СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имен прилагательных по родам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: развитие умения изменять имена прилагательные по родам, формировать навыки правописания родовых окончаний, умение анализировать и делать выводы;

Задачи урока:

Образовательные:

учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.

Развивающие:

активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, создавая проблемную ситуацию, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные:

прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля;

способствовать умению работать в парах

Просмотр содержимого документа
«Изменение имен прилагательных по родам»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Юлдаш».

МР «Табасаранский район»







Открытый урок по русскому языку в 3 классе





Разработала и провела урок учитель начальных классов

Нурова Асият Исматуллаевна



Хучни-2018

Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: развитие умения изменять имена прилагательные по родам, формировать навыки правописания родовых окончаний, умение анализировать и делать выводы;

Задачи урока:

Образовательные:

учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.

Развивающие:

активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, создавая проблемную ситуацию, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные:

прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля;

способствовать умению работать в парах


Планируемые результаты:

Предметные:  знать окончания имен прилагательных;

  • знать словарные слова;

  • уметь каллиграфически писать;

  • уметь составлять словосочетания существительных с прилагательными;

  • знать взаимосвязь имени прилагательного и имени существительного;

  • уметь определять род имен прилагательных;

  • уметь подбирать имена прилагательные.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний по русскому языку: отличать новые знания о правописании окончаний существительных от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу на уроке.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные результаты: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

Методы:проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный.

Оборудование:учебник русского языка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки для работы в парах, разноуровневые задания.

Этапы урока:

I. организационный момент

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

2. Орфографическая разминка

3.Словарная работа

III. Самоопределение к деятельности.

IV. Изучение нового материала

V . Физминутка

VI.Первичное закрепление изученного материала

VII. Д/з

VIII. Итог урока.

IX. Рефлексия


Ход урока

I. Организационный момент

- Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

(- Видеть Вас мы очень рады!)

- Тихо сели.

- Руки?

- На месте!

- Ноги?

- Вместе!

- Локти?

- У края!

- Спина?

- Прямая!

- Мы с вами, ребята, отправляемся по дороге к знаниям, а в дорогу с собой возьмем хорошее весеннее настроение, которое вы старались передать и в ранее выполненном проекте «Весенняя страничка», и в пейзажах.

Прочитайте слова на экране:

Какие из этих качеств нам не понадобятся на уроке? («эгоизм» и «лень»)

А оставшиеся качества мы постараемся проявлять не только сегодня, на уроке, но и всегда!

Какой частью речи являются записанные на доске слова? (Сущ.) А теперь образуйте от этих существительных однокоренные слова, отвечающие на вопрос какие?

Ребята нашего класса какие? (Смекалистые, терпеливые, аккуратные, трудолюбивые, оптимистичные).

Какая это часть речи? (Имя прилагат.)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном. Продолжите фразы.
1. Имя прилагательное обозначает…
(признак предмета).

2. Имена прилагательные изменяются … (по родам и числам).
3. Имена прилагательные в единственном числе отвечают на вопросы… (какой? какая? какое?)

4. А во множественном числе эта часть речи отвечает на вопрос … (какие?)
5. Имя прилагательное связано с другой частью речи, которая называется … (имя существительное).


II. Актуализация опорных знаний

1. Минутка чистописания.

Послушайте стихотворение.
В доме добрыми делами занята,
Тихо по квартире ходит доброта.
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Л. Николаенко
-Прочитайте слова, выделенные красным.
-Назовите первый звук слов «доброта», «добрый».
-Прочитайте слова, выделенные зеленым.
-Назовите первый звук слов «делами», «день».
-Какие звуки назвали? [д], [д‘].
-Какой буквой они обозначаются? (Д д)

-Какие буквы мы пропишем?

-Записали число, классная работа.
-Прописали буквы заглавную Д и строчную д.

А вы знаете: давным-давно в древнерусском языке эта буква называлась «добро».

Очень красивое название.
2. Орфографическая разминка
В доме добрыми д..лами занята,
Тихо по квартире ходит д..брота.
-Прочитайте предложение.

Назовите первое слово с пропущенной буквой. Какую букву напишем? Почему?
-Произнесите слово доброта. Послушаем, как звучит это слово.
-Назовите гласные звуки.
-Какую букву напишем. Почему?
-Дети, вы всегда должны помнить:
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
-Записали предложение, вставьте пропущенные буквы.

3. Словарная работа

На доске у меня были написаны слова, но прошел дождь и смыл буквы. Давайте восстановим эти слова

В..тер, м…шина, мес…ц, м…локо, п…льто, п…года, тплый.

III. Самоопределение к деятельности.

– Посмотрите еще раз на слова, которые записаны на доске и скажите:

- На какие 2 группы можно разделить?

– Что такое имя прилагательное?

-Что вы можете сказать об имени прилагательном теплый?

-Как определили род имени прилагательного?

-Ребята, скажите, к прилагательному тёплый какое существительное подходит?

-На доске находятся карточки с именами существительными, найдите те, которые можно произнести с прилагательным (на доске таблица, открыты только первый столбик, 1и2 строка, ниже под таблицей находятся слова на карточках)

М.р.

Ж.р.

С.р.

Тёплый

Тёплая

Тёплое

ветерок




- Ребята, какого рода имена существительные, которые мы подобрали?

-На карточках остались ещё слова. На какие группы можно разделить эти слова?

- А, изменится ли прилагательное тёплый для существительных ж.р.? Как оно будет звучать? А, для сущ. С.р.? Подберите слова к данным прилагательным

- Пронаблюдайте, какие изменения происходили с прилагательным тёплый?

-Сформулируйте тему урока.

-Спишите словосочетания, которые у нас получились, укажите род, выделите окончания.

-Какие окончания у прилагательных м.р., ж.р., с.р.?


IV.Изучение нового материала

Работа с текстом.

– Послушайте небольшой текст.

Весна в лесу

Хороша ранняя весна в лесу! Ласково светит весеннее солнце. Лёгкие облака украшают голубое небо. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка.

– Задание: я читаю по одному предложению, а вы находите и записываете прилагательные вместе с существительными, и у прилагательных в единственном числе определяете род, выделяете окончания. (Учащиеся выполняют последовательно за учителем данное задание, по одному ученику учитель вызывает к доске).

Хороша ранняя весна в лесу! И т.д.

После выполненной работы:

– Подберите антоним к слову “ранняя” (Поздняя)

– Подберите антоним к слову “лёгкие”. (Тяжелые).

– Подберите синоним к слову “душистые”. Какое получится предложение, если вместо слова “душистые” употребить слово “пахучие”?

– Красивое предложение?

– Почему?

– Подберите синонимы к названию цвета “голубой”. (Лазурный, небесный – цвет весеннего неба, весенних облаков).

– А какого цвета бывает небо в пасмурную погоду? Отгадать вам помогут оттенки этого цвета: мышиный, свинцовый, пепельный.

– А цвет солнца – жёлтый. Подберите прилагательные-синонимы, обозначающие оттенки этого цвета. (Лимонный, золотой, песочный, канареечный, янтарный, соломенный, яичный, шафрановый или шафранный).

V. Физминутка

А сейчас немного потренируемся. Все встали!

Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх.

Дружный класс, нежное пюре, веселая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, далекий край, верная подруга, великое дело, хороший ученик.

VI. Первичное закрепление изученного материала

Посмотрите на текст на доске. Я вам прочитаю его, а вы подумайте, почему этот текст так назван.

Лесн… аптека

Аптечн… ромашка, полев… хвощ, болотн… багульник, горьк… полынь, болотн… сушеница – ценные лекарственные растения. Школьники – активные участники сбора этих растений. Каждый год они ведут заготовку цветов, трав и плодов.

- Поднимите руку, кто из вас участвовал в сборе лекарственных трав? Знаете ли вы другие лекарственные (растения) травы?

- Кто видел эти растения?

- Какие из этих трав растут на территории Кузбасса?

- Кто знает, в какое время их собирают?

- Но, к сожалению, в последнее время этих трав стало меньше. Как вы думайте от чего?

- «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. И эти сокровища мы должны охранять и беречь. Охранить природу – значит охранять Родину».

- А вот при каких болезнях используются эти травы, вы можете прочитать в библиотеке.

- Посмотрите на текст. Что вы интересного заметили? Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями?

- А теперь внимательно послушайте задание, которое вам нужно будет выполнить. Списать текст, вставляя пропущенные окончания.

- Но, для того, чтобы не допустить ошибок при выполнении упражнения, ответьте на мой вопрос. Как правильно определить, какое написать окончание в прилагательном? Что нужно для этого сделать? (1. найти сущ., задать вопрос к прилагательному; 2. определить род имени существительного; 3. узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.) 

Прочитайте «про себя» текст, который записан на доске.

На опушке среди берез спрятался в траве (крепкие боровики), чуть вдали розовеет (мокрые сыроежки). Словно ребенок, боязливо выглядывает (красноголовые подосиновики). Важно стоит (нарядные мухоморы).

- Запишите предложение. Поставьте словосочетания в скобках в единственное число.

Сверху буквами укажите род и число прилагательных.

- Проверку производим сигнальными карточками. Я называю вам словосочетание, а вы поднимаете нужную карточку.

Творческая работа

Написать весеннюю зарисовку в 2-х предложениях со следующими словосочетаниями:

- весеннее солнышко,
- прозрачный воздух.

Работа в группах

А теперь – работа в группах (каждому ряду – свое задание; заранее разрезать и перемешать карточки). Подойдите, пожалуйста, к первым партам своих рядов.

Задание: составьте из предложенных слов поговорку о весне. Найдите прилагательное, определите его род. (все присаживаются, 1 ученик от группы отвечает).

Работа в парах (на карточках)

- Вспомним правила работы в парах.

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Работать тихо, не мешать другим.

Задание: соедините имена прилагательные из левого столбика с именами существительными из правого, в скобках укажите род прилагательных.

- Все ли пары готовы?

Проверим.

Какое первое словосочетание получилось? Назовите род прилагательного. И т.д.

- Оцените свою работу. Поставьте соответствующий знак внизу карточки.

У кого нет ошибок? Молодцы!

У кого есть ошибки? Исправили?

- Свои впечатления о весне каждый человек передает по-своему: словами, музыкой, красками. Давайте вспомним, как о весне говорил поэт С.А.Есенин. Вспомним отрывок из его стихотворения. (Ученик читает стих.)

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

-Поэт, для того чтобы более красочно описать свои впечатления использовал имена прилагательные. Давайте их найдём и определим род.

А теперь предлагаю послушать, как о весне рассказал композитор. Эта музыка помогает нам почувствовать красоту русской весенней природы, вызывает чувство радости, ликования, лёгкости, восторга. Петр Ильич Чайковский «Времена года. Апрель». (Звучит отрывок).

Но у этого произведения есть и второе название «Апрельская капель». Определите род прилагательного.

VII. Домашнее задание

Составить по два словосочетания прил. + сущ. каждого рода.

VIII. Итог урока

- Как изменяется имя прилагательное?

- Как определяется род имени прилагательного?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?

- Какие имеет окончания?

IX. Рефлексия

Продолжи предложение:

Сегодня я узнал….

Я понял, что….

Теперь я могу….

Я научился…

Я смог….

Я удивился….

Поднимите карточку, выражающую ваше настроение и вашу работу на уроке.

Я рада, что наше настроение совпадает.

Вы хорошо работали! Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!