный подъем Голландии, основание колоний, участие в Великих географических открытиях. | § 12 |
| | | Под знаком двойной розы. Англия в первой половине XVI века. Геополитическое и социально-экономическое положение Англии в конце XV в. Условия для становления раннекапиталистических отношений. Огораживания и его социально-экономические последствия. Укрепление королевской власти при первых Тюдорах. | § 13 |
| | | Британия — владычица морей. Англия при Елизавете Тюдор. Золотой век Елизаветы I (1558—1603). Экономическая и религиозная политика королевы, «обрученной с нацией». Превращение Англии во «владычицу морей». Особенности становления абсолютизма в Англии. | § 14 |
| | | Франция на пути к абсолютизму. Политическая централизация государства в конце XV - первой половине XVI в. Франция на религиозной карте Европы XVI в. Причины и основные этапы Религиозных войн. Нантский эдикт и его историческое значение. Франция в первой половине XVII в. | § 15 |
| | | Международные отношения в XVI—XVII веках. Цели и направления внешней политики крупнейших европейских государств в XVI—XVII вв. Тридцатилетняя война (1618—1648), ее причины, состав Католической лиги и Евангелической унии. Территориальный раздел Европы по условиям Вестфальского мира. | § 16 |
| | | Раздел 6. Наука и культура в конце XVI - XVII веке (2 часа) | Начало революции в естествознании. Предпосылки переворота в естественных науках в XVI - первой половине XVII в. Выдающиеся ученые и их открытия, способствовавшие изменению взглядов человека на мир и Все- ленную (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и др.), способы познания мира: эмпиризм и рационализм. Наука и Церковь. | § 17 |
| | | Литература и искусство XVI-XVII веков. Особенности творчества писателей и поэтов Позднего Воз- рождения. У. Шекспир и «вечные образы» его произведений. «Дон Кихот» М. Сервантеса. Искусство барокко в архитектуре и живописи. | § 18 |
| | | Раздел 7. Взлёты и падения монархий (4 часа) | Французская монархия в зените: Людовик XIV - «король-Солнце». Личность французского короля Людовика XIV, принципы его внутренней и внешней политики. Французский классицизм в архитектуре и живописи XVII - начала XVIII вв. Расцвет драматургии и театрального искусства. Влияние классицизма на культуру других стран Европы. | § 19 |
| | | Английская революция 1640—1660 гг. Английская революция середины XVII в.: ее причины, назревание конфликта между парламентом и королевской властью. Начало гражданской войны. Основные политические группировки, их цели. Установление республики. | § 20 |
| | | Становление английской парламентской монархии. Установление протектората Кромвеля, его внутренняя и внешняя политика. Реставрация Стюартов. Политика Карла II и Якова II. «Славная революция». | § 21 |
| | | Повторение и проверка знаний по темам «Государства Западной Европы в XVI —XVII веках», «Наука и культура в конце XVI - XVII веке» и «Взлёты и падения монархий». | § 15-21 |
| | | Раздел 8. Восток и Запад: две стороны единого мира (2 часа) | Великие державы Азии в XVI—XVII веках. Османская империя в XVI-XVII вв.: территориальные изменения, внешняя и внутренняя политика. Персия в XVI-XVII вв. Индия в XVI-XVII вв. Образование державы Великих Моголов и религиозная политика ее правителей. Религиозная реформа Акбара, ее историко-культурное значение. Расцвет индийской культуры. Индия как объект европейской экспансии. | § 22 |
| | | «Запретные страны»: Китай и Япония в XVI-XVII веках. Развитие Китая в XVI-XVII вв. Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Китае в Новое время. Япония в XVI-XVII вв. Политика централизации сёгунов Токугава в Японии. Культура Китая и Японии в XVI-XVII вв. | § 23 |
| | | Итоговое повторение по курсу «История Нового времени. Конец XV – XVII век» (1 час) | Итоговое повторение и обобщение Повторение, обобщение и контроль по теме «История Нового времени. Конец XV – XVII век». . | |