СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не нужно доказывать, что образоание - самое великое благо для человека. Без образоания люди грубы, и бедны, и несчастны. 

Н.Г. Чернышевский

Просмотр содержимого документа
«Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»

Педагогический совет на тему

«Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»

Не нужно доказывать, что образование — самое великое

благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.

Чернышевский Н. Г.

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.

А. Эйнштейн

Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели).

Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий.

При использовании в образовательном контексте понятия «качество», то последнему часто приписывают различные значения.

Так, для педагогов, оно может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся - соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками.

Для родителей - связано с развитием индивидуальности их детей.

Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

1) квалифицированный педагогический состав;

2) наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;

3) существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

4) благоприятная среда общения со сверстниками.

Каждому из нас хочется работать качественно. Каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка. А что подразумевают под «Качественным образованием» основные участники учебного процесса?

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

• с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

• с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

• с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

• с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;

• с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

Для родителей:

• с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

• со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

• с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

• с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);

• с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

• со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

• с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Что же такое «качество образования» сегодня?

Сегодня это «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности внутришкольного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование». «Качество образования - это соотношение цели и результата...». Результат образования определяется его целями. Что можно сегодня считать целями образования?

Современный ученый педагог Марк Поташник определяет:

“ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.

Что это означает? Это означает достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития ученика, то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах

В идеале - каждый ученик движется по своему образовательному маршруту.

Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Качество образования, особенно качество школьного образования – это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует обучающийся человек, будь то первоклассник, или старшеклассник.

Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно значимого. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия.

Отсюда главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

  1. научиться познавать;

  2. научиться делать;

  3. научиться жить вместе;

  4. научиться жить в ладу с самим собою.

Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования.

Раскроем компоненты этих целей образования.

  1. Помочь учащимся научиться познавать окружающий мир.

Задача научиться познавать давно стала составной в системе задач образовательных учреждений. Необходимо создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями.

  1. Помочь учащимся научиться работать (действовать).

Другой основой развития образования является решение задачи научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).

Прежде всего, следует научиться использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мышления.

Особо следует отметить необходимость воспитания такого качества у школьников как лидерство. Оно может быть связано не только с наукой или управлением, но и с практической деятельностью.

Лидер - это, прежде всего, профессионал в конкретной области. Другая черта лидера - это умение увидеть проблему, а значит необходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу. Третья черта лидера - это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требуются от человека широкие профессиональные знания и умения. И, наконец, четвертая характеристика лидера - это умение организовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер - это человек, который способен реализовать себя в любимом деле.

Таким образом, воспитание лидера сегодня становится одной из важных целей образования. При этом в виду имеется лидер, способный к сопереживанию другому человеку, стремящийся к принятию другого и оказанию ему помощи.

  1. Помочь учащимся научиться жить вместе - еще одна цель современного образования.

Важно научиться жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных условий необходимо уже в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. В этой связи исключительно важным является разбудить и поддерживать у детей чувство понимания взаимозависимости в мире, развивать у них коммуникативность, умения предупреждать и снимать конфликты.

Основополагающим в коммуникации, безусловно, является осознание того, что другой человек является ценностью. Именно это, на наш взгляд позволяет принять другого. Как часто в повседневной жизни мы слышим, что самым важным во взаимодействии людей является понимание друг друга. Но это понимание никогда не состоится, если мы не принимаем этого другого. Прежде всего, должен сработать механизм принятия. Если мы принимаем другого, значит, в последующем и услышим его и, конечно, же, сможем понять его.

  1. Четвертая важнейшая основа развития образовательного процесса состоит в том, чтобы научиться жить, обеспечивая расцвет собственной личности.

Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей.

Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.

Естественно, что выделенные цели образования требуют определения основного пути развития массовой школы и всей системы образования.

Приведу цитату, которая очень четко и конкретно определяет назначение массовой российской школы: «Школа - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. ...Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок».

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Предлагаю вам сейчас поработать в группах и ответить на следующие вопросы:

1.Какие условия необходимы для получения качественного образования?

Можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

  • Квалифицированный педагогический состав;

  • Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;

  • Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

  • Благоприятная среда общения со сверстниками.



2. По каким параметрам определяется качество результатов образования?

  • Гарантированность образования

  • Мотивация и ценностные ориентации учащихся

  • Сформированность учебной деятельности

  • Качество предметных знаний учащихся

  • Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся

  • Развитие творческих способностей учащихся

  • Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.



3. Какие действия должен предпринять учитель, чтобы повысить качество знаний обучающихся?

  • Качественная подготовка к уроку

  • Психологический настрой на урок, на процесс обучения

  • Контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время

  • Главная ценность качества образования его индивидуализация.

Давайте обсудим, что у нас получилось (обмен мнениями). Конечно, тема, поднятая сегодня актуальна и неоднозначна.

Определяющим фактором успешности процесса обучения, безусловно, является педагогическое мастерство учителя, его профессионализм, личность самого педагога.

Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся

1. Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
2. Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте «на пальцах», учащимся нужно показать хотя бы слайды, а если есть схемы, то яркие.
3. Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательны.
4. Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.

5. Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарным с идеями и предложениями. Разумными. Но не разумные идеями молодых слушателей критикуют деликатно. Пусть сами попробуют их реализовать. Неразумность можно умело доказать, но уверенности, что они откажутся от своих идей после ваших слов, вы не ощутите.
6. Будьте предельно откровенны.
7. Ваши помощь в решение проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принято, но благодарности не ждите
8. Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.


Так как качество образования “задает” качество жизни человека и общества, наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования в нашем образовательном учреждении. Используя методику синквейна выразим по трём ключевым словам «качество», «учитель», «ученик» своё отношение к данному педсовету.

Определение «качества» с учетом ФГТ(Федеральные государственные требования):

Качество – это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!