СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Изменение имён существительных по падежам", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - сказка по теме  "Изменение имён существительных по падежам класс", 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Изменение имён существительных по падежам", 4 класс»

Изменение имён существительных по падежам



1. Введение в тему.



Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, а урок-сказка. Вы все, наверное, очень любите читать сказки, слушать их? Сегодня к нам на урок пришла в гости одна из героинь русской народной сказки. Она очень работящая, умелая, умная, добрая. А зовут её Рукодельница.

Вспомните, из какой она сказки? (Мороз Иванович). Она пришла не с пустыми руками, а принесла своим друзьям- падежам пирожки, которые испекла сама. Пирожки сладкие, румяные, душистые.

На сегодняшнем уроке я хочу поведать вам очень интересную и поучительную сказку, поэтому предлагаю вам быть слушателями, но только очень внимательными. Вы согласны?

Я начинаю…


2. Знакомство с предлогами падежей.

(Учитель рассказывает сказку и открывает названия падежей с предлогами).

Где-то в Стране Знаний есть замечательный Город Слов. В самом центре этого города стоит высокий дом со стеклянной крышей. В нём живут мама- Склонение и шесть её сыновей-падежей.

В этот дом к своим друзьям собралась Рукодельница. Они давно уже звали её в гости, но у Рукодельницы было много работы, а вот сегодня она, наконец, пришла с пирожками к друзьям-падежам.

Рукодельница решила пройти сначала на самый верхний этаж дома, где живет Именительный падеж, он самый старший и предпочитает быть в предложении главным членом – подлежащим.

- Тук-тук-тук!- стучит Рукодельница в дверь.

- Кто?

- Рукодельница!

- Что?

- Пирожки!

Рукодельница заметила, что у этого падежа нет предлогов. И вот что он сам о себе сказал:

- Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут,

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю

Мои вопросы Кто? и Что?

Ни с чем не спутает никто.

Угостила Рукодельница Именительный падеж пирожками и пошла на этаж ниже.

Этажом ниже живёт Родительный падеж.

Он уже давно с нетерпением ждал Рукодельницу.

- Нет кого?

- Рукодельницы.

- Нет чего?

- Пирожков.

- Тук-тук-тук!

- Это я, Рукодельница, пирожков тебе принесла.

И вот что рассказал о себе этот друг-падеж:


- А я - падеж Родительный.

Характер мой – общительный,

Кого? Чего? – И вот он я;

Предлоги часто мне друзья;

И “С”, и “До”, и “У”, и “Из” –

До” неба вверх и “С” неба вниз.

Ещё ниже живёт Дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь и его любимые вопросы – кому? чему?

Постучала в дверь его комнаты Рукодельница и решила узнать с какими предлогами он дружит.

-Тук-тук-тук!

- Рад кому?

- Рукодельнице!

- Рад чему?

- Пирожкам!

Вот что о себе рассказал Дательный падеж:

- Если б я названья падежам давал

Я б тогда дарительным Дательный назвал!

А ещё как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарк всем несу;

Братику, сестричке, псу.

А ещё Кому? Чему?

Спустилась Рукодельнца этажом ниже.

Здесь живёт Винительный падеж. Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому, что он всегда во всём всех обвиняет. Но Рукодельница и его решила угостить пирожками, может, он тогда будет чуть добрее к людям?

-Тук-тук-тук!

- Виню кого?

- Рукодельницу.

- Виню что?

- Пирожки.

А с какими же предлогами дружит Винительный падеж? Рукодельница тоже об этом узнала.

Вот что он о себе сказал:

Я дружу с предлогами: “в, на, за, через, про”.

Дальше вниз по лестнице пошла Рукодельница. Решла угостить пирожками ешё одного друга – Творительный падеж. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит.

-Тук-тук-тук!

- Доволен кем?

- Рукодельницей.

- Доволен чем?

- Пирожками.

Вот что Творительный падеж рассказал о себе:

Перед замком куст цветёт,

Под корягой змей живёт.

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржёт.

И Рукодельница, наконец, узнала предлоги-друзья этого падежа.

Вдруг она услышала песню. Это пел самый младший из падежей – Предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься!

- Пою о ком?

- О Рукодельнице.

- Пою о чём?

О пирожках.

-Тук-тук-тук!

Постучала Рукодельница и к нему.

Она узнала, что Предложный падеж дружит с многими предлогами.

Вот что он о себе сказал:

- На уроке я скучаю.

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю об осле,

Чтоб кататься при луне.

Нужно мне учиться в школе.

Ну как, нравится вам сказка? Давайте ещё раз назовём все шесть падежей с вопросами и предлогами к ним.

3. Минутка чистописания: слово «металл» Придумать и записать предложение с этим словом.

4. Игра “В гости к падежам”

Ребята, все живущие в городе слова любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты не так-то просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопросы. Поможем словам “лиса” и “река” побывать у всех падежей?

(упр. выполняется письменно, а два ученика у доски с объяснением).

И.п.(кто? что?) лиса, река

Р.п. (кго? чего?) лисы, реки

Д.п. (кому? чему?) лисе, реке

В.п. (кого? что?) лису, реку

Т.п. (кем? чем?) лисой, рекой

П.п. (о ком? о чём?) о лисе, о реке

А теперь задание более трудное.

5. Физкультминутка для глаз. 6.Игра“У каких падежей побывали слова?”: к реке, возле дома, перед дорогой, у мамы, о книге, трава, лису.

7. Работа по учебнику.

Игра “ Во всех падежах”(по вариантах)

а). На карточках записан текст. Надо правильно записать слова, которые находятся в скобках, и определить падеж.

Щенок

На улице гулял маленький (щенок). Видно, у этого (щенок) не было хозяев.

Вдруг к пушистому (щенок) подошла девочка Наташа. Ей захотелось взять себе (щенок). Девочка представила, как она будет играть с забавным (щенок). Наташа решила заботится о маленьком (щенок).

б). Упр.126, стр.75.

Молодцы, справились с этим заданием, а теперь давайте проведём

8. конкурс “ Угадай падеж”

(Учитель читает сочетания слов, а дети записывают сокращённо падеж, в котором стоит то или иное слово в тетради, затем проверяют написанные падежи. Победил тот, кто правильно записал все названия.)

Слова: гостить у бабушки, скушать яблоко, играть с сестрой, дать маме, помочь брату, спеть о птице, папа любит, нету дождя.

(Должно получится: (Р, В, Т, Д, Д, П, И, Р).

9. Подведение итогов урока.

Вот и подошла наша сказка к концу, а вместе с ней заканчивается и наш урок.

Ребята, я чуть не забыла, что в Страну Слов пришло письмо, которое необходимо прочитать.

Послушайте внимательно.

Ленительный падеж.

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи:

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным давно все школьники

Их знают назубок

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассержанно:

В том не моя вина

Пусть им сперва учёные

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудится, а тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делится чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится придумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный

И вовсе я сердит

Отец от всякой шалости

Всегда меня винит.

Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И. наконец, просительный!

Ребята, нравятся вам такие названия падежей? Почему? Хотите ли вы быть подобны на Лежебокина? Почему?

10. Рефлексия.

Если тебе понравился урок и ты успешно справился со всеми заданиями – раскрась флаг зелёным цветом.

Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, раскрась флаг жёлтым цветом.

Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – раскрась красным цветом.

11. Домашнее задание – упр. 131

( списать стихотворение, вставить пропущенные буквы. Обозначить падеж имён существительных).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!