СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучаем родной край

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучаем историю нашего  донскогокрая где мы живем

Просмотр содержимого документа
«Изучаем родной край»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования дом детского творчества

ст. Советской Советского района

Ростовской области



РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Протокол педагогического Директор Советского ДДТ

Совета № 1 от «29» августа 2016 ________ Н.Н.Овчинникова

Приказ № 30 от 29.08.2016



Рабочая дополнительная

общеразвивающая программа

«Изучаем родной край»

Направление: туристко - краеведческое



Срок реализации: 2 года



Рекомендуется для детей: 7 – 15 лет



Автор-составитель:

Педагог дополнительного

образования Гончаренко

Ольга Сергеевна



Ст. Советская





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная образовательная программа разработана с учётом нормативно-
правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного
учреждения в области прав, охраны здоровья и образования обучающихся.
Актуальность программы. Краеведение традиционно является одним из ведущих направлений
деятельности системы дополнительного образования детей и имеет большое
значение в воспитании патриотических чувств детей, расширению их
интеллектуального творческого потенциала. История Донского края является
составной частью истории страны и непосредственно соотносится со
всемирной историей. Дон обладает богатейшим историко-культурным, фольклорно-
этнографическим наследием. Культурное богатство края представлено
памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая
казачьими памятниками. Освоение истории и культуры Дона как региональной части русской
истории и культуры, является необходимым условием воспитания
патриотизма, любви к своему краю у молодого поколения. «Изучаем родной край» - образовательная программа
дополнительного образования детей туристско-краеведческой
направленности, по уровню усвоения – ознакомительная, по виду -
модифицированная. Новизна и оригинальность данной образовательной программы
заключается в планировании одновременного обучения таким дисциплинам
как история родного края, краеведения с использованием материала,
программного содержания на современном высококвалифицированном
уровне, также отводится место изучению исторических памятников
регионального значения. Большое количество часов выделено на
практическое изучение малой Родины. Особенностью содержания является
то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. История Донского края – часть истории Отечества.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и
проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во
взаимоотношениях с другими. Существующие региональные программы, посвященные истории Донского
края, имеют образовательные цели и задачи как первоочередные. Данная
программа способствует социализации воспитанников, воспитанию
терпимого отношения к другим национальностям, способствует
формированию гражданских идентификаторов (родная земля, традиции,
культура, обряды и т.д.).

Предметом изучения является история Донского края и г. Ростова-на-
Дону от возникновения до сегодняшних дней как самостоятельный, цельный,
культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и
характером.

Общение здесь берется в понимании как общительное бытие. Выход в экологическом образовании к «детству, как – творческому бытию» обеспечивает поле безопасности жизни. Освоение программы учащимися включает в себя наблюдение и изучение многообразие мира растений, мира животных, мира водоемов, переходя непосредственно к миру людей, изучению особенностей жизни и обычаев донских казаков в 16-18 века, а также закрепление увиденного и услышанного на занятиях в процессе изготовления поделок. Так, например, изучая мир растений, ребята слушают произведения известных русских поэтов и в процессе наблюдения сюжетов стихов в природе воспроизводят их в рисовании. Или, изучая быт казаков, учатся изготавливать предметы обихода из глины (пластилина, соленого теста), шить казачьи наряды на кукол, используя в работе вышивку и бисер. Это позволяет детям значительно расширить свои знания в области ботаники, зоологии, истории донского края, географии и др. предметов, а также получить необходимые трудовые навыки и умения, которые помогут им легче ориентироваться в выборе будущей профессии.



Одним из основополагающих принципов программы является принцип
историзма, подразумевающий рассмотрение изучаемых явлений в развитии.
Это важно для понимания проблем современности, составляющих
неотъемлемую часть Донского края и города.
Используя полученные знания в области изучения природных
особенностей, исторической судьбы края и города, обучающиеся смогут
лучше разобраться в том, какие из нереализованных ещё возможностей будут
способствовать процветанию края и города, предполагается посильное
участие обучающихся в охране памятников истории и культуры.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы.
Программа предназначена для работы с обучающимися в возрасте от 7 до 13 лет, что соответствует началу подросткового возраста.


Начало подросткового возраста - это период позитивных изменений и
преобразований. В этом возрасте важно (период является сензитивным),
чтобы ребенок почувствовал радость познания, уверенность в себе, приобрел
навыки познавательной деятельности, самоорганизации и саморегуляции,
общения со сверстниками.
Возраст от 7 до 13 лет значим для психического и социального
развития личности. На первое место выходит целенаправленная
познавательная деятельность, в процессе которой обучающийся получает и
перерабатывает огромные объемы информации. Под воздействием новой,
учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание,
память, а, следовательно, развиваются новые качества психики.
Эффективность формирования учебной деятельности зависит от содержания
усваиваемого материала, конкретной методики в обучении и форм
организации учебной работы. В этот период школьники активно накапливают
знания. Тематика занятий, рассчитанная на эту возрастную категорию -
разнообразна и познавательна. В ходе освоения программы «История Донского края» у обучающихся формируется нравственный аспект
отношения к культурно-историческим ценностям. Цель программы: создание условий для успешной социализации
и становления гражданской идентичности обучающихся подросткового
возраста посредством изучения истории Донского края.
Задачи программы:
воспитывающие:
  • воспитывать уважительное бережное отношение к культурно-
    историческому наследию Донского края и города;
    воспитывать любовь к малой Родине;
    воспитывать чувства патриотизма и гражданственности;
    воспитывать чувства ответственности и долга перед своей страной.
    развивающие:
    развивать мотивацию к познанию;
    развивать познавательные потребности и интересы в сфере краеведения;
    развивать навыки самоконтроля, самоорганизации;
  • развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками и
    старшими;
    развивать навыки исследовательской деятельности в процессе учебных
    занятий и во время экскурсий.
    обучающие:
    пробудить интерес к малой Родине;
    познакомить с различными историческими периодами развития Донского края;
    формировать представление о народах, проживающих в Ростовской
    области, историко-культурном наследии и их традициях;
    познакомить с историческими страницами возникновения войн на
    территории Донского края;
    формировать знания по истории развития Донского казачества;
    расширить и углубить знания по истории становления города Ростова-на-Дону.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на года обучения:
1-й год-144 часа (4 часа в неделю - 2 раза в неделю по 2 часа).
Основными методами обучения реализации образовательной
программы являются:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый (эвристический):
проблемное изложение;
исследовательский.
Основная форма обучения – групповая. Для успешной реализации образовательной программы «История
Донского края» применяются следующие занятия:
проблемный урок – выявление, формулировка и решение проблемы
в процессе занятия;
интервьюирование, беседа, диалог;
экскурсии;
творческие отчёты;
уроки взаимообучения;
уроки-конкурсы;
урок-лекция с элементами беседы. Формы подведения итогов программы.
Викторины, конкурсы.
Предполагаемые результаты.


Предполагаемый результат:

К концу первого года обучения.

ЗНАТЬ: компоненты живой природы, растения и животные ближайшего окружения, сезонные изменения в жизни растений и животных, быт обычаи донских казаков.


УМЕТЬ: различать наиболее распространенные растения нашей местности, различать животных, птиц, наблюдать за изменениями в природе, выполнять исследовательские работы по всем разделам программы.



Формы и методы диагностики результатов реализации программы:

  • Контрольные задания и тесты;

  • Письменные и устные отчеты;

  • Опрос;

  • Стандартизированное наблюдение;

  • Анкетирование.

Тематический план первого года обучения





Темы


Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Мир растений

26

6

20

3.

Мир животных

24

8

16

4.

Мир водоемов

18

6

12

5.

Природа своего края

20

6

14

6.

Животный мир Ростовской области

19

8

11

7.

Красота рукотворная

16

8

8

8.

Красота человека

19

8

11


Итого: 144 52 92







Календарный план учебно- воспитательной работы в объединении

«Изучаем родной край» руководитель Гончаренко О.С. (1 год обучения)







Месяц
Теоретические занятия

(краткое содержание)



Часы

Практические занятия

(краткое содержание)



Часы

Воспитательная работа в объединении

1.



сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка.

2

-

-


2.

Раздел 1. Мир растений




Мини-беседа на тему: «О чем молчат деревья?»

3.

Знакомство с многообразием мира растений донского края.

2

Рисование природы по произведениям пейзажной лирики.

2

-

4.


Отражение красоты природы в произведениях русских поэтов.

1

Отражение красоты природы в декоративно-прикладном искусстве.

2

-

5.

Листопадные и вечно-зеленые растения края.

2

Сбор природного материала.

2

Мини-беседа: «Сколько лет «Новогоднему» счастью?» о проблеме вырубки хвойных деревьев.

6.

Сказочные цветы.

2

Выставка поделок из природного материала.

2



Букет из осенней листвы.

2

Изучение форм и цвета листьев.

2

Привитие любви к красоте донской природы, русской лирике

октябрь





октябрь

Разнообразие листьев древесных растений.


1

Зарисовка осенних листьев и цветов.

2






Поделки сказочных цветов из соленого теста

2




Итого:



10

Экскурсии

2

16


Раздел 2. Мир животных





Животные и птицы нашего окружения: домашние любимцы – кошки, собаки, ( происхождение, особенности характера, повадки породы, особенности содержания, уход).


2

Изготовление кормушек для зимующих птиц.


2




ноябрь


Животные степи: птицы - жаворонок, серая цапля, фазан, стрепет, орел – беркут, сокол, и др.


2

Рисование птиц.

4


Животные степи – еж ушастый, хомяк обыкновенный, тушканчик обыкновенный, слепыш обыкновенный, заяц – русак, волк, лиса, куница, ласка и др.


2

Поделки из пластилина «Зимующие птицы».


2


Знакомые незнакомцы – животные живого уголка – грызуны (декоративные крысы, морские свинки, хомячки).


2

Рисование животных.

4


Обитатели аквариума. Птицы – попугайчики, канарейки, ткачики. Особенности ухода.



Итого:

2







10

Домашние любимцы - просмотр презентации.


2







14


Раздел 3. Мир водоемов





Реки донского края.


2

Рисование пейзажей.


3


Река нашей станицы.

2

Изготовление разнообразных пород рыб из гипса, солёного теста и природного материала.

3


Обитатели водоемов: улитки, рыбы, раки, черепахи.


2

Выставка детских работ.



2


Просмотр презентаций.


2


2


ИТОГО:

8


10




Раздел 4. Природа своего края



2


Сущность взаимодействия человека и природы.






3

Экскурсия в парк.


2



Явления живой и не живой природы.


3

Весна в нашем селе.


2



Исчезающие растения и животные родного края.


2


Собаки наши друзья (происхождение, особенности характера, повадки)

1

«Трудный путь картошки».


2





Вода в моем доме и в природе.


2







Стихи, рассказы о воде и природе.


2




Поход в лес.


2


Итого:

6


14


Раздел 5. Животный мир Ростовской области





Заповедники Ростовской области.


4

Просмотр презентаций о животных Ростовской области

2


Животные занесенные в красную книгу.


4

Зарисовки животных

3




Поделки животных из пластилина

3








Чтение стихов и рассказов

2




Загадывание загадок о животных

1


Итого:

8


11


Раздел 6. Красота рукотворная





Народная музыка

1

Читаем стихи о родном крае

1


Гимн нашей области

1

Я пробую сочинять

2


Песни о нашем крае

1

Мои первые строки о родном крае

1


Песни народов нашего города (русские народные, татарские, чувашские)

2

В гостях у народных умельцев

1


Семейный праздник «Поющая семья»

1

Экскурсии в сельский краеведческий музей

1


Произведения Советских писателей

1

Чудесные превращения веточки ивы

1


Поэты Ростовской области

1

Посещение структурного подразделения ДДТ кружка «ИЗО»

1


ИТОГО:

8


8



Раздел 7. Красота человека






Самобытность слова

1

Национальная одежда, украшения –рисование карандашами

3



май

Население нашего района

1

«Откроем бабушкин сундук»- викторина»

1







Национальный костюм

1

Игры народов нашего края

2


Печатные издания нашего края

1

Семейные посиделки «У самовара»

2


Культура речи «Как мы говорим ?»

1

Презентация национальных блюд

2


Этимология слова

1

Экскурсия в музей

1


Откуда к нам пришли слова

1



Беседа с детьми «Мои любимые сказки»

Народности нашего края и их особенности: язык, культура, праздники, обычаи

1




Итого:

8


11




Содержание программы первого года обучения. Вводное занятие (2ч.).

-Знакомство с планом работы кружка, целями и задачами на учебный год.

-Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности.

1 раздел: Мир растений (6 ч.).

-Знакомство с многообразием мира растений донского края.

-Отражение красоты природы в произведениях русских поэтов.

- Листопадные и вечно- зеленые растения края.

-Сказочные цветы.

- Букет из осенней листвы.

-Разнообразие листьев древесных растений.

Практическая работа: (20ч.).

- Рисование природы по произведениям пейзажной лирики.

-Отражение красоты природы в декоративно-прикладном искусстве.

-Сбор природного материала.

-Выставка поделок из природных материалов.

-Изучение форм и цвета листьев.

-Зарисовка осенних листьев и цветов.

- Поделки сказочных цветов из соленого теста.

-Экскурсии.


2 раздел: Мир животных (8 ч.).


-Животные и птицы нашего окружения: домашние любимцы – кошки, собаки, ( происхождение, особенности характера, повадки породы, особенности содержания, уход).

-Животные степи: птицы - жаворонок, серая цапля, фазан, стрепет, орел – беркут, сокол, и др.

- Животные степи – еж ушастый, хомяк обыкновенный, тушканчик обыкновенный, слепыш обыкновенный, заяц – русак, волк, лиса, куница, ласка и др.

-Знакомые незнакомцы – животные живого уголка – грызуны (декоративные крысы, морские свинки, хомячки).

- Обитатели аквариума. Птицы – попугайчики, канарейки, ткачики. Особенности ухода.


Практические работы: ( 16ч.).


-Изготовление кормушек для зимующих птиц.

-Рисование птиц.

-Поделки из пластилина «Зимующие птицы».

-Рисование животных.

-Домашние любимцы - просмотр презентации.


3 раздел: Мир водоемов (6ч.)

-Реки донского края.

- Река нашей станицы.

-Обитатели водоемов: улитки, рыбы, раки, черепахи.

-Просмотр презентаций.

Практическая работа: (12ч.).

-Рисование пейзажей.

- Изготовление разнообразных пород рыб из гипса, солёного теста и природного материала.

-Выставка детских работ.

4 раздел: Природа своего края: (6.).

-Сущность взаимодействия человека и природы.

-Явления живой и не живой природы.

Практическая работа: (14ч.).

-Экскурсия в парк.

-Весна в нашем селе.

- Исчезающие растения и животные родного края.

- «Трудный путь картошки».

-Вода в моем доме и в природе.

-Стихи, рассказы о воде и природе.

-Поход в лес.


5 раздел: Животный мир Ростовской области: (8ч.).

-Заповедники Ростовской области.

-Животные занесенные в красную книгу.

Практическая работа: (11ч.).

-Просмотр презентаций о животных Ростовской области.

-Зарисовки животных.

- Поделки животных из пластилина.

-Поделки из соленого теста.

-Чтение стихов и рассказов.

-Загадывание загадок о животных.

6 раздел: Красота рукотворная: (8ч.).

-Народная музыка.

-Гимн нашей области.

-Песни о нашем крае.

- Песни народов нашего города (Русские народные, татарские, чувашские).  

-Семейный праздник «Поющая семья».

-Произведения Советских  писателей и поэтов.

- Поэты Ростовской области.

 

Практическая работа: (8ч.).

 -Читаем стихи о родном крае.  

-Я пробую сочинять.

- Мои первые строки о родном крае.

- В гостях у народных умельцев.

- Экскурсия в сельский краеведческий музей.  

-Чудесные превращения  веточки ивы.

-Посещение структурного подразделения ДДТ кружка «ИЗО».


7 раздел: Красота человека: (8ч.).

-Самобытность слова.

- Население нашего района.

- Национальный костюм.

-Печатные издания нашего края.

-Культура речи «Как мы говорим?».

- Этимология слова.

-Откуда к нам пришли слова.

-Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи.

Практическая работа: (11ч.).

-Национальная одежда, украшения - рисование карандашами. «Откроем бабушкин сундук» - викторина.

- Игры народов нашего края.

- Семейные посиделки «У самовара».

-Презентация национальных блюд.

-Экскурсия в музей.




2 год обучения – 216 часов (занятия 3 раза в неделю по 2 часа).

По уровню освоения программа углубленная.
Формы организации деятельности воспитанников на занятиях:
групповая и индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий: проблемная, интерактивная лекция,
презентация, дискуссия, экскурсия, диспут, «круглый
стол».
Формы подведения итогов освоения программы: защита учебно-
исследовательских проектов; участие в конкурсах и конференциях.

Ожидаемые результаты :
имеет представление:
-об основных исторических этапов развития района;

-правила поведения в природе;

- к концу обучения обучающиеся приобретают умения,

- грамотно и четко излагать свои мысли;
- осуществлять поиск необходимой информации, используя
разнообразные источники;

обобщать, сопоставлять факты и события, анализировать, делать
выводы;
- разрабатывать индивидуальный экскурсионный маршрут;
-взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной
деятельности.
обладает:

коммуникативными навыками и навыками публичной презентации;
- развитым аналитическим мышлением;
- навыками учебно-исследовательской деятельности;

навыками экскурсионной деятельности;
- устойчивым интересом к изучению сельской местности;
- активной гражданской позицией и чувством патриотизма;
- чувством гордости и восхищения талантами и достижениями наших
земляков, соотечественников.



Тематический план второго года обучения





Темы


Количество часов

Теория

Практ.

Всего

1.

Вводное занятие

3

6

9

2.

Геоурбанистика

6

3

9

3.

Природа сельской среды

3

6

9

4.

ст. Советская на карте и на плане

9

9

18

5.

Природа донской местности

15

12

27

6.

Донское казачество

12

3

15

7.

Ростов исторический

15

3

18

8.

Город как социальная система

15

9

24

9.

Ростов архитектурный

15

9

24

10.

Начало становления города Ростова

15

6

21

11.

Культурная жизнь станицы

15

9

24

12.

Родословие

15

3

18



Итого: 138 78 216










Темы


Количество часов

Теория

Практ.

Всего

1.

Вводное занятие

3

6

9


Педагогическая диагностика

-

3

3


Краеведение

3

-

3


Исследовательская деятельность

3

-

3

2.

Геоурбанистика

6

3

9


Географическое положение

3

3

6


Большой город-«Большой-Ростов»

3

-

3

3.

Природа сельской среды

3

6

9


Сущность и классификация экскурсий

3

3

6


Выбор исследовательских тем

-

3

3

4.

ст. Советская на карте и на плане

9

9

18


Районирование станицы

3

3

6


Памятные и достопримечательные места одного из сел района

3

3

6


Функциональные зоны разных районов нашей местности

3

3

6

5.

Природа донской местности

15

12

27


Природные условия района

3

3

6


Растительность города

3

3

6


Птицы

3

2

5


Грунтовые воды

3

2

5


Объекты рекреационной сферы

3

2

5

6.

Донское казачество

12

3

15


Станичные ремесла казаков

3

1

4


Казачий фольклор

3

1

4


Образование и просвещение казаков на Дону

3

1

4


Предпосылки возникновения г. Ростова –на-Дону

3

-

3

7.

Ростов исторический

15

3

18


Историческое прошлое города

3

-

3


Связь истории города с важнейшими событиями гражданской войны

3

3

6


Топонимика

3

-

3


Ростов-на –Дону –город воинской славы

3

-

3

8.

Город как социальная система

15

9

24


Население города





Культура и традиции народностей проживающих в Ростове-на-Дону





Ростов спортивный





Города побратимы Ростова




9.

Ростов архитектурный


15

9

24


Интересные старинные архитектурные сооружения

10

5

15


Архитекторы города. Роль в формировании архитектурного облика Ростова

5

4

9

10.

Начало становления города Ростова

15

6

21


Официальное признание города

5

-

5


Становление города в 1-й половине 19 века

5

3

8


Город в середине 19 в. Ростовские ярмарки

5

3

8

11.

Культурная жизнь станицы


15

9

24


Образование

5

3

8


Библиотеки

5

3

8


Развитие здравоохранения

5

3

8

12.

Родословие

15

3

18


«Древо жизни»

7

3

10


Семейные традиции и обряды

8

-

8


Итого: 138 78 216



Методическое обеспечение программы.

Реализация программы подразумевает применение активных методов, форм и средств развивающего обучения и воспитания: индивидуального, дифференцированного, частично поискового, исследовательского методов.

Для усиления эмоционального воздействия на обучающихся используется художественная, мемуарная, историческая литература, малый фольклор, живопись, технические средства. Важным моментом при этом является возможность использования для выполнения заданий современных информационно-коммуникативных технологий, в том числе обучающих программ.

Принципы реализации программы:

-учет возрастных особенностей обучающихся;

- интеграция федерального и регионального содержания по принципу историзма;

- систематизация, обобщение информации.

Методы организации образовательного процесса:

-игровые ( литературные игры, конкурсы, викторины);

Сравнительно-сопоставительный анализ, сравнение;

-Взаимообучение;

-Дискуссии;

-Деловые беседы;

-Импровизации;

-Самоконтроль и самооценка.

Ведущими компонентами образовательного процесса при реализации данной образовательной программы являются:

  1. Краеведческий компонент, направленный на формирование гражданских и патриотических качеств и развивающий способности к анализу, альтернативному мышлению в выборе различных способов деятельности;

  2. Этнический компонент, пронизывающий все сферы и виды деятельности человека, способствующий воспитании. Нравственной личности.

  3. Исследовательский компонент, направленный на становление основ научного мировоззрения и исследовательского отношения к окружающему миру.

В целях обеспечения целостного характера педагогической деятельности при реализации данной образовательной программы, предусмотрены мероприятия педагогического сопровождения:

-коррекция образовательного процесса на основании результатов педагогической диагностики;

-упражнения по развитии коммуникативных умений и навыков.

Система и средства диагностики.

С целью объективного определения уровня усвоения обучающимися содержания образовательной программы разработана система диагностики, которая включает в себя начальную педагогическую диагностику, итоговую диагностик в конце каждого учебного года и диагностику остаточных знаний на начало каждого учебного года. Основными диагностическими средствами являются викторины, тестовые задания, контрольные задания, творческие задания. Оценкой результативности программы является подготовка учащимися рефератов, докладов, участие обучающихся в районных, городских, областных конкурсах.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для реализации программы помимо оборудования большую роль играют исторические документы.

Для более успешной работы по программе имеются следующие методические материалы:

- конспекты занятий

- конспекты открытых мероприятий

- раздаточный материал

-анкеты, тесты и т. д. для организации контроля результативности занятий


Материально-техническое обеспечение
1. учебный класс;
2. технические средства обучения (интерактивная доска, проектор, экран,
звуковое сопровождение)
3. дидактические средства (карты, схемы, наглядные пособия)

Список литературы:
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
годы. Постановление правительства Российской Федерации № 6 от
07.02.2011г.
2. Федеральный закон от 14.03. 19954 № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых
памятниках».
3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия» № 73 - ФЗ от
25 июня 2002.
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Конституция Российской Федерации.
6. Охрана и использование памятников культуры: сборник нормативных
актов и положений. М., 2004.

7.Волошинова Л.Ф. Пушкинская улица. Ростов-на-Дону. «Донской
издательский дом», 2000.
8. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.
9. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-
Дону. Ростов-на-Дону, 1999.
10. Ильин А.М. История города Ростова-на-Дону. Репринтное издание.
Ростов-на-Дону. Ростиздат, 1991.
11. История Донского края. Ростов-на-Дону. Ростовское книжное изд-во,
1971
12. Крумменерль Райнер. Исчезнувшие города. М., «Мир книги», 2006.
13. Кукушкин В.С. История архитектуры нижнего Дона и Приазовья.
Ростов-на-Дону. «ГинГо», 1996.

Литература для обучающихся:
1. Белякова Е., Таскаева Е., Штекель В. Игры народов Дона. Ростов -н/Д,
2008.
2. Зимина А.П. Города и станицы Дона на старых открытках. Ростов–на-
Дону,1991.
3. Моложавенко В. Донские были. Ростовское книжное издательство,
1970.
4. Симоненко В.А. Введение в Донскую историю. Ростов-на-Дону, 2002.
5. Чеснок В.Ф. Танаис. Продолжение легенды… «NВ», 2005.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!