Памятка для ученика
по созданию индивидуального проекта
Проект - это
«продукт», созданный как результат проектной деятельности;
разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Этапы работы над проектом:
1. Выбор темы
Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается. Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта
Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «изучение», «выяснение», «определение», «обобщение», «создание», «сравнение», «сочинение».
4. Установление наличия имеющихся ресурсов и определение недостающих ресурсов
Что уже есть для выполнения предстоящей работы (информация, умения)?
Чего пока нет, но нужно иметь (найти информацию, научиться делать)?
5. Постановка задач проекта
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели. Задачи вытекают из определения недостающих ресурсов.
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
6.Выдвижение одной или нескольких гипотез
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.
Варианты гипотез к проекту «Как возник язык»:
Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.
Пример:
Тема проекта: «Мир слов».
Цель: выявление роли словарей в жизни человека.
Задачи: 1. Изучить строение словаря.
2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
3. Придумать рекламу для толкового словаря.
Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.
7. Работа с информацией (сбор информации)
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём — либо. Может быть выражена в разных формах.
Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).
Но может быть и письменная информация (текстовая информация) - статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.. К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
8. Работа с информацией (исследование)
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия. Методов много.
Методы исследования: эксперимент (опыт, который ставится для изучения, исследования чего – либо), изучение источника исследования, опрос, интервью, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.) с последующим ее анализом, наблюдение (может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой), анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления, синтез (обобщение данных, добытых анализом), сравнение.
Для своего исследования выбирайте только те методы, которые нужны.
9. Вывод
Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.
10. Создание творческого продукта
Все проекты предполагают создание творческого продукта.
Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.
Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн и др.
11.Защита проекта.
Проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Не только продемонстрировать, показать, представить собравшимся свою работу. Надо рассказать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные.
Вы будете защищать то, что сделали.
Текст выступления
Начало каждой фразы, дополнив которые, получите текст своего выступления.
Введение
Тема моего проекта …
Я выбрал эту тему, потому что...
Цель моей работы …
Задачи моего проекта: …
Я выдвинул(а) гипотезу: …
Сбор информации (где и в каких формах)…
Методы исследования...
Проектным продуктом является …
Этот продукт поможет (пригодится, будет использован и т.п.)…..
Основная часть
Я начал(а) свою работу с того, что…
Потом я приступил(а) к…
Я завершил(а) работу тем, что…
В ходе работы я
столкнулся(ась) с проблемами (я отклонился от плана проекта, план моей работы был нарушен, в ходе работы я изменил проектный продукт, …) Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что… | все выполнил(а) по плану, проектный продукт получился, как задумывал (а) и т.п. |
Заключение
Закончив проект (в результате проделанной работы) , я пришел (а) к выводу, что…
Моя гипотеза подтвердилась (я опроверг(ла) свою гипотезу)…
Я считаю, что цель, которую я ставил(а) ……..