СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какую роль в речевом развитии дошкольников играет художественная литература и устное народное творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях книга почти лишилась прежнего значения. Ее активно вытесняют из детской жизни телевидение, компьютерные игры, гаджеты. Но именно книга остается источником формирования правильной развитой речи. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, насколько образно он умеет пересказывать, рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития. Чтение обогащает словарный состав, развивает образность речи, заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать. На уроке расскажем, как происходит развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественными и фольклорными произведениями.

Просмотр содержимого документа
«Какую роль в речевом развитии дошкольников играет художественная литература и устное народное творчество»

Какую роль в речевом развитии дошкольников играет художественная литература и устное народное творчество

В современных условиях книга почти лишилась прежнего значения. Ее активно вытесняют из детской жизни телевидение, компьютерные игры, гаджеты. Но именно книга остается источником формирования правильной развитой речи. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, насколько образно он умеет пересказывать, рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития. Чтение обогащает словарный состав, развивает образность речи, заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать. На уроке расскажем, как происходит развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественными и фольклорными произведениями.

Как с помощью художественной литературы развивать речь дошкольников разных возрастов

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»

В.А. Сухомлинский

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой воспитатель ставит задачи:

– формировать эмоционально-образное восприятие произведений;

– развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи;

– развивать умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Воздействие произведений литературы и устного народного творчества на дошкольников зависит не только от содержания и формы произведений, но и от уровня речевого развития детей.

Разберем, какие стороны речи развивают у дошкольников разных возрастов в процессе знакомства с художественной литературой и произведениями народного творчества.

Младшая группа. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, песен, загадок. Затем переходят к народным сказкам. Фольклорные произведения дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и другие.

Затем дошкольникам читают авторские сказки, стихи, рассказы. Педагог подбирает произведения с несложным содержанием, близким личному опыту ребенка. В возрасте 3-4 лет дети с удовольствием слушают стихотворные   произведения, которые отличаются четкой рифмой, короткими стихотворными строчками. 

Пример

Какие произведения подходят для младших дошкольников

Для чтения  детям  младшего дошкольного возраста подойдут рассказы и небольшие стихотворения. Например, стихотворения А. Барто «Игрушки», З. Александровой «Мой мишка». Они воспитывают у детей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

Большой интерес у детей вызовут русские народные сказки о животных, с многократным повторением сюжетных моментов. Например, «Репка», «Колобок», Теремок».

При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения или сказки, начинают чувствовать рифму и ритм стиха. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Как развивать речь дошкольников младшего возраста

Детей 3-4 лет учат слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Задача воспитателя – обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Обучение образному языку в этом возрасте идет через повторение запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Дети могут повторять интонации воспитателя, но это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в старшем возрасте.

Можно проводить моделирование эпизодов сказки. Это помогает детям усвоить ее образное содержание. Например, пририсовав к кружку ушки, ребенок  видит зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

Средняя группа. Детей 4-5 лет можно знакомить с композиционными особенностями сказки, ее отличиями от рассказа или стихотворения, с образными словами и выражениями в сказке.

Пример

Какие приемы работы можно использовать при знакомстве со сказкой

Можно использовать интересные приемы при изучении сказок:

– сюрпризные моменты: приход гостей-игрушек, сказочных героев;

– загадки о главных героях;

– рассматривание иллюстраций в сказке;

– рассматривание тематической выставки;

– знакомство с обложками книг, названиями сказки;

– разбор пословицы и связь ее с идеей сказки;

– называние любимых сказок.

Дети этого возраста уже более осмысленно воспринимают литературные произведения. Они легко устанавливают последовательные и простые причинные связи в сюжете. Могут вычленить из цепи событий нужное.

Дошкольники 4-5 лет еще не осознают или осознают с большим трудом замаскированные события и замыслы. Им непонятны скрытые мотивы поступков героя, его сложные внутренние переживания. При этом дети уже способны дать правильную оценку поступку героя, могут выразить свое отношение к герою.

Старшая группа. К этому возрасту у детей развивается осмысленное восприятие: они понимают содержание и нравственный смысл произведения. Дошкольников продолжают знакомить с разными жанрами художественной литературы и с произведениями малых фольклорных форм – пословицами, поговорками, загадками. Дети в старшем дошкольном возрасте могут различать жанры произведений по характерным особенностям.

Пример

На что обращать внимание детей при работе с произведениями разных жанров

При анализе сказок донесите до детей глубокое идейное содержание и художественные достоинства сказки. Тогда они надолго запомнят и полюбят содержание и героев сказки.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями раскройте красоту и напевность стихотворения, помогите глубже осознать содержание.

При знакомстве с жанром рассказа покажите общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев. Обратите внимание детей на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.

После чтения произведений предложите детям ответить на вопросы. Подбирайте вопросы, которые будут выявлять, понимает ли ребенок основное содержание произведения, умеет ли оценивать действия и поступки героев.

Пример

Какие вопросы можно предложить дошкольникам старшего возраста

Вопросы, которые можно задавать детям после чтения любого художественного произведения, должны выяснять:

– как дошкольники поняли содержание произведения;

– заметили ли необычные слова и выражения, сказанные персонажами;

– какими словами характеризуются герои произведения;

– чем отличается описание разных героев;

– насколько эти описания совпадают с представлениями самих детей о героях произведения, и т. д.

 

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов,  загадок. Почти на каждом занятии, которое посвящено чтению, можно предлагать дошкольникам творческие задания.

Пример

Какие творческие задания можно дать детям после чтения художественного произведения

Творческие задания по произведению могут представлять собой лексические, грамматические или фонетические упражнения. Предложите детям:

– подобрать рифмы к стихотворным строчкам;

– изобразить того или иного героя в разных ситуациях;

– придумать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам;

– соединить сюжеты произведений разных жанров;

– подобрать синонимы, антонимы, определения, которые характеризуют персонаж, его настроение, состояние, действия;

– драматизировать наиболее интересные отрывки произведений;

– повторить реплики некоторых героев;

– нарисовать обстановку и условия, в которых действовали герои;

– соотнести содержание текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета произведения.

В старшей группе детей учат замечать выразительные средства при изучении художественных произведений. Такая работа развивает образную речь дошкольников. На материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок воспитатель проводит специальные упражнения, которые:

– развивают поэтический слух;

– подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Работа с фразеологизмами привлекает внимание детей к необычным выражениям. Дети учатся понимать смысл образных слов и выражений с переносным значением. Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам  развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм.

Подготовительная группа. У детей в возрасте 6-7 лет возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Перед педагогом стоят задачи воспитывать и развивать у детей:

– любовь к книге, художественной литературе;

– способность чувствовать художественный образ;

– поэтический слух;

– способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к своей речи.

Какие методические приемы можно применять при работе над художественными произведениями

Можно использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

– беседы после ознакомления с произведением, которые помогают определить жанр, содержание, средства художественной выразительности;

– чтение фрагментов из произведения по просьбе детей;

– беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;

– знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

– просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (только после знакомства с текстом книги);

– прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети могут выразить в творческих работах.

Пример

В каких творческих работах дошкольники могут выразить свое отношение к художественным произведениям

1. Рисование «Мой любимый сказочный герой»: формирует умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

2. Конструирование с аппликацией «Книжка-малышка по сказкам»: формирует умение работать всем вместе, прививать интерес сказкам.

3. Лепка ёжика по рассказу М. Пришвина «Ёж»: формирует умение точно передавать пропорции частей тела ёжика, передавать мелкие детали.

Для развития речи дошкольников в подготовительной группе можно использовать тематические беседы.





Какие беседы помогают развивать речь дошкольников 6-7 лет

Проводите беседы о конкретных произведениях или об отношении к художественным произведениям в целом.

1. Беседа на тему «Моя любимая сказка»: учит детей обдуманно выбирать любимую сказку и обосновывать свой выбор, активизирует речь детей.

2. Беседа «Где живут книги»: уточняет и конкретизирует представления детей о библиотеке.

3. Беседа по сказке «Хаврошечка»: помогает дошкольникам вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.

4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина»: знакомит дошкольников с великим русским поэтом и его произведениями для детей. Беседу можно завершить чтением «Сказки о рыбаке и рыбке».

Как знакомство с художественной литературой развивает образную речь и культуру речи детей

Чтение литературных произведений учит дошкольников использовать родной язык в обыденном речевом общении и самостоятельном словесном творчестве. Художественная литература обогащает речь детей лексическими, грамматическими, фонетическими языковыми средствами, делает ее выразительной.

В детском саду дошкольников знакомят с фольклором и различными художественными произведениями. Ниже расскажем, как воспитатель формирует образную речь и культуру речи дошкольников.

Развитие образной речи. Образная речь – это важная составная часть воспитания культуры речи. Основная задача развития образной речи – заложить в детях любовь к родному языку, к художественному слову, уважение к книге.

Чтобы развить образную связную речь детей, воспитатель должен работать над словом в лексическом, грамматическом и фонетическом направлениях.

В работе над лексической стороной речи воспитатель учит дошкольников понимать смысл и значение слов, определять их место в предложении, находить точное по смыслу слово и уместно употреблять его. Умение проводить смысловой отбор слов в зависимости от контекста высказывания и речевой ситуации можно сформировать с помощью упражнений.

Пример

Какие упражнения формируют умение отбирать слова в зависимости от контекста и речевой ситуации

Проведите упражнения: «Подбери точные слова-определения (слова-действия)», «Как можно сказать по-другому», «Придумай слово», «Найди слова, похожи и противоположные по значению», «Скажи ласково» и др.

 Развитию образной речи дошкольников способствует изучение выразительных средств языка. С помощью литературных произведений разных жанров. пословиц, поговорок и загадок детей знакомят со сравнениями, эпитетами метафорами и фразеологизмами. Основной «инструментарий» работы – игровые упражнения: «Скажи по-другому, по-сказочному», «Кто на кого похож», «Что на что похоже?», «Распутай пословицу», «Какая пословица здесь спряталась?», «Добавь слово» и т. д.

Дошкольников учат оформлять свои высказывания грамматически правильно и выразительно с помощью разнообразных стилистических средств – порядка слов, разных типов предложений. На это направлена грамматическая работа по развитию образности.

Речь детей обогащает ознакомление с разными жанрами живописи. Дошкольники учатся угадывать выражение чувств и мыслей художника в линиях, красках, композиции картины. Они могут охарактеризовать героев, дать названия картине, учатся видеть в ней главное.

Культура речи. Для воспитания у дошкольников культуры речевого общения важно формировать представление о необходимости вежливого обращения с  взрослыми и сверстниками, развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, которые наиболее подходят к определенной ситуации.

Культура речи подразумевает умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Формирование культуры речи происходит:

– на занятиях по ознакомлению с художественной литературой;

– в игровых обучающих ситуациях, где дети исполняют определенные роли;

– при заучивании вежливых формул прощания, приветствия, благодарности;

– в диалогической беседе при обсуждении литературного произведения;

– в сюжетно-ролевых играх.

Самое важное

Чтение художественной литературы и произведений устного народного творчества развивают речь дошкольников.

Развивать образную речь у дошкольников необходимо, чтобы заложить в детях любовь к родному языку, к художественному слову, уважение к книге.

Культура речи подразумевает умение говорить в соответствии с нормами литературного языка, умение вежливо общаться с другими людьми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!