СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительное искусство классицизма и рококо. Урок-презентация по МХК/искусству, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Изобразительное искусство классицизма и рококо" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство классицизма и рококо. Урок-презентация по МХК/искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 8 Изобразительное искусство классицизма и рококо   Д.З.:  Глава 8, ?? (с.83), тв. задания (с.83-85) © А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 8

Изобразительное

искусство классицизма

и рококо

Д.З.: Глава 8, ?? (с.83), тв. задания (с.83-85)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Познакомить учащихся с характерными чертами изобразительного искусства классицизма и рококо; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение; Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами изобразительного искусства классицизма и рококо;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ  Н. Пуссен;  композиционная система;  «Аркадские пастухи»;  А. Ватто;  «Паломничество на остров Киферу»;  «Жиль»;  Ф. Буше;  «Госпожа де Помпадур» ;  «галантный жанр»;  рационализм

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Н. Пуссен;
  • композиционная система;
  • «Аркадские пастухи»;
  • А. Ватто;
  • «Паломничество на остров Киферу»;
  • «Жиль»;
  • Ф. Буше;
  • «Госпожа де Помпадур» ;
  • «галантный жанр»;
  • рационализм
Проверка знаний учащихся Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям? Поясните свой ответ. Как градостроительные идеи классицизма XVIII в . нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с.74)? В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко? Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

Проверка знаний учащихся

  • Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям? Поясните свой ответ.
  • Как градостроительные идеи классицизма XVIII в . нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с.74)?
  • В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?
  • Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

Универсальные учебные действия

  • определять эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях изобразительного искусства классицизма; выявлять своеобразие творческой манеры художников классицизма и рококо в сравнении с современниками и деятелями предшествующих эпох; находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о живописи классицизма и рококо; различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру художника; проводить сравнительный анализ произведений мастеров «галантного жанра» (А. Ватто и Ф. Буше); выделять и характеризовать важнейшие понятия , законы и теории изобразительного искусства классицизма (на примере творчества Н. Пуссена); комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры
  • определять эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях изобразительного искусства классицизма;
  • выявлять своеобразие творческой манеры художников классицизма и рококо в сравнении с современниками и деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о живописи классицизма и рококо;
  • различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру художника;
  • проводить сравнительный анализ произведений мастеров «галантного жанра» (А. Ватто и Ф. Буше);
  • выделять и характеризовать важнейшие понятия , законы и теории изобразительного искусства классицизма (на примере творчества Н. Пуссена);
  • комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  Никола Пуссен — художник классицизма Мастера «галантного жанра»: живопись рококо Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет классицизм в изобразительном искусстве?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Никола Пуссен — художник классицизма
  • Мастера «галантного жанра»: живопись рококо

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет классицизм в изобразительном искусстве?

подвопросы Никола Пуссен — художник классицизма . Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений (на примере известных картин). Рационализм как основополагающий принцип художественного творчества. Мастера «галантного жанра»: живопись рококо *. Главные темы живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше)

подвопросы

  • Никола Пуссен — художник классицизма . Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений (на примере известных картин). Рационализм как основополагающий принцип художественного творчества.
  • Мастера «галантного жанра»: живопись рококо *. Главные темы живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше)
Никола Пуссен — художник классицизма Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Никола Пуссена (1594-1665) . При жизни его называл и «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «светочем французской живописи». Пуссен выработал творческий метод, в основу которого положил собственное представление о законах красоты. Свой идеал он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткости форм. Н. Пуссен. Автопортрет.

Никола Пуссен —

художник классицизма

Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Никола Пуссена (1594-1665) . При жизни его называл и «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «светочем французской живописи».

Пуссен выработал творческий

метод, в основу которого

положил собственное

представление о законах

красоты.

Свой идеал он видел в

соразмерности частей целого,

во внешней упорядоченности,

гармонии и чёткости форм.

Н. Пуссен. Автопортрет.

Никола Пуссен — художник классицизма Призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выборе тем отдавал предпочтение героическим поступкам и деяниям, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти. Главным предметом искусства считал то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке. Н. Пуссен. Танкред и Эрминия. Конец 1620-х начало 1630-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Никола Пуссен —

художник классицизма

Призывал творить

так, «как этому учат

природа и разум».

При выборе тем

отдавал

предпочтение

героическим

поступкам и деяниям,

в основе которых

лежали высокие

гражданские

побуждения, а не

низменные

человеческие

страсти.

Главным предметом

искусства считал

то, что связано с

представлением о

возвышенном и

прекрасном, что

может служить

образцом для

подражания и

средством

воспитания лучших

моральных качеств в

человеке.

Н. Пуссен. Танкред и Эрминия. Конец 1620-х начало 1630-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Никола Пуссен — художник классицизма Из исторических сюжетов выбирал только те, в которых были действие, движение и экспрессия. Работу над картиной начинал с внимательного изучения литературного источника (Священного Писания, «Метаморфоз» Овидия или «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо). Если он отвечал Поставленным целям, художник обдумывал не сложную внутреннюю жизнь героев, кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и разочарования отодвигались на второй план. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, решение принято, выбор сделан» (Ю.К. Золотов) . Пуссен. Пейзаж с Диогеном

Никола Пуссен —

художник классицизма

Из исторических сюжетов

выбирал только те, в которых

были действие, движение и

экспрессия. Работу над картиной

начинал с внимательного

изучения литературного

источника (Священного Писания,

«Метаморфоз» Овидия или

«Освобождённого Иерусалима»

Т. Тассо). Если он отвечал

Поставленным целям, художник

обдумывал не сложную

внутреннюю жизнь героев,

кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и

разочарования отодвигались на

второй план. Обычная сюжетная

формула Пуссена была такова:

«Жребий брошен, решение

принято, выбор сделан» (Ю.К.

Золотов) .

Пуссен. Пейзаж с Диогеном

Никола Пуссен — художник классицизма Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра), что позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции.  Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит . Взаимосвязь основных красочных звучаний достигалась благодаря системе рефлексов : интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски . Пуссен.  Давид-победитель

Никола Пуссен —

художник классицизма

Композиционная система картин

Пуссена строилась на двух

началах: уравновешенности

форм (построении групп вокруг

центра) и на их свободном

соотношении (сдвинутости в

сторону от центра), что

позволяло достичь

необыкновенного впечатления

упорядоченности, свободы и

подвижности композиции.

Большое значение в

художественной системе

Пуссена занимает колорит .

Взаимосвязь основных

красочных звучаний

достигалась благодаря системе

рефлексов : интенсивный цвет в

центре композиции обычно

сопровождают неяркие

нейтральные краски .

Пуссен. Давид-победитель

Никола Пуссен — художник классицизма Н. Пуссен . Аркадские пастухи. В основе картины лежит глубокая философская мысль о бренности земного существования и неизбежности смерти. Четверо пастухов, жителей счастливой Аркадии (области на юге Греции, являющейся символом вечного благополучия, безмятежной жизни без войн, болезней и страданий), случайно находят среди зарослей кустарника гробницу с надписью: «И я был в Аркадии. Но теперь меня нет среди живущих, как не будет и вас, ныне читающих эту надпись». Смысл этих слов заставляет задуматься о бренном, переосмыслить настоящее… Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения.

Никола Пуссен —

художник классицизма

Н. Пуссен .

Аркадские

пастухи.

В основе картины лежит

глубокая философская

мысль о бренности

земного существования и

неизбежности смерти. Четверо пастухов,

жителей счастливой Аркадии

(области на юге Греции,

являющейся символом

вечного благополучия,

безмятежной жизни без

войн, болезней и страданий),

случайно находят среди

зарослей кустарника

гробницу с надписью: «И я

был в Аркадии. Но теперь

меня нет среди живущих, как

не будет и вас, ныне

читающих эту надпись».

Смысл этих слов заставляет задуматься о бренном, переосмыслить настоящее…

Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения.

Никола Пуссен — художник классицизма Колористическая система картин Пуссена обычно строилась на убеждении автора в том , что цвет является важнейшим средством для создания объёма и глубины пространства. Разделение на планы подчёркивалось созвучием сильных цветов. На первом плане чаще всего преобладали жёлтые и коричневые цвета, на втором - тёплые, зелёные, на третьем - холодные, прежде всего голубые. В этой картине всё подчинено законам классической красоты: цветовое столкновение холодного неба с тёплым передним планом, красота обнажённого человеческого тела, переданная в ровном рассеянном освещении, воспринималась особенно эффектно и возвышенно на фоне сочной зелёной листвы безмятежного пейзажа . Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. Около 1630 г.

Никола Пуссен —

художник классицизма

Колористическая система картин

Пуссена обычно строилась

на убеждении автора в том , что

цвет является важнейшим

средством для создания объёма

и глубины пространства. Разделение на планы

подчёркивалось созвучием

сильных цветов. На первом

плане чаще всего преобладали

жёлтые и коричневые цвета, на

втором - тёплые, зелёные, на

третьем - холодные, прежде

всего голубые. В этой картине

всё подчинено законам

классической красоты: цветовое

столкновение холодного неба с

тёплым передним планом,

красота обнажённого

человеческого тела, переданная

в ровном рассеянном освещении,

воспринималась особенно

эффектно и возвышенно на фоне

сочной зелёной листвы

безмятежного пейзажа .

Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. Около 1630 г.

A. Baттo . Паломничество на остров Киферу. 1717 г. Лувр, Париж Мастера «галантного жанра»: живопись рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения.  В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испуганной нимфы» ( телесный ), «цвет розы, плавающей в молоке» ( бледно-розовый ), «цвет потерянного времени» ( голубой ). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку . Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «Пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий «королевского стиля».

A. Baттo .

Паломничество

на остров Киферу. 1717 г.

Лувр, Париж

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Венеры, Дианы, нимфы и

амуры затмевают все

остальные божества. Всевозможные

«купания», «утренние

туалеты» и мгновенные

удовольствия являются

теперь чуть ли не

главным предметом

изображения.

В моду входят

экзотические названия

цветов: «цвет бедра

испуганной нимфы»

( телесный ), «цвет розы,

плавающей в молоке»

( бледно-розовый ), «цвет

потерянного времени»

( голубой ). Чётко

продуманные, стройные

композиции классицизма

уступают место изящному

и утончённому рисунку .

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «Пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий «королевского стиля».

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо Антуана Ватто (1684-1721) современники называли «поэтом беспечного досуга», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады .  В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Антуана Ватто (1684-1721)

современники называли

«поэтом беспечного досуга»,

«певцом изящества и красоты». В своих произведениях он

запечатлел пикники в

вечнозелёных парках,

музыкальные и театральные

концерты на лоне природы,

пылкие признания и ссоры

влюблённых, идиллические

свидания, балы и маскарады .

В то же время в его картинах

присутствуют щемящая грусть,

ощущение быстротечности

красоты и эфемерности

происходящего.

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо «Паломничество на остров Киферу», благодаря которой A. Baттo  был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветам и берегу морской бухты. Они Приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Афродитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Праздник любви начинается у статуи С изображением Венеры и амуров.

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

«Паломничество на остров Киферу», благодаря которой A. Baттo был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветам и берегу морской бухты. Они Приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Афродитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Праздник любви начинается у статуи С изображением Венеры и амуров.

 «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплав ленным янтарём». Мастера «галантного жанра»: живопись рококо К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватт а «Жиль»  («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов. Жиль - главный и любимый персонаж французской комедии масок, аналог Пьеро - героя итальянской комедии дель арте . Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для того, чтобы постоянно сносить насмешки и проделки ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он неподвижно и  потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. A. Bammo. Жиль (Пьеро). Фрагмент. 1720 г. Лувр, Париж

«Ватто пишет не красками, а мёдом, расплав ленным

янтарём».

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

К подлинным шедеврам

принадлежит картина Ватт а

«Жиль» («Пьеро»), созданная в

качестве вывески для

выступлений бродячих

комедиантов. Жиль - главный и

любимый персонаж

французской комедии масок,

аналог Пьеро - героя итальянской

комедии дель арте . Неуклюжее,

наивное существо как будто

специально создано для того,

чтобы постоянно сносить

насмешки и проделки ловкого и

хитрого Арлекина. Жиль

изображён в традиционном белом

костюме с пелериной и в круглой

шляпе. Он неподвижно и

потерянно стоит перед зрителем,

в то время как другие комедианты

располагаются на отдых.

A. Bammo. Жиль (Пьеро). Фрагмент. 1720 г. Лувр, Париж

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватта. Одни называли его «художником грации», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Вторые видели в нём «художника-лицемера», у которого есть всё, кроме правды. Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы». Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур: покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. Маркиза щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, затем президентом Академии художеств, присвоив ему титул «первого живописца короля». Ф. Буше. Госпожа де Помпадур.

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Франсуа Буше (1703-1770) считал

себя верным учеником Ватта. Одни

называли его «художником грации»,

«Анакреоном живописи»,

«королевским живописцем». Вторые

видели в нём «художника-лицемера»,

у которого есть всё, кроме правды.

Третьи скептически замечали: «Его

рука собирает розы там, где другие

находят только шипы».

Кисти художника принадлежит ряд

парадных портретов фаворитки

короля Людовика XV маркизы де

Помпадур: покровительствовала

Буше, не раз заказывала ему

картины на религиозные сюжеты

для загородных резиденций и

парижских особняков. Маркиза

щедро отблагодарила художника,

назначив его сначала директором

Гобеленовой мануфактуры, затем

президентом Академии художеств,

присвоив ему титул «первого

живописца короля».

Ф. Буше. Госпожа де Помпадур.

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намёками. В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струящиеся ритмы - всё это делает Ф. Буше непревзойдённым живописцем. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз. Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи! Ф. Буше. Завтрак.

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Франсуа Буше не раз обращался к

изображению фривольных сцен,

главными героями которых были

жеманные, застенчивые пастушки или

пухленькие обнажённые прелестницы в

виде мифологических Венер и Диан. Его

картины изобилуют двусмысленными

намёками.

В истории мировой живописи Франсуа

Буше по-прежнему остаётся

великолепным мастером колорита и

изысканного рисунка. Остроумно

решённые композиции, необычные

ракурсы героев, сочные цветовые

акценты, яркие блики прозрачных красок,

нанесённых мелкими, лёгкими мазками,

плавные, струящиеся ритмы - всё это

делает Ф. Буше непревзойдённым

живописцем. Его картины превращаются

в декоративные панно, украшают

пышные интерьеры залов и гостиных,

они зовут в мир счастья, любви и

прекрасных грёз. Художник прекрасно

знал моду и вкусы своей эпохи!

Ф. Буше. Завтрак.

Контрольные вопросы 1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? Что явилось причиной провозглашения культа этого мастера? Какой тематике и почему он отдавал предпочтение? Смогли бы вы доказать справедливость оценки французского художника Ж. Л. Давида, говорившего о Пуссене как о «бессмертном» мастере, «увековечившем на холсте самые возвышенные уроки философии»? 2. Н. Пуссен говорил: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь... Моё естество влечёт меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Какое воплощение находит этот принцип в творчестве художника? Как он соотносится с выработанной им теорией классицизма? 3. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А. Ватто и Ф. Буше? В чём их различие? Можно ли назвать Буше подлинным учеником Ватто?

Контрольные вопросы

1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? Что явилось причиной провозглашения культа этого мастера? Какой тематике и почему он отдавал предпочтение? Смогли бы вы доказать справедливость оценки французского художника Ж. Л. Давида, говорившего о Пуссене как о «бессмертном» мастере, «увековечившем на холсте самые возвышенные уроки философии»?

2. Н. Пуссен говорил: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь... Моё естество влечёт меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Какое воплощение находит этот принцип в творчестве художника? Как он соотносится с выработанной им теорией классицизма?

3. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А. Ватто и Ф. Буше? В чём их различие? Можно ли назвать Буше подлинным учеником Ватто?

Творческая мастерская

1 . Сравните автопортреты известных вам художников с «Автопортретом»

Н. Пуссена. Что именно отличает это произведение? Можно ли утверждать, что он выполнен в классицистической манере? Аргументируйте свой ответ .

2. Познакомьтесь с картиной Н. Пуссена «Смерть Германика», которая принесла ему известность и считается программным произведением классицизма. Какие черты художественной системы этого стиля нашли в ней отражение? Насколько правомерно высказывание о том, что «одной этой картины было бы достаточно, чтобы сохранить имя Пуссена в Вечности» (А . Фюсли)?

3. Проведите исследование эволюции пейзажа в творчестве Н. Пуссена. Какова его художественная роль? Как вы думаете, почему природа «как она есть» не удовлетворяла художника и он никогда не писал пейзажей с натуры? Как в его произведениях передан контраст вечного бытия природы и кратковременности человеческой жизни? Почему в его пейзажах всегда ощущается присутствие человека? Почему на многих картинах можно увидеть одинокие людские фигуры, вглядывающиеся в окружающее пространство? Почему нередко они выдвинуты на первый план, а их взор устремлён в глубь ландшафта?

4. Э. Делакруа видел в Н. Пуссене «великого живописца, понимавшего в архитектуре больше, чем архитекторы». Насколько справедлива эта точка зрения? Можно ли утверждать, что архитектура чаще всего становится главным и положительным героем его произведений? Согласны ли вы с тем , что Пуссен нередко организует пространство по принципам классицистического театрального действа? Поясните свой ответ .

5*. Попытайтесь доказать справедливость слов одного из исследователей,

что «В материальном искусстве Ватто чудесным образом сумел выразить то, что казалось доступным только музыке». Так ли это? Послушайте музыку французского композитора Ф Куперена (1668-1733). Насколько она созвучна произведениям художника, в какой мере она выразила вкус и настроения эпохи рококо?

Темы презентаций, проектов «Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы»; «Художественная роль и эволюция пейзажа в творчестве Н. Пуссена; «Архитектурные мотивы в творчестве Н. Пуссена»; «Предшественники и последователи Н. Пуссена»; «Творчество Н. Пуссена и традиции театра классицизма»; «Мастера

Темы презентаций, проектов

  • «Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы»;
  • «Художественная роль и эволюция пейзажа в творчестве Н. Пуссена;
  • «Архитектурные мотивы в творчестве Н. Пуссена»;
  • «Предшественники и последователи Н. Пуссена»;
  • «Творчество Н. Пуссена и традиции театра классицизма»;
  • «Мастера "галантного жанра" (живопись рококо)»;
  • «А . Ватто - живописец радости и печали»;
  • «Мастерство колорита в произведениях А. Ватт»;
  • «Театральность и музыкальность живописи А. Ватто»;
  • «Художник граций» Ф. Буше»;
  • «Характерные особенности декоративно-прикладного искусства рококо».
рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Шилова Галина Геннадьевна, учитель МОУ СОШ № 1 г. Оханск, Пермский край

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Шилова Галина Геннадьевна, учитель МОУ СОШ № 1 г. Оханск, Пермский край


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!