Изобразительное искусство классицизма и рококо.
Никола Пуссен – художник классицизма.
1.2 Мастера «галантного жанра» живопись рококо.
Классицизм XVII в. называют «эпохой Пуссена», так как французский художник Никола Пуссен (1594−1665) является родоначальником раннего европейского классицизма и самым ярким его представителем.
Никола Пуссен. Автопортрет 1650
Пуссен выработал творческий метод, в основу которого положил собственное представление о законах красоты. Свой идеал он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткости форм.
Призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выборе тем отдавал предпочтение героическим поступкам и деяниям, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти.
Главным предметом искусства считал то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке.
Из исторических сюжетов выбирал только те, в которых были действие, движение и экспрессия. Работу над картиной начинал с внимательного изучения литературного источника. Если он отвечал поставленным целям, художник обдумывал не сложную внутреннюю жизнь героев, кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и разочарования отодвигались на второй план. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, решение принято, выбор сделан».
Н. Пуссен . Аркадские пастухи.
В основе картины лежит глубокая философская мысль о бренности
земного существования и неизбежности смерти. Четверо пастухов,
жителей счастливой Аркадии, случайно находят среди зарослей кустарника гробницу с надписью: «И я был в Аркадии. Но теперь
меня нет среди живущих, как не будет и вас, ныне читающих эту надпись».
Смысл этих слов заставляет задуматься о бренном, переосмыслить настоящее…
Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения.
Н. Пуссен . Нарцисс и Эхо.
Колористическая система картин Пуссена обычно строилась на убеждении автора в том, что цвет является важнейшим средством для создания объёма и глубины пространства. Разделение на планы подчёркивалось созвучием сильных цветов. На первом плане чаще всего преобладали жёлтые и коричневые цвета, на втором - тёплые, зелёные, на третьем - холодные, прежде всего голубые. В этой картине всё подчинено законам классической красоты: цветовое столкновение холодного неба с тёплым передним планом, красота обнажённого человеческого тела, переданная в ровном рассеянном освещении, воспринималась особенно эффектно и возвышенно на фоне сочной зелёной листвы безмятежного пейзажа.
Мастера «галантного жанра»: живопись рококо.
Галантный век - именно так называется эпоха рококо. Вообще слово «галантный адресовалось человеку учтивому, обходительному, любезному, связывалось с благородством и порядочностью; вместе с тем к нему прибегали, когда речь шла о героях и героинях любовных приключений. К концу XVIII 18 века вырабатывается своеобразное понятие галантности, обозначающее не только узкую сферу утонченного поведения, но, шире, стиль и образ жизни, основанный на искусстве быть приятным.
Основной чертой галантного века является культивирование наслаждения, как основного жизненного принципа. Галантность была основой взаимоотношений между мужчиной и женщиной из аристократической среды. Также в тот период женщину провозглашали «богиней», «властительницей дум», исполняли ее капризы, давались праздники в ее честь и одновременно ей пользовались в качестве объекта для получения удовольствий. Так называем культ Прекрасной Дамы без совершения каких - либо подвигов в ее честь. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады.
На основе этого времени в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве формируется такой жанр, как галантная сцена.
Родина галантного жанра - Франция, где он зародился в первой четверти XVIII века (1710 - 1720 гг.). Причиной его возникновения послужило изменением светской жизни после смерти Людовика XIV и воцарение Филиппа II Орлеанского, регента Людовика XV. Последние годы царствования Людовика XIV были отмечены отказом от разного рода удовольствий, ханжеством, строгостью и приличием, сдержанностью в моде. С приходом герцога Орлеанского придворная жизнь резко изменилась, ничего не осталось от времен прежнего короля: французскую аристократию окунула волна легкомыслия, безумства и роскоши.
Особенности галантного стиля
Фрагонар . Качели
Галантная сцена всегда изображает непринуждённое общение двух или нескольких лиц на фоне живописного и фантастически красивого пейзажа. Это может быть беседа, флирт, игра, прогулка, танец. Герои картин, как и природа, на фоне которой разворачивается неспешное действие, всегда красивы и гармоничны.
Для этих целей, как нельзя лучше, подходил появившийся именно в эпоху Регентства стиль рококо - манерный, причудливый и воздушно-лёгкий.
У героев картин, как правило, нет реальных прототипов: это не портреты конкретных лиц, а всего лишь привлекательные статисты «галантного празднества». У галантной сцены нет и конкретного сюжета, то есть действия в его развитии. Основной принцип мастеров галантной сцены - изображение идеально-красивых людей в обстановке безмятежного и абсолютного счастья. Даже тревога или лёгкое неудовольствие в галантных сценах выглядят наигранными и ненастоящими. Иногда к галантным сценам относят и так называемые пасторали - тема «пастушеской любви»: нарядные пастушки принимают ухаживания от таких же утончённых пастухов.
Ф. Буше . Осенняя пастораль.
Эта бессюжетность, как и приукрашивание натуры, подвергались резкой критике со стороны философов Просвещения.
Дени Дидро писал, что «галантные» картины Франсуа Буше -изящны, однако, лживы и лишены вкуса.
Ещё одна особенность галантной сцены - фривольность, эротизм, которые были присущи не только искусству, но и аристократическому мироощущению Галантного Века.
К художникам, работавшим в данном жанре, можно отнести Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар.
Что касается русских художников, то сюда входят - Константин Сомов, Евгений Лансере и Александр Бенуа, создающие сказочный, и, вместе с тем, печальный образ Галантного Века. В их картинах ощущается грусть людей, знающих судьбу Марии-Антуанетты и её утончённых придворных.