Изменение имён существительных по падежам
1. Введение в тему.
Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, а урок-сказка. Вы все, наверное, очень любите читать сказки, слушать их? Сегодня к нам на урок пришла в гости одна из героинь русской народной сказки. Она очень работящая, умелая, умная, добрая. А зовут её Рукодельница.
Вспомните, из какой она сказки? (Мороз Иванович). Она пришла не с пустыми руками, а принесла своим друзьям- падежам пирожки, которые испекла сама. Пирожки сладкие, румяные, душистые.
На сегодняшнем уроке я хочу поведать вам очень интересную и поучительную сказку, поэтому предлагаю вам быть слушателями, но только очень внимательными. Вы согласны?
Я начинаю…
2. Знакомство с предлогами падежей.
(Учитель рассказывает сказку и открывает названия падежей с предлогами).
Где-то в Стране Знаний есть замечательный Город Слов. В самом центре этого города стоит высокий дом со стеклянной крышей. В нём живут мама- Склонение и шесть её сыновей-падежей.
В этот дом к своим друзьям собралась Рукодельница. Они давно уже звали её в гости, но у Рукодельницы было много работы, а вот сегодня она, наконец, пришла с пирожками к друзьям-падежам.
Рукодельница решила пройти сначала на самый верхний этаж дома, где живет Именительный падеж, он самый старший и предпочитает быть в предложении главным членом – подлежащим.
- Тук-тук-тук!- стучит Рукодельница в дверь.
- Кто?
- Рукодельница!
- Что?
- Пирожки!
Рукодельница заметила, что у этого падежа нет предлогов. И вот что он сам о себе сказал:
- Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут,
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю
Мои вопросы Кто? и Что?
Ни с чем не спутает никто.
Угостила Рукодельница Именительный падеж пирожками и пошла на этаж ниже.
Этажом ниже живёт Родительный падеж.
Он уже давно с нетерпением ждал Рукодельницу.
- Нет кого?
- Рукодельницы.
- Нет чего?
- Пирожков.
- Тук-тук-тук!
- Это я, Рукодельница, пирожков тебе принесла.
И вот что рассказал о себе этот друг-падеж:
- А я - падеж Родительный.
Характер мой – общительный,
Кого? Чего? – И вот он я;
Предлоги часто мне друзья;
И “С”, и “До”, и “У”, и “Из” –
“До” неба вверх и “С” неба вниз.
Ещё ниже живёт Дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь и его любимые вопросы – кому? чему?
Постучала в дверь его комнаты Рукодельница и решила узнать с какими предлогами он дружит.
-Тук-тук-тук!
- Рад кому?
- Рукодельнице!
- Рад чему?
- Пирожкам!
Вот что о себе рассказал Дательный падеж:
- Если б я названья падежам давал
Я б тогда дарительным Дательный назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарк всем несу;
Братику, сестричке, псу.
А ещё Кому? Чему?
Спустилась Рукодельнца этажом ниже.
Здесь живёт Винительный падеж. Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому, что он всегда во всём всех обвиняет. Но Рукодельница и его решила угостить пирожками, может, он тогда будет чуть добрее к людям?
-Тук-тук-тук!
- Виню кого?
- Рукодельницу.
- Виню что?
- Пирожки.
А с какими же предлогами дружит Винительный падеж? Рукодельница тоже об этом узнала.
Вот что он о себе сказал:
Я дружу с предлогами: “в, на, за, через, про”.
Дальше вниз по лестнице пошла Рукодельница. Решла угостить пирожками ешё одного друга – Творительный падеж. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит.
-Тук-тук-тук!
- Доволен кем?
- Рукодельницей.
- Доволен чем?
- Пирожками.
Вот что Творительный падеж рассказал о себе:
Перед замком куст цветёт,
Под корягой змей живёт.
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
И Рукодельница, наконец, узнала предлоги-друзья этого падежа.
Вдруг она услышала песню. Это пел самый младший из падежей – Предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься!
- Пою о ком?
- О Рукодельнице.
- Пою о чём?
– О пирожках.
-Тук-тук-тук!
Постучала Рукодельница и к нему.
Она узнала, что Предложный падеж дружит с многими предлогами.
Вот что он о себе сказал:
- На уроке я скучаю.
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю об осле,
Чтоб кататься при луне.
Нужно мне учиться в школе.
Ну как, нравится вам сказка? Давайте ещё раз назовём все шесть падежей с вопросами и предлогами к ним.
3. Минутка чистописания: слово «металл» Придумать и записать предложение с этим словом.
4. Игра “В гости к падежам”
Ребята, все живущие в городе слова любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты не так-то просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопросы. Поможем словам “лиса” и “река” побывать у всех падежей?
(упр. выполняется письменно, а два ученика у доски с объяснением).
И.п.(кто? что?) лиса, река
Р.п. (кго? чего?) лисы, реки
Д.п. (кому? чему?) лисе, реке
В.п. (кого? что?) лису, реку
Т.п. (кем? чем?) лисой, рекой
П.п. (о ком? о чём?) о лисе, о реке
А теперь задание более трудное.
5. Физкультминутка для глаз. 6.Игра“У каких падежей побывали слова?”: к реке, возле дома, перед дорогой, у мамы, о книге, трава, лису.
7. Работа по учебнику.
Игра “ Во всех падежах”(по вариантах)
а). На карточках записан текст. Надо правильно записать слова, которые находятся в скобках, и определить падеж.
Щенок
На улице гулял маленький (щенок). Видно, у этого (щенок) не было хозяев.
Вдруг к пушистому (щенок) подошла девочка Наташа. Ей захотелось взять себе (щенок). Девочка представила, как она будет играть с забавным (щенок). Наташа решила заботится о маленьком (щенок).
б). Упр.126, стр.75.
Молодцы, справились с этим заданием, а теперь давайте проведём
8. конкурс “ Угадай падеж”
(Учитель читает сочетания слов, а дети записывают сокращённо падеж, в котором стоит то или иное слово в тетради, затем проверяют написанные падежи. Победил тот, кто правильно записал все названия.)
Слова: гостить у бабушки, скушать яблоко, играть с сестрой, дать маме, помочь брату, спеть о птице, папа любит, нету дождя.
(Должно получится: (Р, В, Т, Д, Д, П, И, Р).
9. Подведение итогов урока.
Вот и подошла наша сказка к концу, а вместе с ней заканчивается и наш урок.
Ребята, я чуть не забыла, что в Страну Слов пришло письмо, которое необходимо прочитать.
Послушайте внимательно.
Ленительный падеж.
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка расскажи:
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным давно все школьники
Их знают назубок
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержанно:
В том не моя вина
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудится, а тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делится чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится придумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит
Отец от всякой шалости
Всегда меня винит.
Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И. наконец, просительный!
Ребята, нравятся вам такие названия падежей? Почему? Хотите ли вы быть подобны на Лежебокина? Почему?
10. Рефлексия.
Если тебе понравился урок и ты успешно справился со всеми заданиями – раскрась флаг зелёным цветом.
Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, раскрась флаг жёлтым цветом.
Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – раскрась красным цветом.
11. Домашнее задание – упр. 131
( списать стихотворение, вставить пропущенные буквы. Обозначить падеж имён существительных).