МХК, 11 класс
Урок № 8
Изобразительное
искусство классицизма
и рококо
Д.З.: Глава 8, ?? (с.83), тв. задания (с.83-85)
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- Познакомить учащихся с характерными чертами изобразительного искусства классицизма и рококо;
- Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
- Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- Н. Пуссен;
- композиционная система;
- «Аркадские пастухи»;
- А. Ватто;
- «Паломничество на остров Киферу»;
- «Жиль»;
- Ф. Буше;
- «Госпожа де Помпадур» ;
- «галантный жанр»;
- рационализм
Проверка знаний учащихся
- Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям? Поясните свой ответ.
- Как градостроительные идеи классицизма XVIII в . нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с.74)?
- В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?
- Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?
Универсальные учебные действия
- определять эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях изобразительного искусства классицизма; выявлять своеобразие творческой манеры художников классицизма и рококо в сравнении с современниками и деятелями предшествующих эпох; находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о живописи классицизма и рококо; различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру художника; проводить сравнительный анализ произведений мастеров «галантного жанра» (А. Ватто и Ф. Буше); выделять и характеризовать важнейшие понятия , законы и теории изобразительного искусства классицизма (на примере творчества Н. Пуссена); комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры
- определять эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях изобразительного искусства классицизма;
- выявлять своеобразие творческой манеры художников классицизма и рококо в сравнении с современниками и деятелями предшествующих эпох;
- находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о живописи классицизма и рококо;
- различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру художника;
- проводить сравнительный анализ произведений мастеров «галантного жанра» (А. Ватто и Ф. Буше);
- выделять и характеризовать важнейшие понятия , законы и теории изобразительного искусства классицизма (на примере творчества Н. Пуссена);
- комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Никола Пуссен — художник классицизма
- Мастера «галантного жанра»: живопись рококо
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет классицизм в изобразительном искусстве?
подвопросы
- Никола Пуссен — художник классицизма . Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений (на примере известных картин). Рационализм как основополагающий принцип художественного творчества.
- Мастера «галантного жанра»: живопись рококо *. Главные темы живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше)
Никола Пуссен —
художник классицизма
Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Никола Пуссена (1594-1665) . При жизни его называл и «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «светочем французской живописи».
Пуссен выработал творческий
метод, в основу которого
положил собственное
представление о законах
красоты.
Свой идеал он видел в
соразмерности частей целого,
во внешней упорядоченности,
гармонии и чёткости форм.
Н. Пуссен. Автопортрет.
Никола Пуссен —
художник классицизма
Призывал творить
так, «как этому учат
природа и разум».
При выборе тем
отдавал
предпочтение
героическим
поступкам и деяниям,
в основе которых
лежали высокие
гражданские
побуждения, а не
низменные
человеческие
страсти.
Главным предметом
искусства считал
то, что связано с
представлением о
возвышенном и
прекрасном, что
может служить
образцом для
подражания и
средством
воспитания лучших
моральных качеств в
человеке.
Н. Пуссен. Танкред и Эрминия. Конец 1620-х начало 1630-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Никола Пуссен —
художник классицизма
Из исторических сюжетов
выбирал только те, в которых
были действие, движение и
экспрессия. Работу над картиной
начинал с внимательного
изучения литературного
источника (Священного Писания,
«Метаморфоз» Овидия или
«Освобождённого Иерусалима»
Т. Тассо). Если он отвечал
Поставленным целям, художник
обдумывал не сложную
внутреннюю жизнь героев,
кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и
разочарования отодвигались на
второй план. Обычная сюжетная
формула Пуссена была такова:
«Жребий брошен, решение
принято, выбор сделан» (Ю.К.
Золотов) .
Пуссен. Пейзаж с Диогеном
Никола Пуссен —
художник классицизма
Композиционная система картин
Пуссена строилась на двух
началах: уравновешенности
форм (построении групп вокруг
центра) и на их свободном
соотношении (сдвинутости в
сторону от центра), что
позволяло достичь
необыкновенного впечатления
упорядоченности, свободы и
подвижности композиции.
Большое значение в
художественной системе
Пуссена занимает колорит .
Взаимосвязь основных
красочных звучаний
достигалась благодаря системе
рефлексов : интенсивный цвет в
центре композиции обычно
сопровождают неяркие
нейтральные краски .
Пуссен. Давид-победитель
Никола Пуссен —
художник классицизма
Н. Пуссен .
Аркадские
пастухи.
В основе картины лежит
глубокая философская
мысль о бренности
земного существования и
неизбежности смерти. Четверо пастухов,
жителей счастливой Аркадии
(области на юге Греции,
являющейся символом
вечного благополучия,
безмятежной жизни без
войн, болезней и страданий),
случайно находят среди
зарослей кустарника
гробницу с надписью: «И я
был в Аркадии. Но теперь
меня нет среди живущих, как
не будет и вас, ныне
читающих эту надпись».
Смысл этих слов заставляет задуматься о бренном, переосмыслить настоящее…
Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения.
Никола Пуссен —
художник классицизма
Колористическая система картин
Пуссена обычно строилась
на убеждении автора в том , что
цвет является важнейшим
средством для создания объёма
и глубины пространства. Разделение на планы
подчёркивалось созвучием
сильных цветов. На первом
плане чаще всего преобладали
жёлтые и коричневые цвета, на
втором - тёплые, зелёные, на
третьем - холодные, прежде
всего голубые. В этой картине
всё подчинено законам
классической красоты: цветовое
столкновение холодного неба с
тёплым передним планом,
красота обнажённого
человеческого тела, переданная
в ровном рассеянном освещении,
воспринималась особенно
эффектно и возвышенно на фоне
сочной зелёной листвы
безмятежного пейзажа .
Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. Около 1630 г.
A. Baттo .
Паломничество
на остров Киферу. 1717 г.
Лувр, Париж
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
Венеры, Дианы, нимфы и
амуры затмевают все
остальные божества. Всевозможные
«купания», «утренние
туалеты» и мгновенные
удовольствия являются
теперь чуть ли не
главным предметом
изображения.
В моду входят
экзотические названия
цветов: «цвет бедра
испуганной нимфы»
( телесный ), «цвет розы,
плавающей в молоке»
( бледно-розовый ), «цвет
потерянного времени»
( голубой ). Чётко
продуманные, стройные
композиции классицизма
уступают место изящному
и утончённому рисунку .
Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «Пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий «королевского стиля».
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
Антуана Ватто (1684-1721)
современники называли
«поэтом беспечного досуга»,
«певцом изящества и красоты». В своих произведениях он
запечатлел пикники в
вечнозелёных парках,
музыкальные и театральные
концерты на лоне природы,
пылкие признания и ссоры
влюблённых, идиллические
свидания, балы и маскарады .
В то же время в его картинах
присутствуют щемящая грусть,
ощущение быстротечности
красоты и эфемерности
происходящего.
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
«Паломничество на остров Киферу», благодаря которой A. Baттo был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветам и берегу морской бухты. Они Приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Афродитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Праздник любви начинается у статуи С изображением Венеры и амуров.
«Ватто пишет не красками, а мёдом, расплав ленным
янтарём».
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
К подлинным шедеврам
принадлежит картина Ватт а
«Жиль» («Пьеро»), созданная в
качестве вывески для
выступлений бродячих
комедиантов. Жиль - главный и
любимый персонаж
французской комедии масок,
аналог Пьеро - героя итальянской
комедии дель арте . Неуклюжее,
наивное существо как будто
специально создано для того,
чтобы постоянно сносить
насмешки и проделки ловкого и
хитрого Арлекина. Жиль
изображён в традиционном белом
костюме с пелериной и в круглой
шляпе. Он неподвижно и
потерянно стоит перед зрителем,
в то время как другие комедианты
располагаются на отдых.
A. Bammo. Жиль (Пьеро). Фрагмент. 1720 г. Лувр, Париж
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
Франсуа Буше (1703-1770) считал
себя верным учеником Ватта. Одни
называли его «художником грации»,
«Анакреоном живописи»,
«королевским живописцем». Вторые
видели в нём «художника-лицемера»,
у которого есть всё, кроме правды.
Третьи скептически замечали: «Его
рука собирает розы там, где другие
находят только шипы».
Кисти художника принадлежит ряд
парадных портретов фаворитки
короля Людовика XV маркизы де
Помпадур: покровительствовала
Буше, не раз заказывала ему
картины на религиозные сюжеты
для загородных резиденций и
парижских особняков. Маркиза
щедро отблагодарила художника,
назначив его сначала директором
Гобеленовой мануфактуры, затем
президентом Академии художеств,
присвоив ему титул «первого
живописца короля».
Ф. Буше. Госпожа де Помпадур.
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
Франсуа Буше не раз обращался к
изображению фривольных сцен,
главными героями которых были
жеманные, застенчивые пастушки или
пухленькие обнажённые прелестницы в
виде мифологических Венер и Диан. Его
картины изобилуют двусмысленными
намёками.
В истории мировой живописи Франсуа
Буше по-прежнему остаётся
великолепным мастером колорита и
изысканного рисунка. Остроумно
решённые композиции, необычные
ракурсы героев, сочные цветовые
акценты, яркие блики прозрачных красок,
нанесённых мелкими, лёгкими мазками,
плавные, струящиеся ритмы - всё это
делает Ф. Буше непревзойдённым
живописцем. Его картины превращаются
в декоративные панно, украшают
пышные интерьеры залов и гостиных,
они зовут в мир счастья, любви и
прекрасных грёз. Художник прекрасно
знал моду и вкусы своей эпохи!
Ф. Буше. Завтрак.
Контрольные вопросы
1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? Что явилось причиной провозглашения культа этого мастера? Какой тематике и почему он отдавал предпочтение? Смогли бы вы доказать справедливость оценки французского художника Ж. Л. Давида, говорившего о Пуссене как о «бессмертном» мастере, «увековечившем на холсте самые возвышенные уроки философии»?
2. Н. Пуссен говорил: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь... Моё естество влечёт меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Какое воплощение находит этот принцип в творчестве художника? Как он соотносится с выработанной им теорией классицизма?
3. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А. Ватто и Ф. Буше? В чём их различие? Можно ли назвать Буше подлинным учеником Ватто?
Творческая мастерская
1 . Сравните автопортреты известных вам художников с «Автопортретом»
Н. Пуссена. Что именно отличает это произведение? Можно ли утверждать, что он выполнен в классицистической манере? Аргументируйте свой ответ .
2. Познакомьтесь с картиной Н. Пуссена «Смерть Германика», которая принесла ему известность и считается программным произведением классицизма. Какие черты художественной системы этого стиля нашли в ней отражение? Насколько правомерно высказывание о том, что «одной этой картины было бы достаточно, чтобы сохранить имя Пуссена в Вечности» (А . Фюсли)?
3. Проведите исследование эволюции пейзажа в творчестве Н. Пуссена. Какова его художественная роль? Как вы думаете, почему природа «как она есть» не удовлетворяла художника и он никогда не писал пейзажей с натуры? Как в его произведениях передан контраст вечного бытия природы и кратковременности человеческой жизни? Почему в его пейзажах всегда ощущается присутствие человека? Почему на многих картинах можно увидеть одинокие людские фигуры, вглядывающиеся в окружающее пространство? Почему нередко они выдвинуты на первый план, а их взор устремлён в глубь ландшафта?
4. Э. Делакруа видел в Н. Пуссене «великого живописца, понимавшего в архитектуре больше, чем архитекторы». Насколько справедлива эта точка зрения? Можно ли утверждать, что архитектура чаще всего становится главным и положительным героем его произведений? Согласны ли вы с тем , что Пуссен нередко организует пространство по принципам классицистического театрального действа? Поясните свой ответ .
5*. Попытайтесь доказать справедливость слов одного из исследователей,
что «В материальном искусстве Ватто чудесным образом сумел выразить то, что казалось доступным только музыке». Так ли это? Послушайте музыку французского композитора Ф Куперена (1668-1733). Насколько она созвучна произведениям художника, в какой мере она выразила вкус и настроения эпохи рококо?
Темы презентаций, проектов
- «Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы»;
- «Художественная роль и эволюция пейзажа в творчестве Н. Пуссена;
- «Архитектурные мотивы в творчестве Н. Пуссена»;
- «Предшественники и последователи Н. Пуссена»;
- «Творчество Н. Пуссена и традиции театра классицизма»;
- «Мастера "галантного жанра" (живопись рококо)»;
- «А . Ватто - живописец радости и печали»;
- «Мастерство колорита в произведениях А. Ватт»;
- «Театральность и музыкальность живописи А. Ватто»;
- «Художник граций» Ф. Буше»;
- «Характерные особенности декоративно-прикладного искусства рококо».
рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
- Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
- Шилова Галина Геннадьевна, учитель МОУ СОШ № 1 г. Оханск, Пермский край