Конспект логопедического занятия в рамках педагогической мастерской «ИКТ на уроках и внеурочной деятельности»
Тема: «Изменение имен существительных по падежам.
Цели:
систематизировать и обобщить знания о системе падежей русского языка, повторить падежи имен существительных;
закрепить умения задавать падежные вопросы;
узнавать падежные предлоги;
различать падежные окончания имён существительных.
Задачи:
Образовательные:
Организация практической деятельности, в ходе которой дети отрабатывают умение проверять безударные окончания
Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки, для успешной коммуникации при работе в группах.
Средства обучения: карточки по русскому языку для 4 класса
Технологии: технология сотрудничества, технология развития речи .
Формы организации деятельности детей: коллективная, парная, индивидуальная.
1. Мотивация
-Ребята, сегодня у нас на занятие – гости, поприветствуем гостей.
Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении.
- Сегодня вас ожидают интересные задания. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание, сядем правильно, спину держим ровно.
- Ребята, какое сегодня число? Какие орфограммы в дате?
- Запишите число.
2.Артикуляционная гимнастика
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
И за мной повторяем
Делаем глубокий вдох ртом,
Выдох носом, на выдохе произнесем та, та, та.
Рисуем рукам большой круг и на выдохе садимся на места.
3. Актуализация полученных знаний
- Ребята, мы с вами продолжаем раскрывать тайны русского языка.
Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Есть один седой старик, превращаться он привык: в шляпу, в дерево, в конфеты – в общем, в разные предметы.
- Шляпа, дерово, конфеты какие части речи я назвала?
Это Существительные
- Сейчас проверим, что вы уже знаете об имени существительном?
Составьте алгоритм ответа.
на карточках:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЭТО____________________
ОБОЗНАЧАЕТ___________
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ______________
ИЗМЕНЯЕТСЯ___________
БЫВАЕТ ____________
В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ _______
- Как определить падеж у имени сущ.?
4. Составление алгоритма определения падежа имени существительного.
Самостоятельная работа.
- Распределить предложенные действия по номерам
1. По вопросу и предлогу определяю падеж.
2. Определяю слово, которое «командует» именем существительным.
3. Нахожу в предложении имя существительное.
4. От этого слова задаю падежный вопрос к существительному.
Проверка алгоритма:
1. Нахожу в предложении имя существительное.
2. Определяю слово, которое «командует» именем существительным.
3. От этого слова задаю падежный вопрос к существительному.
4. По вопросу и предлогу определяю падеж.
Работа на карточке.
Красить ( ……..) крышу (.),
радоваться ( …..) подарку (…...),
выйти (…….) из школы (…….),
писать (……) ручкой (…...),
думать (……) о лете (…..),
стоит (……..) ребёнок (……...).
Образец: Писать (в чѐм?) в тетради (п,п.)
Плыть (_____________) по реке ( )
Расти (_______________) на опушке( )
Укололся (_______________) иглой ( )
Идти (_______________) по тропинке ( )
Поздравить (_____________) друга (
Физминутка
Щёки трём, разогреваем,
шейку тоже – разминаем!
Уши надо растереть,
вправо, влево – посмотреть!
Пальцы крепко мы сжимаем,
а затем их разжимаем!
Растираем мы ладошки
и похлопаем немножко!
Закрепим за шею руки,
и не будет больше скуки!
Вправо, влево повернёмся,
широко всем улыбнёмся!
Заполнить карточки по вариантам (задание выполняем на электронной доске)
1 вариант:
ПАДЕЖ | окно | лиса |
Именительный | | |
Родительный | | |
Дательный | | |
Винительный | | |
Творительный | | |
Предложный | | |
2 вариант
ПАДЕЖ | Еж | Осень |
Именительный | | |
Родительный | | |
Дательный | | |
Винительный | | |
Творительный | | |
Предложный | | |
Итог занятия.
Итак, подводя итоги урока, традиционный блиц-опрос:
Сколько падежей в русском языке? (6)
Перечислите падежи
Как называются все падежи, кроме именительного?
Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?
Рефлексия
Что на уроке понравилось больше всего?
Какие возникли трудности?